Глава 1. История становления российского законодательства по противодействию незаконному обороту наркотиков

Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов

Курсовая работа студента 3 курса

очного бюджетного отделения гр.09316-д

Борхонова Л.Л.

Защищена "____"____________2010 г.

с оценкой __________________

Подпись:___________________

Научный руководитель:

ст. преподаватель

кафедры уголовного права

ЮИ ИГУ

В.И. Кузнецов

ИРКУТСК 2010

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………...3

Глава 1. История становления российского законодательства по противодействию незаконному обороту наркотиков……………………………………………………………5

Глава 2. Преступления против здоровья населения и общественной нравственности – незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов……………………..11

Заключение…………………………………………………………………………………….34

Список использованной литературы………………………………………………………38

Введение

Сохраняющаяся нестабильность в обществе, снижение уровня жизни, рост безработицы, потеря частью граждан нравственных ориен­тиров создают объективные условия для наркотизации населения и рос­та тесно связанной с ней наркопреступности. За последние пять лет про­шедшего столетия количество зарегистрированных потребителей нар­котиков в стране увеличилось почти в 3,6 раза и к концу 2001 года соста­вило около 400 тысяч человек. По состоянию на конец 2003 года количе­ство только зарегистрированных органами здравоохранения наркозави­симых граждан уже составляет свыше 450 тысяч человек. По мне­нию специалистов, реальное количество употребляющих наркотики в России достигло на данный период почти 3 миллионов человек и, при условии сохранения данной тенденции, число лиц, злоупотребляющих наркотическими средствами и психотропными веществами, может превысить 4 млн. человек.

Ситуация с потреблением наркотических средств в Иркутской области в течение ряда лет продолжает остаться угрожающей; мы прочно сохраняем здесь печальное лидерство в стране, временами уступая его Калининградской и Волгоградским областям.

Актуальность данной темы видится в том, что рассматриваемое преступление посягает на общественные отношения, обеспечивающие здоровье населения, а также на установленный государством порядок оборота наркотических средств и психотропных веществ. Учитывая его распространенность и причиняемый вред, мировое сообщество прилагает совместные усилия в борьбе с ним, создавая для этого соответствующую правовую базу.

С каждым годом количество зарегистрированных потребителей наркотиков в стране увеличивается. На общем неблагоприятном фоне растущей наркотизации населения особую тревогу вызывает увеличение числа детей и подростков, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества. Только в 2000 году в России взято под наблюдение с впервые ус­тановленным диагнозом "наркомания" более 11 тыс. подростков. За последние пять лет число детей, боль­ных наркоманией, увеличилось более чем в 5 раз. По состоянию на 1 января 2003 года 137 подростков от 15 до 17 лет на каждые 100 тыс, несовершеннолетних этого возраста состоят на профилактическом уче­те в связи с немедицинским употреблением наркотических веществ.

Наряду с «омолаживанием» наркомании другой, не менее острой проблемой является то, что она всё больше поражает женщин. В 2000 году на учете в наркологических заведениях состояло уже более 25 тыс. женщин, больных наркоманией.

Продолжается перестройка российского наркорынка в сторону вытеснения традиционных наркосредств растительного происхождения (маковой соломы и марихуаны) более сильными по воздействию на орга­низм человека и более опасными для здоровья высококонцентрирован­ными препаратами, особенно синтетического (амфетамины) и полусин­тетического (героин, опиаты) происхождения.

Возрастает число лиц, потребляющих наркотики инъекционным способом (в некоторых регионах страны их доля в общем количестве потребителей достигает 70%), что напрямую связано с увеличением поражения населения ВИЧ-инфекцией, вирусными гепатитами и другими сопутствующими заболеваниями. Если до 1996 года уровень распространения СПИДа в России был несопоставимо ниже, чем в большинстве других стран, то к концу 2003 года число ВИЧ-инфицированных значительно увеличилось за счет больных наркоманией, а непосредственно за последний год оно практически удвоилось и продолжает расти.

