Порядок исчисления налога и сроки его уплаты
Общим правилом можно считать порядок, когда плательщик самостоятельно определяет сумму налога, подлежащего уплате за налоговый (отчетный) период исходя из самостоятельно исчисленной налоговой базы и применив к ней установленную законом налоговую ставку (ставки) с использованием при этом законных льгот. В качестве примеров, НДС, акцизы, налог на прибыль, экологический налог и некоторые другие.
Из общего правила могут быть изъятия. Так в п. 2. ст. 44 НК РБ предусмотрено, что исчисление отдельных налогов может быть возложено на налоговые и таможенные органы, а также налоговых агентов.
Сроки в налоговом законодательстве – это временные периоды, когда у плательщика, иного обязанного лица, налогового агента возникает обязанность уплатить налог. Они определяются календарной датой, истечением периода времени, указанием на событие, которое должно произойти, или действие, которое должно быть совершено.
Сроки исполнения налогового обязательства при уплате таможенных платежей связаны с перемещением товаров, помещением их под один из таможенных режимов, подачей таможенной декларации. Так, например, при незаконном перемещении товаров через таможенную границу налоговое обязательство по уплате таможенных платежей возникает в день перемещения товаров через таможенную границу.
Таким образом, сроки уплаты налогов устанавливаются налоговым и таможенным законодательством применительно к каждому налогу. Не допускается изменение установленного законом срока уплаты налогов никем из налогообязанных лиц, т.е. плательщиками, иными обязанными лицами, в том числе налоговыми агентами, а также налоговыми органами.
31. Способы обеспечения исполнения
Налогового обязательства
В случае, если плательщик не выполнил или ненадлежащим образом исполнил налоговое обязательство, со стороны налоговых и таможенных органов к нему применяются определенные меры, которые гл. 5 НК РБ определены как способы обеспечения исполнения налогового обязательства. К таким способам относятся: залог имущества; поручительство; пеня; приостановление операций по счетам в банке; арест имущества. Перечисленные юридические конструкции используются в гражданских правоотношениях. Однако применительно к налоговому праву они имеют особенности, вследствие чего в НК РБ нет отсылочных норм на ГК РБ и ГПК РБ, а раскрывается содержание этих категорий применительно к целям налогообложения.
К залогу, как способу обеспечения исполнения налогового обязательства, прибегают в случае изменения сроков исполнения налоговых обязательств. Залог имущества в налоговом праве возникает в силу договора, заключаемого между налогоплательщиком и налоговым органом.
По тому же основанию прибегают к поручительству, оформляемому также письменным договором между поручителем и налоговым органом. Поручитель отвечает перед налоговым органом в том же объеме, что и плательщик.
Налоговые органы не вправе в бесспорном порядке списывать с поручителей суммы задолженностей по налогам. Это можно сделать только на основании решения суда.
В случае исполнения налогового обязательства в более поздние, чем установлено законом, сроки у плательщика возникает дополнительное налоговое обязательство в виде уплаты пени. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки в процентном отношении к неуплаченной сумме налога. Размер процента равен 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь. Не допускается уплата (взыскание) пени до момента, пока полностью не исполнено основное налоговое обязательство. Право на освобождение от уплаты пени принадлежит Президенту Республики Беларусь. Однако Главой государства этот вопрос рассматривается только в том случае, если плательщик полностью погасил недоимку по платежам в бюджет.
Вопрос об отнесении пени к обеспечительным мерам является спорным, поскольку к пени могут быть применены те же способы обеспечения, что и по основному долгу.
Приостановление операций по счетам плательщика в банке, как способ обеспечения, применяется только в налоговом праве. Под этим способом понимаются действия налоговых и таможенных органов, ограничивающие право плательщика распоряжаться денежными средствами, находящимися на его счете в банке.
Решение о приостановлении операций принимает руководитель налогового органа, а исполняется банком, получившим соответствующее указание.
Кодекс устанавливает три основания для принятия такого решения: неисполнение плательщиком налогового обязательства в установленный срок; непредставление в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов); непредставление плательщиком документов, необходимых налоговым органам для проведения проверок. Следовательно, принятие решения о приостановлении операций по счетам в банке по иным основаниям является незаконным и должно быть обжаловано в установленном порядке.
Арест имущества в налоговом праве означает ограничение прав плательщиков в отношении принадлежащего ему имущества. НК РБ (ст. 54) устанавливает не полное ограничение его прав, а такое, при котором плательщик вправе владеть и пользоваться имуществом с разрешения и под контролем налогового органа. Арест налагается не на все имущество, а только на ту его часть, которой достаточно для погашения неисполненного налогового обязательства.
Арест имущества применяется при наличии одного из двух оснований: неисполненное в установленный срок налоговое обязательство; наличие у налоговых органов оснований полагать, что плательщик намерен скрыться сам или скрыть свое имущество.
