Понятие и признаки товарного знака, знака обслуживания и наименования мест происхождения товаров.
Товарным знаком (знаком обслуживания) признаетсяобозначение, способное отличать товары одних юридических или физических лиц от однородных товаров других юридических или физических лиц. Чтобы стать объектом правовой охраны, это обозначение должно соответствовать ряду условий. Прежде всего, товарный знак - это условное обозначение, своего рода символ, который может помещаться на самом изделии, на упаковке или на его сопроводительной документации, и заменяет подчас длинное и сложное наименование изготовителя товара. Поэтому не является товарным знаком обозначение полного наименования изготовителя, время производства товара, качества и свойства товара и т.п., хотя бы эти указания и были помещены на изделии, упаковке или в сопроводительной документации. Оно заменяется простым и легко запоминающимся обозначением-символом. Поэтому необходимым условием правовой охраны товарного знака является его новизна. Новизна товарного знака определяется по дате приоритета.
Обозначение может считаться товарным знаком лишь тогда, когда оно зарегистрировано федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации (Государственный реестр товарных знаков) и выдано на него свидетельство, удостоверяющее приоритет товарного знака и исключительное право на товарный знак в отношении товаров, указанных на упаковке.
В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации.
Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании.
В зависимости от числа субъектов, имеющих право на пользование знаком выделяют:
- индивидуальные товарные знаки, то есть зарегистрированные на имя одного лица и;
- коллективные товарные знаки, т.е. знаки объединения предпринимателей. Сведения о предприятиях, имеющих исключительное право на пользование коллективным товарным знаком, вносятся в государственный реестр товарных знаков и знаков обслуживания РФ и в выдаваемое объединению свидетельство. Участник объединения, на имя которого зарегистрирован коллективный товарный знак, обладает правом контроля за его использованием. Все условия использования коллективного товарного знака, отражаются в особом правовом документе, именуемом уставом коллективного товарного знака. Он разрабатывается и утверждается самим объединением и прилагается в заявке на регистрацию коллективного товарного знака.
По степени известности товарные знаки делятся на обычные и общеизвестные. Общеизвестным товарным знаком признаётся такое значение, которое знакомо широкому кругу потребителей благодаря его использованию для обозначения определённых товаров.
Закон о товарных знаках содержит условия, при которых те или иные обозначения не признаются товарными знаками.
1. Не регистрируются в качестве товарных знаков обозначения, не обладающие различительной способностью, чтобы не допустить сходства до степени смешения с аналогичными товарами, работами или услугами.
2. Не регистрируются обозначения, являющиеся фирменными наименованиями или промышленными образцами, исключительные права на которые принадлежат другим лицам.
3. Не регистрируются в качестве товарных знаков обозначения, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.
Наименование места происхождения товаров.
Наименование места происхождения товаров - это обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое наименование страны, населенного пункта, местности или иного географического объекта, используемое для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями или людскими факторами (например «русский квас», «боржоми», «Шведская сталь»). Обозначения товаров должны содержать прямое или косвенное указание на то, что товар происходит из конкретной страны, области или местности. Не признаётся наименованием места происхождения товара обозначение, хотя и являющееся географическим названием, но не вошедшее во всеобщее употребление как обозначение товара известного вида, не связанное с местом его изготовления (Швейцарский сыр, Рижское пиво и т.п.).
Специфическим признаком наименования места происхождения товара является связь обозначения товара с его особыми свойствами, которые определяются характерными для данного географического объекта природными условиями или людским фактором или тем и другим вместе взятыми. Такие специфические свойства должны носить стабильный, устойчивый и общеизвестный характер.
Наименование места происхождения товара становится самостоятельным объектом правовой охраны лишь после того, как оно зарегистрировано федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности и внесено в Государственный реестр наименования мест происхождения товаров.
Коммерческие обозначения
Юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, а также индивидуальные предприниматели могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц.
Коммерческое обозначение может использоваться правообладателем для индивидуализации одного или нескольких предприятий. Для индивидуализации одного предприятия не могут одновременно использоваться два и более коммерческих обозначения.
Правообладателю принадлежит исключительное право использования коммерческого обозначения любым не противоречащим закону способом, в том числе путем указания коммерческого обозначения на вывесках, бланках, в счетах и на иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, если такое обозначение обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории.
Не допускается использование коммерческого обозначения, способного ввести в заблуждение относительно принадлежности предприятия определенному лицу, в частности обозначения, сходного до степени смешения с фирменным наименованием, товарным знаком или защищенным исключительным правом коммерческим обозначением, принадлежащим другому лицу, у которого соответствующее исключительное право возникло ранее.
Коммерческое обозначение или отдельные элементы этого наименования могут быть использованы правообладателем в принадлежащем ему товарном знаке. Коммерческое обозначение, включенное в товарный знак, охраняется независимо от охраны товарного знака.