Охраноспособность товарного знака
Фирменные наименования
Создание любой новой, в т. ч. общественной, организации ставит перед ее членами множество проблем. Одной из первых если не по значимости, то по очередности решения является необходимость дать ей имя фирменное наименование (ФН). Удачно выбранное фирменное наименование поможет создать привлекательный имидж, а неудачное может ввести в заблуждение, насторожить или вовсе отпугнуть потенциальных членов, клиентов и партнеров организации.
Выбирая имя, члены организации зачастую и не догадываются, что в соответствии со ст. 1(2) Парижской конвенции, членом которой является и Республика Беларусь, фирменное наименование это один из объектов интеллектуальной собственности наряду с изобретениями, товарными знаками и др.
Охрана фирменных наименований предусмотрена национальным законодательством большинства стран. Во многих странах, в частности, в США, в Великобритании, в Германии, действуют системы регистрации фирменных наименований, не позволяющие зарегистрировать на территории государства название, тождественное или аналогичное уже зарегистрированному.
В Беларуси нет специального закона о ФН, даже само понятие ФН в национальном законодательстве конкретно не определено. Однако определена примерная сфера его использования. Исходя из этого, а также из положений Парижской конвенции (где это определение также отсутствует) и общепризнанной мировой практики ее применения, можно примерно определить ФН как элемент, который идентифицирует хозяйственную деятельность предпринимателя или юридического лица и служит ее отличительным признаком. Можно сказать, что ФН является средством индивидуализации участников гражданского оборота.
Казалось бы, любая организация, осуществляющая хозяйственную деятельность, должна иметь право на ФН в том числе и некоммерческая. Однако, основываясь на положениях Гражданского Кодекса, можно сделать вывод, что законодатель подразумевает в данном случае под юридическим лицом коммерческую организацию, таким образом довольно четко указывая на то, что обладателем ФН может быть только коммерческая организация. Однако такая трактовка противоречит Парижской конвенции. Конвенция распространяется как на физических, так и на юридических лиц (было принято специальное заявление на Брюссельской конференции 1901 г.). В соответствии с Парижской конвенцией любое юридическое лицо, которое докажет, что оно зарегистрировано на территории Беларуси, имеет право заявить, что на него распространяются положения Конвенции. Никакого изъятия для различных видов юридических лиц не сделано. Если бы правительства имели право исключать отдельные виды юридических лиц, то это шло бы вразрез с нормами Парижской конвенции (она устанавливает единообразный закон для международной защиты ОПС). Целью заключения Парижской конвенции было, в основном, установление единообразной системы прав, вытекающих из промышленной собственности, а также порядок защиты этих прав. Действительно, Конвенция на практике является единым законодательством Союза, созданного Конвенцией, и должна применяться единообразно для всех лиц, на которые она распространяется. Такой точки зрения придерживается Франция, Бельгия, Италия, США, которые ввели соответствующие нормы в свое национальное законодательство. Однако белорусским законодательством такой подход пока не признан.
Несмотря на то, что основной целью деятельности общественного объединения не является получение прибыли, оно является юридическим лицом и вправе осуществлять хозяйственную деятельность, связанную с производством товаров (работ, услуг) не для собственного потребления, а для реализации другим лицам. Это подтверждается положениями Закона Об общественных объединениях, в частности, в п. 4 ст. 22 говорится, что общественное объединение вправе осуществлять производственно-хозяйственную деятельность, направленную на решение уставных целей и задач, и в ст. 23, что денежные средства общественных объединений формируются, в том числе из доходов от производственно-хозяйственной деятельности.
К наименованию юридического лица предъявляются два требования:
должна быть указана его организационно-правовая форма;
некоммерческие организации (к которым относятся и общественные объединения), кроме того, должны также включить в наименование указание на характер их деятельности.
Таким образом, наименование общественной организации должно иметь указание на организационно-правовую форму (слова общественная организация или общественное объединение) и характер деятельности (например, защиты животных, поддержки предпринимательства и т. д.).
В Законе Об общественных объединениях в редакции от 22.06.2001 не содержится нормы, прямо указывающей на то, что наименование общественного объединения является объектом интеллектуальной собственности. Однако Гражданский Кодекс не говорит однозначно о невозможности обладания некоммерческой организацией ФН. По нашему мнению (неофициальному), законодательство Беларуси позволяет общественному объединению иметь фирменное наименование, однако, в отличие от коммерческих организаций, не понуждает к этому в обязательном порядке. Таким образом, общественное объединение может иметь в своем наименовании фирменное наименование (например может существовать некоммерческая организация с наименованием Фонд поддержки молодых композиторов и с наименованием Фонд поддержки молодых композиторов Камертон).
