Вторичный рынок форфейтинговых активов.
Покупая активы (векселя – объекты форфейтинговой сделки), форфейтер (банк) совершает инвестирование. Возможно, он не желает держать свои средства в подобной форме в течении длительного времени, а наоборот стремиться к продаже инвестиций другому лицу, также становящемуся форфейтером. На основе этой последующей перепродажи долгов и возникает вторичный форфейтинговый рынок.
Форфейтер может перепродать часть активов, находящихся в его собственности, поскольку природа сделки позволяет дробить долг на любое количество частей, на каждую из которых оформляется вексель со своим сроком погашения.
На обоих рынках действуют, как правило, юридические лица; вложение в форфейтинговые активы частными лицами встречается довольно редко, поскольку далеко не каждый инвестор обладает солидным портфелем, позволяющим нести сопутствующие сделкам этого рода политические и экономические риски.
Зачастую непосредственной передачи форфейтинговых бумаг новому владельцу (вторичному форфейтеру) не происходит : он знает стоимость векселей, сроки их погашения, знает гаранта, но не первоначального эмитента (экспортера), и в этом случае предыдущий форфейтер по истечении срока действия ценных бумаг собирает платежи и переводит их новому владельцу. Такая секретность объясняется прежде всего соображениями конфиденциальности : экспортер заинтересован в неразглашении информации о способах финансирования его сделок и не хочет, чтобы покупатель (какие-либо третьи лица) знал о его финансовых нуждах, кроме того любая продажа форфейтинговых бумаг предполагает риск расширения круга деловых взаимоотношений, что затрудняет контроль со стороны экспортера.
□ Несмотря на все трудности, вторичный форфейтинговый рынок процветает. Объяснить это можно следующими обстоятельствами:
- первичный форфейтер может, к примеру, обнаружить, что покупка какой-либо новой бумаги приведет к превышению лимита кредитования, установленного для данной страны. Даже если доход по этим бумагам будет очень привлекательным, он вынужден будет отказаться от сделки, если не уполномочен превышать данный лимит. Решением проблемы может быть перепродажа уже имеющихся в портфеле бумаг этой страны. То же самое происходит при превышении пределов лимита кредитования какого-либо определенного эмитента;
- первичный форфейтер желает обеспечить более высокую ликвидность своего портфеля в ожидании изменения процентных ставок или воспользоваться большей доходностью определенных бумаг и поэтому приобретает их на вторичном рынка;
- на рынке может появиться покупатель, предлагающий первичному форфейтеру выгодную цену.
Однако инвестиции в форфейтинговые бумаги на вторичном рынке пока не велики. Первичные форфейтеры считают, что подобное развитие могло бы испугать многих экспортеров и их банки, так как приведет к потере контроля над выпущенными на рынок ценными бумагами.
СИНДИЦИРОВАНИЕ
Другим важным направлением развития рынка форфейтинговых услуг стало объединение покупателей (форфейтеров) в синдикаты и консорциумы. Эта тенденция соответствует процессу объединения банков как кредиторов. Сам процесс объединения происходит на основе взаимной договоренности форфейтеров о том, какую часть форфейтинговых бумаг приобретает каждый из них. Обычно разные бумаги покупаются разными форфейтерами. Но если сумма очень велика, то даже отдельные бумаги могут быть разделены между форфейтерами при помощи договора участия[11].
Кроме того при проведении крупной сделки форфейтеры зачастую используют схему образования консорциума. Глава консорциума, во-первых, ведет переговоры по сделке, осуществляет расходы от своего имени, а также за счет и по поручению членов консорциума; во-вторых, обеспечивает управление приобретенными долговыми требованиями, получает платежи по ним, перечисляя соответствующие суммы своим партнерам – членам консорциума.
3. ФИНАНСИРОВАНИЕ НА ОСНОВЕ ПЛАВАЮЩЕЙ СТАВКИ
Важным направлением развития форфейтингового рынка является расширение финансирования, предполагающего расчет дисконта (процент, взимаемых банком при покупке векселей) на основе плавающей процентной ставки. Подобная практика объясняется ростом процентных ставок и отражает нежелание многих банков заключать сделки по фиксированным ставкам. С точки зрения экспортера, любая продажа на основе плавающей ставки процента ухудшает возможности получения максимума денежных средств за проданные векселя. Дело в том, что за время оборота векселя и его возможной перепродажи на вторичном рынке форфейтинговх бумаг, процент (дисконт) может изменяться как от самого минимального, так и до максимально возможной величины. Таким образом, это направление развития подразумевает высокую степень риска для продавца и может вести к возникновению непредсказуемых обязательств.
Понятие и экономическое содержание форфейтинга.
Что же представляет собой такая кредитная операция как форфейтинг.
Термин «форфейтинг» происходит от франц. «a forfait» и обозначает «целиком», «общая сумма», «отказ от прав», что и отражает суть операции по форфетированию.
