Налоговая база и налоговая ставка
Обязательным элементом конструкции закона о налоге является налоговая база, под которой понимается стоимостная, физическая или иная характеристика объекта обложения. По республиканским налогам налоговая база устанавливается законами, по местным – местными Советами депутатов.
Налоговая база может быть выражена в денежных единицах (национальных и иностранных), других единицах измерения. Налоговая база может как полностью совпадать с объектом обложения, так и не полностью, например НДС. В качестве иной характеристики налоговой базы можно привести единый налог с индивидуальных предпринимателей, по которому объектом и в то же время налоговой базой является юридический факт: реализация потребителям товаров, выполнение работ, оказание услуг.
Порядок определения налоговой базы для исчисления каждого налога содержится в законах о конкретных налогах. Как показывает практика, именно в связи с неправильным определением налоговой базы чаще всего происходит нарушение законодательства о налогах и сборах.
Под налоговой ставкой, согласно п. 2 ст. 41 НК РБ, понимается величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговые ставки могут быть выражены как в твердых суммах, так и в процентах. Налоговые ставки в части их установления имеют те же характеристики, что и налоговая база, т.е. по республиканским налогам устанавливаются законами и декретами Президента Республики Беларусь, по местным налогам – решениями местных Советов депутатов. Ставка – неотъемлемый элемент любого нормативного правового акта, вводящего как республиканские, так и местные налоги. По отдельным налогам возможно установление разных ставок в зависимости от характеристик субъекта налогообложения.
Налоговый период и налоговые льготы
Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени, определяемый применительно к каждому конкретному налогу, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога.
Календарный год совпадает с налоговым периодом по таким налогам, уплачиваемым физическими лицами, как земельный налог и налог на недвижимость.
Для вновь создаваемых организаций налоговый период начинает исчисляться с момента их государственной регистрации и до конца года. Аналогичный подход применяется и относительно ликвидируемых организаций.
По большинству налогов налоговый период разбивается на отчетные периоды. Например, налог на недвижимость юридические лица уплачивают ежеквартально в размере 1/4 исчисленной годовой суммы налога. По единому налогу с индивидуальных предпринимателей обязанность по уплате налога возложена до начала осуществления ими деятельности, т.е. до начала налогового периода.
Налоговые льготы являются важным инструментом экономического и социального развития и являются одним из признаков правового государства. В НК РБ (п.1 ст. 43) под налоговыми льготами понимаются предусмотренные налоговым законодательством преимущества по сравнению с другими плательщиками. Налоговые льготы классифицируют на: освобождение (например, от уплаты налога на прибыль освобождаются организации, использующие неполноценную рабочую силу); вычеты из облагаемой базы определенных расходов (например, из начисленной месячной заработной платы вычитается одна базовая величина); пониженные по сравнению с базовыми ставки (например, 15-процентная ставка налога на прибыль для малых предприятий при основной ставке 24 процента).
Представление иных или индивидуальных налоговых льгот – это исключительное право Президента Республики Беларусь (например, Декретом Президента от 28.08.2002 г. № 21 «О порядке предоставления физическим лицам льгот по таможенным платежам» установлены льготы по налогам и таможенным платежам при ввозе товаров для многодетных родителей и инвалидов 1 группы).
Использование льгот – это право, а не обязанность плательщика. Плательщик может от них отказаться или приостановить их использование. Плательщик обязан подтвердить свое право на налоговую льготу путем представления налоговой инспекции, где он стоит на учете, соответствующих документов.