И у нас есть надежда, что такой долгожданный и необходимый Закон Республики Беларусь О фирменных наименованиях в обозримом будущем парламент все-таки примет.
Пока нет официального (законодательного) признания, что общественное объединение может иметь фирменное наименование, которое соответственно охраняется. Придется констатировать, что любое юридическое лицо или физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, может стать владельцем прав на товарный знак, тождественный или сходный до степени их смешения с наименованием общественного объединения (или его частью) в отношении однородных товаров и услуг. Тогда, несмотря на то, что название закреплено за общественным объединением в порядке, установленном законом, крайне сложно оспорить такую регистрацию товарного знака. Со всеми вытекающими проблемами, связанными с нарушением прав на товарный знак.
Приведем пример возможной проблемы столкновения товарного знака и наименования внутри некоммерческого сектора. На территории республики в разных регионах, а то и в пределах одного города, существуют несколько организаций со сходными видами деятельности и похожими именами: Унитарное предприятие Союз-пилигрим и Общественное объединение Союз туристов Пилигрим. Первая организация зарегистрировала товарный знак Пилигрим и владелец ТЗ потребовал прекратить использование слова Пилигрим в названии другой организации, документах, на вывесках и т. п. Похожие названия также могут привести к введению в заблуждение людей, желающих обратиться за помощью в определенную организацию. Тем более это опасно, когда на деятельность общественных объединений со схожими названиями существуют противоположные точки зрения, и организация с отрицательным имиджем паразитирует на положительной репутации другой.
Товарный знак. В республиканском законе О товарных знаках и знаках обслуживания (ст. 1. п. 1) говорится Товарный знак и знак обслуживания (в дальнейшем ТЗ) это обозначения, способствующие соответственно отличию товаров и услуг одних юридических лиц или граждан от однородных товаров и услуг других юридических лиц или граждан. В наше время ТЗ прочно вошли в повседневную жизнь людей во всех странах мира. В качестве товарных знаков используются словесные, изобразительные, комбинированные и другие.
Словесный ТЗ представляет собой какое-либо оригинальное, звучное слово или буквенное сочетание словесного характера. Словесный ТЗ может иметь вымышленный характер (шегелен) или нести определенное смысловое значение (cowboy, спринтер). Воздействие словесного ТЗ на потребителя значительно сильнее, чем изобразительного, так как, помимо зрительного впечатления, словесный товарный знак можно произнести, что способствует более быстрому его запоминанию. В силу этих особенностей словесный ТЗ является хорошим средством рекламы по радио, телевидению.
При регистрации словесного ТЗ охраняется также и его шрифтовое решение. Словесный ТЗ, выполненный в оригинальном графическом исполнении, называют логотипом.
Комбинированные ТЗ это различные сочетания слов с рисунками и т. п., поэтому такое обозначение должно обладать свойствами как словесных, так и изобразительных ТЗ.
Хотелось бы обратить Ваше внимание на возможность регистрации в качестве ТЗ ФН (наименование общественной организации) или его части, что позволит использовать положения национального закона и усилить охрану ФН.
ТЗ могут быть зарегистрированы в любом цвете или цветовом сочетании.
Регистрация товарного знака является эффективным средством ограждения интересов организации от недобросовестной конкуренции.
Путем регистрации владелец ТЗ получает исключительное право пользоваться товарным знаком и распоряжаться им, а так же запрещать использование его другим лицам. Исключительное право на зарегистрированное в качестве ТЗ обозначение в отношении указанных в свидетельстве на товарный знак товаров и услуг является абсолютным в том смысле, что оно предоставляется только владельцу товарного знака (или, с его согласия, лицензиату) без каких-либо исключений на возможность несанкционированного его использования другими лицами. Исключительное право удостоверяется свидетельством на товарный знак, которое действует в течение 10 лет, после чего срок свидетельства может быть продлен.
