Тарифнаясистемаоплатытрудаработников,ееприменениевусловиях рынка труда. ЕТС для работников бюджетной сферы.
Тарифные системы оплаты труда<1> определены ч. 1 ст. 143 ТК РФ как системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий.
--------------------------------
<1>Тарифная система оплаты труда в бюджетной сфере основана на применении Единой тарифной сетки (ЕТС), которая была введена в 1992 г., но Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ из обязательной перешла в разряд рекомендуемых для применения до завершения реформы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений.
Тарифная система дифференциации заработной платы определяется как совокупность нормативов, установленных на государственном или локальном уровне (в рамках работодателя), с помощью которых осуществляется дифференциация заработной платы работников различных категорий.
Тарифная система дифференциации заработной платы работников различных категорий включает в себя: тарифные ставки, оклады (должностные оклады), тарифную сетку и тарифные коэффициенты. Тарифные системы включают также компенсационные и стимулирующие выплаты.
Тарифная система оплаты труда направлена на учет индивидуальных затрат труда, трудового вклада работника, которые определяются исходя из следующих критериев: сложности выполняемой работы и соответствующей этой сложности квалификации работника; условий труда; природно-климатических условий выполнения работы; интенсивности труда и др.
Сложность выполняемых работ определяется на основе их тарификации. При этом тарификация работ - это отнесение видов труда к тарифным разрядам или квалификационным категориям в зависимости от сложности труда. Соответственно, показателем сложности выполняемой работы является разряд или квалификационная категория, по которой тарифицируется тот или иной вид работ. По мере повышения разряда или квалификационной категории возрастает размер оплаты труда работника, что особенно характеризует тарифную систему дифференциации заработной платы работников. Этим же целям служат и другие элементы указанной тарифной системы.
Тарифная сетка определяется как совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и требований к квалификации работников с помощью тарифных коэффициентов. При этом тарифный разряд - величина, отражающая сложность труда и уровень квалификации работника. Тарифная сетка состоит из определенного числа тарифных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов (например, I разряду тарифной сетки соответствует тарифный коэффициент, принятый за 1, а V разряду - 1,9 и т.д.). Тарифный коэффициент показывает, во сколько раз тарифная ставка данного разряда больше тарифной ставки первого разряда. С помощью тарифной ставки I разряда и соответствующих тарифных коэффициентов определяются размеры тарифных ставок всех остальных разрядов (тарифная ставка I разряда умножается на тарифный коэффициент V разряда, и получаем тарифную ставку V разряда). Таким образом, тарифная сетка определяет соотношение по оплате труда в зависимости от сложности работ и квалификации работников при помощи тарифных коэффициентов. Тарифные сетки различаются количеством разрядов и диапазоном в процентном нарастании тарифных коэффициентов от разряда к разряду, т.е. от минимального (I разряд) до максимального значения (VI - VIII разряды).
Тарифная система включает в себя также тарифные ставки, оклады (должностные оклады), определения которых приведены в ст. 129 ТК РФ. Тарифная ставка определяет размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда (трудовых обязанностей) определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Например, тарифная ставка рабочего I разряда определяет минимальную оплату простейших видов работ в единицу времени (час, день, месяц, т.е. часовая, дневная или месячная тарифная ставка). По мере роста квалификации рабочего ему присваивается более высокий квалификационный разряд, определяемый как величина, отражающая уровень профессиональной подготовки работника, и соответственно увеличивается его тарифная ставка, что стимулирует работников к повышению их квалификации.
Наряду с тарифными ставками тарифная система включает оклады (должностные оклады) для руководителей, специалистов и служащих. Оклады могут устанавливаться и рабочим, труд которых не поддается нормированию. Различаются тарифные системы: 1) рабочих; 2) руководителей, специалистов и служащих; 3) работников государственных и муниципальных учреждений и др.
Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом ЕТКС, ЕКС. Эти справочники и порядок их применения утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ (ч. 2 ст. 143 ТК РФ).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31 октября 2002 г. N 787 "О порядке утверждения Единого тарифно-квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих" Минтрудом России принято Постановление от 9 февраля 2004 г. N 9, которым утвержден Порядок применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. В настоящее время применяется Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденный Постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. N 37 с последующими изменениями и дополнениями.
