Но далеко не каждый товарный знак может быть зарегистрирован. Прежде проводится проверка, на основании которой и выдается заявление о возможности регистрации или же отказе в ней.

Согласно закону, существует две причины, по которым регистрация товарного знака может быть невозможна. Законодательные акты содержат информацию о том, что если до вас данный товарный знак или же знак, очень на него похожий, уже был зарегистрирован, то вам в регистрации откажут. Для того, чтобы не тратить понапрасну время и деньги, рекомендуется осуществить поиск в базах данных Патентного бюро и проверить, не зарегистрирован ли данный или же схожий товарный знак, еще до того, как вы подаете заявление. Кроме того, прописан подробный перечень тех случаев, когда товарный знак будет признан неохраноспособным.

В любом случае, самостоятельная проверка стает наилучшим вариантом и избавит вас от многих неудобств. А если же вам удастся зарегистрировать свой товарный знак, вы можете быть абсолютно спокойны за его неприкосновенность.

520. Виды товарных знаков.
Классификация товарных знаков:
по способу обозначения:
• словесные — товарные знаки, представляющие собой рекламные слоганы, фамилии, слова, сочетания букв, цифры.
• изобразительные —в виде линий, пятен, фигур, изображения предметов, людей, животных,.;
• объемные — товарные знаки в виде фигур или их комбинаций, изображаемые в трехмерном пространстве;
• комбинированные — товарные знаки, представляющие собой комбинацию вышеперечисленных знаков;
• прочие — световые, звуковые, движущиеся знаки:
• обычные;
• общеизвестные товарные знаки — бренды.
Бренд — широко известный товарный знак; образ, который появляется в сознании потребителя при упоминании о товарном знаке или товаре.
по виду собственности владельца:
• индивидуальный — товарный знак, принадлежащий одному владельцу; причем количество знаков не ограничено;
• коллективный — товарный знак союза, хозяйственной ассоциации или другого объединения предприятий,.
в зависимости от связи товарного знака с названием фирмы:
• отдельно стоящий знак — самостоятельное позиционирование каждого товарного знака, деловая репутация фирмы не переносится на ее товарный знак.;
• корпоративный — товарный знак жестко привязан к фирме, позволяет сформировать имидж фирмы в целом, что характерно для азиатских стран («Сони»);
• зонтичный — фирма использует товарный знак, не связанный с названием фирмы и товара, для большого класса товаров («Моя семья»).

21. Основные требования, предъявляемые к товарному знаку.
Требования к товарному знаку:
• привлекательность и простота, минимум линий, отсутствие лишних деталей для обеспечения лучшей запоминаемости;
• идентификация, узнаваемость среди других товарных знаков;
• название и рисунок — не случайные, а по возможности указывающие на преимущества, характеристики товара.

6 В соответствии со статьей 1013 Гражданского Кодекса Республики Беларусь юридическое лицо имеет исключительное право использовать фирменное наименование на товарах, их упаковке, в рекламе, вывесках, проспектах, счетах, печатных изданиях, официальных бланках и иной документации, связанной с его деятельностью, а также при демонстрации товаров на выставках и ярмарках, которые проводятся на территории Республики Беларусь.

Фирменное наименование юридического лица регистрируется и включается в ЕГР.

Таким образом, право на использование фирменного наименование имеют только юридические лица. Индивидуальный предприниматель регистрируется с использованием его фамилии, имени, отчества.

Однако, законодательством предусмотрена регистрация товарного знака или знака обслуживания.

В случае оказания услуг регистрируется знак обслуживания, а в случае реализации товаров – товарный знак.

В соответствии со статьей 1017 ГК в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы:
1. словесные обозначения, включая имена собственные;
2. сочетания цветов;
3. буквенные, цифровые, изобразительные, объемные обозначения, включая форму товара или его упаковку;
4. комбинации таких обозначений.

Регулирование порядка регистрации товарного знака и знака обслуживания осуществляется постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.12.2009 N 1719 "Об утверждении Положения о порядке регистрации товарного знака и знака обслуживания и о внесении изменений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь".

Регулирование порядка регистрации товарного знака и знака обслуживания осуществляется постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.12.2009 N 1719 "Об утверждении Положения о порядке регистрации товарного знака и знака обслуживания и о внесении изменений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь".

Правовая охрана товарного знака в Республике Беларусь осуществляется на основании его регистрации в государственном учреждении "Национальный центр интеллектуальной собственности" (НЦИС).

Не допускается регистрация товарных знаков:
1. не имеющих признаков различия;
2. всеобщее употребление вида товаров;
3. общепринятые символы и термины;
4. форма товара и упаковка, представляющие собой сущность или природу товара;
5. представляющие собой гербы, флаги, эмблемы, названия государств;
6. вводящие в заблуждение относительно товара, места его происхождения;
7. противоречащие принципам морали;
8. сходные до степени смешения с другими знаками.