Положение об исключительном праве владельца закреплено в законодательстве и приобретается с момента регистрации обозначения в качестве товарного знака в патентном ведомстве. В хозяйственном обороте могут находиться товары, на которых проставлены незарегистрированные товарные знаки, так как в нормативных актах отсутствует положение об обязательной регистрации товарного знака. Если Вы не позаботитесь о регистрации, то любое лицо, зарегистрировав Ваше обозначение в качестве ТЗ на свое имя и для товаров, однородных с Вашими, сможет, как минимум, требовать запрещения использования Вами этого обозначения. Потому что владелец когда-то Вашего знака имеет после регистрации ТЗ исключительное право использовать знак, распоряжаться им и запрещать его использование. Фактическое применение Вами в течение долгого времени незарегистрированного знака не позволит оспорить регистрацию знака другим лицом. Понятие однородные товары требует пояснения. Обычно под этим термином понимаются товары (услуги), которые при маркировке сходными знаками могут создавать у потребителя представление о принадлежности их одному изготовителю. Может быть зарегистрирован ТЗ, идентичный с действующим, на имя другого лица, если заявленное обозначение относится к неоднородным по отношению к действующему знаку товарам или услугам (например, слово Снегурочка для мороженого и холодильников).
По желанию владельца товарного знака рядом с этим знаком может быть проставлена предупредительная маркировка о том, что знак зарегистрирован в Беларуси. Наиболее распространенным видом этой маркировки является обозначение буквы R в кружочке ®. Предупредительная маркировка помогает потребителю выделить среди различных маркировочных элементов на товаре или его упаковке именно ТЗ как собственность его владельца, а также ограждает ТЗ от возможного посягательства на его копирование другими лицами.
Лицо, производящее предупредительную маркировку по отношению к незарегистрированному на его имя в Республике Беларусь товарному знаку, несет ответственность в порядке, предусмотренном законом.
Каким будет ТЗ, зависит от Вашего вкуса и пожеланий. Однако выбор варианта дело непростое. Это связано с тем, что ТЗ должен быть и охраноспособным. Не допускается регистрация товарных знаков, состоящих только из обозначений:
вошедшие во всеобщее употребление как обозначения товаров определенного вида (их иначе называют свободные знаки, например, такие обозначения как граммофон, термос (устройства), вазелин (вещества), целлофан (материал));
являющиеся общепринятыми символами и терминами (например, чаша со змеей для медицинских препаратов);
указывающие на вид, качество, свойство, назначение, ценность товара или услуги.
Не допускаются к регистрации в качестве товарных знаков или их элементов обозначения, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение относительно услуги или организации, которая ее оказывает.
К товарным знакам предъявляются требования не только охраноспособности, но и рекламоспособности. Под рекламоспособностью обычно понимается способность товарного знака быть легко запоминаемым и достаточно выразительным, позволяющим составить представление о товаре или услуге. Рекламоспособность включает ряд признаков, которые применяются одновременно. К их числу относятся новизна идеи, ассоциативность, эстетичность, лаконичность, удобопроизносимость, запоминаемость, воспроизводимость, цвет.
ТЗ может и должен присутствовать в фирменном стиле. Он помещается на вывеске или табличке на дверях организации, визитных карточках сотрудников, фирменных бланках для писем, фирменных буклетах, программах мероприятий, рекламных объявлениях, газетных публикациях об организации, значках, полиэтиленовых пакетах и т. д. ТЗ может быть использован в самом разнообразном качестве, начиная с маленького значка на фирменном бланке и до огромных светящихся конструкций на ярмарках и международных выставках. Принадлежность товарного знака к рекламе обязывает автора находить такую пластическую характеристику, которая легко поддается любому воспроизведению, чтобы при уменьшении знак не превратился в ничего не говорящее пятно.
В заключение несколько слов о том, какие кары могут обрушиться на нарушителя прав владельца какого-либо объекта промышленной собственности. Таким нарушением признается любое действие, которое наносит ущерб владельцу свидетельства на товарный знак, в том числе несанкционированное введение в хозяйственный оборот продукта, содержащего запатентованный объект охраны промышленной собственности.
Незаконное пользование товарным знаком, подобными или аналогичными знаками на близкие виды деятельности, наносит ущерб его владельцу, что может повлечь за собой гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность. Владелец знака имеет право требовать прекращения незаконного пользования тождественным или сходным обозначением и сопровождать однородные услуги, а также требовать по суду возмещения тех убытков, которые он понес в связи с незаконным использованием его товарного знака.
Итак, обобщая сказанное, напомним:
1. Права авторов нарушать нельзя, а чтобы их не нарушать, надо позаботиться об авторском договоре.
