Запреты использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребления доминирующим положением на рынке

В п. 1 ст. 10 ГК РФ установлены запреты использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления доминирующим положением на рынке. Данное положение не претерпело изменений с принятием Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 302-ФЗ, изложившего данную статью полностью в новой редакции.

В юридической литературе дискутируется вопрос о правильности использования термина «гражданские права» («осуществление прав») применительно к рыночной экономике и участию в ней субъектов права, в т.ч. занимающих доминирующее положение. Предлагается ориентироваться на норму ч. 2 ст. 34 Конституции РФ, где запрет сформулирован следующим образом: «Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию»44.

Запрет ограничивать конкуренцию и осуществлять монополистическую деятельность адресован, прежде всего, хозяйствующим субъектам (предприни-мателям), занимающим доминирующее положение на товарном рынке.
Само доминирующее положение не является предосудительным. Статья 10 ГК РФ запрещает злоупотребление им и содержит запрет в общей форме.

У рыночного института конкуренции существуют две негативных тенденции – стремление хозяйствующих субъектов к монопольному положению и ведение борьбы недобросовестными методами.

Трудно найти более яркую иллюстрацию отношений, где бы участники стремились ущемить права друг друга, т.е. нарушить самый универсальный предел осуществления гражданских прав. Конкуренты действуют, руковод-ствуясь исключительно собственными интересами, не только не заботясь об остальных, но и стремясь не оставить для них никаких преимуществ.

Именно в этой связи злоупотребление правом в конкурентной среде есть в определенном смысле поведение нормальное, как это ни парадоксально звучит. Однако, чтобы не доводить ситуацию до абсурда и помня о необходимости законодателя стоять на страже прав и интересов отдельных граждан, публичных интересов общества и государства, потребовалось конкретизировать, что же понимается под злоупотреблением правом на конкуренцию. Для этих целей наиболее общий предел осуществления прав, которым являются права и законные интересы иных лиц, пришлось уточнять в специальных законах и там же детально характеризовать отдельные составы злоупотреблений.45

Организационные и правовые основы защиты конкуренции, в т.ч. пре-дупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовест-ной конкуренции, в целях обеспечения единства экономического пространства, свободы перемещения товаров, свободы экономической деятельности, защиты конкуренции определяет Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции»46, что и закреплено в ч. 1 ст. 1 ГК РФ.

Понятие «признаки ограничения конкуренции» определено в п. 17 ст. 4 названного Закона как сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством РФ.

Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением закреплен в ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» установлено, в соответствии с ч. 1 которой запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (перечень открытый). Там же перечислены такие действия (бездействие).

На практике судьи отмечают, что для квалификации действий хозяйствующего субъекта по данной статье необходимо доказать, что на соответствующем товарном рынке он занимает доминирующее положение, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц.47

Закон о защите конкуренции запрещает субъектам, названным в ст. 3, соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия (ст. 11.1) хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к ограничению конкуренции, запрещает недобросовестную конкуренцию (ст. 14), также запрещает (ч. 1 ст. 15) принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), и (ст. 16) участвовать в соглашениях либо осуществлении согласованных действий, если таковые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Более того Закон о конкуренции устанавливает требования к вертикальным соглашениям (ст. 13), а также (ст. 27-31) к созданию и реорганизации коммерческих организаций и к сделкам с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций. Закон содержит такой порядок заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества (ст. 17.1, 19, 20), который позволяет обеспечить равный доступ хозяйствующих субъектов к их заключению.

Таким образом, Закон о защите конкуренции ограничивает осуществле-ние гражданских прав в установленных им целях, устанавливает пределы, запреты и предписания их осуществления. Более того, указанное распростра-няется на возникновение, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей и, как следствие, на возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся правоотношения.

Рассматриваемые вопросы находят свою конкретизацию также в других законах: ФЗ от 28.12.2009 № 381‑ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», ФЗ от 18.07.2011 № 223‑ФЗ (ред. от 12.03.2014) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», ФЗ от 13.03.2006 № 38‑ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О рекламе».

