Злоупотребление властью или служебными полномочиями (ст. 424 УК)
Преступление является базовым, общим по отношению к другим преступлениям против интересов службы и должностным преступлениям в целом. Все они, по сути, могут рассматриваться как разновидности должностных злоупотреблений.
Ч. 2 ст. 424 УК определяет данное преступление как умышленное вопреки интересам службы совершение должностным лицом из корыстной или иной личной заинтересованности действий с использованием своих служебных полномочий, повлекшее причинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам.
Соответственно, объектом этого преступления являются интересы службы.
Объективная сторонаосновного состава преступления (ч. 2 ст. 424 УК) выражается только в действии (бездействие предусмотрено ст. 425 УК) и заключается в совершении должностным лицом действий с использованием своих служебных полномочий, но вопреки интересам службы, повлекших причинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам.
Действия должностного лица при совершении этого преступления совершаются им в рамках предоставленных ему служебных полномочий и связаны с осуществлением прав и обязанностей, которыми это лицо наделено в силу занимаемой должности. Поэтому для констатации злоупотребления властью или служебными полномочиями необходимо прежде всего установить, что действия по службе, которые вменяются должностному лицу в качестве злоупотребления, соответствуют его полномочиям (по содержанию, объему, пределам действий). В том случае, если должностное лицо для достижения каких-то результатов использует не функциональные полномочия, а влияние авторитета предоставленной ему власти и посредством такого влияния добивается желаемого результата, состав злоупотребления властью или служебными полномочиями отсутствует.
Незаконный характер должностному злоупотреблению придает факт совершения указанного действия вопреки интересам службы. Это означает, что деяние объективно противоречит как общим задачам и требованиям, предъявляемым к аппарату управления (так называемым публичным интересам), так и задачам, выполняемым отдельными управленческими системами и звеньями, нарушает основные принципы и методы работы.
При осуществлении деятельности в государственном секторе это означает совершение действий, противоречащих государственным интересам (финансовым, экономическим, социальным и пр.) и требованиям законности. Они могут противоречить интересам как отдельного государственного предприятия, учреждения, организации или ведомства, так и интересам государства в целом. Естественно, что приоритет должен отдаваться интересам более высокого порядка. Совершение действий из узковедомственных интересов в случае противоречия их общегосударственным (обусловленным законодательством) должно рассматриваться как злоупотребление.
Трудности в трактовке понятия «вопреки интересам службы» возникают в том случае, если принять во внимание должностных лиц, осуществляющих свои функции в частном секторе управления, на предприятиях частной формы собственности. Понятно, что интересы службы для таких предприятий носят относительно самостоятельный характер, часто несовпадающий с интересами государства. Факт противоречия действий должностного лица интересам службы в этом случае должен устанавливаться с позиции собственника предприятия, но при условии, что позиция собственника не противоречит действующему законодательству.
Состав рассматриваемого преступления материальный. Преступление признается оконченным с момента наступления последствий, к которым относятся:
- причинение ущерба в крупном размере;
- причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам.
Естественно, что к числу обязательных признаков состава рассматриваемого преступления помимо рассмотренных действия и последствий следует относить и причинную связь между ними.
С субъективной стороныданное преступление может быть совершено как с прямым, так и с косвенным умыслом, когда виновный осознает, что он совершает деяние только благодаря использованию своих служебных полномочий, вопреки интересам службы, предвидит, что в результате этого деяния могут наступить неблагоприятные, вредные последствия, предусмотренные уголовным законом, и желает их наступления либо относится к ним безразлично (сознательно их допускает).
Обязательным признаком субъективной стороны является мотив - корыстная или иная личная заинтересованность.
Корыстная заинтересованность применительно к составу злоупотребления выражается в стремлении должностного лица извлечь материальную выгоду (получить имущество или приобрести право на имущество, избежать материальных затрат и т. д. (см. ч. 10 ст. 4 УК), способом, не связанным с незаконным безвозмездным изъятием чужого имущества. Это может проявляться в приобретении должностным лицом имущества по себестоимости; изъятии имущества в свою собственность посредством его замены или с возмещением стоимости; временном заимствовании чужого имущества; использовании служебного транспорта в личных целях; пользовании бесплатными проездными документами при отсутствии права на это; уклонении от уплаты государству соответствующих платежей, сокрытии путем запутывания учета образовавшейся в результате халатности недостачи с целью избежать материальной ответственности и т. д.
Злоупотребление из корыстной заинтересованности следует отграничивать от хищения имущества путем злоупотребления служебными полномочиями (ст. 210 УК) по характеру причинения имущественного ущерба: для злоупотребления характерен имущественный ущерб в виде упущенной (неполученной) выгоды (компенсации), а для хищения - уменьшение наличного имущества вследствие его безвозмездного изъятия.
Иная личная заинтересованность как мотив злоупотребления или подлога может выражаться в стремлении извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленном такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т. п. Указанное понятие охватывает все другие противоречащие интересам службы неимущественные побуждения личного характера.
Субъектом этого преступления является должностное лицо. Ответственность наступает с 16 лет.
Квалифицированный составпреступления (ч. 3. ст. 424 УК) образуется в случае, если оно было совершено должностным лицом, занимающим ответственное положение, либо при осуществлении функций по разгосударствлению или приватизации государственного имущества, либо повлекло тяжкие последствия.
Согласно ст. 1 закона Республики Беларусь от 19 января 1993 г. «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» разгосударствление - передача от государства физическим и юридическим лицам частично либо полностью (в том числе посредством приватизации) функций непосредственного управления хозяйствующими субъектами.
Приватизация - приобретение физическими и юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству.
Ежегодно в республике определяется перечень объектов государственной собственности, подлежащих разгосударствлению, порядок, время и место проведения торгов, осуществляется подготовка и определение балансовой стоимости объектов приватизации. Злоупотребление при осуществлении функций приватизации возможно на различных стадиях и по всему комплексу вопросов, разрешаемых в ходе приватизации.
К тяжким последствиям следует относить причинение такого вреда, как крупные аварии, катастрофы, длительная остановка транспорта или производственного процесса, дезорганизация работы учреждения, предприятия, нанесение государству (общественным организациям, гражданам) материального ущерба в особо крупном размере, причинение смерти или тяжких телесных повреждений хотя бы одному человеку и т. п. Определяя указанные последствия необходимо соотносить их содержание с последствиями, указанными в основном составе рассматриваемого преступления.
К тяжким последствиям возможно как умышленное, так и неосторожное отношение виновного (двойная форма вины).
Умышленное причинение смерти, связанное с злоупотреблением служебными полномочиями, должно квалифицироваться по совокупности. При этом надо иметь в виду, что умышленное причинение смерти или телесных повреждений не характерно для данного преступления (можно представить лишь косвенный умысел к указанным последствиям). В большинстве таких случаев имеет место превышение власти или служебных полномочий.
При отграничении злоупотребления властью или служебными полномочиями от превышения власти или служебных полномочий необходимо учитывать, что в первом случае должностное лицо незаконно, вопреки интересам службы использует предоставленные ему законом права и полномочия, а во втором - совершает действия, явно выходящие за пределы его служебной компетенции (которые относятся к полномочиям другого должностного лица либо могли быть совершены самим должностным лицом только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте, а также которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершить).