Форма отчетности: зачет, экзамен

I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Цели освоения дисциплины (модуля): Целью дисциплины «История западной философии» является развитие у студентов общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых для дальнейшей научно-исследовательской и педагогической деятельности в данной специальности. Цель реализуется через ознакомление студентов с главными учениями различных эпох в истории в западной философии (до 20 века) – античной философии, философии средних веков и возрождения, философии нового времени, немецкого идеализма и 19 века, а также обучение навыкам практической работы с представленными в этих течениях текстами и понятийным аппаратом.

Задачи: По окончанию курса студент должен различать основные направления в указанных философских течениях, знать их генезис, понимать базисные понятия, уметь самостоятельно интерпретировать ключевые тексты этих течений.

.

II. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОП ВО

2.1. Учебная дисциплина (модуль) «История западной философии» относится к базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению «культурология».

2.2. Для изучения данной учебной дисциплины (модуля) необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами: Данная дисциплина читается в первом и втором семестре. В ней рассматриваются исторические типы философствования, анализируются философские системы представителей разных эпох, прослеживается их внутренняя связь, выражающаяся в проблематике и способах решения основных философских задач, стоящих перед мыслителями этого времени. Проблемы данной дисциплины рассматриваются в контексте других изучаемых дисциплин и предваряют дисциплины общепрофессионального и специального цикла.

2.3. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной:

– Философия

– Современная мировая философия

– Логика, риторика и теория аргументации

– Семиотика и лингвистика

– История культурологических концепций

– Этика и эстетика

– История отечественной культуры и философское россиеведение

– Утопия в истории культуры

– Проблема времени в культуре

– Социальная и культурная антропология

– Феноменология культуры

III. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВО и ОП ВО по данному направлению подготовки (специальности): (указывается шифр и формулировка компетенций).

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине,

соотнесенных c планируемыми результатами освоения образовательной программы:

Шифр и формулировка компетенций (результаты освоения ОП) Элементы компетенций, формируемые дисциплиной
Общекультурные компетенции (ОК)
ОК-1 способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции Знания: главных философских категорий и концептов
Умения:видеть проблематику, содержащуюся в главных философских течениях и направлениях на Западе от античности до 20 века, в качестве базового смыслообразующего компонента, применительно к духовной и интеллектуальной культуре человечества
Навыки:умение аргументировано и ясно излагать собственную позицию по вопросам, относящимся к философской тематике
Общепрофессиональные компетенции (ОПК)
ОПК-4 способность к самостоятельному поиску, обработке, анализу и оценке профессиональной информации, приобретению новых знаний, используя современные образовательные и информационные технологии Знания: содержания главных философских течений и направлений на Западе от античности до 20 века
Умения:работать с библиографией, требуемой к курсу, используя также различные современные технологии работы с информацией
Навыки:написания текстов статей, презентаций, подготовки доклада, выступления
Профессиональные компетенции (ПК)
ПК-3 способность осуществлять научные коммуникации в профессиональной сфере Знания: различных комментаторских традиции, историко-философской специализированной литературы
Умения:анализировать философский текст
Навыки:реализация научной коммуникации во всех ее видах
Специальные профессиональные компетенции (СПК) (Указываются (при необходимости) с учетом направленности программы)
СПК-n (формулировка компетенции) Знания:
Умения:
Навыки:

IV. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц, 216 часов,

в том числе _______ зачетных единиц, 36 часов на экзамен (при наличии)

Содержание учебного материала

Раздел 1. Античная философия: Развитие философии в Ионии. Философские взгляды Фалеса, Анаксагора, Анаксимена. Понятие субстанции. Отличительные особенности философских воззрений от мифологических представлений. Левкипп - основатель атомистического материализма. Демокрит. Механистический и материалистический характер учения об атомах и пустоте. Гносеологические позиции Демокрита, психология Демокрита. Теория происхождения человека и его культуры. Этика. Путешествия Пифагора, организация пифагорейского союза. Связь пифагореизма с орфизмом. Занятия математикой. Учение о числе и гармонии космоса. Мистическое и рациональное в раннем пифагореизме. Особенности философского мышления Гераклита, основные "смыслообразы". Учение об огне как о генетическом и субстанциональном начале космоса. Космическая мера и мировая гармония. Дике - символ космического порядка. Объективный логос как структура мира. Гилозоизм Гераклита и его воззрения на душу человека. Постановка проблемы "Человек" в философии софистов и Сократа. Метод Сократа. Самопознание и этический рационализм Сократа. Диалектика Сократа (определение, индукция, ирония). Сократические школы. Платон - основатель развитой системы объективного идеализма. "Теория идей". Соотношение идей и вещей. Идеи и разум человека. Эволюция теории идей. Учение о мировой целесообразности. Физика Платона. Учение о космосе, материи и мировой душе. Антропология и этика Платона. Учение о государстве. Гносеология Платона. Теория припоминания. Взгляды Платона на религию и искусство. Диалектика Платона в диалогах. Аристотель как "самая универсальная голова" древности. "Метафизика" Аристотеля. Предмет "первой философии". Решение вопроса о соотношении общего и единичного. Форма как единство трех противоположных материи причин. Имманентный телеологизм Аристотеля. Понятие бога. Платон и Аристотель. Учение о категориях. Физика Аристотеля. Учение о бесконечности, времени и месте. Первоматерия. Космология. Биологические воззрения Аристотеля. Психология. Учение о познании. Четыре вида знания. Этическое учение. Учение о добродетели и справедливости. Учение о государстве. Перипатетическая школа. Атомистическая натурфилософия Эпикура. Эпикурейская этика. Плотин. Систематизация идей Платона. Главные ипостаси идеального бытия. Процесс эманации как умножение и деградация бытия. Учение об очищении души. Умозрительное истолкование знания. Мистицизм Плотина. Аскетические мотивы в этических воззрениях неоплатоников. Борьба неоплатоников с христианством. Прокл - систематизатор учения неоплатонизма, учение о триаде.