Играет свою негативную роль и удобное географическое положение России для транзита наркотических средств, что привело к лавинообразному росту их контрабанды за последние годы. Более половины всех изымаемых на территории страны наркотических средств имеют зарубежное происхождение.

В 2001 году правоохранительными органами страны изъято около 50 тонн наркотиков, что составляет свыше 300 миллионов наркодоз. Совершенно очевидно, что официальные данные о состоянии наркопреступности не отражают реального положения дел, так как по состоянию латентности, преступления в сфере незаконного оборота наркотиков занимают одно из первых мест среди других видов преступлений. По мнению экспертов, изымается не более 5% наркотических веществ, следовательно, только за 2001 год около 2 миллиардов доз дошло до наркоманов.

Причины и условия, способствующие возникновению и соверше­нию правонарушений, связанных с наркотиками и злоупотреблением ими, имеют корни во многих областях общественной жизни: экономике, поли­тике, культуре, праве, медицине, образовании, духовности каждого чело­века и др. Поэтому их выявление и устранение предполагают комплекс­ный подход с участием широкого круга государственных учреждений и ведомств, общественных и политических организаций.

Сегодня наркоугрозу вполне можно поставить в один ряд с международным терроризмом и распространением оружия массового уничтожения.

Цель работы состоит в том, чтобы проанализировать статью 228 Уголовного кодекса Российской Федерации, изучить историю становления российского законодательства по противодействию незаконному обороту наркотиков, рассмотреть объект, объективную сторону, субъективную сторону, субъект данного преступного деяния, выявить круг вопросов, которые нуждаются в законодательном урегулировании.

Глава 1. История становления российского законодательства по противодействию незаконному обороту наркотиков

Исследования свидетельствуют, что в России наркотизация как социальная угроза сформировалась в середине XIX в. Причиной тому послужили быстрое развитие международных торговых связей, практически бесконтрольная миграция в Россию граждан сопредельных государств, широко культивировавших производство и потребление наркотиков, активное использование в медицине того времени препаратов, изготовленных на основе опия.

В целях противодействия распространению в обществе наркомании были изданы специальные правовые акты, поставившие под запрет несанкционированные посевы мака и конопли, а также немедицинское употребление наркотиков и их вывоз за границу: Указы "О воспрещении жителям Туркестанского края приготовления и продажи наркотических веществ" (1880 г.), "О списках ядовитых и сильнодействующих веществ" (1879 г.), "О кокаине, отравлении им и воспрещении продажи без рецепта" (1893 г.), Закон "О запрещении посевов опийного мака" (1892 г.).

Однако предпринятые меры были запоздалыми и в целом не отвечали реально сложившейся ситуации. Наркомания как явление, к тому времени уже прочно укоренилась в российском обществе.[1]

С 1915 г. в Российской империи стал действовать Указ "О мерах по борьбе с опиумом". Именно этим Указом в российское уголовное право впервые были введены такие понятия, как "хранение, приобретение и перевозка наркотиков", "запрет на предоставление помещений для опиумокурения", нашедшие затем свое развернутое отражение в специальных статьях Уголовного уложения царской России.

Социальные потрясения Первой мировой войны, а затем и революции вызвали существенное увеличение количества наркоманов. Поэтому уже практически в первые месяцы своего существования Правительство Советской России в рамках обеспечения революционного порядка принимает ряд нормативных актов, направленных против наркомании и наркобизнеса. В частности, Постановлением Совета Народных Комиссаров (СНК) от 28 февраля 1918 г. « О борьбе со спекуляцией »[2] предусматривалось, что виновный в спекуляции любыми наркосодержащими веществами подвергался конфискации всего имущества и предавался суду Революционного трибунала. При этом в соответствии с действовавшими тогда политическими установками наркоторговцев нередко расстреливали на месте. Оправдывая такую позицию, в мае того же года Народный комиссариат юстиции (НКЮ) опубликовал постановление, руководствуясь которым революционные трибуналы в выборе мер борьбы с контрреволюцией и саботажем (под эти понятия подпадала и наркоторговля) не связывались никакими ограничениями. Иными словами, практика борьбы с незаконным оборотом наркотиков приобретала все более жесткий характер как во внесудебных (ВЧК), так и в судебных (революционные трибуналы) инстанциях советской власти.

