Раздел 1. Теоретические и правовые основы организации судебной системы и правоохранительных органов в Российской Федерации
Тема 1. 1. Основные понятия, предмет и система учебной
дисциплины «Правоохранительные органы»
Тема 1.2. Законодательные и иные нормативные правовые акты о
судебной системе и правоохранительных органах
I. Задания для самостоятельной работы[1]
1. Изучить Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, подзаконные нормативные правовые акты и учебную литературу в целях формирования у студентов общих представлений:
а) об основных юридических терминах и юридических понятиях, употребляемых в дисциплине «Правоохранительные органы»;
б) о правовом регулировании задач, функций, организации правоохранительных и судебных органов в Российской Федерации и правовых формах их деятельности.
в) о предмете дисциплины «Правоохранительные органы», её системе и связи с иными дисциплинами, изучаемыми на юридическом факультете Российской таможенной академии.
2*. Приступить к формированию словаря юридических терминов и юридических понятий, употребляемых в дисциплине «Правоохранительные органы».
3. Студентам очной формы обучения подготовиться к дискуссионному обсуждению нагрупповом занятии учебных вопросов практического занятия и к экспресс-опросу по основным юридическим терминам и юридическим понятиям.
Студенты заочной формой обучения пересылают по электронной почте фрагменты составляемых ими словарей юридических терминов и юридических понятий преподавателю для проверки и выставления оценок.
Mail: [email protected]
II. План семинарского занятия
Форма обучения: очная
1. Основные юридические термины и юридические понятия о
правоохранительных органах и судебной системе Российской Федерации.
2. Законодательные и подзаконные нормативные правовые акты о правоохранительных органах и судебной системе в Российской Федерации.
3. Предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы».
III. Рекомендации по выполнению заданий
и подготовке к семинарскому занятию
Успешное познание программных вопросов о теоретических и правовых основах организации судебной системы и правоохранительных органов в Российской Федерации возможно при условии, что студенты очной и заочной форм обучения помимо материалов лекции и рекомендованной учебной литературы изучат и кратко законспектируют положения соответствующих правовых норм Конституции Российской Федерации, иных рекомендованных законов и подзаконных нормативных правовых актов, выполнят все задания по самостоятельной работе.
По первому вопросу занятия студентам очной и заочной форм обучения прежде всего следует получить хотя бы краткое, но отчетливое представление об основных общих и специальных юридических терминах и юридических понятиях, употребляемых в дисциплине «Правоохранительные органы»:
- право, материальное право, конституционное право, гражданское право, административное право, уголовное право, семейное право, процессуальное право, гражданское процессуальное право, арбитражное процессуальное право, уголовно-процессуальное право, административное процессуальное право, оперативно-розыскное право;
- общественный порядок; правопорядок; общественная безопасность, личная безопасность;
- правоохрана, охрана права, защита права, охрана общественного порядка; правоохранительная деятельность;обеспечение охраны общественного порядка; обеспечение общественной безопасности; обеспечение государственной безопасности;
- правоприменение, правоприменительный орган; правоохранительный орган;
- суд, судья, федеральный суд, суды субъектов Российской Федерации, суды общей юрисдикции, арбитражные суды, Конституционный Суд Российской Федерации, уставный суд;
- государственная власть, конституция, Конституция Российской Федерации, законодательная власть, исполнительная власть, судебная власть.
Суть, смысл, содержание юридических терминов и юридических понятий, употребляемых в процессе изучения дисциплины «Правоохранительные органы», студентам следует заучивать и затем составлять свои словари юридических терминов и юридических понятий.. Для уяснения смысла юридических слов и понятий целесообразно изучать не только учебники, законы, подзаконные нормативные правовые акты, но и пользоваться словарями русского языка, толковыми словарями, словарями иностранных слов.
Второй вопрос занятия. Студенты очной и заочной форм обучения должны познать следующие положения принципиального порядка:
1. Законодательная власть в Российской Федерации осуществляется федеральной законодательной властью и законодательной властью субъектов РФ. Федеральная законодательная власть издает федеральное законодательство, а законодательная власть субъектов Российской Федерации издает законодательство субъектов Российской Федерации. Федеральная законодательная власть издает федеральные конституционные законы и федеральные законы. Законодательная власть субъектов Российской Федерации издает соответственно конституции республик, уставы (основные законы) иных субъектов РФ и законы субъектов Российской Федерации.
2. В Российской Федерации действует следующая иерархия юридической силы законодательных актов: высшей юридической силой на территории России обладает Конституция Российской Федерации; ниже ― уровень юридической силы федеральных конституционных законов Российской Федерации, ниже ― уровень юридической силы федеральных законов Российской Федерации, ниже ― уровень юридической силы конституций и уставов субъектов Российской Федерации, ниже ― уровень юридической силы законов субъектов Российской Федерации.
3. Наряду с законодательными актами на территории Российской Федерации применяются: а) те законы и другие правовые акты СССР и РСФСР, которые действовали на территории РФ до вступления в силу Конституции РФ, но лишь в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации; б) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации (см.: ст.15 и п. 2 Раздела второго Конституции Российской Федерации).
