Понятие и виды транспортных преступлений
Глава 28 УК включает в себя статьи, предусматривающие ответственность за посягательства на безопасность:
ü железнодорожного;
ü воздушного;
ü водного;
ü автодорожного;
ü магистрального трубопроводного транспорта.
Родовым объектом транспортных преступлений являются общественные отношения, складывающиеся в сфере обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспортных средств.
В качестве дополнительных объектов выступают:
ü жизнь и здоровье человека,
ü собственность,
ü имущественные интересы и экологическая безопасность.
Транспортная безопасность— это такие условия и правила движения и эксплуатации транспорта, которые исключают причинение вреда 1)жизни и здоровью человека, 2)имущественным интересам или экологии.
Условно все транспортные преступления делят на две группы.
Первая группа транспортных преступлений, посягает на безопасность движения и эксплуатации транспортных средств. К данной группе преступлений относятся (ст. 311 – 312, 314 – 317, 321) : нарушение правил безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта (ст. 314); угон либо захват с целью угона железнодорожного подвижного состава, воздушного или водного судна (ст. 311); самовольная без необходимости остановка поезда (ст. 312); нарушение правил международных полетов (ст. 315); нарушение правил безопасности движения и эксплуатации маломерных судов (ст. 316); нарушение правил дорожного движения или эксплуатации автодорожных транспортных средств (ст. 317); нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 321).
Вторая группа это преступления против состояния транспортных средств и транспортных коммуникаций (ст. 310, 313, 318 – 320): (ст. 310); недоброкачественный ремонт транспортного средства или путей сообщения (ст. 313); выпуск в эксплуатацию технически неисправного автодорожного транспортного средства либо незаконный допуск к управлению им (ст. 318); нарушение правил содержания автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений (ст. 319); нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов (ст. 320).
Понятие «транспорт» включает в себя совокупность объектов, подразделяемых на:
• транспортные средства, на которых непосредственно осуществляется перемещение людей и грузов;
• транспортные коммуникации, включающие транспортные пути, системы и средства электроснабжения, сигнализации, связи и управления движением, различные сооружения и иные объекты, необходимые для обеспечения движения транспортных средств.
Каждый из видов транспорта имеет свои специфические особенности в правовой регламентации его функционирования.
Железнодорожный транспорт— это вид наземного рельсового транспорта, представляющий собой совокупность его коммуникаций и транспортных средств, обеспечивающих управление и эксплуатационную деятельность железнодорожного транспорта.
Водный транспорт— совокупность коммуникаций и судов, обеспечивающих деятельность по морской или внутренней водной перевозке пассажиров, грузов и багажа.
Воздушный транспорт— совокупность коммуникаций и воздушных судов, обеспечивающих перевозку пассажиров, грузов и багажа по воздуху.
Магистральный трубопроводный транспорт— это магистральные трубопроводы, транспортирующие нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, сжиженные углеводородные газы, нестабильный бензин и конденсат.
Автодорожный транспортвключает в себя транспортные средства и автодорожные коммуникации.
Транспортные средства —механические транспортные средства, предназначенные для движения по дороге и для перевозки пассажиров, грузов или установленного на них оборудования, а также шасси транспортного средства и самоходные машины.
Определение транспортных средств, , содержится в примечании к ст. 317.
Под таковыми понимаются все виды автомобилей и других механических транспортных средств с рабочим объемом двигателя не менее пятидесяти кубических сантиметров.
Автодорожные транспортные средства подразделяются на 1)механические — приводимые в движение двигателем, а также 2)транспортные средства без механического привода (прицепы).
К механическим транспортным средствам относятся:
• автомобили всех видов (грузовые, легковые, автобусы);
• трамваи и троллейбусы;
• мотоциклы. К мотоциклам приравниваются трехколесные механические транспортные средства, имеющие массу в снаряженном состоянии не более 400 кг;
• тракторы;
• самоходные машины, предназначенные для выполнения каких-либо работ: строительных (экскаваторы, грейдеры), сельскохозяйственных (комбайны, косилки) и т.п.