Следующим наиболее важным нормативным документом, на наш взгляд, являлось Предписание СНК от 31 июля 1918 г. N 7206-7212 « О борьбе со спекуляцией кокаином ». Спекуляция наркотиками (в данном случае - кокаином) признавалась СНК « самой отвратительной из всех видов спекуляции ». В развитие данной линии нормотворчества 21 октября 1919 г. был принят Декрет СНК « О борьбе со спекуляцией, хищениями в государственных складах, подлогами и другими злоупотреблениями по должности в хозяйственных и распределительных органах ». Особенностью указанного Декрета являлось то, что этот документ касался только « крупных спекулянтов товарами ». Все дела по ним изымались из общей подсудности и передавались в особые революционные трибуналы, существовавшие при ВЧК. В Декрете вновь подчеркивалось: «...Особый Революционный Трибунал в своих суждениях руководствуется исключительно интересами революции и не связан какими-либо формами судопроизводства. Решения Особого Революционного Трибунала окончательны и обжалованию в кассационном порядке не подлежат »[3]. Здесь следует заметить, что в этот период весьма широко стала использоваться практика издания уголовных норм незаконодательными органами. Так, только с ноября 1917 по сентябрь 1918 г. из 72 постановлений и приказов различных наркоматов Советской России каждый четвертый имел уголовно-правовую санкцию <11>. Такое положение дел в революционном законодательстве побудило большевиков к разработке Уголовного кодекса РСФСР, который был введен в действие 1 июля 1922 г.

Особенностью первого УК советской власти стало то, что в нем отсутствовали конкретные составы преступлений, устанавливающие ответственность за незаконные действия с наркотиками. Этот пробел некоторое время восполнялся применением уголовно-правовых норм по аналогии с так называемыми общими статьями. Например, по ст. 215 УК РСФСР 1922 г. преследовалось приготовление ядовитых и сильнодействующих веществ лицами, не имеющими на то права. Подобные действия карались штрафом до 300 руб. золотом или принудительными работами. Несколько позднее вышло Постановление СНК от 6 ноября 1924 г. « О мерах регулирования торговли наркотическими веществами». Постановлением запрещалось свободное (в пределах РСФСР) обращение всех сильнодействующих средств, разрушающих народное здоровье. Наркотики, доставляемые из-за границы и с внутреннего рынка, должны были поступать исключительно в Народный комиссариат здравоохранения и распределяться им при строгом учете и контроле. Нарушение установленных предписаний, как и прежде, наказывалось по правилам аналогии общими нормами УК РСФСР 1922 г. Уголовная ответственность в этих случаях предусматривалась за нарушение положений, регулирующих проведение в жизнь государственных монополий (ст. 136 УК РСФСР 1922 г.), и за нарушение правил торговли (ст. 141 УК РСФСР 1922 г.). Названные деяния карались лишением свободы или принудительными работами на срок не менее шести месяцев или штрафом до 500 руб. золотом.[4]

В целом, как видно из проведенного историко-правового анализа, рассматриваемые нормативные акты не отвечали реалиям сложившейся в стране наркоситуации. Тем более что проводимая в этот период новая экономическая политика способствовала не только подъему народного хозяйства, но и породила активность криминального мира, вызвавшую существенный рост преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Поэтому 15 декабря 1924 г. было принято Постановление ВЦИК и СНК РСФСР о дополнении УК РСФСР 1922 г. ст. 140-д, которая предусматривала уголовную ответственность за « изготовление и хранение с целью сбыта и самый сбыт кокаина, опия, морфия, эфира и других одурманивающих веществ », а также за « то же преступление, совершаемое в виде промысла, а равно содержание притонов, в коих производится сбыт или потребление кокаина, опия, морфия и других одурманивающих веществ » <13>. На наш взгляд, несомненным достоинством ст. 140-д явилось то, что эта норма наказывала не потребителя, а производителя и торговца наркотическими средствами (веществами).