К примеру, целью Закона о рекламе является защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы, а его предписания о запрещении недобро-совестной, недостоверной, заведомо ложной рекламы товаров и услуг развивают положение Закона о защите конкуренции и реализуют положения Конституции РФ (ст. 8 и 34). Таким образом, правовое регулирование реклам-ной деятельности связано с установлением правовых основ единого рынка.

Также стоит отметить правовую позицию Конституционного Суда РФ (абз. 4 п. 3 Определения от 06.06.2002 № 115‑О), согласно которой законодательное регулирование осуществления гражданских прав при заключении договора в равной мере распространяется и на их осуществление при исполнении обязательств по договору, поскольку в противном случае требование закона к заключению договора лишалось бы какого бы то ни было смысла и правового значения. Такая позиция позволяет говорить о злоупотреблении правом при исполнении договорных обязательств.

Для превышения пределов осуществления гражданских прав, приводящего к злоупотреблению правом в сфере конкурентных отношений, необходимо само наличие конкурентных отношений, что видно из анализа последствий Закона о защите конкуренции. Однако следует заметить, что в некоторых случаях нарушения антимонопольного законодательства (например, ст. 10 Закона о защите конкуренции, ст. 9, 13 Закона о торговле, ст. 5 Закона о рекламе) злоупотребление правом может происходить в отношении не только конкурентов, но и контрагентов, потребителей услуг.

Реализованная определенная правовая возможность в определенной ситуации при определенных условиях приводит к превышению пределов осуществления права, злоупотреблению правом и, как частный случай, нарушению антимонопольного законодательства.

Согласно разъяснениям, данным в п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июня 2008 г. N 30 (ред. от 14.10.2010) «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства»48:

- арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений ст. 10 ГК РФ и ст. ст. 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц;

- также надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения ст. 10 ГК РФ, ч. 2 ст. 10, ч. 1 ст. 13 Закона о защите конкуренции и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав;

- в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Как отмечалось, например, в Определении КС России от 18 января 2011 г. N 8-О-П49, КС России неоднократно указывал, что установленный в ст. 10 ГК РФ запрет злоупотребления правом в любых формах прямо направлен на реализацию принципа, закрепленного в ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, - осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц - и не может рассматриваться как нарушающий какие-либо конституционные права и свободы (Определения от 21 декабря 2000 г. N 263-О, от 20 ноября 2008 г. N 832-О-О, от 25 декабря 2008 г. N 982-О-О, от 19 марта 2009 г. N 166-О-О); при этом критерием оценки правомерности поведения субъектов соответствующих правоотношений - при отсутствии конкретных запретов в законодательстве - могут служить нормы, закрепляющие общие принципы гражданского права, поскольку, как отметил КС России в Постановлении от 24 февраля 2004 г. N 3-П, конституционные принципы и конституционно значимые принципы гражданского законодательства должны преобладать в процессе толкования норм законодательства об акционерных обществах.50

О. Н. Садиков делает вывод о том, что положения ст. 10 ГК РФ не должны применяться в отношении тех гражданских правонарушений, которые имеют правовые особенности и урегулированы специальными нормами51. Думается, что признание приоритетного действия специальных правил перед общими не должно разрушать целостности правового института. Разумнее применять данную норму для установления родовых качеств правонарушения (злоупотребления правом), а особенности их преломления применительно к отдельным отношениям регулировать специальными установлениями.

Гражданско-правовые и экономические отношения, сложившиеся в российском экономическом пространстве, далеки от совершенства, в том числе и конкурентные. Однако законодательное регулирование и законодательный подход к конкурентным отношениям позволяет говорить лишь о недостаточной правовой грамотности правоприменителей (самих хозяйствующих субъектов), пренебрежительно относящихся к положениям (требованиям) закона.52

Категории, такие как превышение пределов осуществления гражданских прав, злоупотребление правом и нарушение антимонопольного законодатель-ства, являются взаимообусловленными, а превышение пределов осуществления гражданских прав и злоупотребление правом – однопорядковыми.

Нарушение антимонопольного законодательства является злоупотребле-нием права, то есть превышением пределов осуществления гражданских прав.

Однако следует заметить, что не каждое превышение пределов осуществления гражданских прав, то есть злоупотребление правом, является нарушением антимонопольного законодательства.

Наши рекомендации