Коммендации по их проведению.
5.6.1. Общие рекомендации:
Интерактивные формы проведения занятий предусматривают тесное взаимодействие обучающихся друг с другом, совместно решается проблема, идет обмен информацией, моделируются ситуации, оцениваются действия коллег и собственное поведение.
Интерактивное занятие дает возможность студентам принимать участие в обучении и передачи своих знаний своим коллегам. Интерактивный метод обучения даст студентам общую картину понятий, фактов, конструкций, которые необходимо изучить во время семинарского занятия, а также вызывает вопросы и повышает интерес.
Задача участника, то есть студента как можно больше научится самому и приобрести твердые знания по предмету, и научить как можно больше коллег, приобрести, в процессе обсуждения проблемы, дополнительные знания суммировав аргументацию коллег.
Студенты в ходе занятия погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению правовых проблем.
Задача преподавателя заключается в организации процесса интерактивного обучения, контроль над работой студенческих групп, анализ допущенных ошибок. Преподаватель выступает лишь в роли более опытного организатора процесса обучения. Общение с преподавателем происходит как со старшим наставником, более опытным коллегой.
5.6.2. Формы интерактивных занятий по темам дисциплины.
Семинар №2. Тема: Конституционный Суд Российской Федерации.
Кейс – метод: Подготовка решения Конституционного Суда РФ на базе реальных обращений.
Семинар №3. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ.
Мировые судьи.
Мастер – класс: Встреча с членом Уставного суда Санкт-Петербурга на тему: « Уставной суд Санкт-Петербурга и его место и значимость в судебной системе РФ»
Семинар № 6. Тема: Правовой статус судей судов РФ, присяжных и
арбитражных заседателей.
Дискуссия:Может ли быть федеральный судья независим?
Семинар №9. Тема: Прокуратура Российской Федерации
. Дискуссия: Место прокуратуры в системе органов государственной власти.
Кейс – метод: Подготовка актов прокурорского реагирования на нарушения законности ( протест, представление, постановление, предостережение) по материалам реальных событий.
Семинар №11. Тема: Органы внутренних дел Российской Федерации
Дискуссия:Реформа МВД – какой быть полиции?
Семинар №13. Тема: Органы выявления и расследования преступлений
Дискуссия:Проблемы процессуальной самостоятельности и независимости следователя.
Семинар №15. Тема: Адвокатура и адвокатская деятельность в Рос –
сийской Федерации
Мастер – класс: Встреча с адвокатом городской коллегии адвокатов на тему: «Адвокатская тайна: миф и реальность».
5.6.3 Методические рекомендации:
Методика проведения занятия по кейс-методу:
Студент знакомится с содержанием кейса самостоятельно (это может быть в печатном, электронном, устном виде и т.д.).
Проводится опрос по пониманию содержания кейса, но при этом не обсуждается со студентами.
Преподаватель распределяет студентов по микрогруппам (4-6 человек). Желательно комплектовать группы не по интересам, а по развитию способностей (чтобы не было в одной группе много активных студентов, а в другой – много пассивных).
Организуется обсуждение содержание кейса в микрогруппах. При этом преподаватель актуализирует поставленные вопросы и направляет на анализ и выявление всех заложенных ситуаций, проблем (но ни в коем случае не помогает, не решает кейс).
В группах выделяется человек (не обязательно лидер), презентирующий решение группы. Презентация составляется всеми членами микрогруппы. Презентация может быть устной, наглядной, графической или с применением компьютера.
Презентация решений групп.
Организуется общая дискуссия и обсуждение полученных решений. Преподаватель задает «провокационные» вопросы и следит за дисциплиной в аудитории.
Проводится обобщение полученных результатов и приобретенных знаний при работе над кейсом.
