Форма отчетности: дифференцированный зачет
IV. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
Трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 180 часов
Форма отчетности: дифференцированный зачет
4.1. Структура дисциплины
№ п.п. | Наименование разделов и тем дисциплины | Аудиторные часы | Самостоятельная работа | Текущий контроль | Всего часов | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ||
лекции | семинары | всего | ||||||
Модуль 1. Юридическая компаративистика | ||||||||
Тема 1. Предмет, задачи и история развития сравнительного правоведения. | Опрос, групповые задания по знанию предмета и этапов развития философии права, контрольная работа | |||||||
Тема 2. Основные приоритеты в сравнительно-правовых исследованиях. | ||||||||
Модуль 2. | ||||||||
Тема 1. | Опрос, решение практических задач, защита рефератов | |||||||
Тема 2. | ||||||||
Итого |
4.2 План внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Недели | Название раздела, темы | Самостоятельная работа обучающихся | Формы контроля | ||
Вид самостоятельной работы | Сроки выполнения | Затраты времени (час.) | |||
Модуль 1. | Реферирование статьи по теме курса в журнале | Наличие конспекта первоисточника | |||
Модуль 2. | Реферирование статьи по теме курса в журнале | Наличие конспекта первоисточника | |||
Общая трудоемкость самостоятельной работы по дисциплине (час) 42 | |||||
Бюджет времени самостоятельной работы, предусмотренный учебным планом для данной дисциплины (час) |
Модуль I.
Тема 1. Предмет, задачи и история развития сравнительного правоведения.
Сравнительное правоведение: научный метод или комплексная научная дисциплина? Междисциплинарные связи с отдельными отраслями права и научными дисциплинами. Предмет и задачи сравнительного правоведения.
Предшественники науки сравнительного правоведения в доиндустриальных обществах. Формирование школ научного правоведения в Германии, Франции, Великобритании и США.
Интернационализация сравнительного правоведения в XX в.: от Международного конгресса по сравнительному праву в Париже 1900 г. до наших дней. Предпосылки для развития сравнительного правоведения в России. Выдающиеся специалисты в области сравнительного правоведения.
Тема 2. Основные приоритеты в сравнительно-правовых исследованиях.
Правовые системы – основная единица анализа в сравнительном правоведении. Объединение правовых систем в правовые семьи и варианты их классификации. Главные и дополнительные элементы правовых систем в процессе анализа. Диахроническое и синхронное сравнение. Сравнение на микроуровне. Нормативное и функциональное сравнение. Связь сравнительного правоведения с международным публичным правом и международным частным правом. Роль сравнительного правоведения в развитии интеграционных процессов в Европе.
Тема 4. Романо-германская правовая семья. Особенности правовой семьи КНР.
Истоки французского права. Систематизация кутюмов и степень рецепции римского права. Право и суд Франции накануне Великой французской революции. Революционные изменения и реформы Наполеона I. Значение Гражданского кодекса Наполеона для Франции и всего мира. Эволюция гражданского, уголовного и других отраслей права в XIX – XX вв. Источники и система права современной Франции. Судебная система. Структура юридической профессии. Подготовка высококвалифицированных кадров для судебной системы: Национальная школа магистратуры.
Эволюция и особенности германского права в Средневековье. Преодоление государственного сепаратизма и правового партикуляризма в XIX в. Значение Германского гражданского уложения 1896 г. для Германии и мировой правовой истории. Источники и система права современной Германии. Особенности германской судебной системы. Практический характер юридического образования. Структура юридической профессии.
География и основные особенности Романо-германской правовой семьи.
Особенности правовой системы КНР.
Тема 7. Специфика правовой системы России.
Специфика правового развития России. Источники и систематизация современного российского права. Правовая и судебная реформа. тенденции развития российской правовой системы на рубеже XX – XXI вв. в свете процессов постмодернизации и глабализации. Место российской правовой системы на правовой карте мира.