2. Названия это важно, и выбирать их надо, не нарушая прав уже зарегистрированных организаций.
3. Наименования или их части, а также эмблему организации желательно регистрировать в качестве товарных знаков.
4. Несмотря на несовершенство нашего законодательства, владельцы интеллектуальной собственности могут цивилизованно отстоять свои права и защитить свою собственность. В Беларуси существуют механизмы гражданско-правового, административно-правового и уголовно-правового воздействия на нарушителей прав на ОИС.
4Действующее законодательство определяет товарный знак как обозначение, способное отличать товары одних юридических или физических лиц от однородных товаров других юридических или физических лиц (ст. 1 Закона РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров"). Чтобы быть признанным в качестве товарного знака, т.е. стать объектом правовой охраны, обозначение должно отвечать ряду условий. В законе они прямо не перечисляются, однако достаточно четко выводятся из его норм. Прежде всего товарным знаком признается условное обозначение, своего рода символ, который помещается на выпускаемой продукции, ее упаковке или сопроводительной документации, и заменяет собой подчас длинное и сложное название (наименование) изготовителя товара. Поэтому не может считаться товарным знаком помещение на изделии полных сведений, касающихся изготовителя товара, а также указывающих на время, способ и место производства, на вид, качество и свойства товара и т.п. Их заменяет легко воспринимаемое и запоминающееся условное обозначение, которое является произвольным по отношению к обозначаемым им товарам, т.е. не выступает для последних необходимым названием, общепринятым термином или описательным понятием.
О патентной чистоте и необходимости проверять название брендов перед регистрацией слышали многие. Но, несмотря на это, в регистрационные компании не перестают поступать заявки на регистрацию названий, которые не могут быть защищены в силу действующего законодательства.
Охраноспособность, если говорить о бренде – это возможность зарегистрировать его в качестве товарного знака. Согласно Законодательству Российской Федерации, товарный знак – это обозначение товара, услуги или определенных работ как физических, так и юридических лиц. Правообладатель может не только использовать товарный знак по своему усмотрению на протяжении срока действия регистрации, но и запрещать его использование третьими лицами без письменного на то разрешения.
Согласно закону, существует две причины, по которым регистрация товарного знака может быть невозможна. Законодательные акты содержат информацию о том, что если до вас данный товарный знак или же знак, очень на него похожий, уже был зарегистрирован, то вам в регистрации откажут. Для того, чтобы не тратить понапрасну время и деньги, рекомендуется осуществить поиск в базах данных Патентного бюро и проверить, не зарегистрирован ли данный или же схожий товарный знак, еще до того, как вы подаете заявление. Кроме того, прописан подробный перечень тех случаев, когда товарный знак будет признан неохраноспособным.
В любом случае, самостоятельная проверка стает наилучшим вариантом и избавит вас от многих неудобств. А если же вам удастся зарегистрировать свой товарный знак, вы можете быть абсолютно спокойны за его неприкосновенность.
520. Виды товарных знаков.
Классификация товарных знаков:
по способу обозначения:
• словесные — товарные знаки, представляющие собой рекламные слоганы, фамилии, слова, сочетания букв, цифры.
• изобразительные —в виде линий, пятен, фигур, изображения предметов, людей, животных,.;
• объемные — товарные знаки в виде фигур или их комбинаций, изображаемые в трехмерном пространстве;
• комбинированные — товарные знаки, представляющие собой комбинацию вышеперечисленных знаков;
• прочие — световые, звуковые, движущиеся знаки:
• обычные;
• общеизвестные товарные знаки — бренды.
Бренд — широко известный товарный знак; образ, который появляется в сознании потребителя при упоминании о товарном знаке или товаре.
по виду собственности владельца:
• индивидуальный — товарный знак, принадлежащий одному владельцу; причем количество знаков не ограничено;
• коллективный — товарный знак союза, хозяйственной ассоциации или другого объединения предприятий,.
в зависимости от связи товарного знака с названием фирмы:
• отдельно стоящий знак — самостоятельное позиционирование каждого товарного знака, деловая репутация фирмы не переносится на ее товарный знак.;
• корпоративный — товарный знак жестко привязан к фирме, позволяет сформировать имидж фирмы в целом, что характерно для азиатских стран («Сони»);
• зонтичный — фирма использует товарный знак, не связанный с названием фирмы и товара, для большого класса товаров («Моя семья»).
