Разграничения подведомственности между общими и хоз. судами
В качестве критериев разграничения подведомственности между общими и хозяйственными судами признаются следующие:
· субъектный состав участников спора;
· характер спорного правоотношения.
Субъектный состав участников спора, подведомственного хозяйственному суду, следующий:
· юридические лица и индивидуальные предприниматели, а в случаях, предусмотренных ХПК и иными законодательными актами, также организации, не являющиеся юридическими лицами, должностные лица и граждане;
· Республика Беларусь, административно-территориальные единицы Республики Беларусь, государственные органы, органы местного управления и самоуправления, иные органы;
· иностранные и международные организации; организации с иностранными инвестициями; иностранные граждане; лица без гражданства и беженцы, осуществляющие предпринимательскую деятельность.
Характер спорных правоотношений заключается в следующем:
1. Хозяйственному суду Республики Беларусь подведомственны хозяйственные (экономические) споры, возникающие из гражданских и иных правоотношений. В частности, в этот перечень включены хозяйственные (экономические) споры (ст. 41 ХПК):
· при признании права, в том числе права собственности;
· при истребовании собственником или иным законным владельцем имущества из чужого незаконного владения;
· при нарушении прав собственника или иного законного владельца, не связанных с лишением владения;
· при возмещении убытков.
2. К подведомственности хозяйственного суда относятся хозяйственные (экономические) споры и иные дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений. Под делами, возникающими из иных публичных правоотношений, здесь имеются в виду дела, возникающие из бюджетных, налоговых, финансовых правоотношений. В частности, ст. 42 ХПК определяет, что хозяйственный суд в порядке административного судопроизводства разрешает споры:
· о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном порядке;
· о возврате из бюджета денежных средств, списанных в бесспорном порядке в виде экономических санкций либо по другим основаниям с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
· об отказе в выдаче (продлении) лицензии.
3. Хозяйственный суд рассматривает также дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение (юридических фактов) для возникновения, изменения или прекращения прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности (ст. 43 ХПК). Это дела об установлении фактов:
· владения и пользования юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем определенным недвижимым имуществом;
· государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
· принадлежности правоустанавливающих документов и т. д. (ст. 231 ХПК).
4. Хозяйственному суду подведомственны дела по жалобам на нотариальные действия или отказ в их совершении (статьи 44 и 266 ХПК).
5. К подведомственности хозяйственного суда относятся дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений (ст. 45 и гл. 28 ХПК). Здесь следует различать решения иностранных судов – это решения органов судебной власти иностранных государств, в том числе государств СНГ; арбитражные решения – это акты арбитражных органов иностранных государств (третейских судов, палат и т. д.), не относящихся к органам судебной власти.
6. Хозяйственному суду подведомственны дела об обжаловании решений международных арбитражных (третейских) судов, находящихся на территории Республики Беларусь, и о выдаче исполнительного документа (ст. 46 и гл. 29 ХПК).
7. Специальная подведомственность хозяйственному суду (ст. 47 ХПК) устанавливается для следующих категорий споров:
· об экономической несостоятельности (банкротстве);
· между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных обществ и товариществ при осуществлении деятельности этими обществами и товариществами;
· о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;
8. Законодательными актами могут быть отнесены к подведомственности хозяйственного суда и другие дела. К ним, в частности, относятся дела:
· об установлении фактов, имеющих юридическое значение в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
· об экономической несостоятельности (банкротстве).
Понятие и виды подсудности
Подсудность – относимость дела подведомственного хозяйственному суду к ведению хозяйственного суда первой инстанции.
ХПК различает родовую (предметную подсудность) и территориальную подсудность.
Территориальная подсудность разделяется на:
1)общую
2)альтернативную (по выбору истца)
3)договорную
4)исключительную
Общие правила подсудности:
1)иск предъявляется в хозяйственный суд по месту нахождения или жительства ответчика.
2)иск к юр.лицу, вытекающий из деятельности его обособленного подразделения может быть предъявлен по месту нахождения обособленного подразделения
3)встречный иск независимо от его подсудности предъявляется в суд, рассматривающий первоначальный иск.