Корпоративная культура профсоюзной организации

Корпоративная культура и профессиональная этика становятся в современных условиях все более актуальными для профсоюзов.

Корпоративная культура становится важным ресурсом для Профсоюза, влияющим на организационное поведение и корпоративное (внутрисоюзное) развитие организаций. При умелом управлении этим процессом корпоративная культура может стать серьезным конкурентным преимуществом для профсоюзной организации в условиях активного формирования других институтов гражданского общества.

Пленум ЦК Профсоюза, рассмотревший вопрос «Об укреплении единства и повышении эффективности деятельности Профсоюза», принял решение использовать потенциал корпоративной культуры на благо развития Профсоюза, его первичных организаций.

Основу корпоративной культуры составляют идеи, взгляды, основополагающие ценности, разделяемые профсоюзным активом, членами Профсоюза. Они в целом вытекают из уставных целей и задач, но могут конкретизироваться и развиваться в зависимости от традиций организации, меняющихся потребностей и интересов членов Профсоюза.

Корпоративная культура может стать одно из эффективных средств мотивации профсоюзного членства. Как только человек удовлетворяет потребности первого уровня (условно говоря, чисто материальные), у него возникает потребность в другом: положении в коллективе, общности ценностей, нематериальной мотивации. И здесь на первый план выдвигается корпоративная культура.

Среди составляющих корпоративной культуры можно выделить такие понятия, как ценностные ориентации, идеи, установки. В рамках корпоративной культуры под этим подразумевается социально-психологический климат.

В современной литературе существует довольно много определений понятия «корпоративная культура». Большинство авторов сходятся на том, что культура организации представляет собой сложную композицию важных предположений, принимаемых членами организации в целом.

Профсоюзная организация, в которой десятки, а то и сотни человек не может сплотиться, держаться на основе лишь общих целей и взаимных симпатий своих членов. Для этого они слишком различны, а чувство симпатии неустойчиво и изменчиво.

Чтобы сплотить профсоюзный актив, членов Профсоюза на решение стоящих задач, нужны в повседневной практике более простые и ясные основы, такие, как: принятые в первичке нормы, определенные правила, которые и формируют элементы корпоративной культуры.

Корпоративная культура - это специфические для профсоюзной организации ценности, отношения и поведенческие нормы членов профсоюзного комитета, председателя первички, профсоюзного актива.

Корпоративная культура определяет типичный для профсоюзной организации вуза подход к решению, например, проблем защиты социально-трудовых прав и интересов членов Профсоюза.

Корпоративная культура - это общие ценности, цели, задачи и убеждения актива в необходимости и полезности профсоюзной деятельности для членов Профсоюза, которые разделяются членами профсоюзного комитета, профсоюзных бюро и членами Профсоюза.

Корпоративная культура профсоюзной организации - это система принципов, традиций и ценностей, закрепленных в нормативных документах и повседневной практике профсоюзной работы, позволяющих, прежде всего, членам профкома и профсоюзному активу ощущать себя как единое целое, обеспечивающее реализацию социально значимой для людей профсоюзной деятельности.

Сегодня нет универсальной схемы корпоративной культуры для каждой профсоюзной организации, но, используя общие подходы, можно выстроить видение модели корпоративной культуры в Профсоюзе.

Носителями корпоративной культуры являются, прежде всего, профсоюзные руководители и активисты. Можно рекомендовать к принятию в профсоюзной организации ряда принципов и постулатов, определяющих корпоративную культуру.

Основная идея заключается в том, чтобы профсоюзный актив, члены профсоюзного комитета, председатели профбюро руководствовались таким набором ценностей, который наиболее точно отражал бы и характеризовал отношения членов Профсоюза, социальных партнеров, профактива к Профсоюзу, к практической деятельности профсоюзной организации.

В качестве принципов корпоративной культуры могут, например, выступать такие постулаты, которые позволят профсоюзному активу ощущать себя единым целым в процессе деятельности профсоюзной организации. Например, профсоюзный комитет провозглашает, что он - есть единая команда профсоюзных активистов, которые на уровне профсоюзной организации вуза:

дорожат доверием членов Профсоюза;

исповедуют уважение к личности, правам и интересам каждого члена Профсоюза;

считают приоритетом в своей профсоюзной деятельности защиту социально-трудовых прав и интересов членов Профсоюза;

понимают, что все, что хорошо для члена Профсоюза, хорошо для вузовской профсоюзной организации;

настроены позитивно в любой ситуации, утверждают, что безвыходных положений нет;

берут на вооружение девиз « не ошибается тот, кто ничего не делает»;

открыты и честны в отношениях с социальными партнерами;

осознают во взаимодействии с администрацией, что:

в условиях вузовских реформ важно взаимопонимание и социальное партнерство;

порядок в вузе начинается с правового порядка на кафедре, в лаборатории, отделе, иных структурных подразделениях вуза;

осознают важность мер по организационному укреплению Профсоюза;

стремятся к высокой активности, работая в составе профсоюзного комитета ( профбюро);

заботятся о профессионализме профсоюзного актива;

развивают дух творчества, внедряют в работу профсоюзной организации инновационные идеи;

ставят реальные и понятные цели в ходе реализации своих полномочий;

осуждают любые действия, направленное на ослабление профсоюзной организации вуза;

терпимо относятся к ошибкам коллег, допускаемым в ходе профсоюзной работы, потому что совершаются они не специально;

не накапливают негативную информацию, а честно обсуждают ее на заседаниях профсоюзного комитета (профбюро);

коллективные трудовые споры, забастовки и иные акции являются важной, но крайней мерой защитной деятельности.

Наши рекомендации