Современная методологическая ситуация в правоведении. Методологический нигилизм: причины
Метод в науке - это знание, с помощью которого добывается новое знание. Т.е. один и тот же фрагмент знания может рассматриваться как теория (разрабатываемое знание) а в др. - как метод (знание, с помощью которого разрабатывается теория). Это относится к общей теории государства и права, становление которой как теории происходит на базе своей методологии, но система ее знаний выступает как метод по отношению к отраслевым юридическим наукам.
Методология трактуется двояко: а) как учение о методе: б) как система методов, используемых в той или иной науке, теории. В основе методологии (системы методов) лежит философия, законы и категории которой являются всеобщими, универсальными и распространяются на все явления окружающего мира.
Аспекты методологической роли философии:
а) законы и категории философии могут использоваться в изучении права и государства непосредственно (формы и содержания правоотношений);
б) разрабатывается общее учение о методе - теория методологии. Формируются общие подходы (анализ, синтез, исторический, логические методы).
в) философские знания являются базой для формирования общенаучных и частных методов.
другой подход - общенаучные категории (система, структура, элементы, функции модели и др.). Общенаучные Категории - качественно новый тип понятий, появился в следствии интеграции научного знания и новых методологических подходов: системного, структурного, функционального, информационного, метода моделирования и т.д. один из новых математический метод: отражает количественную сторону явлений. Практика использования философских и общенаучных методов обуславливает появление характерных, специфических элементов в виде: историко-правового метода, сравнительного правоведения и государствоведения, метода правового регулирования. Это уже частные методы. Так же частнонаучные методы складываются путем использования данных, а так же методологических приемов др. наук - статистики, социологии, психологии и др.
Специальные методы: формально-догматический (исследует догмы права), метод толкования (практическое осуществление юр. норм), методы сравнения: 1) изучение сравниваемых институтов по отдельности; 2) сравнение выявленных признаков с позиции их сходства и различия; 2) оценка результата.
5. Поливариантность правопонимания.
Кальяк
Нерсесянц выделяет 2 основных типа правопонимания: юридический (правовой) и легистский.
С точки зрения юридического подхода право – это объективное явление, не зависящее от произвола государства и имеющее свой сущностный признак, отличающий его от иных социальных явлений.
Легистский подход рассматривает право как принудительно установленное государственной властью, т.е.позитивное, официально установленное явление.
Все варианты правопонимания могут быть подразделены на 2 типа:
1. Позитивистский
-легистское направление
- социологическое направление
- антропологическое направление
2. Метафизический
- естественноправовое направление
- либертарное направление.
Позитивистское правопонимание основано на методологии классического позитивизма, который признает единственным источником знаний данные, установленные путем опыта и наблюдения. Вопросы сущности явления не анализируются.
Различие позитивистских подходов:
Легизм сводит понимание права к текстам источников права.
Он рассматривает право как производный продукт государства, как приказ суверенной власти, обращенный к подданным.
Поскольку право ограничивается вопросами догмы, такой подход называется формально-догматическим.
Социологический подход рассматривает право как явление социальной жизни, сложившийся порядок общественных отношений, сводит к фактическим нормам общественной жизни.
Антропологический подход – право – это такой пласт реальности, который представлен эмоциями, переживаниями, интуицией и т.д.
Существует многообразие понимания права, множество форм.
В современной юриспруденции существуют различные подходы, определения и объяснения права. Среди них можно выделить генетический подход, естественно-правовой, позитивистский, либеральный подход, описательное определение права и системное, содержательное определение права.
Генетический подход к определению права. Смысл этого подхода состоит в том, что благодаря ему раскрывается генезис, первопричина происхождения права. В этом плане существует ряд определений права и их генетической природы:
Естественное право. Генезис его происхождения – сама природа человека;
Позитивное определение права – имеет два варианта:
объясняет право как материальную волю государства, порождающим источником является само государство и его органы;
объясняет право через норму права, т.е. базовым источником права является норма права, благодаря которой порождается вся система права. Этот подход называется нормативистским.
Либерально-правовое определение права – основано на договоре между государством и обществом, т.е. порождающим источником является договор;
Описательное определение права – основано на характеристике самих черт права;
Системное определение права – основано на системе элементов, порождающих саму архитектонику права, само право и его функционирование.
Естественное право представляет собой наиболее древнюю структуру определения и понимания права. Оно возникает вместе с возникновением государства и берёт своё начало в обычаях и традициях. В настоящее время естественное право приобретает более весомую характеристику, чем это было раньше. Это связано с тем, что благодаря естественному праву возникает система противовесов по отношению к позитивному праву. В отечественной истории естественное право получило наиболее развёрнутую характеристику у русских правоведов конца 19-начала 20 века (Чигорин, Соловьёв, Новгородцев, Михайловский и другие).
Позитивное право, его нормативистская конструкция наиболее чётко сформулирована Кёльзеном. Оно определяется как система правовых норм, установок и методик. Основой этой системы является закон. В данном случае человек и общество в целом не являются непосредственным субъектом правотворчества, они выполняют волю государства или соответствующего монарха.
В современной юриспруденции существует иной вариант подхода к определению права, который состоит в том, что выделяется три типа правопонимания:
позитивное право;
юс натурализм – естественное право;
либеральное право (либерально-правовой подход).
В современном анализе автор стремится преодолеть крайности естественного и позитивного права. На его взгляд таим синтезом является либеральное правопонимание. Базовыми характеристиками либерального правопонимания является формальная свобода и формальное равенство. В данном случае исключается реальная свобода и реальное равенство. Таким образом, снятие этих крайностей происходит на чисто формальном варианте. В этом серьёзный недостаток данной конструкции. Существование такой концепции показывает, что в переходный период имеет место два концептуальных подхода к определению права. Один основан на реальных ценностях (свободы и равенства), другой – на формальный.