Согласно изменениям, внесенным в указанное Постановление N 787 Постановлением Правительства РФ от 20 декабря 2003 г. N 766 (п. 1), ЕТКС состоит из тарифно-квалификационных характеристик основных видов работ и профессий рабочих и служащих в зависимости от их сложности и соответствующих им тарифных разрядов, а также требований, предъявляемых к профессиональным знаниям и навыкам рабочих.
Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС) <1> и ныне используется в Российской Федерации с учетом принимаемых изменений и дополнений.
--------------------------------
<1> Был утвержден Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС в 1983 г., применяется постольку, поскольку не противоречит ТК РФ согласно ст. 423 ТК РФ.
В юридической литературе последнего времени указанные справочники, как и тарифная система в целом, достаточно обоснованно отнесены к числу гарантий реализации каждым права на равную плату за труд равной ценности (сложности) <1>. К такого рода гарантиям можно отнести и введенную Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 236-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О техническом регулировании" ст. 195.1 ТК РФ, включающую определение профессионального стандарта, под которым понимается характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида деятельности. Порядок разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, правила установления тождественности названий должностей, профессий и специальностей тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих наименованиям из стандартов должен быть установлен Правительством РФ. Стандарты будут учитываться при тарификации работ и присвоении тарифных разрядов. То же касается тарифных систем оплаты труда и систем оплаты труда работников муниципальных и государственных учреждений.
--------------------------------
КонсультантПлюс: примечание.
Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (под ред. К.Н. Гусова) включен в информационный банк согласно публикации - Проспект, 2008 (7-е издание, переработанное и дополненное).
<1> См., например: Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред. К.Н. Гусова. М., 2009. С. 389.
До вступления в силу ТК РФ указанные справочники были обязательны для организаций, финансируемых из бюджета, и носили рекомендательный характер для других организаций. Согласно ч. 2 ст. 143 ТК РФ тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учетом ЕТКС и ЕКС, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда.
Тарифные ставки дифференцируются в зависимости от интенсивности труда. Это означает, что учитываются различия, основанные на более высокой интенсивности (напряженности) труда. Например, работа, выполняемая рабочими-сдельщиками, как правило, является более интенсивной по сравнению с рабочими-повременщиками и оплачивается в повышенном размере.
Тарифные ставки, оклады (должностные оклады) дифференцируются также в зависимости от условий труда. В соответствии со ст. 147 ТК РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ с учетом мнения РТК. Повышение оплаты труда по указанным основаниям производится по результатам специальной оценки рабочих мест. Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов либо коллективным договором, трудовым договором.
Указанное повышение тарифных ставок (окладов) отнесено к компенсационным выплатам за тяжелую работу, работу во вредных, опасных условиях труда и представляет собой часть компенсаций, обеспечивающих охрану труда (в дополнение к сокращению рабочего времени, предоставлению дополнительных отпусков и др.).
Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями, согласно ст. 148 ТК, производится в порядке и размерах не ниже предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. В трудовом законодательстве установлена выплата районных коэффициентов, иных надбавок за работу в местностях с особыми климатическими условиями. Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников устанавливаются Правительством РФ (ст. 316 ТК РФ). Районные коэффициенты представляют собой увеличение заработной платы в зависимости от места расположения организации (работодателя). Определение указанных районов, отнесенных к Крайнему Северу или местностям, приравненным к нему, является прерогативой государства. Основная цель заключается в том, чтобы компенсировать повышенные расходы, связанные с проживанием работников в названных районах с неблагоприятными климатическими условиями.
Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачиваются также процентные надбавки к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях (ст. 317 ТК РФ). Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в том же порядке, что и для районного коэффициента (ст. 316 ТК РФ).
Тарифные ставки, оклады (должностные оклады) не всегда позволяют дифференцировать оплату труда на уровне отдельных работников, у которых работа отличается особой сложностью, интенсивностью или связана с профессиональным мастерством, высокой производительностью труда либо протекает в особых условиях труда и др. Эту роль выполняют надбавки и доплаты, включаемые в надтарифную часть оплаты труда, тем самым создавая правовую основу для дифференциации заработной платы. Надбавки могут стимулировать работников к повышению квалификации, производительности труда, улучшению качества оказываемых услуг или к работе в определенных должностях, профессиях. Стимулирующую роль играют и устанавливаемые системы премирования.
