Разграничение подведомственности дел между общими и хозяйственными судами

Разграничение компетенции между общим и хозяйственным судами проводится по двум критериям (правилам), которые закреплены в общих процессуальных законах – ХПК и ГПК:

1) по характеру спора;

2) субъектному составу участников спора.

Согласно ст. 37 ГПК общему суду подведомственны дела по спорам, если хотя бы одной из сторон в споре является гражданин. Субъектами спора, разрешение которого отнесено к подведомственности хозяйственных судов, являются: юридические лица, индивидуальные предприниматели, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, государственные и иные органы, Республика Беларусь, административно-территориальные единицы Республики Беларусь, организации, не являющиеся юридическими лицами, должностные лица и граждане (ч. 2 ст. 39 ХПК). Обычно участниками спора, подведомственного хозяйственному суду, являются коммерческие организации, т.е. организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (ст. 46 ГК).

Споры с участием некоммерческих организаций (например, общественных и религиозных организаций, политических партий) подведомственны хозяйственному суду при условии, что спор носит имущественный характер или связан с осуществлением ими предприниматель-ской или иной хозяйственной (экономической) деятельности, допускаемой законодательством (п. 7.8 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь и Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 22 июня 2000 г. № 4/3 (в ред. от 25 марта 2004 г.) «О разграничении подведомственности между общими и хозяйственными судами».

Юридическое лицо и гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, приобретают правосубъектность в делах, подведомственных хозяйственному суду, с момента их государственной регистрации в Едином государственном регистре (ст. 47 ГК).

Из общих правил подведомственности актами законодательства устанавливаются исключения (специальная подведомственность). Так, независимо от субъектного состава (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или гражданин) хозяйственному суду подведомственны дела, указанные в ст. 47 ХПК:

® об экономической несостоятельности (банкротстве);

® по спорам о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, организаций, не являющихся юридическими лицами; прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей;

® по спорам об отказе в государственной регистрации, об уклонении от государственной регистрации юридических лиц, организаций, не являющихся юридическими лицами, и индивидуальных предпринимателей;

® по спорам между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных обществ и товариществ, возникающим при осуществлении деятельности этими обществами;

® о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;

® иные дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, в случаях, предусмотренных законодательными актами.

Хозяйственному суду подведомственны дела по спорам с участием организации (коллективных образований), которые не являются юридическими лицами, в частности споры между трудовыми коллективами и государственными органами, когда спор связан с устранением препятствий со стороны государственных и иных органов по созданию юридического лица – субъекта хозяйствования (ст. 49 Закона Республики Беларусь «О собственности в Республике Беларусь»).

По субъектному составу разграничивается подведомственность общему или хозяйственному суду дел, возникающих из административных правоотношений, и дел особого производства (п. 3, 4 ст. 37 ГПК, ст. 42–43 ХПК) и приказного производства (ст. 394 ГПК и ст. 220 ХПК).

По характеру спора общему суду подведомственны дела, возникающие из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных отношений, а также отношений по использованию природных ресурсов и окружающей среды (ч. 1 ст. 37 ГПК), а хозяйственному суду – хозяйственные (экономические) споры и дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности. Содержание термина «хозяйственный (экономический) спор» в законодательстве не раскрывается с исчерпывающей полнотой. С учетом целей и задач хозяйственного судопроизводства, закрепленных в ст.1, 2, 4 ХПК, хозяйственный (экономический) спор можно определить как спор, возникающий из гражданских, административных, земельных, финансовых и иных публичных правоотношений в сфере предпринимательской или иной хозяйственной (экономической) деятельности. Предпринимательская или иная хозяйственная (экономическая) деятельность является основным признаком понятия «экономический спор». Оба критерия, по которым проводится разграничение компетенции между общими и хозяйственными судами и определяется подведомственность конкретного дела последним (субъектный состав и характер спора), должны учитываться в совокупности. При отсутствии любого из них спор подлежит разрешению в общем суде. Поэтому когда, например, гражданин имеет статус индивидуального предпринимателя, но дело возникло не в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности (по требованиям, возникающим из причинения вреда имуществу, которое не предназначалось для использования в предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя, из авторского и изо-бретательского права, семейных, жилищных отношений и др.), оно подлежит рассмотрению в общем суде (равно как дела по спорам, связанным с предпринимательской деятельностью, осуществляемой гражданином, не имеющим свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя).

Спор, который по своей сути является экономическим (в сфере предпринимательской или хозяйственной (экономической) деятельности), возникший к тому же между юридическими лицами, одно из которых может быть государственным органом, несмотря на субъектный состав и характер правоотношения, подведомственен общему суду, если об этом указывается в акте законодательства.

Не носят экономического характера, а потому в соответствии с актом законодательства отнесены к ведению общих судов дела:

® по искам общественных объединений потребителей о признании действий продавца, изготовителя, исполнителя, а также органов управления противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении таких действий (ст. 46 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей»1);

® по жалобам учредителей, групп граждан на решения регистрирующих органов об отказе в регистрации уставов (положений) общественных объединений, политических партий, религиозных организаций и о приостановлении, прекращении (запрещении) их деятельности, а также по жалобам на письменное предупреждение регистрирующего органа (ст. 27, 29 Закона Республики Беларусь «Об общественных объединениях», ст. 22, 33 Закона «О политических партиях», ст. 5 Закона «О профессиональных союзах», ст. 17, 18 Закона «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях»);

® по жалобам на решения и действия комиссий по подготовке и проведению выборов Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, депутатов местных Советов депутатов, референдума, голосования об отзыве депутата, в случаях предусмотренных Избирательным кодексом Республики Беларусь и иными актами законодательства Республики Беларусь;

® об обжаловании решений по коллективным трудовым спорам, предусмотренным п. 2 и 3ч. 2 ст. 383 ТК, а также заявления о признании забастовки недействительной или решения о ее проведении незаконным (ч. 6 ст. 386, ст. 395 ТК);

® граждан к ликвидируемым юридическим лицам, когда их имущественные требования не признаны ликвидационной комиссией, управляющим или ликвидатором, назначенными хозяйственным судом (решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 12 июля 2001 г. «О несоответствии подпункта 7.4 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь № 4/3 «О разграничении подведомственности дел между общими и хозяйственными судами» законам Республики Беларусь» 1;

® по искам работника предприятия, находившегося в процедуре экономической несостоятельности (банкротства), о восстановлении на работе, взыскании заработной платы, других денежных сумм, связанных с выполнением трудовых обязанностей.

В законодательстве закреплен приоритет общесудебной подведомственности. Согласно ч. 2 ст. 38 ГПК при предъявлении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны общему суду, а другие хозяйственному, все требования подлежат рассмотрению в общем суде, если иное не предусмотрено актами законодательства.

По общему правилу подведомственность дела определяет соответствующий юрисдикционный орган (общий, хозяйственный суд или несудебный орган). Споры о подведомственности не допускаются. В соответствии со ст. 41 ГПК вступившее в законную силу судебное постановление о подведомственности обязательно для иных судов, государственных органов, а также организаций, указанных в судебном постановлении, которые вправе поставить вопрос о его отмене перед вышестоящим судом.

В случае несогласия судьи общего или хозяйственного суда с определением о подведомственности спора он вправе поставить вопрос о его отмене перед соответствующим вышестоящим судом.

Наши рекомендации