В 1925 г. Народный комиссариат юстиции разрабатывает новый УК РСФСР, который после внесения ряда изменений был утвержден постановлением ВЦИК и введен в действие 1 января 1927 г.[5]. Однако и во втором Уголовном кодексе Советской России касательно незаконного оборота наркотиков ошибочно была предусмотрена только одна норма, которая из ст. 140-д УК 1922 г. с незначительными редакционными изменениями преобразовалась в ст. 104. При этом данная статья была помещена во вторую главу Особенной части под названием "Иные преступления против порядка управления".

Недостаточность правовых возможностей в борьбе с прогрессирующей наркотизацией населения приводит к введению в действие 1 декабря 1934 г. дополнительной нормы - ст. 179-а гл. 8 «Нарушение правил, охраняющих народное здоровье, общественную безопасность и порядок» УК, которая устанавливала ответственность за выращивание без соответствующего разрешения опийного мака и индийской конопли. При этом данные незаконные действия наказывались лишением свободы на срок до двух лет или исправительными работами до одного года с обязательной конфискацией посевов.

В 30 - 40-х годах XX в. СССР присоединился к ряду международных соглашений, направленных на борьбу с незаконным обращением наркотиков и их производных препаратов, в частности к Женевской конвенции об ограничении производства и регламентации распределения наркотических средств (1931 г.), Конвенции по борьбе с незаконным оборотом вредных лекарственных веществ (1936 г.), Протоколу о внесении изменений в соглашения, конвенции и протоколы о наркотических средствах (1946 г.), Парижскому протоколу о международном контроле за лекарственными веществами, не подпадающими под действие Конвенции от 13 июля 1931 г. (1948 г.).[6]

Принятие Основ уголовного законодательства СССР 1958 г. и третьего УК РСФСР 1960 г. без преувеличения можно считать новым этапом в борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Теперь УК РСФСР содержал ряд специальных статей, предполагавших значительное усиление как правового контроля, так и уголовной ответственности за незаконные операции в рассматриваемой сфере.

В частности, ст. 224 "Изготовление или сбыт наркотических и других сильнодействующих и ядовитых веществ" устанавливала наказание за изготовление, сбыт, а равно хранение или приобретение с целью сбыта наркотических веществ без специального на то разрешения. Статья 225 - за "посев опийного мака или индийской конопли без разрешения". Статья 226 - за "содержание притонов и сводничество". Через пять лет Указом Президиума Верховного Совета "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР" ст. 225 была расширена и получила новое название – «Посев опийного мака, индийской, южной маньчжурской или южной чуйской конопли».

В рамках дальнейшего укрепления международного сотрудничества наша страна в 1963 г. присоединилась к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г., а несколько позже и к Конвенции о психотропных веществах 1971 г., которые содержали ряд основополагающих принципов и жестких требований к законодательству стран-участниц. Это обстоятельство также стало своеобразным катализатором качественных изменений внутренних уголовно-правовых норм антинаркотической направленности и в дальнейшем учитывалось законодателем при разработке новых положений. В частности, Указом Президиума Верховного Совета РСФСР « О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РСФСР » от 15 июля 1974 г. незаконное изготовление, приобретение, хранение или сбыт сильнодействующих и ядовитых веществ были из ст. 224 исключены и помещены во вновь введенную ст. 226.2, устанавливавшую ответственность за перечисленные деяния, а также перевозку или пересылку названных веществ. Статьей 224 УК РСФСР теперь предусматривалась ответственность только за незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозку, пересылку или сбыт именно наркотических веществ. При этом санкции за содеянное были существенно увеличены.
Тем же указом Уголовный кодекс РСФСР был дополнен новыми правовыми нормами: ст. 224.1 (хищение наркотических веществ); ст. 224.2 (склонение к потреблению наркотических веществ); ст. 226.1 (организация или содержание притонов для потребления наркотических веществ или предоставление помещений для тех же целей).

