Контроль за использ-ем и охраной земель
Гос. контроль за использ-ем и охраной земель осущ-ся в целях соблюдения всеми гр-нами, ИП и юр. лицами установл. порядка польз-я землями, зем. участками, а также иных правил и норм, предусм-х зак-вом об охране и использ-ии земель. Гос. контроль за использ-ем и охраной земель осущ-ся ГосКомПоИмущ-ву РБ, Мин-вом прир. ресурсов и охраны окр. среды РБ и их территор. органами, иными гос. органами, должн. лицами в соотв. с КоЗ и иными актами зак-ва. Порядок осущ-ления гос. контроля за использ-ем и охраной земель уст-ся СовМином РБ. Должн. лица, осущ-щие гос. контроль за использ-ем и охраной земель, в соотв. с их компетенцией имеют право: беспрепятственно посещать при предъявлении служебн. удостоверения зем. участки и знакомиться с з/устроит.документацией и иными документами, необходимыми для осущ-ления гос. контроля за использ-ем и охраной земель; получать от з/польз-телей объяснения по фактам наруш-я зак-ва об охране и использ-и земель; сост-ть по результатам проверок соблюдения з/польз-телями зак-ва об охране и использ-нии земель акты проверок, протоколы об адм. п/наруш-ях в области охраны и использ-я земель, выдавать обязат. для выполнения предписания по устранению допущенных нарушений зак-ва об охране и использ-ии земель; осущ-лять иные полномочия, предусмотренные зак-вом. Действия (бездействие) должн. лиц, осущ-ющих гос. контроль за использ-ем и охраной земель, м.б. обжалованы в вышестоящий орган, вышестоящему должн. лицу этого органа и (или) в суд.
Разрешение зем. споров
Зем. споры, связ-ные с П частн. собств-сти на зем. участки, с наслед-ем зем. участков, споры между лицами, имеющими капитальн. строения (здания, сооружения) в общей собств-сти, и споры, связанные с возмещением убытков, разрешаются в суд. порядке. Иные споры разреш-ся обл., Минск. гор., гор. (города обл. подчинения), районн., сельск., поселков. исп. комитетом в соотв. с его компетенцией и (или) в суд. порядке. Зем. споры по заявлению одной из заинтерес. сторон. Зем. спор рассм-ся в присутствии заинтерес. сторон (их представителей), а также лиц, в интересах кот-х уст-ны ограничения (обременения) прав на зем. участок, в том числе зем. сервитут, и иных заинтерес. лиц. Заинтерес. стороны и лица д.б. уведомлены о времени и месте рассм-я зем. спора не позднее чем за три дня доего рассм-я. Зем. спор д.б. рассмотрен не позднее одного месяца со дня поступления заявления, а спор, не требующий доп. изучения и проверки, – не позднее пятнадцати дней. При необходимости проведения спец. проверки, запроса доп. материалов исп. комитет, в кот поступило заявление, м. продлить указ.срок, но не более чем на один месяц, одновременно уведомив об этом заявителя. В случае неявки одной из сторон, если от нее не поступило заявления о рассм-ии зем. спора в ее отсутствие, рассм-е зем. спора откладывается, а течение срока его рассм-я приостан-ся. Неявка стороны без уважит.причин по повторному вызову не явл-ся препятствием для рассм-я зем. спора. Необходимые материалы подготавл-ся исп. комитетом, а также территор. органом ГосКомПоИмущ-ву РБ. Для подготовки материалов исп. комитет м. образовывать комиссию. Исп. комитет, рассм-щий зем. спор, принимает реш-е, предусм-щее порядок его исполнения и меры по обеспеч-ю восстан-я наруш. прав з/пользователей, кот не позднее пяти раб.дней напр-ся каждой из сторон, участвовавших в зем. споре. Каждая из сторон имеет право знакомиться с материалами по предмету зем. спора, делать из них выписки или снимать копии, представлять документы и иные док-ва, заявлять ходатайства, давать устные и письменные объяснения, возражать против ходатайств и доводов другой стороны, получать копию решения по зем. спору и обжаловать его в вышестоящ. исп. комитет или в суд в течение одного месяца со дня получения копии решения по зем. спору. Обжалование реш-я по зем. спору приостанавливает его исполнение. Исполнение решения обеспеч-ся соотв. исп. комитетом, территор. органом ГосКомПоИмущ-ву РБ или иными гос. органами в соотв. с их компетенцией.
Уголовная отв-сть
Уголовная ответственность наступает за правонарушения, имеющие большую общественную опасность и отнесенные к преступлениям.
Уголовный кодекс Республики Беларусь предусматривает ответственность за следующие деяния:
1). Деяния, посягающие на отношения (порядок) рационального использования и охраны земель. Уголовный кодекс предусматривает ряд составов, объединенных общим понятием “порча земель” (ст. 269 УК РБ). С учетом объекта они относятся к преступлениям против экологической безопасности и природной среды и включают:
*уничтожение плодородного слоя почвы;
*невыполнение правил рекультивации земель;
*загрязнение земель химическими или радиоактивными веществами, отходами производства и потребления, сточными водами, бактериально -паразитическими вредными организмами;
*иное незаконное повреждение земель,
а также квалифицированные составы;
*порча земель, совершенная в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации;
*порча земель, повлекшая причинение ущерба в особо крупном размере.
