Понятие и предмет уголовно-исполнительного права
Уголовно-исполнительное право представляет собой самостоятельную отрасль права, характеризующуюся специфическим предметом и набором методов правового регулирования.
По сравнению с советским периодом название соответствующей отрасли права изменилось, поскольку ранее она именовалась как исправительно-трудовое право. Такое различие обусловлено изменением содержания общественных отношений, составляющих предмет регулирования: действующее уголовно-исполнительное законодательство регламентирует порядок исполнения ряда наказаний, не связанных с исправительно-трудовым воздействием на осужденных (например, штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и др.). Впервые данное изменение было зафиксировано в п.«о» ст.71 Конституции РФ, согласно которому судоустройство, прокуратура, уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство отнесены к ведению Российской Федерации. Преобразование завершилось с принятием и вступлением в силу Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации 1997 г.
Предмет уголовно-исполнительного права России многогранен, в его основе лежат общественные отношения, складывающиеся в процессе и по поводу исполнения (отбывания) уголовного наказания и применения иных мер уголовно-правового характера.
Кроме того, к предмету правового регулирования уголовно-исполнительного права относятся отношения, возникающие в ходе участия органов государственной власти и органов местного самоуправления в исправлении осужденных и в контроле за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание (ст.ст.19, 24, 56, ч. 4 ст. 96 УИК и др.).
Также в предмет регулирования уголовно-исполнительного права включается деятельность организаций, в которых работают осужденные к лишению свободы и лица, в отношении которых исполняется наказание, не связанное с лишением свободы (ст.ст.33, 34, 43 и др. УИК РФ).
Ряд норм уголовно-исполнительного законодательства регулирует права и обязанности администрации исправительных учреждении по отношению к гражданам, находящимся на территории этих учреждений, а также устанавливает правила поведения этих лиц (например, ч.3-5 ст.24 УИК РФ).
На нормативном уровне предмет уголовно-исполнительного права фактически закреплен в ч.2 ст.2 УИК РФ. В соответствии с указанной нормой в предмет регулирования уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации входит:
1) установление общих положений и принципов исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации;
2) порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных;
3) порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания;
4) порядок участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осужденных;
5) порядок освобождения от наказания;
6) порядок оказания помощи освобождаемым лицам.
Основными участниками (субъектами) вышеназванных отношений являются: с одной стороны – учреждения и органы, исполняющие наказание, с другой – осужденные.
Кроме того, как следует из содержания ч.2 ст.2 УИК РФ, субъектами уголовно-исполнительных правоотношений могут также выступать органы государственной власти и местного самоуправления, иные организации, общественные объединения, а также граждане.
Например, согласно ст.19 УИК РФ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления осуществляют контроль за деятельностью расположенных на их территориях учреждений и органов, исполняющих наказания. Статья 23 УИК РФ закрепляет право общественных объединений оказывать содействие в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, принимать участие в исправлении осужденных.
Основным методом правового регулирования уголовно-исполнительного права является принуждение. Во многом это предопределяется тем обстоятельством, что наказание само по себе является формой государственного принуждения. Таким образом, его исполнение предполагает неравенство участников, императивный характер правоотношения. Вместе с тем используются и иные методы:
1) диспозитивный: например, согласно ч.2 ст.108 УИК РФ осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, осужденные мужчины старше 60 лет, осужденные женщины старше 55 лет, осужденные беременные женщины привлекаются к работе без оплаты труда по их желанию; в соответствии с ч.5 ст.158 УИК по просьбе осужденного военнослужащего краткосрочное или длительное свидание может быть заменено телефонным разговором; и т.п.
2) поощрения: ст.113 УИК РФ устанавливает основания, перечень и порядок применения мер поощрения к осужденным;
Учитывая все вышесказанное, уголовно-исполнительное право можно определить следующим образом:
Уголовно-исполнительное право – совокупность правовых норм, регулирующих порядок и условия исполнения (отбывания) наказания, иных мер уголовно-правового характера и применения средств исправительного воздействия к осужденным.
Будучи самостоятельной отраслью права, уголовно-исполнительное право тесно взаимосвязано и взаимодействует с другими, прежде всего, смежными отраслями права.
Взаимосвязь и взаимодействие уголовного и уголовно-исполнительного правапроявляется в том, что уголовное право определяет понятие, цели и систему наказаний, то есть определяет материальное содержание соответствующих институтов. В свою очередь, уголовно-исполнительное право устанавливает порядок, процедуру исполнения наказаний.
Взаимосвязь и взаимодействие уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права обусловлены тем, что исполнение наказания по сути представляет собой элемент исполнения приговора (Раздел XIV УПК РФ). Со вступлением приговора в законную силу в действие вступает уголовно-исполнительное право, которое призвано обеспечить реализацию результатов правосудия.
Кроме того, уголовно-исполнительное право взаимосвязано и взаимодействует с конституционным правом (ч.2 ст.21 и др. Конституции РФ), административным правом (например, ч.2 ст.178, ч.1 ст.190 УИК РФ), правом социального обеспечения (ч.7 ст.12, ст.98 и др. УИК РФ) и другими отраслями российского права.