Форфетирование – термин, обычно употребляемый для обозначения покупки обязательств, погашение которых приходится на какое-либо время в будущем и которые возникают в процессе поставки товаров и услуг без оборота на любого предыдущего должника. Форфейтинг имеет много общего с прямым импортным факторингом – кредитование экспорта посредством приобретения без права регресса к продавцу коммерческих векселей, акцептованных импортером, а также платежных требований по внешнеторговым сделкам. Иначе форфейтинг – это кредитование экспортера путем покупки векселей или иных долговых требований.
Итак, форфейтинг – это покупка долга, выраженного в оборотном документе, у кредитора на безоборотной основе. Это означает, что покупатель долга (форфейтер) принимает на себя обязательство об отказе – форфейтинге – от обращения регрессного требования к кредитору при невозможности получения удовлетворения у должника.
Сущность сделки сводится к тому, что обязательство должника (импортера), срок исполнения по которому еще не наступил, может быть кредитором (экспортером) сразу превращено в наличные деньги путем продажи обязательства форфейтеру, который, однако, соглашается купить обязательство на безоборотной основе лишь при условии предоставления обеспечения третьим лицом.
Механизм форфейтинга используется в двух видах сделок :
в финансовых сделках – в целях реализации долгосрочных финансовых обязательств;
в экспортных сделках – для содействия поступлению наличных денег экспортеру, предоставившему кредит иностранному покупателю.
Рассмотрим понятие форфейтинга с точки зрения составляющих его элементов.
В качестве продавца форфейтируемого документа обычно выступает экспортер, выполнивший свои обязательства по внешнеторговому контракту и стремящийся инкассировать расчетные документы импортера с целью получить наличные денежные средства. Обычно экспортер еще при переговорах с импортером о поставке товара на условиях рассрочки платежа контактирует с банком (форфейтером), который может купить у него векселя на условиях форфетирования. В зависимости от того, что предлагает банк – форфейтер, экспортер определяет цену внешнеторгового контракта.
В роли форфейтера – покупателя форфетируемых долговых документов выступает банк, финансовая корпорация или специализированная организация, занимающаяся учетом векселей. Форфейтер берет на себя все коммерческие риски, связанные с неплатежеспособностью импортеров, без права регресса этих документов на экспортера. Поэтому если должник (импортер) не является первоклассным заемщиком, форфейтер будет стремиться получить определенное обеспечение – в форме аваля или безусловной гарантии банка импортера, ведь в случае неплатежа со стороны должника форфейтер может положиться только на это обеспечение.
Особый интерес представляет объект форфейтинговой сделки. Основным видом форфейтинговых бумаг являются векселя – переводные (тратты), предоставленные экспортером и акцептованные импортером, и простые, выписанные импортером, хотя теоретически задолженность в любой форме могла бы быть форфетирована.
Преобладание простых векселей и тратт объясняется их употреблением в качестве инструментов торгового финансирования в течении длительного времени и свойственной им операционной простоте, что предопределяется:
известностью вексельного обязательства, поскольку вексель в ходу во всем мире со средних веков и многолетний опыт в обращении с такого рода документами ведет к значительному облегчению общения участвующих сторон;
согласованной на международном уровне правовой основы, заложенной Международной конвенцией о коммерческих векселях, принятой Женевской конференцией в 1930 году. Эта конвенция – четкий кодекс практических действий.
Векселя выписываются, как правило, в долларах США, немецких марках или швейцарских франках, хотя учесть вексель можно в принципе в любой валюте[12]. На практике форфейтеры почти всегда используют эти три валюты в силу их повсеместного хождения на еврорынках и чтобы избежать затруднений с проведением операций в других валютах, поскольку стоимость операций по форфетированию определяется основными затратами форфейтера, риски, связанные с нестабильными валютами, чрезвычайно угрожали бы таким операциям. Таким образом, важно, чтобы платежи осуществлялись в свободно конвертируемой валюте. Тем не менее в последние годы постоянно растет объем форфейтинговых операций, осуществляемых и в других валютах мира, в особенности в иенах, гульденах, фунтах стерлингов и шведских кронах.
Кроме векселей объектом форфейтинга могут быть обязательства в форме аккредитива[13]. Но аккредитивы в качестве объекта форфетирования применяются редко. Это объясняется сложностью операции, заключающейся в том, что в случае с аккредитивом необходимо предварительно и подробно согласовать условия сделки, что приводит к увеличению сроков всей процедуры, а между тем форфейтинговый рынок предполагает высокую скорость заключения и совершения сделки, а также простоту документооборота. Кроме того, с точки зрения форфейтера, принципиальное неудобство операций с аккредитивом заключается и в том, что форфейтер предполагает, что возмещение будет осуществляться периодически и приблизительно равными долями – это удобно и ему (форфейтеру), и остальным участника (должнику и гаранту). Однако если частичные погашения по векселям могут быть оформлены отдельными документами, каждый из которых легко, по желанию форфейтера, может быть продан, то по аккредитивам все объединяется в единый документ в пользу бенефициара (кредитора – экспортера), и этот документ зачастую не может быть продан без специального разрешения должника, что значительно усложняет всю операцию форфетирования.
Окончательный выбор того или иного платежного средства в международных торговых и кредитных сделках зависит от многочисленных юридических, экономических и политических соображений.