Не являются механическими транспортными средствами:
• велосипеды;
• мопеды — механические транспортные средства, оборудованные двигателем с рабочим объемом до 50 см3 и имеющие максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками ;
• телеги и иные виды гужевого транспорта.
Прицеп — транспортное средство без механического привода, предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.
Автодорожные коммуникации — дороги с искусственным или естественным покрытием и расположенные на них средства сигнализации и управления.
Применительно ко всем транспортным средствам не влияют на признание этих средств предметами транспортных преступлений такие обстоятельства, как
ü способ их изготовления (промышленные или самодельные),
ü способ перемещения,
ü сфера применения, наличие или отсутствие государственной регистрации, прохождение технического осмотра и т.п.
Не имеет значения и техническое состояние транспортного средства, равно как и степень его укомплектованности, достаточно основных конструктивных деталей, при наличии которых имеется возможность осуществлять перемещение в пространстве.
Форма собственности и ведомственная принадлежность транспортных средств и коммуникаций также не влияют на признание этих средств предметами транспортных преступлений.
Исключение составляют:
• военные боевые, специальные или транспортные машины, нарушение правил вождения или эксплуатации которых влечет ответственность по ст. 464 «Нарушение правил вождения или эксплуатации машин»;
• военные летательные аппараты. Нарушение правил полетов или подготовки к ним либо иных правил эксплуатации военных летательных аппаратов наказывается по ст. 465 «Нарушение правил полетов или подготовки к ним» (гл. 37 «Воинские преступления»).
Однако ответственность за соответствующие воинские преступления наступает лишь при наличии специального субъекта, указанного в примечании 1 к гл. 37 «Воинские преступления».
Если же нарушения с использованием военного транспорта совершены иными лицами, то ответственность наступает за преступления против транспортной безопасности.
Большинство составов транспортных преступлений сконструированы как материальные составы. В качестве последствий в различных статьях названы:
• физический вред: менее тяжкие или тяжкие телесные повреждения, смерть одного или нескольких лиц;
• крушения;
• аварии;
• особо крупный ущерб;
• иные тяжкие последствия.
Крушения и аварии применительно к различным видам транспорта имеют различное значение и определяются ведомственными нормативными актами.
Применительно к автодорожному транспорту принято говорить о дорожно-транспортных происшествиях.
Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) — это происшествие, совершенное с участием хотя бы одного находящегося в движении механического транспортного средства, в результате чего погибли или ранены люди, либо повреждены транспортные средства, груз, сооружения.
Особо крупный ущерб в соответствии с примечанием к разделу 10 в тысячу раз иболее превышает размер б/в.
«Иные тяжкие последствия» — дезорганизация деятельности транспортных и иных предприятий, учреждений и организаций, экологический вред и т.п.
От транспортных происшествий следует отличать чрезвычайные происшествия — события, связанные с эксплуатацией транспорта, но не относящиеся к транспортным происшествиям, при которых наступило одно из следующих последствий:
• гибель кого-либо из находившихся на или в транспортном средстве в результате виновных действий самого пострадавшего или других лиц, если эти действия не связаны с функционированием транспортного средства:
• гибель членов экипажа или пассажиров в результате неблагоприятных воздействий внешней среды после вынужденной посадки воздушного судна вне аэродрома;
• гибель или телесные повреждения со смертельным исходом любого лица, находящегося вне воздушного судна, в результате непосредственного контакта с воздушным судном, его элементами или газовоздушной струей силовой установки;
• разрушение или повреждение транспортного средства в результате стихийного бедствия;
• наступление последствий в результате нарушения технологии обслуживания, правил хранения транспортного средства, выполнения ремонтных или погрузо-разгрузочных работ;
• причинение вреда вследствие нарушения правил техники безопасности, когда транспортное средство используется не для транспортировки, а для выполнения каких-либо работ.