Тема 16: Советское государство и право в период либерализации советского государственного строя

С середины 50-х годов в СССР происходит постепенный отход государства от жесткого послевоенного курса И.В. Сталина в области законодательства и социальной политики. Особенно это становится заметным с 1956 года, после XX съезда КПСС (на XIX съезде ВКП(б) в 1951 году ее название было изменено на Коммунистическая партия Советского Союза). На этом съезде впервые прозвучала в докладе Н.С. Хрущева критика в адрес И.В. Сталина за нарушение советской законности, за массовые репрессии 30-х годов и нарушении принципов советской демократии.

В июле 1958 года Президиум Верховного совета СССР принял положение о правах местных комитетов профсоюзов, по которому увольнение работающих по инициативе администрации допускалось только с согласия фабзавкомов, на них возлагался контроль за выполнением администрацией законодательства о труде и заработной плате.

В июне 1956 года был принят Закон о Государственных пенсиях, установивший единый принцип их начисления (возраст для мужчин 60 лет, а для женщин 55). В том же году сокращается продолжительность рабочего дня в предвыходные и предпраздничные дни, увеличивается продолжительность отпусков по беременности и родам, сокращается рабочая неделя подростков. В 1958 году разрешена передача государственной техники из машинно - транспортных станций колхозам, расширялись права колхозных собраний в измененном Уставе сельскохозяйственной артели, принятого еще в 1935 году.

Колхозы могли теперь определять размеры приусадебных участков, количества скота в личной собственности, устанавливать минимум трудодней, принимать в артель и исключать из нее.

В декабре 1958 года принимаются новые (с 1924 года) Основы уголовного законодательства СССР и союзных республик, где главной задачей значилась охрана Советского и государственного строя, социалистической собственности и правопорядка. Преступным признавалось общественно опасное деяние, прямо предусмотренное законом. Ранее действующий принцип аналогии отменялся. Наказание могло применяться только по приговору суда, учитывавшего все объективные и субъективные обстоятельства дела. Сокращался максимальный срок лишения свободы (с 25 лет до 15). На базе Основ в октябре 1960 года Верховный совет РСФСР принял новый Уголовный кодекс РСФСР.

В декабре 1958 года были приняты Основы уголовного судопроизводства СССР, а также Основы законодательства в области судоустройства, уголовного процесса и уголовного права. В декабре 1961 года принимаются Основы гражданского законодательства и Основы гражданского судопроизводства. В те же годы (1961 – 1964) приняты процессуальные кодексы (уголовный и гражданский) и на базе отмеченных Основ была проведена кодификационная работа в союзных республиках. Не менее энергично в конце 50-х – начале 60-х годов шла законодательная работа в высших органах власти СССР и союзных республиках (Указы президиумов Верховных советов, постановления Советов Министров составили значительную часть подзаконных актов).

Энергичная законотворческая деятельность органов власти и управления в отмеченный период отражала и сопровождала не менее напряженную хозяйственную и социальную работу партийных и государственных органов. Изменились принципы управления промышленностью и сельским хозяйством. Наметилась тенденция децентрализации и демократизации. Расширялись права союзных республик. После XX съезда КПСС наметилась определенная либерализация общественной жизни. В частности, были реабилитированы репрессированные ранее чеченцы, ингуши, крымские татары, карачаевцы, балканцы, немцы Поволжья; были реабилитирован многие жертвы сталинских репрессий. В это де время были предприняты попытки реформирования управления народным хозяйством, внедрения экономических методов в промышленности, в финансировании и стимулировании примышленного производства.

В октябре 1961 года состоялся XXII съезд КПСС, на котором была принята новая Программа партии, названная в пропагандистских документах программой построения коммунизма в СССР. По ней в 1961 – 1971 года отводись на создание материально – технической базы коммунизма, а последующие десять лет должны были стать временем вступления в коммунизм. Государство должно было за это время перерасти в органы общественного самоуправления. В основе этого документа не было никаких расчетов: ни экономических, не социальных. По своей сути это было чисто волюнтаристическое пропагандистское заявление, призванное связать роль стимулятора социальной энергии, вдохновителя трудового энтузиазма народа. Но эффект получился обратный, поскольку заявленное намерение не подкреплялось материально государственными средствами.

В 1965 году были приняты Постановления «Об улучшении планирования и стимулирования производственной экономики» и «О государственном производственном предприятии при социализме», которые по замыслу руководителей, должны были стать основой перелома в промышленности. Число обязательных отчетно – плановых потребителей было сокращено. Введены новые, с акцентом на рентабельность и себестоимость; часть доходов оставалась предприятию, их которых разрешалось материальное поощрение работников, развитие системы социально – бытового обеспечения трудящихся и т.д. Однако в условиях жесткой ведомственной вертикали управления и планирования эти новации не дали ожидаемых результатов. Экономическая система обнаруживает не только не гибкость, а невосприимчивость к техническому прогрессу, отторжение новаций, консерватизм в руководстве, низкую производительность труда и качества продукции. Кризисные явления в промышленности не получили должной оценки и адекватных действий руководства. Незамеченным проходит факт невосприимчивости советской системы к результатам научно – технической революции, разворачивающейся на Западе с начала 50-х годов (автоматика, кибернетика, электроника, компьютеризация и т.д.). Развитие технически более современного военно – промышленного комплекса не сопровождается аналогичными сдвигами в хозяйственных отраслях. Наоборот: чем дальше, тем больше военное состязание с США, съедает средства народного хозяйства.

Аналогично складывается ситуация в сельском хозяйстве. Оно не выходит в послевоенные годы из кризисного состояния. Попытка решить проблему за счет освоения с середины 50-х годов целинных и залежалых земель не дала ожидаемого результата. Запрет на свободное перемещение (на свободный выбор места жительства), фактически прикрепления к колхозу, без достаточного материального обеспечения в течение многих лет, лишили колхозников стимула к труду и соответственно к его результатам. Попытки в начале 60-х годов поправить положение паспортизации деревни 1966 года, распространением на нее пенсионного обеспечения 1964 года, дело не поправили, а лишь увеличили отток населения из сельской местности в города.

Но по внешним показателям состояние СССР в 60-е годы не казалось тревожным. Скорее наоборот. Усиленно развивалась атомная энергетика, ракетостроение, космонавтика. Всеобщим ликованием и гордостью сопровождался полет первого в мире советского космонавта. Строились новые города, развивалось жилищное строительство, непрерывно возрастал объем промышленного строительства. Медленно, но росла и заработная плата. Кто работал – не голодал.

В целом государство развивалось и убедительно (за счет роста объемов: промышленности, продукции, населения, строительства, добычи природных ресурсов, объектов культуры и т.д.). Негативная сторона обнаруживается наиболее заметно лишь в снабжении населения продуктами питания и недостатком жилья в городах.

Наши рекомендации