Кроме того, была существенно дополнена ст. 225 Уголовного кодекса, первая часть которой теперь устанавливала ответственность за «посев или выращивание опийного мака, индийской, южной маньчжурской или южной чуйской конопли либо других запрещенных к возделыванию культур, содержащих наркотические вещества», а вторая – «за те же действия, совершенные повторно или лицом, ранее совершившим одно из преступлений, предусмотренных частями первой и второй статьи 224, статьями 224.1, 224.2 и 226.1 настоящего Кодекса».

В целях усиления правовой ответственности за деяния, сопряженные с незаконным оборотом наркотиков, Указом от 15 июля 1974 г. был внесен ряд изменений и в Общую часть УК РСФСР. В частности, на основании ч. 2 ст. 7 хищение наркотических веществ с целью сбыта и хищение их при отягчающих обстоятельствах было отнесено к категории тяжких преступлений. В соответствии с ч. 2 ст. 10 уголовная ответственность за хищение наркотических веществ устанавливалась с 14-летнего возраста. Согласно п. 3 ст. 53 запрещалось применение условно-досрочного освобождения от наказания и замены наказания более мягким к лицу, осужденному за «незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозку или пересылку с целью сбыта или сбыт наркотических веществ при отягчающих обстоятельствах, либо за хищение наркотических веществ при отягчающих обстоятельствах». Также данным Указом за потребление наркотических средств без назначения врача была введена и административная ответственность. Эта норма вошла в Кодекс об административных правонарушениях (ст. 44).

Рассмотренные нормы стали своеобразной основой современного уголовного законодательства, направленного на борьбу с незаконным оборотом наркотиков.[7]

Глава 2. Преступления против здоровья населения и общественной нравственности – незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов

Под преступлениями против здоровья населения и общественной нравственности понимаются предусмотренные уголовным законом общественно опасные деяния, сопряженные с нарушением правил, обеспечивающих здоровье населения и общественную нравственность, и причиняющие существенный вред или создающие опасность его причинения.

Видовым объектом рассматриваемых преступлений выступают здоровье населения и общественная нравственность. Будучи самостоятельной социальной ценностью, здоровье населения охраняется комплексом мер политического, экономического, правового, медицинского и иного характера.

Здоровье населения - это совокупность общественных отношений, складывающихся в сфере обеспечения безопасных условий жизни многих людей.

Общественная нравственность представляет собой выработанную людьми систему норм и правил поведения, идей, традиций, взглядов о справедливости, долге, чести, достоинстве, которая является господствующей в обществе.

С объективной стороны большинство рассматриваемых преступлений совершается путем действия: незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств и психотропных веществ (ст. 228 УК), вовлечение в занятие проституцией (ст. 240 УК). Некоторые преступления могут совершаться как путем действия, так и бездействия например, нарушение санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236 УК).

Составы большинства преступлений сконструированы по типу формальных и считаются оконченными в момент совершения указанного в законе деяния (ст. ст. 223, 233, 240 УК и др.). Некоторые из рассматриваемых преступлений имеют материальный состав и в связи с этим признаются оконченными при наступлении последствий, предусмотренных уголовно-правовой нормой (ст. ст. 235, 245 УК).

С субъективной стороны большинство преступлений против здоровья населения или общественной нравственности характеризуются умышленной формой вины. Нарушение, например, правил оборота наркотических средств или психотропных веществ (ст. 228.2 УК) совершается умышленно или по неосторожности; нарушение правил производства, приобретения, хранения, учета, отпуска, перевозки или пересылки сильнодействующих или ядовитых веществ, если это повлекло их хищение либо причинение иного существенного вреда (ч. 4 ст. 234 УК), - в силу прямого указания закона только по неосторожности.

Субъект рассматриваемой разновидности преступлений – лицо, достигшее возраста 16 лет. Субъектом хищения либо вымогательства наркотических средств и психотропных веществ (ст. 229 УК) может быть лицо, достигшее возраста 14 лет.