Методика проведения дискуссии:
Дискуссия предполагает организацию коллективной работы по обсуждению наиболее спорных и неоднозначных вопросов. Содержание этого интерактивного метода состоит в организации конструктивного обсуждения проблемы, которая известна слушателям или должна быть известна им, для уяснения аргументов в поддержку одного или другого варианта ее решения. Цель проведения дискуссии – наиболее глубоко разобраться в проблеме, услышать аргументы противоположных сторон. Ценность дискуссии в том, что ее участники могут услышать аргументы противоположных сторон, подготовить и высказать контраргументы, углубив при этом свои знания или поняв ошибочность ранее выбранной позиции.
Преподаватель может считать цель достигнутой, если одни слушатели изменили свою точку зрения, другие еще более убедились в ее правильности, третьи – стали сомневаться в том, в чем ранее были уверены и т.п.
Преподаватель должен заранее ознакомить аудиторию с обсуждаемой проблемой и дать возможность к ней серьезно подготовиться.
Особое значение для достижения целей имеет соблюдение участниками определенных правил. Таких как: а) выступающий говорит только по разрешению преподавателя; б) за одно выступление можно высказать только один аргумент; в) участники критикуют позицию а не выступающего; г) все участники дискуссии должны уважать ценности и взгляды других.
Методика проведения мастер – класса:
Мастер – класс это урок, даваемый высокопрофессиональным специалистом ( прокурор, следователь, адвокат, судья). Это один из основных способов быстрого освоения профессионального мастерства. Ведущий мастер делится опытом, выслушивает мнение аудитории по проблеме, вынесенной на обсуждение и предлагает свое видение решения этой проблемы.
Преподаватель заранее должен подготовить аудиторию к обсуждению данной проблемы и дать возможность выступить всем желающим.
В конце мастер – класса преподаватель должен подвести итоги и показать значение профессионального мастерства и опыта работы в решении сложных проблем.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ И ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПОД РУКОВОДСТВОМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
6.1. Общие методические рекомендации по изучению дисциплины:
Изучение дисциплины требует от студентов определенного методического подхода, знания особенностей дисциплины, сложностей, которые им встретятся на пути в овладении учебным материалом. Данные методические рекомендации позволят студентам более успешно и эффективно усвоить указанный курс.
1. Дисциплина «Правоохранительные органы» является базовой дисциплиной. Полученные в ходе ее изучения знания потребуются студентам при изучении других юридических дисциплин, в том числе, таких как прокурорский надзор, уголовно-процессуальное право и др.
2. Особенностью данной дисциплины является то, что студентам придется изучить большое количество нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность правоохранительных органов.
3. Изучение дисциплины и усвоение учебного материала дает возможность студентам определить свое отношение к деятельности правоохранительных органов и правильно выбрать в дальнейшем свою специализацию и место работы.
4. Изменения, происходящие в политической, экономической и правовой жизни общества требуют обновления нормативно-правовой базы, следовательно, студентам необходимо отслеживать последние коррективы, вносимые государством в регламентацию деятельности правоохранительных органов.
5. До настоящего времени законодательно не закреплено положение о том, какие органы отнесены к правоохранительным, поэтому в учебной литературе существуют различные мнения авторов по поводу того, относятся ли судебные органы к правоохранительным.
6. Нет единого мнения в учебной литературе в определении понятия правоохранительные органы и правоохранительная деятельность. Различные источники по-разному трактуют эти понятия.
7. В учебниках и учебных пособиях круг правоохранительных органов не однозначен. Авторы, рассматривая систему правоохранительных органов, сужают или расширяют этот круг, не объясняя своего подхода к этой проблеме.
8. Дисциплина изучается во втором семестре на 1 курсе и заканчивается сдачей экзамена. Основными формами обучения являются лекции и семинары. Кроме того, студенты получают консультации преподавателей и самостоятельно изучают учебный материал.
9. В первую очередь студенты должны ознакомится с программой дисциплины и выяснить ее содержание. Важно не только определить объем программы, но установить по каким темам проводятся семинарские занятия.
10. Студентам необходимо знать, что в ходе изучения дисциплины используются интерактивные методы занятий, которые требуют особой подготовки.
