Особенности проведения правовой экспертизы нормативных актов в органах прокуратуры РФ.
Правовая экспертиза осуществляется в целях выработки федеральными органами государственной власти в пределах их полномочий, совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации мер по обеспечению соответствия конституций, уставов, законов и иных правовых актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Закон создает правовой механизм организации и проведения прокурорами экспертизы нормативных правовых актов органов государственной власти, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц, с целью выявления коррупциогенных факторов. Таковыми являются положения нормативных правовых актов, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые или обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
При выявлении таких факторов прокурор вносит в орган, организацию или должностному лицу, которые издали этот акт, требование об его изменении с предложением способа устранения выявленных коррупциогенных факторов либо обращается в суд. Требование прокурора изменить правовой документ подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок со дня его поступления. Требование, направленное в представительный орган государственной власти или местного самоуправления, должно быть рассмотрено на ближайшем заседании. О результатах рассмотрения требования незамедлительно сообщается внесшему его прокурору.
Прокурор в ходе осуществления своих полномочий в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации, проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц.
При выявлении в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов прокурор вносит в орган, организацию или должностному лицу, которые издали этот акт, требование об изменении нормативного правового акта с предложением способа устранения выявленных коррупциогенных факторов либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
Предмет антикоррупционной экспертизы.
Антикоррупционная экспертиза - это комплекс мероприятий по выявлению норм права способных устанавливать во взаимоотношениях агентов рамки которые повышают вероятность вступления их коррупционный фактор.
Предметом антикоррупционной экспертизы являются нормативные правовые акты и проекты таких актов органов государственной власти и местного самоуправления, а также содержащиеся в них нормы, которые регулируют общественные отношения, являющиеся объектом экспертизы.
3. Понятие и содержание юридико-лингвистической экспертизы нормативного акта.
В рамках юридико-лингвистической экспертизы исследуются тексты официальных документов на предмет толкования их содержания, установления их принадлежности официально-деловому стилю речи и на предмет выявления в них несоответствий нормам права и требованиям государственных органов в той мере, в какой это относится к компетенции лингвиста.
Объектами юридико-лингвистической экспертизы нередко становятся тексты нормативных актов, толкование которых с точки зрения русского языка вызывает трудности. К юридико-лингвистической экспертизе прибегают в случаях, когда есть потребность в установлении смыслового содержания того или иного слова – отдельно или в контексте всего официального документа, нормативно-правового акта.
Этапы проведения:-Анализ и оценка текста-Сверка-Вычетка-Контрольное чтение
Билет 15
Вопрос 2 Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
Основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) являются:
1) обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов;
2) оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами;
3) обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);
4) компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);
5) сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц (далее - органы, организации, их должностные лица) с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).
1. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится:
1) прокуратурой Российской Федерации - в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации; 2) федеральным органом исполнительной власти в области юстиции - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке и согласно методике, определенным Правительством Российской Федерации;
3) органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.