4. Наряду с законодательными актами в Российской Федерации издаются подзаконные нормативные правовые акты, которые регулируют в основном организацию правоохранительных органов и организацию деятельности правоохранительных органов. В данном случае имеются в виду: соответствующие указы Президента РФ и постановления Правительства РФ; приказы, положения, инструкции, издаваемые Генеральным прокурором РФ, Министром юстиции РФ, Министром внутренних дел РФ и руководителями иных правоохранительных ведомств, правоохранительных служб РФ. Подзаконные нормативные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам и законам Российской Федерации, а также признанным Российской Федерацией правовым актам международного права и международным договорам РФ.
5. Система законодательных и подзаконных нормативных правовых актов о правоохранительных органах и судах ― это совокупность данных законодательных и подзаконных нормативных правовых актов, которые регулируют организацию правоохранительных органов и судебной системы, их цели, задачи, функции, компетенцию, полномочия, правовые формы правоохранительной деятельности и правоприменительной деятельности, а также организацию данных форм деятельности.
6. Классификация законодательных и подзаконных нормативных правовых актов о правоохранительных и судебных органах. Подлежащие изучению законодательные и подзаконные нормативные правовые акты могут быть классифицированы по различным основаниям: по их содержанию, по их юридическому значению и с учетом государственных органов, полномочных издавать указанные законодательные и подзаконные нормативные правовые акты.
Чтобы получить общие представления по поводу законодательных и подзаконных нормативных правовых актах, регулирующих организацию правоохранительных и судебных органов, студентам следует самостоятельно изучить рекомендуемые источники.
В библиотеке РТА студентам рекомендуется ознакомиться с официальными изданиями, в которых публикуются законы и подзаконные нормативные правовые акты, в том числе регулирующие организацию и деятельность судебной системы и правоохранительной системы Российской Федерации: «Собрание законодательства Российской Федерации»; «Российская газета»; «Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации»; «Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации». Важнейшие судебные решения, не являющиеся нормативными правовыми актами, публикуются в указанных изданиях, а также в таких изданиях, как: «Вестник Конституционного Суда Российской Федерации»; «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации»; «Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации».
Третий вопрос занятия.При изучении данного вопроса темы студенты должны иметь в виду, что предмет и система учебной дисциплины «Правоохранительные органы» определяется кругом тех явлений, событий, фактов, которые должны изучаться в рамках данной дисциплины. Первоначальные представления о системе учебной дисциплины студенты могут получить, познакомившись с тематическим планом дисциплины «Правоохранительные органы», который опубликован в Рабочей программе данной дисциплины. Изучая соответствующие положения рекомендуемых Рабочей программой учебников, студенты могут познать, каковы предмет, метод и система учебной дисциплины «Правоохранительные органы» и в чем конкретно соотношение данной учебной дисциплины с такими учебными дисциплинами, как теория государства и права, история отечественного государства и права, конституционное право, административное право, гражданский процесс, арбитражный процесс, уголовный процесс и иные дисциплины, которые изучаются на юридическом факультете Российской таможенной академии.
IV. Рекомендуемые источники
Нормативно-правовые документы
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Официальный текст. ― М.: Юрайт-Издат, 2011. ― Статьи 1-5, 10-12, 15, 65-67, 71, 72, 74, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 83, 87, 88, 89, 90, 91, 93, 94-96, 98-100, 102-110, 114, 115, 118-133.
2. О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ. Официальный текст. ― М.: Юрайт-Издат, 2011 (общее ознакомление с ФКЗ).
3. О безопасности: Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-1. ― М.: Юрайт-Издат, 2011 (общее ознакомление с ФЗ).
4. О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ. ―М.: Юрайт-Издат, 2011 (общее ознакомление с ФЗ).
5. Положение о Федеральной таможенной службе: Утв. Постановлением Правительства РФ от 26 июля 2006 г. № 459 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 32. Ст. 3569 (общее ознакомление с Положением).
Основная литература
1. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы: Учебник для юридических вузов и факультетов/ Под ред. К.Ф.Гуценко. — М.: Издательство «Зерцало», 2010. — С. 1–44 (Гл. I и II).
Дополнительная литература
1. Правоохранительные органы России: учебник / Под ред.
В.П. Божьева. — М.: Высшее образование, 2010. — С. 14-45 (Гл. 1 и 2).
2. Правоведение: учебник для бакалавриата /Под ред. С.И. Некрасова. — М.: Юрайт, 2011. — С. 18-124.
V. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Каким законодательным актом определен исчерпывающий перечень субъектов Российской Федерации? Дайте исчерпывающий перечень субъектов Российской Федерации.
2.Что означают следующие понятия:общественный порядок, правопорядок, правоохрана, правоохранительная деятельность, правоприменение, правоохранительный орган, суд, судья, правосудие, судебная власть?
3. Перечислить правоохранительные органы Российской Федерации.
4. Перечислить законодательные акты и подзаконные нормативные правовые акты, которые регулируют организацию и деятельность правоохранительных органов в Российской Федерации.
5. Перечислить законодательные акты, которые регулируют организацию и деятельность судов в Российской Федерации.
6. Охарактеризовать основания классификации законодательных актов и подзаконных нормативных правовых актов, которые регулируют организацию и деятельность правоохранительных органов и судов в Российской Федерации.
7. Охарактеризовать предмет и систему учебной дисциплины «Правоохранительные органы», её взаимосвязь с иными дисциплинами, изучаемыми на юридическом факультете Российской таможенной академии.