11. В начальной стадии изучения дисциплины студенты должны получить на кафедре перечень вопросов, выносимых на экзамен, чтобы в ходе занятий (лекций и семинаров) отслеживать пройденный материал.
12. Очень важно студентам подробно конспектировать лекции преподавателя. Это позволит знать о вносимых текущих изменениях в законодательство и позицию преподавателя по сложным проблемам, а также требования к знаниям студентов.
13. В библиотеке студенты должны отобрать необходимую литературу, желательно несколько учебников, чтобы знать мнения по сложным вопросам разных авторов. Перед этим необходимо поинтересоваться у преподавателя, какую литературу он рекомендует.
14. Очень важной считается работа с нормативно-правовой базой. Деятельность правоохранительных органов четко регламентирована законодательством и поэтому изучая их структуру, задачи и полномочия необходимо, прежде всего, ознакомится с содержанием правовых норм.
15. В ходе самостоятельной работы над темой, после уяснения ее содержания студентам необходимо проконтролировать полученные знания путем решения контрольных тестов или вопросов.
16. Готовясь к семинарским занятиям, студенты должны не только подготовить ответы на поставленные вопросы, но и желательно заранее выбрать тему доклада, чтобы хорошо усвоить учебный материал и показать преподавателю желание к углублению своих знаний, а значит повысить свой рейтинг.
17. При подготовке к экзаменам студентам следует делать краткие записи – ответы на вопросы. На консультации необходимо выяснить проблемные вопросы.
18. Большую помощь в овладении материалов дисциплины окажет учебно-методический комплекс. Он послужит методологической и методической основой для правильной ориентации в сложной структуре институтов правоохраны.
6.2. Методические рекомендации по организации и проведению самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя.
Как уже указывалось учебная работа студента складывается из аудиторных занятий ( лекции и семинары ) и самостоятельной работы под руководством преподавателя.
Руководство преподавателя заключается в том, что он знакомит студентов с разработанными им или кафедрой планами семинарских занятий и вопросами, выносимыми на семинар, предлагает нормативно-правовую базу и литературу, дает методические рекомендации по самостоятельному изучению тем дисциплины. Кроме того, преподаватель разрабатывает специальные письменные контрольные задания, которые могут включать подготовку процессуальных и др. документов, решение задач, тестов и т.д. Эти задания студенты выполняют самостоятельно и представляют отчеты по ним.
Особое внимание студенты должны обратить на выполнение задания при подготовке к интерактивным занятиям, таким как: кейс-метод, дискуссия, мастер-класс и др. В ходе самостоятельной работы студентам необходимо очень внимательно ознакомиться с заданием и выполнить все требования преподавателя, чтобы интерактивные занятия прошли более успешно.
Такое руководство преподавателем самостоятельной работой студентов способствует повышению эффективности подготовки студентов.
Таким образом, самостоятельная работа студентов есть особо организованный преподавателем вид учебной деятельности, проводимый с целью повышения эффективности подготовки студентов к последующим занятиям, формирования у них навыков самостоятельной отработки учебных заданий, а также овладения методикой организации своего самостоятельного труда в целом.
Являясь необходимым элементом дидактической связи различных методов обучения между собой, самостоятельная работа студентов призвана обеспечить более глубокое, творческое усвоение понятийного аппарата дисциплины «Правоохранительные органы», содержания основных нормативно-правовых актов и литературы по данному учебному курсу.
Организация самостоятельной работы студентов должна строиться по системе поэтапного освоения материала. Метод поэтапного изучения включает в себя предварительную подготовку, непосредственное изучение теоретического содержания источника, обобщение полученных знаний.
Предварительная подготовка включает в себя уяснение цели изучения материала, оценка широты информационной базы анализируемого вопроса, выяснение его научной и практической актуальности. Изучение теоретического содержания заключается в выделении и уяснении ключевых понятий и положений, выявлении их взаимосвязи и систематизации. Обобщение полученных знаний подразумевает широкое осмысление теоретических положений через определение их места в общей структуре изучаемой дисциплины и их значимости для практической деятельности.
