Налоговая база и налоговая ставка

Обязательным элементом конструкции закона о налоге является налоговая база, под которой понимается стоимостная, физическая или иная характеристика объекта обложения. По республиканским налогам налоговая база устанавливается законами, по местным – местными Советами депутатов.

Налоговая база может быть выражена в денежных единицах (национальных и иностранных), других единицах измерения. Налоговая база может как полностью совпадать с объектом обложения, так и не полностью, например НДС. В качестве иной характеристики налоговой базы можно привести единый налог с индивидуальных предпринимателей, по которому объектом и в то же время налоговой базой является юридический факт: реализация потребителям товаров, выполнение работ, оказание услуг.

Порядок определения налоговой базы для исчисления каждого налога содержится в законах о конкретных налогах. Как показывает практика, именно в связи с неправильным определением налоговой базы чаще всего происходит нарушение законодательства о налогах и сборах.

Под налоговой ставкой, согласно п. 2 ст. 41 НК РБ, понимается величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговые ставки могут быть выражены как в твердых суммах, так и в процентах. Налоговые ставки в части их установления имеют те же характеристики, что и налоговая база, т.е. по республиканским налогам устанавливаются законами и декретами Президента Республики Беларусь, по местным налогам – решениями местных Советов депутатов. Ставка – неотъемлемый элемент любого нормативного правового акта, вводящего как республиканские, так и местные налоги. По отдельным налогам возможно установление разных ставок в зависимости от характеристик субъекта налогообложения.

Налоговый период и налоговые льготы

Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени, определяемый применительно к каждому конкретному налогу, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога.

Календарный год совпадает с налоговым периодом по таким налогам, уплачиваемым физическими лицами, как земельный налог и налог на недвижимость.

Для вновь создаваемых организаций налоговый период начинает исчисляться с момента их государственной регистрации и до конца года. Аналогичный подход применяется и относительно ликвидируемых организаций.

По большинству налогов налоговый период разбивается на отчетные периоды. Например, налог на недвижимость юридические лица уплачивают ежеквартально в размере 1/4 исчисленной годовой суммы налога. По единому налогу с индивидуальных предпринимателей обязанность по уплате налога возложена до начала осуществления ими деятельности, т.е. до начала налогового периода.

Налоговые льготы являются важным инструментом экономического и социального развития и являются одним из признаков правового государства. В НК РБ (п.1 ст. 43) под налоговыми льготами понимаются предусмотренные налоговым законодательством преимущества по сравнению с другими плательщиками. Налоговые льготы классифицируют на: освобождение (например, от уплаты налога на прибыль освобождаются организации, использующие неполноценную рабочую силу); вычеты из облагаемой базы определенных расходов (например, из начисленной месячной заработной платы вычитается одна базовая величина); пониженные по сравнению с базовыми ставки (например, 15-процентная ставка налога на прибыль для малых предприятий при основной ставке 24 процента).

Представление иных или индивидуальных налоговых льгот – это исключительное право Президента Республики Беларусь (например, Декретом Президента от 28.08.2002 г. № 21 «О порядке предоставления физическим лицам льгот по таможенным платежам» установлены льготы по налогам и таможенным платежам при ввозе товаров для многодетных родителей и инвалидов 1 группы).

Использование льгот – это право, а не обязанность плательщика. Плательщик может от них отказаться или приостановить их использование. Плательщик обязан подтвердить свое право на налоговую льготу путем представления налоговой инспекции, где он стоит на учете, соответствующих документов.

Наши рекомендации