Vii. реорганизация и ликвидация первичной профсоюзной организации
7.1. Решение о реорганизации(слиянии, присоединении, разделении, выделении) и ликвидации первичной профсоюзной организации принимается собранием (конференцией) по согласованию с выборным органом вышестоящей территориальной организации Профсоюза. Реорганизация или ликвидация первичной профсоюзной организации может осуществляться как по инициативе собрания (конференции) первичной профсоюзной организации, так и по инициативе президиума выборного органа соответствующей территориальной организации Профсоюза. Решение считаетсяпринятым, если за него проголосовало не менее двух третей делегатов, принимавших участие в голосовании, при наличии кворума.
7.2. В случае принятия решенияо ликвидации первичной профсоюзной организации создается ликвидационная комиссия. Имущество первичной профсоюзной организации, оставшеесяпосле проведения всех расчетов иобязательных платежей, направляется на цели, предусмотренные Уставом Профсоюза и определяемые решениями собрания (конференции) и президиума выборного органа соответствующей территориальной организации Профсоюза.
Приложение 2
ПОЗИЦИЯ
ИНТЕРНАЦИОНАЛА ОБРАЗОВАНИЯ ПО ВОПРОСАМ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА
(извлечение)
Интернационал образования и Болонский процесс
Интернационал образования (далее – ИО) и профсоюзы работников высшего образования и научно-
исследовательских работников в Европе приветствуют и поддерживают
Болонский процесс как средство защиты и совершенствования высшего
образования и научно-исследовательской деятельности на европейском
пространстве и, кроме того, как средство повышения прозрачности и
мобильности. Мы полагаем, что Болонский процесс выносит эти вопросы на
повестку дня. Мы приветствуем значение, которое придается качеству, но
подчеркиваем, что для поддержки качества, не говоря уже о его
совершенствовании, система образования и преподавательский состав
нуждаются в большем государственном финансировании.
Включение общеевропейской структуры ИО в качестве наблюдателя за осуществлением Болонского процесса является признанием ее значительного вклада в этот процесс.
Болонский процесс не только открывает хорошие возможности, но
также бросает вызов всему преподавательскому сообществу. Положение в
государственном секторе и общедоступность высшего образования остаются
главными требованиями ИО. Профессиональный статус, надлежащие
возможности для исследовательской и преподавательской деятельности, а
также условия работы сотрудников высших учебных заведений в равной
мере являются жизненно важными элементами будущего высшего
образования и научно-исследовательской работы в Европе.
Как профсоюзы преподавателей высших учебных заведении могут содействовать Болонскому процессу на государственном уровне!?
Члены ИО призваны:
- наладить сотрудничество со студенческими организациями, правительствами, учреждениями и соответствующими органами власти:
- претворять в жизнь Лиссабонскую конвенцию ЮНЕСКО/Совета Европы о признании и агитировать за ее ратификацию;
- агитировать в пользу применения Рекомендации ЮНЕСКО от 1997 года о статусе преподавательских кадров высших учебных заведений;
- добиваться признания прав всех работников образования на участие в коллективных переговорах с целью улучшения условий труда;
- выступать в поддержку качественного преподавания, научно-исследовательской деятельности и профессионального развития.
ИО и его члены должны оказывать влияние на правительства и:
- повышать статус высшего образования как общественного достояния;
- настаивать на равенстве доступа, основанном на академических возможностях;
- наглядно показывать неразрывную связь между преподаванием и научно-исследовательской работой;
- претворять в жизнь и отстаивать академические свободы и коллегиальное управление; добиваться адекватного государственного финансирования;
- решать вопросы мобильности педагогических работников.
Коммерциализация высшего образования
На Берлинской конференции 2003 года министры вновь подтвердили: «Высшее образование - это общественное достояние, ответственность за которое возложена на государство».
В Бергене в 2005 году министры повторили: «мы все разделяем то же видение принципов, целей и обязательств процесса, какими они представлены в Болонской декларации и коммюнике, которые явились результатом конференций на уровне министров, состоявшихся в Праге и Берлине». ИО надеялся, что на конференции в Бергене будут приняты более четкие обязательства относительно методов противостояния коммерциализации образования и научно-исследовательской работы.
