Контроль за использованием и охраной земель. мониторинг земель

В условиях рыночной экономики государственный контроль за рациональным использованием земель приобретает еще большее зна­чение, чем раньше. Законодательство о земельной реформе предостав­ляет собственникам, землевладельцам, землепользователям, арендато­рам широкие права по самостоятельному хозяйствованию на земле. В то же время такая деятельность не должна, как указано в ст. 36 Конституции РФ, наносить ущерба окружающей природной среде и нарушать права и законные интересы иных лиц, а также государст­ва. Должны также исполняться обязанности, предусмотренные Зе­мельным кодексом РФ, другими законами и указами Президента РФ, изданными в целях рационального использования и охраны земель.

Правительство РФ постановлением от 15 ноября 2006 г. утвердило Положение о государственном контроле за использованием и охраной земель в Российской Федерации.

Это Положение является основным нормативным актом, подроб­но решающим вопросы земельного контроля.

ГосударственныеНазванное Положение устанавливает поря-
органы земельногоДОК осуществления государственного земель-
контроляного контроля Федеральным агентством ка-

дастра объектов недвижимости, Федеральной

службой по надзору в сфере природопользования, Федеральной служ­бой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и их территори­альными органами (далее — специально уполномоченные органы).

Задачей государственного земельного контроля является обеспече­ние соблюдения организациями независимо от их организацион­но-правовых форм и форм собственности, их руководителями, долж­ностными лицами, а также гражданами земельного законодательства, требований охраны и использования земель.

Специально уполномоченные органы при осуществлении государ­ственного земельного контроля взаимодействуют в установленном по­рядке с федеральными органами исполнительной власти и их терри­ториальными органами, с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, правоох­ранительными органами, организациями и гражданами.

Специально уполномоченными государственными органами,осуществ­ляющими земельный контроль, являются Федеральная служба земель­ного кадастра и ее органы на местах, органы охраны природы Мини­стерства природных ресурсов РФ и его органы на местах; органы сани­тарно-эпидемиологического надзора Минздрава России; Госстрой России и его органы на местах. Названные органы осуществляют свои функции во взаимодействии с органами представительной и исполни­тельной власти как в центре, так и непосредственно на местах. Кроме того, они согласовывают свою работу между собой; при этом головной организацией по общим вопросам земельного контроля является Феде­ральная служба земельного кадастра.

Функции органовПри решении конкретных вопросов земель-государственногоного контроля функции специально уполно-контроля и ихмоченных органов разграничены, чтобы не должностных лицдопускалось дублирование в работе и обеспе­чивалась согласованность контрольных дей­ствий и мероприятий.

Федеральное агентство кадастра объектов недвижимостии его тер­риториальные органы осуществляют контроль за соблюдением:

выполнения требований земельного законодательства о недопуще­нии самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена земельными участками и использования земельных участков без оформленных на них в установленном порядке правоустанавливающих документов, а также без документов, разрешающих осуществление хо­зяйственной деятельности;

порядка переуступки права пользования землей; выполнения требований земельного законодательства об использо­вании земель по целевому назначению и выполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

выполнения требований о наличии и сохранности межевых знаков границ земельных участков;

порядка предоставления сведений о состоянии земель;

исполнения предписаний по вопросам соблюдения земельного за­конодательства и устранения нарушений в области земельных отно­шений;

выполнения иных требований земельного законодательства по во­просам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользованияи ее территориальные органы осуществляют контроль за соблюдением:

выполнения обязанностей по рекультивации земель после завер­шения разработки месторождений полезных ископаемых (включая об­щераспространенные полезные ископаемые), строительных, мелиора­тивных, лесозаготовительных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собствен­ных надобностей;

выполнения требований и обязательных мероприятий по улучше­нию земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвра­щению других процессов, ухудшающих качественное состояние зе­мель;

выполнения требований законодательства Российской Федерации о недопущении использования участков лесного фонда для раскорчев­ки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения по­строек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков;

режима использования земельных участков и лесов в водоохран­ных зонах и прибрежных полосах водных объектов;

выполнения иных требований земельного законодательства по во­просам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.

Наши рекомендации