Алгоритм регистрации товарных знаков и знаков обслуживания

1) Подаем заявку на регистрацию в НЦИС (Национальный центр интеллектуальной собственности)
1. заявка должна содержать:
- заявление о регистрации товарного знака или знака обслуживания с указанием заявителя, его места нахождения или жительства;
- заявляемое обозначение;
- перечень товаров, для которых испрашивается охрана товарного знака, а также, если возможно, указание на соответствующий класс (классы) согласно Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков. Если заявитель не указывает класс (классы), патентный орган классифицирует товары по соответствующим классам Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков.
2. документ, подтверждающий уплату патентной пошлины
2) Проводится предварительная экспертиза (проверка документов, уплаты пошлины)
3) Если же НЦИС принимает заявку к рассмотрению, то устанавливается дата подачи и приоритет.
4) Проводится экспертиза самого товарного знака или знака обслуживания
5) В случае положительного результата экспертизы – НЦИС регистрирует товарный знак или знак обслуживания в Государственном реестре
6) В течение одного месяца НЦИС выдает свидетельство о регистрации товарного знака сроком на 10 лет (можно продлить еще на 10 лет не ограниченное количество раз)
7) В течение трех месяцев сведения о товарном знаке или знаке обслуживания публикуются в официальном издании НЦИС.

7убъектами права на товарный знак согласно Закону о товарных знаках являются юридические, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность. Как следует из п. 1 ст. 2 ГК, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Субъектами прав на товарный знак могут быть также объединения лиц. Закон о товарных знаках, как уже было отмечено, предусматривает институт коллективных знаков для обозначения продукции, обладающей едиными качественными или иными общими характеристиками, которая производится и (или) реализуется лицами, входящими в объединение разными лицами. Обычно коллективные товарные знаки регистрируют союзы и ассоциации юридических лиц. К коллективным товарным знакам применяются те же правила, что и к обычному товарному знаку, однако коллективный знак не может быть переуступлен и на него не может быть выдана лицензия.
Физическими лицами - правообладателями на товарный знак могут быть любые, не ограниченные в правах граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства при обязательном условии государственной регистрации их в качестве предпринимателей.
Правовой формой охраны товарных знаков является свидетельство на товарный знак, которое удостоверяет факт регистрации товарного знака, его приоритет, исключительное право пользования и распоряжения товарным знаком, а также право запрещать использование товарного знака другим лицам. Свидетельства выдаются в соответствии с установленной процедурой федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности РФ на основании акта государственной регистрации товарного знака. Функции этого ведомства возложены в настоящее время на Российское агентство по патентам и товарным знакам <*>.
--------------------------------

8Передача (уступка) имущественных прав на товарный знак и предоставление разрешения на использование товарного знака (лицензия).

С 1993 на начало 2003 года НЦИС зарегистрировало 662 договора уступки имущественных прав на товарный знак, а также 211 лицензионных договоров, предоставляющих право использовать товарные знаки (Годовой отчет, стр. 40).

Передача (уступка) имущественных прав на товарный знак.

Право на товарный знак может быть уступлено владельцем товарного знака по договору юридическому или физическому лицу в отношении всех или части товаров, для которых зарегистрирован этот товарный знак. В случае уступки, права на товарный знак переходят к новому владельцу полностью и окончательно. Старый владелец никакими правами на товарный знак больше располагать не будет.
При заключении договора уступки прав на товарный знак необходимо соблюдать следующие условия:
- уступка права на товарный знак не допускается, если она может явиться причиной введения в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя;
- договор уступки прав на товарный знак должен быть зарегистрирован в НЦИС и без такой регистрации считается недействительным для третьих лиц.
- право на коллективный товарный знак не может быть уступлено.
- уступка владельцем права на товарный знак осуществляется в пределах срока действия свидетельства на товарный знак.

В случае не соблюдения указанных условий договор уступки прав может быть признан ничтожным.

Необходимо отметить, что в договоре должны быть четко определены права, которые уступаются по договору. Права, которые в договоре не определены в качестве передаваемых, предполагаются непереданными.


Предоставление лицензии на использование товарного знака.

Право на использование товарного знака может быть предоставлено владельцем товарного знака (лицензиаром) другому лицу (лицензиату) по лицензионному договору для всех или части товаров, в отношении которых зарегистрирован товарный знак.
Предоставление права использования товарного знака по лицензионному договору не означает потерю прав владельца на товарный знак, как при заключении договора уступки прав. Это означает лишь, что владелец предоставляет какому-то третьему лицу право (разрешение) использовать свой товарный знак (как правило, за вознаграждение).
Лицензия может быть исключительной, неисключительной и другой. Рассмотрим только исключительную и неисключительную.

Исключительная лицензия — владелец предоставляет третьему лицу право использования товарного знака на определенной территории определенное время, с сохранением за собой права использовать товарный знак в части не переданной третьему лицу, но без права выдачи лицензий другим лицам.
Неисключительная лицензия —владелец предоставляет третьему лицу право использования товарного знака на определенной территории определенное время, с сохранением за собой права использовать товарный знак в полном объеме и права выдачи лицензий другим лицам.

При заключении лицензионного договора необходимо соблюдать следующие условия:
- Лицензионный договор должен содержать условие о том, что качество товаров лицензиата будет не ниже качества товаров лицензиара, и что лицензиар будет осуществлять контроль за выполнением этого условия.
- Право на использование коллективного знака не может быть передано другим лицам.
- Договор уступки прав на товарный знак должен быть зарегистрирован в Национальном центре интеллектуальной собственности Республики Беларусь, и без такой регистрации считается недействительным для третьих лиц.
- Предоставление лицензии на использование товарного знака осуществляются в пределах срока действия свидетельства на товарный знак.

Необходимо отметить, что в лицензионном договоре должны быть четко определены права, которые предоставляются по договору. Права, которые в договоре не определены в качестве передаваемых, предполагаются непереданными.

Наши рекомендации