История развития российского законодательства об исполнении наказаний
История развития российского законодательства об исполнении наказаний берет свое начало еще от Русской правды, в которой закреплялся ряд наказаний и устанавливался порядок их исполнения.
В дальнейшем вопросы исполнения наказаний нашли свое отражение в Судебниках 1497 и 1550 гг., Соборном уложении 1649 г., Артикуле воинском 1715 г.
На указанном этапе еще не приходится говорить о законодательстве, регламентирующем исполнение наказаний, как самостоятельной отрасли: все вышеперечисленные акты содержали, в современном понимании, нормы и уголовного, и уголовно-исполнительного права.
В начале XIX века в Петербурге было создано «Попечительское о тюрьмах общество», которое было призвано, в том числе, содействовать нравственному исправлению преступников и улучшению состояния заключенных. Окончательно общество сформировалось в 1821 году под эгидой императора Александра I: высочайшим указом был утвержден устав общества и образованы его руководящие органы. 29 мая 1831 г. Комитет министров принял к сведению сообщение министра внутренних дел о новой тюремной инструкции. Инструкция содержала 12 глав и регламентировала исполнение лишения свободы, включая условия приема, размещения, труда и быта заключенных. Можно сказать, что названный акт – один из первых на пути выделения законодательства об исполнении наказания в самостоятельную отрасль. Впоследствии положения Инструкции получили свое развитие в Своде учреждений и уставов о содержащихся под стражей и ссыльных 1832 г., который стал первым систематизированным законодательным актом.
Вопросы исполнения отдельных видов наказания находили свое отражение в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г., Уставе о наказаниях, налагаемых мировыми судьями 1864 г., Уголовном уложении 1903 г., Уставе о ссыльных 1909 г.
Следующий значительный этап развития соответствующей отрасли законодательства связан уже с советским периодом: 16 октября 1924 г. был принят первый Исправительно-трудовой кодекс РСФСР. В 1933 г. его сменил новый Исправительно-трудовой кодекс РСФСР. Затем новый Исправительно-трудовой кодекс РСФСР был принят в 1970 г. Его существенным недостатком было то, что он регулировал исполнение далеко не всех видов наказания, предусмотренных УК РСФСР 1960 г. (например, исполнение таких наказаний как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, штраф, конфискация имущества и некоторые других ИТК РСФСР 1970 г. не регламентировалось). Указанный недостаток был устранен с принятием Положения о порядке и условиях исполнения уголовных наказаний, не связанных с исправительно-трудовым воздействием на осужденных СССР 1983 г. и соответствующего Положения на уровне РСФСР.
В результате фактически сложились две подотрасли законодательства об исполнении наказаний: исправительно-трудовое законодательство и законодательство, регламентирующее исполнение наказаний, не связанных с исправительно-трудовым воздействием на осужденных.
С принятием Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации 1997 г. вопросы, связанные с регламентацией исполнения наказаний, были объединены в единую отрасль.
2. Понятие, структура и содержание уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации
Структура уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации фактически определена в ч.1 ст.2 УИК РФ, которая устанавливает, что уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и других федеральных законов.
Таким образом, нормативное определение уголовно-исполнительного законодательства позволяет сделать вывод, что последнее составляют законы, как акты высшей юридической силы.
Уголовно-исполнительное законодательство – совокупность нормативных актов высшей юридической силы (законов), регулирующих порядок и условия исполнения и отбывания наказания и применения средств исправления к осужденным.
Содержание уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации в общем виде описано в ч.2 ст.2 УИК РФ:
1) общие положения и принципы исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации;
2) порядок и условия исполнения и отбывания наказаний;
3) порядок применения средств исправления осужденных;
4) порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания;
5) порядок участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осужденных;
6) порядок освобождения от наказания;
7) порядок оказания помощи освобождаемым лицам.
Основным актом уголовно-исполнительного законодательства является УИК РФ – единый кодифицированный акт, регламентирующий большинство вопросов исполнения (отбывания) наказаний и применения к осужденным мер исправительного воздействия.
Кроме того, в систему уголовно-исполнительного законодательства входит федеральный закон «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21.07.1993 г. №5473-1.
Вместе с тем имеются основания полагать, что система уголовно-исполнительного законодательства в дальнейшем будет развиваться и расширяться: ряд норм УИК РФ предусматривает принятие федеральных законов, которые должны регламентировать отношения, не урегулированные кодифицированным актом. Так, например, ст.ст.182 и 183 УИК РФ предусматривают возможность принятия законов об оказании социальной помощи осужденным и осуществлении контроля за ними.
Отдельные вопросы, входящие в предмет правового регулирования уголовно-исполнительного права, регламентируются Федеральным законом от 10.06.2008 года №76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания». Однако отнести данный закон полностью к уголовно-исполнительному законодательству не представляется возможным: им также регулируются отношения, связанные с исполнением административных наказаний, применением мер уголовно-процессуального принуждения и т.п.
Кроме того, порядок исполнения наказания в виде штрафа и такой меры уголовно-правового характера как конфискация имущества регламентируются федеральным законом от 02.10.2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (ст.ст.103-104). Вместе с тем и данный нормативный акт по своему основному содержанию к уголовно-исполнительному законодательству не относися.
Как следует из систематического толкования ч.1 ст.2 и ст.4 УИК РФ, законодатель разделяет понятия уголовно-исполнительного законодательства и нормативных правовых акты по вопросам исполнения наказаний. Последние основаны на законе, принимаются федеральными органами исполнительной власти и, соответственно, являются подзаконными нормативными актами.
К нормативным правовым актам по вопросам исполнения наказаний относятся:
1) Постановления правительства РФ:
- Постановление Правительства РФ от 11.04.2005 №205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время»;
2) Приказы Министерства юстиции РФ:
- приказ Минюста РФ от 03.11.2005 №205 «Об утверждении правил внутреннего распорядка исправительных учреждений»;
- приказ Минюста РФ от 06.10.2006 №311 «Об утверждении правил внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы»;
- приказ Минюста РФ от 30.12.2005 №259 «Об утверждении положения об отряде осужденных исправительного учреждения федеральной службы исполнения наказаний»;
- Приказ Минюста РФ от 20.05.2009 №142 «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества»;
4) Приказы Министерства обороны РФ:
- приказ Минобороны РФ от 29.07.1997 №302 «О правилах отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими»;
5) Совместные акты министерств и ведомств:
- приказ Минюста РФ №61, Министерства образования и науки РФ №70 от 27.03.2006 «Об утверждении положения об организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах уголовно-исполнительной системы».