Контроль за использованием сельскохозяйственных земель.
Сельскохозяйственные угодья как наиболее ценные имеют приоритет в использовании и подлежат особой защите. Важное значение угодий определяется их плодородием. Плодородие земель сельскохозяйственного назначения — способность почвы удовлетворять потребность сельскохозяйственных культурных растений в питательных веществах, воздухе, воде, тепле, биологической и физико-химической среде и обеспечивать урожай.
О состоянии плодородия земель сельскохозяйственного назначения и о государственном регулировании и государственной поддержке в этой области Правительство РФ ежегодно представляет доклад Федеральному собранию.
Необходимость разработки и реализации государственной политики в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения вызвана кризисной ситуацией в этой сфере. Повсеместно плодородие почв снижается из-за сокращения объема работ по улучшению земель и увеличения негативного воздействия прежде всего антропогенной деятельности. С 1991 г. объем проведения агрохимических мероприятий уменьшился в 2,5—5 раз, мелиоративных — в 5—7 раз, более чем в 2,5—3 раза сократилось внесение в почву органических удобрений, в 4—5 раз — минеральных. В результате содержание гумуса в почве достигло предельно минимального уровня: 1,3% — в нечерноземной зоне, 5% и менее — в центрально-черноземных областях. Снижен до минимума запас кальция в почвах, которые стали неустойчивы к воздействию техники при обработке полей. Истощение земель и снизило урожайность сельскохозяйственных культур.
Чтобы повысить продуктивность и устойчивость земледелия, обеспечить производство сельскохозяйственной продукции на основе сохранения и повышения плодородия земель, а также создать необходимые условия для вовлечения в сельскохозяйственный оборот
неиспользуемых и малопродуктивных земель, сформировать рациональную структуру земельных угодий, проводятся мероприятия по мелиорации земель.
Она проводится в соответствии с федеральными и региональными (территориальными) программами в области мелиорации земель и по заказам собственников, владельцев и пользователей земельных участков. В зависимости от характера мелиоративных мероприятий различают четыре типа мелиорации земель.
1. Гидромелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий в отношении земель, состояние которых зависит от воздействия воды (заболоченные, излишне увлажненные, засушливые, эродированные, смытые и др.). Гидромелиорация заключается в подъеме, подаче, распределении и отводе вод с помощью
мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений.
2. Агролесомелиорация земель заключается в проведении комплекса мероприятий по использованию определенных свойств защитных лесных насаждений. Например, противоэрозийная защита земель производится путем создания лесных насаждений на оврагах, балках, песках, берегах рек и других территориях.
3. Культуртехническая мелиорация земель заключается в расчистке земель от древесной и травянистой растительности, кочек, пней, мха, камней; рыхлении, песковании, глиновании и других работах.
4. Химическая мелиорация земель состоит в улучшении химических и физических свойств почв путем их известкования, фосфоритования и гипсования.
На 1 января 1999 г. из 190,6 млн га сельскохозяйственных угодий, входящих в состав земель сельскохозяйственного назначения, около 60 млн га подвержены эрозии, 40 млн та являются засоленными и солонцовыми землями, 26 млн га переувлажнены и заболочены. С 1990 по 1998 г. площадь орошаемых земель с хорошим мелиоративным состоянием сократилась более чем на 30%, а осушенных — на 60%. Земли с неудовлетворительным мелиоративным состоянием на оросительных системах занимают более 15%, на осушительных системах — 24%.
С целью предотвратить сокращение площадей сельскохозяйственных угодий принимаются следующие меры.
1. Земли, пригодные для сельскохозяйственного использования, предоставляются прежде всего для этих нужд. Для строительства промышленных предприятий и иных несельскохозяйственных нужд предоставляются земли, не пригодные для ведения сельхозпроизводства, либо угодья из состава земель сельскохозяйственного назначения худшего качества (по кадастровой оценке). Для строительства линий электропередачи, связи, дорог, магистральных трубопроводов и других линейных сооружений допускается предоставление земель более высокого качества. Данные объекты размещаются главным образом вдоль дорог, существующих трасс и границ полей севооборотов.
2. Перевод земель сельскохозяйственного назначения (за исключением земель, находящихся в федеральной собственности) в другие категории земель производится по решению органов исполнительной власти субъектов Федерации.
3. Юридические и физические лица при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геологоразведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, обязаны за счет собственных средств осуществить рекультивацию нарушенных ими земель в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.
4. Особые требования установлены для изъятия сельскохозяйственных угодий с кадастровой оценкой выше среднерайонного уровня и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий.
Как и нормы Земельного кодекса РСФСР 1991 г., положения ЗК РФ (ст. 85) закрепляют, что изъятие в целях предоставления для несельскохозяйственного использования сельскохозяйственных угодий с кадастровой оценкой, превышающей среднерайонный уровень, допускается лишь в исключительных случаях, связанных с выполнением международных обязательств, разработкой месторождений полезных ископаемых (кроме общераспространенных), содержанием объектов культурного наследия, строительством и содержанием объектов культуры, здравоохранения, образования, дорог, магистральных трубопроводов, линий связи, электропередачи и других линейных сооружений при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов, а также в случае изменения границы поселений.
Законодательство субъектов Федерации может включить в перечень земель, использование которых для других целей не допускается, особо охраняемые ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе опытно-производственных хозяйств научно-исследовательских учреждений и учебно-опытных хозяйств, образовательных учреждений высшего профессионального образования, сельскохозяйственные угодья с кадастровой оценкой, превышающей средний уровень более чем на 25%.
В ходе реформы земельного строя сложилась устойчивая тенденция сокращения продуктивных сельскохозяйственных угодий. Если за 1971-1990 гг. общая площадь сельскохозяйственных угодий сократилась на 8,2 млн га, то за период 1991-1997 гг. — на 7,6 млн га. Наиболее ценные сельскохозяйственные угодья — пашни за 1991-1997 гг. уменьшились на 7,4 млн га, тогда как за период с 1971 по 1990 г. сокращение коснулось лишь 1,5 млн га. Причем, как показывает практика, предоставление сельскохозяйственных угодий для несельскохозяйственных целей далеко не всегда действительно вызвано производственной необходимостью и соответствует земельному законодательству.
5. В случае изъятия земельных участков для несельскохозяйственных нужд или ограничения их использования, ухудшения их качества возмещаются не только убытки, но и потери сельскохозяйственного производства — в размере стоимости освоения равновеликой площади новых земель с учетом проведения на них мероприятий по окультуриванию и повышению плодородия почв до уровня плодородия изымаемых земель (по кадастровой оценке).
Согласно ст. 84 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, защитного лесоразведения, научно-исследовательских, учебных и иных целей, связанных с сельскохозяйственным производством:
• гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;
• хозяйственными обществами и товариществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями;
• казачьими обществами и общинами;
• опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными хозяйствами научно-исследовательских учреждений, образовательных учреждений высшего профессионального, среднего профессионального образования сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений;
• общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока для обеспечения их традиционного образа жизни и традиционных промыслов.
Нормами ЗК РФ предусмотрено принятие специального федерального закона о государственном регулировании и особенностях Оборота земель сельскохозяйственного назначения, в котором будут установлены условия предоставления земель сельскохозяйственного назначения коммерческим организациям, религиозным организациям, казачьим общинам и обществам, научно-исследовательским учреждениям, образовательным учреждениям.