В зависимости от непосредственного объекта все преступления против здоровья населения и общественной нравственности могут быть подразделены на две группы:

1) преступления против здоровья населения. К ним относятся преступления, предусмотренные ст. ст. 228, 228.1, 228.2, 229 - 239 УК;

2) преступления против общественной нравственности. К ним относятся преступления, предусмотренные ст. ст. 240 - 245 УК.[8]

Вообще, если говорить о нормах и статьях Уголовного кодекса РФ, регламентиpyющих ответственность за преступления против здоровья населения и общественной нравственности (а равно об их трактовке высшей судебной инстанцией страны), то имеются еще большие резервы для совершенствова­ния. К сожалению, на сегодняшний день в статьях гл. 25 УК РФ можно заметить немало нарушений принципа системного подхода. Системный подход в уголовно-правовой борьбе с преступностью па законодательном уровне включает в себя: разработку принципиальных установок уголовной политики; точное формулирование норм уголовного права, запрещающих конкретное преступное поведение; единообразное использование тождественных или сходных терминов уголовного за­кона при описании конкретных составов преступлений, посягающих на оди­наковые или сходные объекты, установление сопоставимых по уровню ре­прессии санкций за примерно одинаковые по характеру и степени общественной опасности уголовно-наказуемые деяния. На правопримени­тельном уровне системный подход прежде всего заключается в принятии Верховным Cyдoм РФ руководящих разъяснений по уголовным делам, кото­рые бы грамотно и недвусмысленно толковали конкретные положения уголовного закона (без уклона в фактическое правотворчество), и тем самым ориентировали следователей, прокуроров и особенно судей на безупречную уголовно-правовую оценку содеянного всеми виновными лицами. Нарушения по своему калибру различны — от неточностей в редакции отдельных квaлифициpyющих признаков и до серьезных провалов при решении важнейших вопросов, касающихся проблемы дифференциации ответственности за противоправные действия с наркотиками и фактически свидетельствующих об отсутствии у российского государства целенаправленной и обоснованной уголовной поли­тики по борьбе с наркотизмом.[9]

Например, долгие годы верой и правдой служила стране ст. 224 УК РСФСР 1960 г., в которой «водораздел» мeждy наиболее опасными и иными деяниями проводился по очень важному критерию — наличию цели сбы­та наркотика у виновного (т. е. по его стремлению расширить сферу незакон­ного оборота наркотиков). С принятием же УК РФ 1996 г. воцарился «новаторский» подход — поставить во главу угла объективные (а не субъективные) признаки совершаемых преступлений. Поэтому в ч. 2 ст. 228 нового Уголовного кодекса сразу же была искусственно повышена наказуемость изготовления наркотика «для себя» - до уровня его сбыта другим ли­цам. Стала возможной довольно хлесткая жизненная ситуация: например, выку­рить сигарету с небольшим количеством гашиша (до 0,1 г), потребитель нар­котика заглядывал в Уголовный кодекс и убеждался, что, если он сам изготовит для себя этот кусочек гашиша, то ему грозит нешуточная кара — от 3 до 7 лет лишения свободы. Переведя взгляд на часть первую той же ста­тьи, он с удивлением убеждался: если такую же порцию гашиша он просто купит зa ближайшим углом у распространителя-«6егунка», то вместо тюрьмы ему по закону полагается только административное взыскание. Легко догадаться, какой вариант поведения избирал рядовой российский наркоман. Таким обра­зом, ст. 228 УК РФ в первоначальной ре­дакции вместо борьбы с наркобизнесом на самом-то деле стимулировала «черный ры­нок» наркотиков.[10]

Реконструкция ст. 228 законом от 8 де­кабря 2003 г., дробление ее на несколько самостоятельных статей — вопреки ожида­нию законодателя — так и не изменили упо­мянутый порочный принцип. Разновидно­сти объективной стороны деяний, связан­ных с незаконным оборотом психоактивных веществ, были поделены между двумя статьями — 228 и 228-1, но цель сбыта в ка­честве обязательного признака субъектив­ной стороны состава преступления стала обязательной лишь для во второй из них. По­тому-то наказуемость пересылки и перевозки наркотиков теперь различается в четырк раза (хотя то и другое на равных соседствуют в процессе наркотраффика).

