Тема 2. Методология научного познания
1.Научное познание как предмет методологического анализа. Методология научного поиска и обоснования его результатов. Научная проблема. Предпосылки возникновения и постановки проблем. Разработка и решение научных проблем.
2.Методы эмпирического познания. Методы теоретического познания. Научные законы и их классификация. Общая характеристика и определение научной теории. Научная теория и ее структура. Классификация научных теорий. Методологические и эвристические принципы построения теорий. Гипотеза как форма развития научного знания. Логическая структура гипотезы. Вероятностный характер гипотезы. Эвристические принципы отбора гипотез.
3.Понятия метода и методологии. Классификация методов. Общенаучные методы и приемы исследования. Понимание и объяснение.
Контрольные вопросы:
1.Научное познание как предмет методологического анализа. Методология научного познания как основа научного творчества. Основные уровни научного познания.
2. Научная теория и ее структура. Классификация научных теорий.
3. Задачи научного исследования, виды, классификация, этапы и составные части научно-исследовательской работы. Разработка методики исследования как его важнейшая часть, определяющая правильность решения поставленной задачи.
Тема 3. Понятие и принципы методологии юридической науки
1.Метод, методологический принцип, методологическая стратегия, методология: соотношений понятий. Эмпирический и теоретический уровни юридического познания. Понятие методологии юридической науки. Метод и теория. Проблемы классификации методов. Методы научного и философского познания права.
2.Классические и постклассические методологии познания права: общая характеристика. Концепция универсального научного метода в классической науке. Междисциплинарный характер современного правоведения.Классические методы юридической науки. Логические методы. Диалектический метод. Понятие, предмет, задачи и практическое значение догматического метода. Нормативный метод. Историко-правовой метод. Сравнительно-правовой метод.Постклассические методы юридической науки. Герменевтический метод в юридической науке. Семиотический метод и аналитическая стратегия в правоведении. Метод юридической деконструкции. Интегральная (синтезирующая) стратегия в юридической методологии. Системный подход и структурно-функциональная стратегия. Системный подход и синергетика. Трансцендентальная феноменология и стратегия “жизненного мира человека”.
3.Антропный принцип в юридической методологии. Интерсубъективность как принцип юридической методологии. Принцип историзма в юридической методологии. Культурологический принцип юридической методологии. Коммуникативный принцип юридической методологии.
Контрольные вопросы:
Структура и функции научной теории. Проблема преемственности и “несоизмеримости” правовых теорий.
Юридическая наука и юридическая техника. Юридико-технические методы.
Осознание специфики методологии социогуманитарного знания и требование методологической рефлексии в постклассической науке. Плюрализм и комплементарность методов в современной юридической науке.
Примерные темы к рефератам, докладам и эссе
1.Проблема выбора наиболее эффективных типов научного познания правовой материи.
2.Эпистемология и современное научное познание политико-правовых явлений.
3.Диалектико-материалистическая эпистемология, её место и роль в юридическом научном познании.
4.Противоположность и связь философского и научного подходов к познанию права.
5.Рационалистические теории естественного права.
6.Логика и основные этапы исследования политико-правовых явлений.
7.Идеалы и нормы предвидения тенденций развития правовых явлений в современной юридической науке.
8.Место и роль понимания в исследовании объектов правовой материи.
9.Гуманистические ориентиры в современной юридической науке. 10.Общенаучные методы, их место и роль в юридическом научном познании.
11.Собственно-юридические методы, их место и роль в научном познании политико-правовых явлений действительности.
12.Рациональность как ценность правовой культуры.
13.Проблема периодизации юридической науки.
14.Социально-онтологические основания неклассической рациональности в юриспруденции.
15.Основные причины формирования нового юридического мировоззрения в обществе.
16.Идеалистические теории права и их методологическое значение для современной юриспруденции.
17.Материалистические теории права и их методологическое значение.
18.Теоретическое и эмпирическое в истории развития юридического научного познания.
19. Аксиологические факторы в структуре юридического научного знания.
20. Юридическая практика как основа, движущая сила и критерий истинности знаний о явлениях правовой реальности.
21. Диалектическая взаимосвязь юридической теории и практики.
22.Стиль мышления и его методологическое значение в научном познании правовых явлений.
23.Идеи синергетики и образы современной правовой культуры.
24.Синергетика на перекрестке современных правовых культур и типов правопонимания.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Для достижения поставленных целей и задач методика преподавания курса «История и методология юридической науки» предполагает сочетание активных и интерактивных форм обучения, в том числе чтение лекций, проведение практических (семинарских) занятий, включающих обсуждение наиболее актуальных, дискуссионных вопросов, контрольные опросы, коллоквиумы, подготовку студентами и последующее обсуждение в аудитории рефератов, эссе, мониторинг студентами интернет-источников.
Виды занятий | Используемые интерактивные образовательные технологии | Количество часов |
Лекции | Применение интерактивной доски Smart-Board; Чтение лекций в диалоговом режиме | |
Практические (семинарские занятия) | Круглые столы, диспуты, диалоговые семинары, групповые дискуссии, подготовка рефератов, эссе, выступление с докладами и их коллективное обсуждение т.п. | |
Итого: |
Занятия в интерактивной форме составляют не менее 20% от аудиторных занятий. Лекция по теме «Современные представления о научном познании» проводится с использованием технических средств, а именно интерактивной доски для визуализации презентационного материала. (2ч). Практические занятия по темам «Методология научного познания» (2ч.), «Понятие и принципы методологии юридической науки» (2 ч.)
По дисциплине«История и методология юридической науки» предусмотрены групповые дискуссии