Существенной составляющей понятия «форфейтинг» как юридической сделки является - срок форфейтинговой операции. Форфейтирование – наиболее часто применяемая среднесрочная сделка, поскольку охватывает срок от 6 месяцев до 5-6 лет. Однако каждый форфейтер устанавливает свои временные рамки, исходя, главным образом, из рыночных условий для определенной сделки.
Экономическая характеристика форфейтинга не будет полной без рассмотрения такого элемента как - плата по форфейтинговым операциям. Издержки экспортера по организации форфейтингового финансирования складываются из:
ставки дисконта : базируется на процентной ставке за кредит, предоставляемый на срок, равный среднему сроку дисконтируемых векселей.
премии форфейтера : взимается сверх суммы дисконта; уровень премии отражает степень рисков, которым подвергается форфейтер, чаще всего они связаны с политическими трудностями, проблемами трансферта; кроме того премия включает и средства на покрытие управленческих расходов форфейтера по организации сделки.
Многие форфейтеры, продолжительное время работающие в сфере форфейтинговых услуг, ежемесячно публикуют котировки своих ставок в различных специальных изданиях.
Итак , форфейтинг – форма кредитования экспорта банком или финансовой компанией путем покупки ими без оборота на продавца векселей и других долговых требований по внешнеторговым операциям.
Широко применяемый в западных странах форфейтинг до настоящего времени почти не известен в России. Впервые совершать сделки по форфетированию векселей стал в 80-х годах 20 века Внешторгбанк СССР, хотя объем этих операций был ничтожно мал.
В настоящее время участие российских банков в форфетировании в основном связано с авалированием векселей, выписываемых российскими покупателями (импортерами) машин и оборудования. Таким образом, отечественные банки выступают лишь гарантами исполнения основных обязательств по форфетируемым зарубежными форфейторами векселям. Для этого российские банки подписывают специальные межбанковские соглашения с иностранными банками на форфейтинговые операции. Кроме того российские торговые компании – участники экспортно-импортных операций, используя кредитование в рамках форфейтинга, обязаны получить лицензию Центрального Банка РФ на право осуществления операций с ценными бумагами в иностранной валюте. При этом российским экспортерам при рассрочке платежа на срок свыше 90 дней (то есть при любой форфейтинговой сделке, поскольку минимальный срок последней составляет 180 дней) понадобится еще одна лицензия Центрального Банка РФ – на вывоз капитала.
Как видно для развития сделок по форфетированию оборотных документов в России существует много преград, наиболее важной из которых выступает, на мой взгляд, почти полное отсутствие правового (в том числе и подзаконного) регулирования.
Федеральный Закон «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 года №395-1 (с изменениями на 31.07.1998) в числе банковских операций, которые вправе осуществлять кредитная организация, прямо не называет операцию «форфейтинг» указывается лишь, что «кредитная организация вправе осуществлять сделки по приобретению права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме».
«Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93», утвержденный Постановлением Госстандарта 28 июня 1993 №163 (действует и в настоящее время с изм. 05.03.1999), среди прочих услуг банков называет и форфейтинг трактуя его как «приобретение прав требования, вытекающих из поставки товаров и оказания услуг, принятие риски исполнения таких требований и инкассация этих требований»
Письмо Центрального Банка РФ от 14 июля 1994 года №15-4-1/1732 к числу операций, которые могут совершаться коммерческими банками с ограниченным кругом операций, относит форфейтинг – «приобретение прав требования по поставке товаров и оказанию услуг, принятие рисков исполнения этих требований и инкассация таких требований».
Как видно, федеральный законодатель, в том числе и ведомственный, упорно не желает восполнить образовавшийся правовой пробел и урегулировать отношения по форфетированию оборотных документов. Отдельные ученые высказывают точку зрения, согласно которой положения главы 43 ГК РФ «Финансирование под уступку денежного требования (факторинг)» вполне могут применяться и к форфейтинговым операциям с теми поправками, которые вносит вексельное законодательство[14].
Следует отметить, что в отличии от факторинга, форфейтинг и на международном уровне не имеет унифицированной правовой базы в виде Конвенции или Унифицированных правил, но нормативное регулирование форфетирования в зарубежных государствах отражено в основном во внутреннем законодательстве стран, а также используются деловые обыкновения, выработанные почти за полувековой опыт осуществления подобных операций. Так, в США, одном из крупнейших в настоящее время участников форфейтингового рынка услуг, данные операции регулируются национальным вексельным законодательством, которое трактует форфейтинг как «рефинансирование векселей».
Считаю необходимым и насущным в настоящее время, не только и не столько законодательное закрепление и регулирование сделок по форфейтингу (например, в Федеральном Законе «О переводном и простом векселе» от 11 марта 1997 года), но в большей степени путем подзаконного нормативного регулирования посредством Инструкций и Писем Центрального Банка РФ.
Но несмотря на указанные недостатки и пробелы, сделки по форфетированию оборотных товарных документов в России осуществляются, опираясь на выработанную практику, основанную на зарубежном опыте, что свидетельствует об их актуальности и востребованности в современный российских реалиях, и еще раз подтверждает необходимость детального законодательного урегулирования рассматриваемого института.