Основаниями для снятия ареста являются прекращение налогового обязательства в связи с полным погашением сумм недоимки, пени и финансовых санкций. Кроме того, решение налогового органа об аресте имущества может быть отменено вышестоящим налоговым органом или судом.
32. Принудительное исполнение налогового
Обязательства
В случае образования у плательщика задолженности по уплате налогов погашение образовавшейся задолженности производится путем ее взыскания налоговыми и таможенными органами. Взыскание задолженности в соответствии с п. 1 ст. 55 НК РБ является мерой принудительного исполнения налогового обязательства.
Взыскание налога проводится в определенной последовательности с соблюдением соответствующих процедур. Взыскание задолженности за счет денежных средств плательщика организации производится в бесспорном порядке на основании решения руководителя (заместителя) налогового или таможенного органа. Взыскание задолженности с физических лиц производится только в судебном порядке.
Решение о взыскании задолженностей в бесспорном порядке либо по решению суда исполняется банком. При недостаточности денежных средств на счетах плательщика в банке решение исполняется банком по мере поступления денежных средств на счета, указанные в решении налогового органа.
При отсутствии денежных средств на счетах плательщика взыскание обращается на наличные денежные средства, находящиеся в кассе организации. При этом оформляются соответствующие документы.
Если указанные формы принудительного исполнения налогового обязательства оказались недостаточными налоговые органы используют механизм взыскания задолженности за счет средств дебиторов плательщика – недоимщика. Такому взысканию предшествует юридическое оформление наличия дебиторской задолженности. Решение о принудительном взыскании задолженности имеет также бесспорный характер и направляется в банк, обслуживающий дебитора плательщика для исполнения в первоочередном порядке.
Последней формой принудительного исполнения налогового обязательства является его обращение на имущество должника. Эта форма используется как относительно имущества организаций, так и имущества физических лиц. Взыскание производится только в судебном порядке. В первом случае налоговые органы подают исковое заявление в хозяйственный суд, во втором – в общий суд. К исковому заявлению прилагаются документы, подтверждающие наложение ареста на имущество и отсутствие денежных средств у плательщика. НК РБ (ст. 59) установил очередность взыскания в зависимости от определенных характеристик имущества, на которое может обращено погашение задолженности по уплате налогов.
При взыскании задолженности за счет имущества физического лица руководствуются приложением № 1 к Гражданскому процессуальному кодексу, в котором приведен перечень имущества, необходимого для нормальной жизни гражданина и состоящих на его иждивении лиц.
Налоговое правонарушение
Налоговый кодекс Республики Беларусь не содержит определения налогового правонарушения. Согласно ст. 106 НК Российской Федерации налоговым правонарушением признается совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которые налоговым кодексом установлена ответственность.
Приведенное определение содержит следующие признаки: противоправное деяние; виновность; наказуемость деяния. Налоговое правонарушение является фактическим правовым основанием юридической ответственности и в силу этого характеризуется совокупностью объективных и субъективных признаков, образующих его состав. Состав налогового правонарушения образуют четыре элемента: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.
Объект налогового правонарушения составляет охраняемые законодательством общественные отношения в сфере налогообложения. Объективная сторона налоговых правонарушений представляет совокупность признаков противоправных деяний, предусмотренных налогово-правовыми нормами и характеризующих внешнее проявление налоговых правонарушений в реальной действительности.
Субъектом налогового правонарушения является лицо (физическое или юридическое), совершившее нарушение налогового законодательства и которое в соответствии с законодательством может быть привлечено к ответственности.
Субъективная сторона налогового правонарушения представляет совокупность признаков, отражающих внутреннюю сторону противоправного деяния и характеризующих внутренние психические процессы, происходящие в сознании правонарушителя относительно содеянного и его последствий.
В налоговом праве применяются санкции, которые известны другим отраслям права и применимы для защиты имущественных интересов субъектов – граждан, пени, а также меры государственного воздействия, свойственные только финансово-правовой сфере – взыскание недоимки, приостановление операций по счетам в банке.
Санкции за налоговые правонарушения подразделяются на правоостановительные, реализация которых направлена на устранение вреда, причиненного противоправным деянием финансовым интересам государства, принудительное исполнение налогового обязательства, а также на восстановление нарушенных имущественных прав государства; карательные (штрафные), реализация которых направлена на предупреждение налоговых правонарушений, а также на исправление и наказание нарушителей налогового законодательства.
Содержание и порядок применения правоостановительных санкций установлен общей частью НК РБ. Содержание и порядок применения карательных санкций регулировался до 1 марта 2007 г. Указом Президента Республики Беларусь от 30.06.2006 г. № 419 «О дополнительных мерах по регулированию налоговых отношений», а с указанной даты – Кодексом об административных правонарушениях.