21. Основные требования, предъявляемые к товарному знаку.
Требования к товарному знаку:
• привлекательность и простота, минимум линий, отсутствие лишних деталей для обеспечения лучшей запоминаемости;
• идентификация, узнаваемость среди других товарных знаков;
• название и рисунок — не случайные, а по возможности указывающие на преимущества, характеристики товара.
6 В соответствии со статьей 1013 Гражданского Кодекса Республики Беларусь юридическое лицо имеет исключительное право использовать фирменное наименование на товарах, их упаковке, в рекламе, вывесках, проспектах, счетах, печатных изданиях, официальных бланках и иной документации, связанной с его деятельностью, а также при демонстрации товаров на выставках и ярмарках, которые проводятся на территории Республики Беларусь.
Фирменное наименование юридического лица регистрируется и включается в ЕГР.
Таким образом, право на использование фирменного наименование имеют только юридические лица. Индивидуальный предприниматель регистрируется с использованием его фамилии, имени, отчества.
Однако, законодательством предусмотрена регистрация товарного знака или знака обслуживания.
В случае оказания услуг регистрируется знак обслуживания, а в случае реализации товаров – товарный знак.
В соответствии со статьей 1017 ГК в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы:
1. словесные обозначения, включая имена собственные;
2. сочетания цветов;
3. буквенные, цифровые, изобразительные, объемные обозначения, включая форму товара или его упаковку;
4. комбинации таких обозначений.
Регулирование порядка регистрации товарного знака и знака обслуживания осуществляется постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.12.2009 N 1719 "Об утверждении Положения о порядке регистрации товарного знака и знака обслуживания и о внесении изменений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь".
Регулирование порядка регистрации товарного знака и знака обслуживания осуществляется постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.12.2009 N 1719 "Об утверждении Положения о порядке регистрации товарного знака и знака обслуживания и о внесении изменений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь".
Правовая охрана товарного знака в Республике Беларусь осуществляется на основании его регистрации в государственном учреждении "Национальный центр интеллектуальной собственности" (НЦИС).
Не допускается регистрация товарных знаков:
1. не имеющих признаков различия;
2. всеобщее употребление вида товаров;
3. общепринятые символы и термины;
4. форма товара и упаковка, представляющие собой сущность или природу товара;
5. представляющие собой гербы, флаги, эмблемы, названия государств;
6. вводящие в заблуждение относительно товара, места его происхождения;
7. противоречащие принципам морали;
8. сходные до степени смешения с другими знаками.
Алгоритм регистрации товарных знаков и знаков обслуживания
1) Подаем заявку на регистрацию в НЦИС (Национальный центр интеллектуальной собственности)
1. заявка должна содержать:
- заявление о регистрации товарного знака или знака обслуживания с указанием заявителя, его места нахождения или жительства;
- заявляемое обозначение;
- перечень товаров, для которых испрашивается охрана товарного знака, а также, если возможно, указание на соответствующий класс (классы) согласно Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков. Если заявитель не указывает класс (классы), патентный орган классифицирует товары по соответствующим классам Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков.
2. документ, подтверждающий уплату патентной пошлины
2) Проводится предварительная экспертиза (проверка документов, уплаты пошлины)
3) Если же НЦИС принимает заявку к рассмотрению, то устанавливается дата подачи и приоритет.
4) Проводится экспертиза самого товарного знака или знака обслуживания
5) В случае положительного результата экспертизы – НЦИС регистрирует товарный знак или знак обслуживания в Государственном реестре
6) В течение одного месяца НЦИС выдает свидетельство о регистрации товарного знака сроком на 10 лет (можно продлить еще на 10 лет не ограниченное количество раз)
7) В течение трех месяцев сведения о товарном знаке или знаке обслуживания публикуются в официальном издании НЦИС.
7убъектами права на товарный знак согласно Закону о товарных знаках являются юридические, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность. Как следует из п. 1 ст. 2 ГК, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Субъектами прав на товарный знак могут быть также объединения лиц. Закон о товарных знаках, как уже было отмечено, предусматривает институт коллективных знаков для обозначения продукции, обладающей едиными качественными или иными общими характеристиками, которая производится и (или) реализуется лицами, входящими в объединение разными лицами. Обычно коллективные товарные знаки регистрируют союзы и ассоциации юридических лиц. К коллективным товарным знакам применяются те же правила, что и к обычному товарному знаку, однако коллективный знак не может быть переуступлен и на него не может быть выдана лицензия.