6.3. Методические рекомендации по работе с источниками права
Самостоятельная работа призвана, прежде всего, сформировать у студентов навыки работы с нормативно-правовыми актами.
При анализе нормативно-правовых актов студенты должны научиться правильно фиксировать основные реквизиты документа (полное официальное название, когда и каким государственным органом был принят, кем и когда подписан, где опубликован), порядок вступления в силу и сферу действия.
В процессе изучения правовых источников по дисциплине «Правоохранительные органы» необходимо, чтобы студенты могли правильно определить причины и исторические условия принятия данного документа. Важно уяснить главное, сущностное – почему, с какой целью государством был разработан и принят настоящий правовой акт, чем обусловлено его появление именно в это время, каков его социальный смысл. При этом каждый нормативно-правовой акт должен быть рассмотрен не изолированно, а в рамках его системной связи с другими нормами права.
Следует обратить особое внимание при самостоятельном изучении источников на новую для студента терминологию, без знания которой он не сможет усвоить содержание документа, а в дальнейшем и ключевых положений изучаемой дисциплины в целом. В этих целях, как показывает опыт, незаменимую помощь оказывают всевозможные юридические справочные издания, прежде всего, энциклопедического характера[3].
6.4. Методические рекомендации по работе с учебной и научной литературой
Самостоятельная работа предполагает тщательное освоение студентами учебной и научной литературы по изучаемым темам дисциплины «Правоохранительные органы».
При самостоятельном изучении основной рекомендованной литературы студентам необходимо обратить главное внимание на узловые
положения, излагаемые в изучаемом тексте. Для этого необходимо внимательно ознакомиться с содержанием соответствующего блока информации, структурировать его и выделить в нем центральное звено. Обычно это бывает ключевое определение или совокупность сущностных характеристик рассматриваемого объекта. Для того, чтобы убедиться насколько глубоко усвоено содержание темы, в конце соответствующих глав и параграфов учебных пособий обычно дается перечень контрольных вопросов, на которые студент должен уметь дать четкие и конкретные ответы.
Работа с дополнительной литературой предполагает умение студентов выделять в ней необходимый аспект изучаемой темы (то, что в данном труде относится непосредственно к изучаемой теме). Это важно в связи с тем, что к дополнительной литературе может быть отнесен широкий спектр текстов (учебных, научных, художественных, публицистических и т.д.), в которых исследуемый вопрос рассматривается либо частично, либо с какой-то одной точки зрения, порой нетрадиционной. В своей совокупности изучение таких подходов существенно обогащает научный кругозор студентов. В данном контексте следует учесть, что дополнительную литературу целесообразно прорабатывать, во-первых, на базе уже освоенной основной литературы, и, во-вторых, изучать комплексно, всесторонне, не абсолютизируя чью-либо субъективную точку зрения.
Обязательный элемент самостоятельной работы студентов с правовыми источниками и литературой – ведение необходимых записей. Основными общепринятыми формами записей являются конспект, выписки, тезисы, аннотации, резюме, план.
Конспект – это краткое письменное изложение содержания правового источника, статьи, доклада, лекции, включающее в сжатой форме основные положения и их обоснование.
Выписки – это краткие записи в форме цитат (дословное воспроизведение отрывков источника, произведения, статьи, содержащих существенные положения, мысли автора), либо лаконичное, близкое к тексту изложение основного содержания.
Тезисы – это сжатое изложение ключевых идей прочитанного источника или произведения.
Аннотации, резюме – это соответственно предельно краткое обобщающее изложение содержания текста, критическая оценка прочитанного документа или произведения.
В целях структурирования содержания изучаемой работы целесообразно составлять ее план, который должен раскрывать логику построения текста, а также способствовать лучшей ориентации студента в содержании произведения.
Самостоятельная работа студентов будет эффективной и полезной в том случае, если она будет построена исходя из понимания студентами необходимости обеспечения максимально широкого охвата информационно-правовых источников, что вполне достижимо при научной организации учебного труда.
