Представители общественности
Особым случаем представительства в гражданском процессе является участие в процессе по конкретному гражданскому делу представителей общественных объединений и трудовых коллективов для изложения мнения по данному делу (ст. 78 ГПК).
Целью участия представителей общественности в этом случае является оказание суду помощи в правильном и своевременном рассмотрении дела и, тем самым, в воспитании у граждан уважения к закону, в предупреждении правонарушений. Наиболее полно такая цель до-стигается по делам о лишении родительских прав, о выселении за невозможностью совместного проживания и некоторым другим.
Инициатива в привлечении в процесс представителей общественности может исходить от юридически заинтересованных в исходе дела лиц. О допущении в дело для изложения мнения могут ходатайствовать само общественное объединение или трудовой коллектив. Эти ходатайства разрешаются определением суда.
Поскольку мнение по делу может быть выработано только после ознакомления с его материалами, общественным объединениям и трудовым коллективам должна быть обеспечена такая возможность. Материалы, являющиеся основанием для формирования мнения общественности, рассматриваются и оцениваются, как правило, на собрании или заседании выборного органа общественного объединения или трудового коллектива. Выводы, которые формируются как мнение общественного объединения или трудового коллектива, излагаются в постановлении, где может быть указано одновременно, кто уполномочен изложить это мнение суду.
В соответствии с ч. 2 ст. 78 ГПК представители, участвующие в гражданском процессе для изложения мнения общественности, удостоверяют свои полномочия выпиской из постановления общего собрания или выборного органа, принятого в связи с рассматриваемым делом.
Такие представители не относятся к лицам, юридически заинтересованным в исходе дела (ст. 54 ГПК). Их правовое положение определяется ч. 3 ст. 78 ГПК, которая отсылает к ст. 56 ГПК, исключив в то же время право таких представителей на заявление отводов и обжалование судебных постановлений. Однако совокупность тех прав, которыми ГПК наделяет представителей общественности – знакомиться с материалами дела, представлять доказательства, участвовать в их исследовании, заявлять ходатайства и др., – позволяет им активно участвовать в судопроизводстве по делу.
Хотя закон ничего не говорит об обязанностях таких представителей, безусловно, что, как и все остальные участники процесса, они обязаны проявлять уважение к суду и подчиняться порядку в зале судебного заседания.
ГПК 1999 г. не определил, в какой момент рассмотрения дела суд заслушивает представителей. Вероятно, суд вправе заслушать представителей общественности в любой момент рассмотрения дела по существу, когда посчитает это целесообразным.
Сведения об участии представителей общественности, изложивших мнение общественного объединения или трудового коллектива по делу, должны быть в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 174 ГПК включены в протокол судебного заседания.
Контрольные вопросы для практических (семинарских) занятий:
1. Понятие и виды представительства в суде.
2. Договорное представительство.
3. Законное представительство.
4. Общественное представительство.
5. Полномочия представителя и их оформление.
Глава 12. участие прокурора в гражданском процессе
§ 1. Цели, задачи и формы участия прокурора в гражданском процессе
§ 2. Надзорные права прокурора в гражданском процессе
§ 3. Формы участия прокурора в суде первой инстанции
§ 1. Цели, задачи и формы участия прокурора в гражданском процессе
Прокуратура, как государственный орган, осущест-вляет функцию надзора за исполнением законов. Однако пределы прокурорского надзора и полномочия прокуроров отличаются как в разных государствах, так и на разных этапах их развития. Безусловно, однако, что участие прокурора в гражданском процессе отражает публичное начало в судопроизводстве.
В советский период белорусской государственности в законодательстве была закреплена возможность всеобъемлющего надзора прокуратуры за исполнением законов. Прокурорский надзор распространялся почти на всех субъектов, кроме представительных органов власти (позже кроме высших представительных органов власти). Соответственно в сфере гражданского судопроизводства прокурорский надзор, по общему мнению, распро-странялся на всех субъектов гражданских процессуальных правоотношений, в том числе на суд, лиц, заинтересованных в исходе дела, и касался всех без исключения гражданских дел 1 . Это положение законодательства и в определенной мере практика его применения отражали идеологическую установку о необходимости вмешательства государства в «частные отношения, в гражданские дела» 2 . Одновременно ограничивалось действие принципа диспозитивности в гражданском процессе, так как, например, действия по возбуждению гражданских дел прокурор не обязан был согласовывать с лицами, заинтересованными в исходе дела. Практически же прокуроры в большинстве случаев реагировали на нарушения закона, указанные в заявлениях граждан, а также возбуждали гражданские дела в интересах государства и в интересах юридических лиц.