Физическими лицами - правообладателями на товарный знак могут быть любые, не ограниченные в правах граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства при обязательном условии государственной регистрации их в качестве предпринимателей.
Правовой формой охраны товарных знаков является свидетельство на товарный знак, которое удостоверяет факт регистрации товарного знака, его приоритет, исключительное право пользования и распоряжения товарным знаком, а также право запрещать использование товарного знака другим лицам. Свидетельства выдаются в соответствии с установленной процедурой федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности РФ на основании акта государственной регистрации товарного знака. Функции этого ведомства возложены в настоящее время на Российское агентство по патентам и товарным знакам <*>.
--------------------------------
8Передача (уступка) имущественных прав на товарный знак и предоставление разрешения на использование товарного знака (лицензия).
С 1993 на начало 2003 года НЦИС зарегистрировало 662 договора уступки имущественных прав на товарный знак, а также 211 лицензионных договоров, предоставляющих право использовать товарные знаки (Годовой отчет, стр. 40).
Передача (уступка) имущественных прав на товарный знак.
Право на товарный знак может быть уступлено владельцем товарного знака по договору юридическому или физическому лицу в отношении всех или части товаров, для которых зарегистрирован этот товарный знак. В случае уступки, права на товарный знак переходят к новому владельцу полностью и окончательно. Старый владелец никакими правами на товарный знак больше располагать не будет.
При заключении договора уступки прав на товарный знак необходимо соблюдать следующие условия:
- уступка права на товарный знак не допускается, если она может явиться причиной введения в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя;
- договор уступки прав на товарный знак должен быть зарегистрирован в НЦИС и без такой регистрации считается недействительным для третьих лиц.
- право на коллективный товарный знак не может быть уступлено.
- уступка владельцем права на товарный знак осуществляется в пределах срока действия свидетельства на товарный знак.
В случае не соблюдения указанных условий договор уступки прав может быть признан ничтожным.
Необходимо отметить, что в договоре должны быть четко определены права, которые уступаются по договору. Права, которые в договоре не определены в качестве передаваемых, предполагаются непереданными.
Предоставление лицензии на использование товарного знака.
Право на использование товарного знака может быть предоставлено владельцем товарного знака (лицензиаром) другому лицу (лицензиату) по лицензионному договору для всех или части товаров, в отношении которых зарегистрирован товарный знак.
Предоставление права использования товарного знака по лицензионному договору не означает потерю прав владельца на товарный знак, как при заключении договора уступки прав. Это означает лишь, что владелец предоставляет какому-то третьему лицу право (разрешение) использовать свой товарный знак (как правило, за вознаграждение).
Лицензия может быть исключительной, неисключительной и другой. Рассмотрим только исключительную и неисключительную.
Исключительная лицензия — владелец предоставляет третьему лицу право использования товарного знака на определенной территории определенное время, с сохранением за собой права использовать товарный знак в части не переданной третьему лицу, но без права выдачи лицензий другим лицам.
Неисключительная лицензия —владелец предоставляет третьему лицу право использования товарного знака на определенной территории определенное время, с сохранением за собой права использовать товарный знак в полном объеме и права выдачи лицензий другим лицам.
При заключении лицензионного договора необходимо соблюдать следующие условия:
- Лицензионный договор должен содержать условие о том, что качество товаров лицензиата будет не ниже качества товаров лицензиара, и что лицензиар будет осуществлять контроль за выполнением этого условия.
- Право на использование коллективного знака не может быть передано другим лицам.
- Договор уступки прав на товарный знак должен быть зарегистрирован в Национальном центре интеллектуальной собственности Республики Беларусь, и без такой регистрации считается недействительным для третьих лиц.
- Предоставление лицензии на использование товарного знака осуществляются в пределах срока действия свидетельства на товарный знак.
Необходимо отметить, что в лицензионном договоре должны быть четко определены права, которые предоставляются по договору. Права, которые в договоре не определены в качестве передаваемых, предполагаются непереданными.