ИО осознает, что политика Европы в отношении высшего образования и научно-исследовательской работы играет важную роль в международных обсуждениях на тему либерализации коммерции в сфере обслуживания. Мы настаиваем на том, что образование должно оставаться общественным достоянием и не должно быть низведено в ранг товара.
Мобильность
Согласно Бергенскому коммюнике мобильность студентов и преподавательского состава остается одной из ключевых целей Болонского процесса. Необходимо также сконцентрировать усилия на «устранении препятствий для мобильности путем содействия в предоставлении виз и разрешений на работу, а также поощрении участия в программах по мобильности».
Ио призывает профсоюзы работников образования к содействию и поддержке мобильности своих членов путем подписания соглашений о взаимном членстве.
Условия для персонала
Министры, собравшиеся в Бергене, заявили, что «необходимо время для оптимизации влияния организационных перемен на программы обучения, а, следовательно, для обеспечения внедрения новаторских процессов обучения и воспитания, которые необходимы Европе». Это одна из многочисленных сфер, где необходимо незамедлительное и полноценное участие представителей преподавательского состава, реально обеспечивающее их вовлечение в Процесс.
ИО считает, что для повышения качества работы высших учебных заведений необходимо создать условия труда, располагающие к творчеству и новаторству, как в преподавательской, так и внаучно-исследовательской деятельности.
Сотрудники высших учебных заведений должны работать в таких условиях, которые позволят им использовать самоуправление и отвечать различным требованиям. Чтобы иметь смысл, любой анализ обсуждаемых вопросов, таких как качество и аккредитация, связь между преподаванием и научно-исследовательской работой, мобильность студентов, а также обширная реорганизация, предусмотренная Болонскими положениями, должен учитывать нагрузку, уровень оплаты и условия работы сотрудников высших учебных заведений.
Ввиду роста численности; населения, заметного старения преподавательского состава во многих станах Европы, а также растущей значимости высшего образования и научно-исследовательской работы для «информационного общества», необходимо принять меры для обновления профессия, набора и поощрения молодых преподавателей и ученых, чтобы европейское пространство высшего образования и научно-исследовательской работы стало реальностью.
Высшее образование и научно-исследовательская работа
Министры, собравшиеся в Бергене, подчеркнули «важность высшего образования для дальнейшего развития научно-исследовательской работы и важность научно-исследовательской работы как фундаментальной основы высшего образования для экономического и культурного развития наших обществ и социальной сплоченности». Они также признали необходимость «совершенствования сотрудничества между Европейским пространством высшего образования и Европейским пространством научно-исследовательской работы».
ИО признает и поддерживает важную связь между преподаванием в высших учебных заведениях и научно-исследовательской работой, а также гарантирует преимущества при присвоении новых квалификаций в случае наличия исследовательских работ. Болонский процесс, кроме того, должен обратить особое внимание на плохие условия труда ученых и преподавателей, многие из которых сталкиваются с увеличивающейся нагрузкой преподавательской и административной работы, что зачастую не позволяет им заниматься научной деятельностью. ИО требует принятия и внедрения Европейской Хартии исследователей.
ИО требует, чтобы докторская степень соответствовала первому этапу в академической и исследовательской карьере и была единственным формальным условием для дальнейшего продвижения на более высокие академические должности.
Рекомендация ЮНЕСКО 1997 г. касается статуса преподавательских кадров высших учебных заведений. ИО, в частности, хотел бы особо отметить следующие аспекты Рекомендации:
Академическая свобода - это не устаревшая привилегия, а неотъемлемое условие развития и распространения знаний.
Преподавательские кадры высших учебных заведений имеют право на академическую свободу, т.е. не ограничиваемое никакой установленной доктриной право на свободу преподавания и обсуждения, свободу проведения исследований, распространения и публикации их результатов.
Гарантии занятости
Следует обеспечивать гарантии работы в рамках данной профессии, включая бессрочные контракты или их функциональные эквиваленты (там, где таковые предусмотрены), поскольку это отвечает интересам как высшего образования, так и преподавательских кадров высших учебных заведений. Бессрочные контракты или их функциональные эквиваленты (там, где таковые предусмотрены) должны быть в максимально возможной степени гарантированы даже в случае реорганизации или иных структурных изменений в высших учебных заведениях или системе высшего образования; при этом такие гарантии должны предоставляться после прохождения разумного испытательного срока тем, кто отвечает установленным объективным критериям в области преподавания и (или) научной и (или) исследовательской деятельности согласно требованиям соответствующего академического органа и/или в области консультативно-лекторской работы согласно требованиям высшего учебного заведения.