Особое место в самостоятельной работе студента отводится использованию
электронных средств и компьютерных технологий. Владение студентами электронно-библиотечными системами ( ЭБС ), базами данных, информационно-справочными и поисковыми системами:
БД: Кодекс; ИСС: ru. Wikipedia org.
ПС: Googl. Yandex. Yahoo.
является обязательным условием эффективности самостоятельной работы.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Общие положения.
Учебным планом подготовки бакалавров по направлению 030900.62 Юриспруденция предусмотрено выполнение студентами двух контрольных работ. Одна контрольная работа проводится после изучения раздела посвященного судебной власти и судебной системе Российской Федерации, вторая- в ходе изучения остальных правоохранительных органов.
Задачами выполнения контрольной работы являются формирование у студентов навыков:
- организации своего индивидуального домашнего труда по изучению тем дисциплины;
- самостоятельной работы с нормативно-правовой базой и литературой;
- практического разрешения конкретных жизненных ситуаций (казусов), заданий, задач, тестов.
Подготовка к выполнению контрольной работы может состоять из следующих этапов:
- ознакомление с заданием;
- подбор нормативно-правовых актов и литературы;
- составление плана работы;
- непосредственное выполнение задания;
- письменное оформление работы.
Структура контрольной работы должна состоять из следующих разделов:
- план (содержание);
- введение;
- основная часть;
- заключение;
- список нормативно-правовых актов и литературы;
- приложение.
Оформление контрольной работы должно соответствовать требованиям, предъявляемым к такому виду работ (можно ознакомиться на кафедре).
Контрольная работа выполняется в печатном или письменном виде и представляется на кафедру в указанный срок. Объем работы 10-12 страниц машинописного текста.
7.2. Контрольные задания.
7.2.1. Теоретические задания.
1. Проведите обзор научных статей по вопросу разделения и взаимодействия властей в РФ и подготовьте эссе на тему: «Роль и значение разделения властей и перспективы развития в РФ института судебной власти».
2. Проанализируйте взгляды ученых о компонентах, входящих в презумпцию невиновности, как принципа российского судопроизводства, и подготовьте эссе на тему: «Презумпция невиновности: содержание и сущность».
3. Проанализируйте научную литературу по вопросу независимости судей в РФ и подготовьте эссе на тему: «Мифы и реальность независимости судей в РФ».
4. Проанализируйте законодательство Санкт-Петербурга об Уставном суде и подготовьте эссе на тему: «Уставной суд Санкт-Петербурга и его место и значимость в судебной системе РФ»
5. Проанализируйте взгляды ученых и практиков о месте, роли и предназначении органов прокуратуры в системе властных структур и подготовьте эссе по своему выбору на тему:
- Прокуратура – орган президентской власти;
- Прокуратура – орган исполнительной власти;
- Прокуратура – орган судебной власти;
- Прокуратура – орган законодательной власти;
- Прокуратура – орган надзорно-контрольной власти;
- Прокуратура - самостоятельный орган власти.
6. Проанализируйте взгляды практиков и ученых по поводу реформы следственных органов и подготовьте эссе на тему: «Нужен ли единый следственный орган в РФ».
7.2.2. Практические задания
1. В Управление Судебного Департамента при Верховном Суде по городу Санкт-Петербургу обратился гражданин Петров В.В. с заявлением о допуске его к сдаче квалификационного экзамена для занятия должности мирового судьи. Из документов представленных Петровым В.В. видно, что он имеет высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности 3 года и возраст 30 лет. Управлением Судебного Департамента было отказано Петрову В.В. в допуске к сдаче квалификационного экзамена на должность мирового судьи.
Определите:
а) Правомерен ли отказ Петрову В.В. о допуске его к сдаче квалификационного экзамена на должность мирового судьи?
б) Назовите требования, предъявляемые к кандидатам на должность мирового судьи.
в) Назовите закон, которым определен порядок назначения (выбора) и основания для приостановления и прекращения полномочий мирового судьи.