Доплаты в большей мере компенсируют повышенную интенсивность труда (за совмещение профессий или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника, за руководство бригадой и др.). Выполнение работы в условиях, отклоняющихся от нормальных (сверхурочные работы, работа в ночное время, в выходные и праздничные дни и др.), компенсируется повышенной оплатой.
Таким образом, тарифная система оплаты труда дополняется доплатами и надбавками компенсационного, а также стимулирующего характера, повышается оплата труда в особых условиях (ст. 146 ТК РФ). К особым условиям отнесены, как известно, следующие: 1) оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда (ст. 147 ТК РФ); 2) оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями (ст. 148 ТК РФ).
Следует отметить, что в ТК РФ четко не разграничены "компенсации" и "компенсационные выплаты". В систему оплаты труда, включая тарифную систему оплаты труда, входят компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера), в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (см. параграф 10.6), но не входят компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами (ч. 2 ст. 164 ТК РФ), например, при направлении работника в командировки, при совмещении работы с обучением, при исполнении работниками государственных или общественных обязанностей и др. (ст. 165 ТК РФ).
Из общего порядка установления системы оплаты труда ТК РФ выделил:
- оплата труда руководителей организаций, их заместителей и главных бухгалтеров. Согласно ст. 145 ТК РФ плата им за работу в организациях, финансируемых из федерального бюджета, производится в порядке и размерах, определяемых Правительством РФ. Оплата труда указанных лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджета субъекта РФ или из местного бюджета, определяется соответствующими органами государственной власти субъекта РФ и местного самоуправления. Размеры оплаты труда руководителей организаций, их заместителей и главных бухгалтеров определяются по соглашению сторон трудового договора;
- системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений(ст. 144).
В связи с реформой оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений были внесены изменения в ст. 144 ТК РФ. Этой статьей предусмотрено, что системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:
- в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;
- государственных учреждениях субъектов РФ - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами субъектов РФ, их нормативными правовыми актами;
- муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Рассматриваемые системы оплаты труда устанавливаются также с учетом: ЕТКС; ЕКС или профессиональных стандартов, государственных гарантий по оплате труда; рекомендаций РТК; мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.
Наряду с данным перечнем, предусмотренным ст. 144 ТК РФ, Правительством РФ в соответствии с Положением об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений <1> указано на необходимость учета при определении систем оплаты труда перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях и перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях.
--------------------------------
<1> Утверждено Постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений".
Правительство РФ согласно ч. 2 ст. 144 ТК РФ может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам. С данным положением нормы связана ч. 3 ст. 144 ТК РФ, предусматривающая, что заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством РФ базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.
Указанные группы определены в ст. 144 ТК РФ как группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления профессиональной деятельности. Эти группы и отнесение к ним профессий рабочих и должностей служащих, а также критерии их отнесения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Перевод на новые условия оплаты труда повлек за собой изменения в порядке установления окладов, выплат компенсационного характера, условиях осуществления выплат стимулирующего характера и др. Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются руководителем учреждения на основе требований, предъявляемых к профессиональной подготовке работника и уровню его квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (профессиональных квалификационных групп), с учетом сложности и объема выполняемой работы. Выплаты компенсационного характера устанавливаются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников по соответствующим профессиональным квалификационным группам в процентах к окладам, ставкам или в абсолютных размерах, если иное не определено федеральным законом или указом Президента РФ.
При установлении системы оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях учитывается, что на них распространяются Перечень видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и Разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в этих учреждениях, утвержденные Приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2007 г. N 822.
Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. При этом учитываются Перечень видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и Разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в этих учреждениях, утвержденные Приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2007 г. N 818.
Указанный Перечень видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях включает выплаты: за интенсивность и высокие результаты работы; качество выполняемых работ; стаж непрерывной работы; за выслугу лет; премиальные выплаты по итогам работы.
Стимулирующие выплаты устанавливаются с учетом критериев, которые дают возможность оценить результативность и качество выполняемых работ, рекомендаций соответствующих федеральных органов исполнительной власти. При введении новых условий оплаты труда размеры и условия осуществления стимулирующих выплат конкретизируются в трудовом договоре работника.