Коллективный договор и социальный диалог
Организации, представляющие преподавательские кадры высших учебных заведений, необходимо рассматривать и признавать в качестве силы способной внести значительный вклад в развитие образования; в связи с этим их следует привлекать совместно с другими партнерами и заинтересованными сторонами к разработке политики в области высшего образования.
Следует содействовать заключению коллективных договоров или эквивалентным процедурам, в соответствии с нормативными актами Международной организации труда.
Как заявил объединенный комитет экспертов МОТ/ЮНЕСКО в 2003 году, социальный диалог является связующим элементом успешной реформы образования. Как отмечает Международная организация труда, без повсеместного использования в высшем образовании социального диалога, дающего право голоса профессорам и исследователям в обсуждении условий и оплаты труда, такие понятия как коллегиальность и качественное образование будут подвергаться серьезному испытанию или игнорироваться как таковые.
Рекомендация ЮНЕСКО о статусе преподавательских кадров высших учебных заведений:
- является единственным международным нормативным документом, касающимся преподавательских кадров высших учебных заведений, которые определяются как «все лица в учебных заведениях или программах высшего образования, которые занимаются преподаванием и/или научной, и/или исследовательской деятельностью, и/или те, кто предоставляет образовательные услуги учащимся или обществу в целом».
5 октября является Международным днем учителя. Этот праздник провозглашен ЮНЕСКО в 1994г.
Этот день отмечается также преподавателями, работающими в высших учебных заведениях.
[1] Первичная профсоюзная организация, объединяющая работников и студентов вуза, и первичная профсоюзная организация студентов вуза разрабатывают соответствующие положения.
[2] Исходя из традиций профсоюзной организации и сложившейся практики на учете в первичной профсоюзной организации могут состоять докторанты и аспиранты вуза, а также работники, находящиеся в трудовых отношениях с первичной профсоюзной организацией.
[3] Согласование осуществляется в форме постановления профсоюзного органа территориальной организации Профсоюза.
Дается полное и сокращенное наименование первичной профсоюзной организации.
[4] Настоящее Положение разработано с учетом дополнительного объема организационно-уставных прав первичной профсоюзной организации вуза, предусмотренных в Профсоюзе.
Первичная профсоюзная организация, не имеющая права территориальной организации Профсоюза (численностью менее 200 человек), принимает свое положение без учета дополнительных организационно-уставных прав.
[5] Дается полный перечень профсоюзных организаций структурных подразделений вуза.
[6] В Положении уточняются названия комиссий, секций и иных структурных звеньев.
[7] Форма учетной карточки утверждается на уровне ЦК Профсоюза.
[8] Периодичность проведения отчетов и выборов в профгруппах и профсоюзных организациях структурных подразделений вуза уточняется при принятии Положения о первичной профсоюзной организации.
[9] В Положении о первичной профсоюзной организации могут быть предусмотрены конкретные меры по вопросам осуществления кадровой политики.
[10] Целесообразность избрания президиума профсоюзного комитета определяется исходя из численности профсоюзной организации, ее структуры, сложившейся практики и иных обстоятельств.
[11] При принятии Положения о первичной профсоюзной организации уточняется периодичность заседаний профсоюзного комитета.
[12] Если президиум профсоюзного комитета не избирается, то полномочия, предусмотренные для этого выборного профсоюзного органа, реализуются непосредственно профсоюзным комитетом.
[13] Периодичность заседаний президиума профсоюзного комитета уточняется при утверждении Положения о первичной профсоюзной организации.
[14] Исходя из традиций и практики работы профсоюзной организации выборный орган в профсоюзной организации структурного подразделения может иметь и иное название (совет и т.д.).
[15] Периодичность отчетно-выборных собраний (конференций) в профсоюзных организациях структурных подразделений определяется при принятии Положения о первичной профсоюзной организации.
[16] Срок полномочий уточняется при принятии Положения о первичной профсоюзной организации.
[17] Уточняется при принятии Положения о первичной профсоюзной организации вуза.