2. Председатель арбитражного суда города Санкт-Петербурга обратился с ходатайством к Председателю Высшего Арбитражного Суда РФ о назначении на должность судьей вверенного ему арбитражного суда гражданина Иванова А.А., который имеет высшее юридическое образование, стаж по юридической профессии три года. Возраст 30 лет.
Определите:
а) Имел ли право Председатель арбитражного суда субъекта РФ обращаться к Председателю ВАС РФ о назначении гражданина Иванова А.А. на должность судьи арбитражного суда?
б) Назовите требования, которые предъявляются к кандидату на должность судьи арбитражного суда.
в) В каком законе рассматривается порядок назначения на должность судьей арбитражного суда?
3. Судья Васильев П.П. Центрального района города Санкт-Петербурга, управляя личным автомобилем в нетрезвом состоянии был остановлен работниками ГИБДД. После установления личности он был задержан и доставлен в отделение полиции где находился до полного вытрезвления, а его автомобиль был досмотрен и доставлен на штрафную стоянку.
Определите:
а) Соответствуют ли закону действия сотрудников ГИБДД?
б) Как должны поступать в данном случае сотрудники ГИБДД?
в) Решите вопрос об ответственности судьи Васильева П.П.
4. Гражданка Сидорова А.П. обратилась с заявлением в федеральный районный суд , в котором просила возбудить уголовное дело по поводу угона принадлежащей ей на праве личной собственности автомобиля. Председатель суда отказал гражданке Сидоровой А.П. рассматривать ее заявление и рекомендовал ей обратиться в органы прокуратуры.
Определите:
а) Правильно ли поступил председатель суда?
б) Может ли суд выполнять функцию уголовного преследования?
в) Назовите полномочия судебных органов.
5. Дело об имущественном споре между супругами было рассмотрено в третейском суде. При этом третейский суд в своем решении признал право на легковой автомобиль за супругой.
Определите:
а) В праве ли третейский суд рассматривать имущественные споры между супругами?
б) Назовите споры, которые могут быть рассмотрены третейским судом.
в) Назовите порядок создания (образования) третейских судов.
6. Помощник районного прокурора во время внеслужебного посещения одного из отделений полиции заподозрил, что некоторые лица подвергнуты задержанию без законных на то оснований. Он потребовал от начальника отделения предоставить ему для ознакомления документы, на основании которых эти лица были задержаны.
Определите:
а) Уполномочен ли помощник прокурора на указанные действия?
б) Назовите и раскройте формы прокурорского реагирования на нарушения законности.
в) Кто наделен из прокурорских работников правом внесения протеста?
7. Следственным органам стало достоверно известно, что через своего адвоката лицо, обвиняемое в тяжком преступлении, осуществляет широкие контакты с преступной средой, что объективно препятствует расследованию уголовного дела. Имея неопровержимую на сей счет информацию следователь пригласил адвоката к себе в кабинет и допросил его по существу этих фактов.
Определите:
а) Правомочны ли действия адвоката?
б) Нарушены ли следователем нормы закона?
в) Что включает в себя понятие адвокатская тайна
8. Гражданин Семенов В.А. посчитал, что нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе совершил в отношении него действия, противоречащие законодательству. В этой связи он обратился в местную нотариальную палату с просьбой оказать ему содействие в привлечении данного нотариуса к ответственности и обязать его исполнить нотариальные действия надлежащим образом.
Определите:
а) Может ли нотариальная палата удовлетворить просьбу гражданина Семенова В.А.?
б) Каков порядок обжалования действий нотариуса?
в) Какие требования предъявляются к совершению нотариальных действий?
7.2.3. Тестовые задания.
Тесты могут использоваться на семинарских занятий, при проведении рубежного контроля, либо рекомендованы студентам для их разрешения в ходе выполнения контрольной работы.
Инструкция по выполнению теста:
Прочитайте внимательно вопрос. Ознакомьтесь с каждым предложенным вариантом ответа и выберите из них правильный, исходя из действующего законодательства. Если для ответа пригодны два или более варианта, то укажите все варианты.