Лицензионный договор
Автор: Maxvel 8-04-2015, 18:54
Предоставление права использовать запатентованный объект другим лицам осуществляется заключением лицензионного договора. По лицензионному договору сторона, обладающая исключительным правом на использование результата интеллектуальной деятельности или на средства индивидуализации (лицензиар), предоставляет другой стороне (лицензиату) разрешение использовать соответствующий объект интеллектуальной собственности (п. 1 ст. 985 ГК). Применительно к изобретениям, полезным моделям и промышленным образцам сторонами по лицензионному договору являются патентообладатель (лицензиар) и приобретатель лицензии (лицензиант). Пункт 2 ст. 985 ГК установил два вида лицензионного договора: когда лицензионный договор предоставляет лицензиату права использования объекта промышленной собственности с сохранением за лицензиаром права его использования и права выдачи лицензии другим лицам, договор именуется простой (неисключительной) лицензией; когда же лицензионный договор предоставляет лицензиату права использования объекта промышленной собственности с сохранением за лицензиаром права его использования в части, не передаваемой лицензиату, но без права выдачи лицензии другим лицам, договор именуется исключительной лицензией. Если в лицензионном договоре не предусмотрено иное, лицензия предполагается простой (неисключительной).
Не исключается ситуация, при которой в договоре предусмотрено, что и сам лицензиар лишается права использовать запатентованный объект. Такая лицензия является полной.
В соответствии с подпунктом 3 п. 2 ст. 985 ГК лицензионный договор может предусматривать предоставление лицензиату других видов лицензий, допускаемых законодательными актами.
Действующие законодательные акты Республики Беларусь не предусматривают, какие виды лицензий, кроме простой неисключительной и исключительной могут быть предоставлены лицензиату и не содержит норм права, определяющих содержание лицензионных договоров, порядок их заключения, изменения и прекращения, предоставляя право сторонам самим определять условия лицензионного договора, права и обязанности сторон и т. п., соблюдая общие правила ГК и других актов законодательства о сделках и договорах.
В лицензионном договоре стороны точно определяют объем правомочий лицензиата и срок, в течение которого последний вправе использовать свои правомочия.
Как правило, в лицензионном договоре устанавливаются территориальные границы действия неисключительной лицензии, количественные ограничения производимых по ней изделий, способы использования запатентованного объекта промышленной собственности, отрасль хозяйственной деятельности, в которой объект может использоваться и т. п. В договоре могут устанавливаться запреты использовать запатентованный объект в отдельных отраслях производственной деятельности.
Что касается срока действия лицензионного договора, то он, как правило, значительно короче срока действия патента. Это объясняется тем, что запатентованные объекты промышленной собственности часто до истечения срока действия патента морально устаревают.
Лицензиар при исключительной лицензии на изобретение, полезную модель может разрешать лицензиату заключать лицензионные договоры (сублицензии) с третьими лицами в пределах передаваемых по основному лицензионному договору прав на использование изобретения, полезной модели. Ответственность перед лицензиаром за действия сублицензиата несет лицензиат.
Лицензионный договор предполагается возмездным. Размер и порядок выплаты вознаграждения лицензиару определяется сторонами в договоре в форме поушального сбора (уплачиваемого единовременного вознаграждения при подписании лицензионного договора) и роялти (текущих отчислений в процентах к извлекаемой прибыли или к цене запатентованного продукта).
Уступка прав патентообладателя (уступка патента) в отличие от передачи права на использование (лицензионного договора) означает, что к приобретателю патента переходят права патентообладателя в том объеме, в котором они принадлежат патентообладателю на момент уступки, на весь срок действия патента. Приобретатель патента вправе выдавать лицензии на использование объекта промышленной собственности другим лицам.
Договоры о передаче прав на использование изобретений, полезных моделей и промышленных образцов и договоры об уступке прав на патенты совершаются в письменной форме и регистрируются в государственном патентном ведомстве Республики Беларусь. Последнее имеет право в пределах своей компетенции запрашивать и получать от государственных органов заключения по вопросам, связанным с регистрацией указанных договоров, проводить экспертизу последних и регистрировать их в специальном реестре. Незарегистрированный договор считается недействительным (п. 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 6 июля 1993 г. № 437 «О регистрации лицензионных договоров и договоров об уступке прав на патенты (удостоверения)» .
12. Открытая лицензия. Принудительная лицензия
Закон Республики Беларусь от 8 июля 1997 г. «О патентах на изобретения и полезные модели» предоставляет право объявить о предоставлении открытой лицензии.
Суть открытой лицензии состоит в том, что патентообладатель может подать в патентный орган для официального опубликования заявление о пред