Раздел I. Общая теория государства и права
Глава 1. Предмет и метод дисциплины «Правоведение»
1.1 Предмет дисциплины «Правоведение»
Правоведение относится к числу общественных наук и представляет собой совокупность знаний о процессах и закономерностях права, правового сознания, юридических отношений. Оно изучает процесс возникновения права как социального явления, ищет ответы на вопросы о том, когда возникло право, каковы причины его появления, какие стадии оно прошло в своем развитии и под влиянием каких социальных процессов. Правоведение уделяет внимание полному и всестороннему анализу современного состояния права в странах с различным общественно-политическим строем, стремится предсказать пути дальнейшего развития и совершенствования государственно-правовых явлений.
Учебная дисциплина «Правоведение» характеризуется следующими чертами: во-первых, научные знания о праве существуют в системе; они последовательно и всесторонне раскрывают все связи, стороны и свойства правовых явлений; во-вторых, задачи научного познания в сфере права сводятся к выявлению закономерностей процессов государственно-правовых явлений, движущих сил их изменения и развития; такой уровень знаний существует в форме понятий, категорий, юридических принципов и научных закономерностей; в-третьих, это система достоверного, объективного знания о праве, в нем отсутствуют домыслы и мифы.
Таким образом, правовая наука – это система полных и всесторонних знаний о праве, в основе которой лежит совокупность понятий, категорий и научных законов, отражающих закономерности возникновения, развития и функционирования данного явления.
Предмет дисциплины – это определенная совокупность объективных закономерностей, явлений, связей, объектов, изучаемых в ее рамках.
Предметом правоведения являются государственно-правовые явления и процессы, закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права, их классово-политическая и общечеловеческая сущность, а также понятийный и научный аппарат, с помощью которого описываются эти явления, процессы и закономерности.
В.М. Сырых выделяет пять видов закономерностей, составляющих предмет правовой науки: 1) закономерная связь наиболее простых государственных и правовых явлений – нормы права, правоотношения, правонарушения; 2) закономерная связь сложных государственных и правовых явлений, таких как механизм правового регулирования, система законодательства, механизм государства, отрасль права; 3) закономерности, присущие государству и праву в целом; 4) закономерная связь государства и права с экономикой, культурой и другими социальными сферами; 5) закономерности познания государства и права[1].
Предмет дисциплины «Правоведение» имеет свой состав, в котором выделяют три элемента:
1. Материальный: все государственно-правовые процессы и явления (развитие государства, изменение правовой системы, механизм государства, действующее законодательство, правопорядок и др.).
2. Теоретический: совокупность правовых понятий (мысленные образы, воспроизводящие в сознании государственно-правовые явления и процессы) и категорий (предельные по уровню обобщенности правовые понятия, например: государство, механизм государства, право, отрасль права), а также гипотезы и теории, относящиеся к государственно-правовым явлениям и процессам.
3. Практический: совокупность научных рекомендаций по совершенствованию действующего законодательства и системы органов власти.
Современное правоведение является весьма сложным комплексом юридических наук, включающим знания: во-первых, общетеоретических и исторических правовых дисциплин (теории права, истории государства и права), т.е. наук, которые исследуют общие и специфические правовые закономерности, причины возникновения права, этапы его развития, формирование научных представлений о праве на различных этапах истории, характеризующих право в современный период и пути его дальнейшего развития; во-вторых, отраслевых юридических наук (государственного, гражданского, уголовного и др.); в-третьих, наук, изучающих международное право (международного публичного и международного частного права); и, в-четвертых, комплексных юридических наук (криминалистики, криминологии, юридической психологии), использующих положения и выводы неюридических дисциплин для решения правовых проблем.
1.2 Методология дисциплины «Правоведение»
Методнаучного познания включает в себя совокупность приемов и способов, с помощью которых изучается предмет науки и происходит формирование новых знаний.
Методологическая основа правоведения исторически определилась в четырех основных философских направлениях познания. Первое из них, метафизическое направление, где государство и право понимаются как вечные, неразвивающиеся, стабильные категории, изменяющиеся только в сознании людей. Второе – диалектическое, при котором государственно-правовые явления рассматриваются в развитии, т.е. в процессе возникновения, изменения и исчезновения. Материалистический подход рассматривает государство и право как надстроечные явления, существование которых зависит от базиса, т.е. материально-экономических условий бытия. Идеалистическое направление в понимании государства и права признает первичность сознания в виде объективной идеи или индивидуального сознания, а государство и право – это формы бытия объективного либо субъективного.
Методы научного познания можно, в свою очередь, разделить на общенаучные и специальные (частно-научные).
К общенаучным относятся методы эмпирического (основанные на опыте, эксперименте, наблюдении) и теоретического (мыслительный эксперимент, логические операции, системный подход) познания.
Эмпирические методы в общественных науках, к которым относится и правоведение, отличаются многообразием, что обусловлено самим разнообразием общественной и политической жизни.
Теоретические методы, в свою очередь, позволяют вскрыть суть глубинных взаимосвязей и закономерностей развития общественных и государственных процессов. В связи с этим разделять или тем более противопоставлять эмпирику теории как минимум ошибочно. Данные методы необходимо рассматривать в их органической взаимосвязи и единстве, так как только их сочетание в познании способно привести к объективному результату.
К общим методам правоведения можно отнести: исторический метод (сопоставление рассматриваемого государственно-правового явления с другими историческими явлениями и процессами); системно-структурный метод (явление исследуется как система и как часть системы); функциональный метод (изучение функций одних государственно-правовых явлений по отношению к другим); метод логического анализа.
В тесной взаимосвязи с методами находятся общенаучные приемы исследования, к которым следует отнести: обобщение, сравнение, определение, абстракцию, моделирование, идеализацию, аналогию, логические приемы (использование таких операций, как: индукция, анализ, синтез).
К частно-научным методам познания относятся:
- социологический, включающий в себя как конкретно-социологические исследования (опросы, анкетирование, интервью, экспертные оценки), так и социально-психологический анализ (тождественен по приемам конкретно-социологическому, однако направлен на изучение группового либо общественного сознания);
- математический (измерение уровня эффективности, в т.ч. в процентном отношении);
- формально-юридический подход (выражается в анализе текстов нормативных актов, толковании содержания правовых предписаний и т.д.); правовой эксперимент (например, проверка действия того или иного акта на ограниченной территории) и другие.
1.3 Функции дисциплины «Правоведение». Значение