Возникла в судебной практике и другая коллизия: как квалифицировать действия лица, которое приобретает с целью сбыта партию наркотического зелья и тут же за­держивается сотрудниками милиции либо РУ ФСКН? Если по ст. 228, то это явится резким и необоснованным смягчением от­ветственности наркодилера — ведь не будет учтен главный стимул его противоправного поведения, т. е. цель сбыта (а значит, и по­лучение преступной наживы, распростране­ние наркомании «вширь»). А ст. 228-1, как назло, не содержит в диспозиции упомина­ния о приобретении наркотика.[11]

Также уголовно-правовая политика в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков может получить новое развитие. Она должна идти по пути смягчения наказания для потребителей наркотиков, стимулируя их лечение. В то же время ответственность наркобаронов, ведущих оптовую торговлю наркотиками, должна быть ужесточена. Предлагается установить наказание в виде пожизненного лишения свободы за сбыт одного (и более) килограмма героина, а также ужесточить наказание для лиц, сбывающих наркотики несовершеннолетним. Представляется, эти предложения заслуживают серьезного внимания.[12]

Изучение практики назначения наказания за незаконные приобретение, хранение, перевозку, изготовление или переработку наркотических средств без цели сбыта (ч. 1 ст. 228 УК РФ) показывает, что более половины наказаний (почти две трети) назначаются с применением ст. 73 УК (условно). Осужденные в основном не воспринимают условное наказание как сдерживающий фактор. Даже в тех случаях, когда виновным назначается более строгое наказание (например, лишение свободы), предупредительная роль его очень низка. Наркоманы неохотно лечатся (некоторые вообще не желают лечиться) и после отбытия наказания продолжают принимать наркотики, и поэтому рецидив преступлений, предусмотренных ст. 228 УК, составляет почти 80% .[13]

По нашему мнению, ответственность за преступление, предусмотренное ст. 228 УК, может быть смягчена, однако одновременно с этим должны быть приняты меры предупредительного характера в виде назначения осужденному принудительного лечения. Подобные меры предупреждения наркозависимости практикуются в других государствах (например, в Англии и Франции).[14]

Также существуют предложения по изменению уголовного законодательства, суть которых сводится к следующему:

1. предлагается в случае признания лица, впервые совершившего деяние, предусмотренное ч.1 ст. 228 УК РФ, страдающим заболеванием наркоманией, предоставить суду право освобождать подсудимого от наказания, заменяя последнее медицинскими мерами принудительного характера (в этих целях предложено дополнить ст. 228 УК РФ соответствующим примечанием).

2. в случае, если судом будет установлено, что подсудимый заболел наркоманией в результате принуждения к употреблению наркотических средств либо в результате приема наркотиков по предписанию врачей, лицо может быть освобождено от уголовной ответственности (в этих целях предложено дополнить ст. 228 УК РФ соответствующим обстоятельством, являющимся основанием освобождения от уголовной ответственности).[15]

Однако мера по ужесточению наказания лицам, занимающимся оптовым сбытом наркотиков не даст ожидаемого результата, если не будет сопровождаться ликвидацией экономической базы наркобизнеса. Существенным ударом по экономической основе наркопреступности может стать лишь изъятие денежных средств и других материальных ценностей, используемых преступными группами для функционирования своего высокодоходного бизнеса. На смену одним лицам (предположим, осужденным к пожизненному лишению свободы) придут другие, и криминальный процесс будет продолжаться. Способом, позволяющим разрушить экономическую базу наркопреступности, может быть только конфискация имущества. Эта мера, называемая иной мерой уголовно-правового характера, применяется в настоящее время в основном к предметам, признанным вещественными доказательствами. В юридической литературе неоднократно обращалось внимание на недостатки в конструкции норм о конфискации.[16] Их устранение будет способствовать более эффективному применению норм в судебной практике и станет реальным средством усиления борьбы с незаконным оборотом наркотиков.

Наши рекомендации