Оценка определяется по количеству правильных ответов: по достижении 50% - удовлетворительно, 65% - хорошо, 80% - отлично.
1. К основным признакам правоохранительной деятельности относят:
1.реализация правоохранительной деятельности специально уполномоченными органами;
2.обеспечение правоохранительной деятельности только государственными органами;
3.осуществление правоохранительной деятельности с целью применения мер пресечения и принуждения;
4.осуществление правоохранительной деятельности только в установленном законом порядке с соблюдением определенных процедур.
1. Правовыми актами регулирующими деятельность правоохранительных органов являются:
1.решения судебных органов;
2.федеральные законы;
3.постановления Конституционного Суда РФ;
4.постановления Верховного Суда РФ.
2. К правоохранительным органам относят органы, которые обладают признаками:
1.обязательность решений этих органов для исполнения должностными лицами и гражданами при условии их законности и обоснованности;
2.уполномочены законом и реализуют свою деятельность в соответствии с ним;
3.наделены государством законотворческой деятельностью с целью защиты прав и свобод человека и гражданина;
4.имеют право использовать в своей деятельности меры государственного принуждения и пресечения.
4.Функции правоохранительных органов:
1.правотворчество;
2.законодательная инициатива;
3.обеспечение безопасности;
4.охрана общественного порядка;
5.применение мер юридического воздействия;
6.защита прав и свобод человека и гражданина
7.осуществление правосудия.
5.К государственным правоохранительным органам относятся:
1.прокуратура;
2. министерство юстиции;
3.министерство обороны;
4.министерство по чрезвычайным ситуациям;
5.органы предварительного расследования.
6.К негосударственным правоохранительным органам относятся:
1.комиссия по делам несовершеннолетних;
2.добровольные народные дружины;
3.нотариат;
4.адвокатура;
5.частные охранные детективные организации.
7.Признаки судебной власти:
1.независимость;
2.подзаконность;
3.гуманизм;
4.федерализм.
8.Виды судопроизводства:
1.конституционное;
2.гражданское;
3.уголовное;
4.арбитражное;
5.административное.
9.Признаки принципов правосудия:
1.являются руководящими положениями;
2.закреплены в законе;
3.носят гуманный характер.
10.К системе принципов правосудия относятся:
1.непосредственность и устность судебного разбирательства;
2.участие граждан в осуществлении правосудия;
3.гуманизм;
4.справедливость;
5.гласность судопроизводства.
11. Органы осуществляющие надзорные функции:
1.комиссия по трудовым спорам;
2.комитет Государственной Думы по безопасности;
3.прокуратура;
4.органы юстиции.
12.Какие государственные суды рассматривают экономические споры:
1.уставные суды;
2.районные суды;
3.мировые суды;
4.арбитражные суды;
5.третейские суды.
13.Независимость судей обеспечивается:
1.правом судьи на отставку;
2.неприкосновенностью судьи;
3.наличием особой защиты государством судей;
4.предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия.
14.Принцип презумпции невиновности, сформулированный в ст.49 Конституции РФ означает:
1.обвиняемый имеет право на обжалование решения суда;
2.все сомнения толкуются в пользу обвиняемого;
3.признание обвиняемым своей вины не может быть положено в основу
обвинительного приговора
15.Суды общей юрисдикции имеют:
1.два звена;
2.три звена;
3.четыре звена
16. К судьям и кандидатам на должность судьи предъявляются требования:
1.достигших 21 год;
2.стаж работы по юридической профессии 3 года;
3.сдавших квалификационный экзамен;
4.имеющих высшее юридическое образование.
17.Для кандидатов на должность судьи Конституционного Суда РФ установлен возраст:
1.30 лет;
2.35 лет;
3.40 лет;
4.45 лет
18.Для кандидатов на должность судьи Верховного Суда РФ установлен возраст:
1.30 лет;
2.35 лет;
3. 40 лет.