Образовательные технологии
В процессе преподавания данной дисциплины планируется проведение практических занятий в форме дискуссионно-аналитических выступлений (диспутов). Это позволяет магистрантам выявить сущность и содержание культурно-правовых явлений и процессов, противоречий и тенденций, характеризующих состояние современных правовых систем стран мира, а также овладеть методикой и техникой компаративистского анализа, самостоятельно научится работать с первоисточниками и научной литературой, систематизировать и обобщать, аргументировано излагать и обосновывать собственную позицию, взгляд, точку зрения на проблемы российской правовой системы.
Также планируется проведение тестирования в компьютерном классе для текущего контроля знаний магистрантов.
В ходе проведения лекционных и семинарских занятий планируется использование демонстрационного комплекса группового пользования на базе проектора.
Текущий контроль
Работа на семинарских занятиях – основной ответ в виде свободного изложения поставлено проблемы с использованием источников и дополнительной литературы, дополнение к основному ответу, решение казуса.
Реферирование статьи из специального юридического журнала (выбирается магистрантом самостоятельно или выдается преподавателем). Задание сопровождается вопросами, отвечая на которые магистрант должен раскрыть смысл статьи и прокомментировать существо поставленной проблемы.
Написание эссе по актуальным вопросам теории государства и права. Также эссе может представлять собой развернутый ответ на поставленный вопрос. Ответы на такого рода задания должны отличать ясность и четкость ответа с комментариями магистранта и опорой на существующие в науке точки зрения, а также изложение аргументированной собственной позиции.
Контрольная работа проводится в аудитории в течение 20 минут и касается узких вопросов семинарского занятия.
Выполнение практического задания предполагает собой изучение первоисточника или его отдельной части с выводами и комментариями магистранта.
Подготовка презентации выполняется по тому или иному вопросу, имеющему отношение к текущему семинарскому занятию, и предполагает углубленное изложение одного из вопросов семинарского занятия или его части.
Экспресс-опрос осуществляется в течение 20 минут на семинарском занятии по текущей теме, в котором задействуется вся аудитория, и предполагает односложные ответы на поставленные вопросы.
Рубежный контроль осуществляется в виде компьютерного тестирования или выполнения развернутой контрольной работы по модулю с различными видами заданий.
1. | Бонусные баллы | до 10 | Начисление бонусных баллов возможно при условии активной работы на семинарских занятиях, участии в кружках, круглых столах, студенческих конференциях, а также при наличии публикаций по дисциплине. |
IV. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
Трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 180 часов
Форма отчетности: дифференцированный зачет
4.1. Структура дисциплины
№ п.п. | Наименование разделов и тем дисциплины | Аудиторные часы | Самостоятельная работа | Текущий контроль | Всего часов | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ||
лекции | семинары | всего | ||||||
Модуль 1. Юридическая компаративистика | ||||||||
Тема 1. Предмет, задачи и история развития сравнительного правоведения. | Опрос, групповые задания по знанию предмета и этапов развития философии права, контрольная работа | |||||||
Тема 2. Основные приоритеты в сравнительно-правовых исследованиях. | ||||||||
Модуль 2. | ||||||||
Тема 1. | Опрос, решение практических задач, защита рефератов | |||||||
Тема 2. | ||||||||
Итого |
4.2 План внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Недели | Название раздела, темы | Самостоятельная работа обучающихся | Формы контроля | ||
Вид самостоятельной работы | Сроки выполнения | Затраты времени (час.) | |||
Модуль 1. | Реферирование статьи по теме курса в журнале | Наличие конспекта первоисточника | |||
Модуль 2. | Реферирование статьи по теме курса в журнале | Наличие конспекта первоисточника | |||
Общая трудоемкость самостоятельной работы по дисциплине (час) 42 | |||||
Бюджет времени самостоятельной работы, предусмотренный учебным планом для данной дисциплины (час) |
Модуль I.