2.Ст. 386 УК предусматривает уголовную ответственность за самовольное занятие земельного участка, которое отнесено к преступлению против порядка управления. Фактически это преступное деяние имеет двойной объект: во-первых отношения по управлению землями, в той части, которая связана с предоставлением земель во владение и пользование, или передачей их в собственность, во - вторых, отношения собственности на землю, землевладения и землепользования.
3. ст. 265 УК – наруш-е требований эколог.безопасности в части причинения ущерба землям в особо крупном размере либо в создании угрозы наступления указанных последствий.
Уголовная ответственность, как правило, наступает при условии административной преюдиция - привлечение к уголовной ответственности предполагает, как правило, административную преюдиция кроме квалифицированных составов порча земель.
Уголовная ответственность относится к числу карательных видов. Уголовное законодательство идет по пути ужесточения ответственности за нерациональное использование и нарушение требований охраны земель.
Гр-прав.отв-сть
Земли хотя и принадлежат к предметам материальн. мира, однако в силу естеств. происхождения представляют собой не имущ-во, а компонент окр. среды, поэтому при причинении им вреда в результате осущ-ления хоз. и иной деят-сти для его компенсации применяется не гр-прав., а более сложная конструкция юр. отв-сти, обусловленная тем, что земля выполняет не только экономич., но и экологич. ф-цию, поэтому при компенсации вреда, причинённого землям, возмещается 2 вида ущерба: экономич. (з/пользователю) и экологич. (гос-ву).
Экономич. вред сост. из реального ущерба и упущенной выгоды. Компенсируется в исковом порядке по заявлению заинтерес. лица, в этом случае возмещению подлежат затраты, произведенные на улучшение земель, а также затраты, связанные с посадкой и выращиванием однолетних и многолетних с/х и лесн. культур, возведением капитальных либо временных строений, сооружений, а также упущенная выгода, под кот.поним-ся недополученные з/пользователем доходы, кот. он мог бы получить, если бы его право не было нарушено. Упущенная выгода устан-ся по рыночным ценам на с/х и лесн. продукцию.
Эколог. ущерб возмещается согласно Указа Пр. от 24.06.08 №348 «О таксах для опред-я размера возмещения вреда, причиненного окр. среде». инициаторами возмещения такого ущерба выступают уполномоченные гос. органы в лице Мин. природы, Гос.Ком.Имущ-ва, местн. исп. и расп. органы. он компенсир-ся в добровольн. или суд. порядке. Суммы в погашение ущерба перечисляются в бюдж. фонд охраны природы. Такой ущерб связан с осущ-лением хоз. и иной деят-сти, в результате кот.произошло ухудшение кач-ва земель в виде деградации. Этот вред возещ-ся по таксам в баз.вел. на каждый 1 м² деградир. зем. площади. Указанный вред возмещ-ся в зав-сти от 2х осн. критериев: Вида (подвида) земель и Степени их деградации (легкая, средняя, тяжелая, очень тяжелая) При возмещении ущерба использ-ся ряд доп. критериев: месторасполож-е зем. участка в зависимости от его близости к городам и поселкам гор.типа, категории земель, ф-ций, выполняемых зем. участком, глубины деградации почвы, в соотв. с кот. установлены понижающие или повышающие коэффициенты к опред. таксам.
Спец.отв-сть
Наряду с традиционными – адм. и уг. видами к нарушителям требований зем. зак-ва м.б. применена спец. (зем-прав.) отв-сть. Спец-ой она наз-ся из-за того, что предусмотрена только зем. зак-вом, применяется к нарушителям требований в обл. использ-я и охраны земель. З/польз-е осущ-ся по 2м осн. направлениям: в виде эксплуатации полезных св-в и кач-в земли и путем негативного воздействия результатов хоз. и иной деят-сти на состояния земли, поэтому зем-прав. отв-сть также применяется по 2м направлениям к 2м категориям лиц – з/пользователям и лицам, деят-сть которых оказывает вредное воздействие на состояние земель. К з/пользователям спец. отв-сть применяется в виде принудит.изъятия у них предоставленных им зем. участков за нецелевое использ-е земель, неиспольз-е земель юр. лицами и ИП в теч. 6 месяцев и гр-нами в теч. 1 года с момента их предоставления, за систематич. невнесение зем. налога или арендной платы, за невыполнение требований по охране земель в случае причинения вреда др. з/пользователям. Лица, осущ-щие хоз. и иную деят-сть могут превышать нормативы предельно допустимых выбросов, сбросов загрязняющих вещ-в и нормативы предельно допустимых концентраций, содержащихся в них вредных химич. и радиоактивных вещ-в, биологич.организмов, в результате чего близлежащим землям причиняется вред. В этом случае спец. отв-сть применяется к п/нарушителям в виде ограничения, временного приостановления либо полного запрещения деят-сти промышленных и др. предприятий, цехов и иных их структурных подразделений.