Меры к ослаблению всеобщности прокурорского надзора и переходу к общепринятым стандартам были приняты в период становления Республики Беларусь как суверенного государства. Впервые в истории Беларуси 29 января 1993 г. был принят Закон Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь»1(в дальнейшем – Закон о прокуратуре). Статья 2 названного Закона установила, что деятельность прокуратуры направлена «на обеспечение верховенства закона, укрепление законности в целях защиты прав и свобод граждан, законных интересов государства, субъектов хозяйствования, учреждений, организаций, общественных объединений». Прокурорский надзор в области гражданского судопроизводства осуществляется за соответствием закону судебных решений по гражданским делам. Конституция Республики Беларусь завершила нормативное закрепление названых целей и направлений прокурорского надзора в гражданском процессе. В ней установлен как принцип независимости судей при осуществлении правосудия, так и независимости прокуроров в осуществлении своих полномочий по надзору за точным и единообразным исполнением законов. Осуществление этих положений происходит в предусмотренной ГПК процессуальной форме, закрепляющей полномочия как суда, так и прокурора в судопроизводстве по гражданским делам. ГПК 1999 г. в качестве принципов гражданского судопроизводства закрепляет как надзор вышестоящих судов за судебной деятельностью (ст. 22 ГПК), так и прокурорский надзор в гражданском судопроизводстве (ст. 23 ГПК).
При этом предметом прокурорского надзора, осуществляемого Генеральным прокурором и подчиненными ему прокурорами, является законность и обоснованность судебных постановлений по гражданским делам, а также соблюдение законодательства при их исполнении.
При осуществлении надзора прокурор обязан на всех стадиях гражданского судопроизводства своевременно принимать предусмотренные законом меры к устранению любых нарушений закона, от кого бы они ни исходили.
Цели прокурорского надзора и правосудия имеют общую направленность на обеспечение защиты нарушенных прав. Однако для осуществления этих целей прокуратуре и суду предоставлены законом разные средства, соответствующие компетенции и назначению этих государственных органов.
В силу принципа диспозитивности гражданские дела в суде по общему правилу возбуждают непосредственно заинтересованные в исходе дела лица. Закон не наделил таким правом суд, но он, как правоприменительный орган, непосредственно применяет установленные законом способы защиты права и оказывает защиту нарушенным или оспоренным правам и интересам.
Прокурору закон не предоставляет функций правоприменительного характера. Основными функциями прокурорского надзора являются: наблюдение с целью выявления и предупреждения правонарушений и реагирование с целью пресечения и устранения последствий правонарушений, в том числе и в гражданском процессе.
Для реализации названных функций прокурорского надзора в сфере гражданского судопроизводства прокурору предоставлено право обратиться в суд с заявлением о возбуждении дела или вступить в дело (ст. 81 ГПК).
Прокурору, участвующему в процессе, закон предоставляет права лиц, заинтересованных в исходе дела (ст. 56, 84 ГПК).
По делам, возбужденным в суде без участия прокурора, его правовая позиция по делу отражается в заявлениях и во всех случаях – в ходе судебного разбирательства дела в виде его мнения по вопросам разбирательства дела и по существу дела во время судебных прений.
При подаче прокурором заявления в интересах других лиц прокурор наделен правом активно содействовать защите интересов других лиц, правом поддерживать и обосновывать заявленное требование. Одновременно прокурор выполняет и функции надзора и поэтому обязан вы-сказывать свое мнение по делу. Правовая позиция прокурора по делу выражается как в момент возбуждения гражданского дела, так как прокурор утверждает и обосновывает необходимость защиты прав одной стороны истца (заявителя), ответчика по встречному иску в заявлении, направленном в суд, так и при рассмотрении дела по существу и в судебных прениях.
Под влиянием исследованных в суде обстоятельств возможно изменение прокурором правовой позиции по делу.
Эти различия в правовом положении прокурора привели к необходимости выделять две формы участия прокурорав производстве по гражданским делам в суде первой инстанции:
1) при возбуждении гражданского дела путем подачи заявления в защиту прав и охраняемых законом интересов граждан, юридических лиц или государства;
2) при вступлении в процесс, начавшийся по инициативе других лиц.
Эти две формы характерны не только для государств – членов СНГ в силу традиций, заложенных в законодательстве СССР, но и для законодательства многих других стран (Франции, Германии, государств Восточной Европы 1 , США в части защиты интересов государства 2 ). При этом участие прокурора в форме возбуждения дела в интересах истца, в защиту ответчика, как правило, называют участием в качестве «главной стороны», так как прокурор осуществляет функции предъявления и поддержания иска, иногда защиты против иска, а вступление в процесс для высказывания мнения (заключения) после прений сторон – участием в качестве «примыкающей стороны».
ГПК Республики Беларусь сохранил две формы участия прокурора в гражданском процессе, согласовав в отдельных случаях (ч. 3 ст. 81 ГПК) право прокурора на возбуждение дела с необходимостью соблюдения принципа диспозитивности, но изменил форму оценки прокурором отдельных вопросов и существа дела и вместо заключения именует ее мнением прокурора.
В теории и на практике выделяют также аналогичные формы участия прокурора в других стадиях – производствах при возбуждении их прокурором и при вступлении его в дело, если производство возбуждено иными лицами. Поэтому в кассационном, надзорном производстве, производстве по вновь открывшимся обстоятельствам и в исполнительном производстве различают правовое положение прокурора в зависимости от формы участия в деле.
Общим для всех случаев возбуждения дела прокурором, а также кассационного, надзорного или иного производства является то, что прокурор не только имеет право на поддержание в суде иска (заявления) или протеста, представления и пользуется правами заинтересованного в исходе дела лица, характерными для соответствующего производства, но и обязан высказать мнение по делу. В силу выполнения прокурором государственных функций его права на осуществление определенных действий рассматриваются и как обязанность их осуществлять.