Раздел 2. Средневековая философия и философия эпохи Возрождения: Средневековье: понятие, хронологические рамки, специфика культуры. Основные религиозно – философские течения поздней античности. Гностицизм и история его развития. Манихейство. Основные особенности христианства. Христианский монотеизм. Учение о троичности лиц в едином существе Бога. Вопрос о роли и месте античной философии. Проблема соотношения веры и разума. Апологетика и патристика – основные этапы формирования средневековой философии. Греко-язычная и латино-язычная апологетика. Иреней Лионский, Ориген, Климент Александрийский. Тертуллиан. Филон Александрийский как предшественник патристического интеллектуализма: греческая мудрость как вторичному отражению разума Бога, Логос, отрицательное Богопознание. Восточные отцы церкви (греческая патристика): Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский. Латинские отцы церкви: Марий Викторин, Августин Блаженный. Вера и разум в учении Августина. Дионисий Ареопагит: пути Богопознания, учение о «благе», «свете», «красоте» и «экстазе», о небесной и земной иерархии. Северин Боэций – основоположник схоластики. Рационализм П. Абеляра. Ансельм: доказательства бытия Бога. Неоплатонизм христианской философской системы Иоанна Скота Эриугены. Схоластика и мистика: роль разума в Богопознании. Мистицизм М. Экхарта. Р. Бэкон и С. Брабантский. Учение У. Оккама. Аверроэс: учение о двух истинах. Альберт Великий: синтез философии и веры. Номинализм и реализм. Д. Скот: универсалии как результат душевного акта. Ф. Аквинский: универсалии, соотношение философии и религии, доказательства бытия Бога. Н. Кузанский: проблема единого и многого, Абсолюта и тождества. М. Монтень: «Опыты» против схоластики, чувственные данные и природа. Пантеизм Д. Бруно: учение о Начале всего, душа вселенной.

Раздел 3. Философия Нового Времени:Ф. Бэкон: сущность научного познания. Чистый разум как условие эффективности познания. Требования к всестороннему познанию. Индукция и знание. Учение о силлогизме. Индукция и ее принцип. Учение о «призраках». Путь «пчелы». Явления и форма явлений. Р. Декарт: Предмет философии. О методе познания. «Правила для руководства ума». Рационализм Декарта: интуиция и дедукция. Метафизика и процедура «радикального сомнения». Идея Бога. Мыслящая и протяженная субстанции. Т. Гоббс: учение о познавательных способностях и методология. Цель и предмет философии. Теория познания и стадии познания. Язык человека. Учение о человеке и государстве. Б. Спиноза: Бог, субстанция, существующее. Атрибуты Бога. Модусы субстанции. Воля, разум, аффекты. Сущность человека. Д. Локк: границы человеческого познания. Гносеология Локка. Рефлексия и сенсуализм. Учение о «врожденных идеях». Идеи и материя. Первичные и вторичные качества. Понятия. Истина. Социальное учение. Г. Лейбниц: учение о монадах. Перцепция. Материя и «союз души и тела». Д. Беркли: ощущения, идеи, дух. Чувственные вещи. Абстрагирование, протяжение и движение. Дух, ум и воля. Д. Юм: познавательный опыт. Ассоциация идей и причинность. Субстанция и идеи. Философия эпохи Просвещения: Д. Дидро: материя и тело. Атом и молекула. П.А. Гольбах: «Система природы». Ж. Ламетри: человек, природа, физическое тело. К. Гельвеций: у, физическая чувствительность, память. Слово, интерес. Счастье и закон. Ш. Монтескье: политическая добродетель и закон. Три образа правления. Демократия. Ф.М. Вольтер: деизм.

Раздел 4. Философия немецкого идеализма: Специфика и уникальность данной философской формации. Хронологические рамки, персоналии. Философская проблематика субъекта и объекта как критерий образования понятия «Немецкая классическая философия». Исследование природы философского знания как одна из центральных проблем философии данного периода. «Докритический» этап философии И. Канта. Космология Канта: силы, развитие материи. Кант о способности внутреннего чувства у человека. «Критический» этап философии Канта: условия научности метафизики, постановка Юмом проблемы априорной мыслимости, различие между синтетическими и аналитическими суждениями; постановка проблемы возможности метафизики, новый класс суждений, замысел «Критики чистого разума», сущность трансцендентального исследования познавательной способности человека. Содержание понятий «априорный», «трансцендентальный», «синтетический». Структура книги «Критика чистого разума». Форма и содержание акта созерцания. Пространство и время как формы созерцания, как чувственные начала познания. Вещь в себе и явление. Понятие трансцендентальной логики. Суждение как результат подведения созерцания под соответствующее понятие. Таблица суждений. Логическая форма суждения. Категории: «чистота», «априоризм», второе начало познания, условие опыта. Дедукция категорий: наличный и возможный опыт. Единство апперцепций, сила продуктивного воображения, привнесение характеристик предметности в многообразие созерцаний. Опыт, разум, природа. Различие «феноменов» и «ноуменов». Схемы временности и время как форма внутреннего восприятия. Разум как формальный принцип функционирования рассудка. Идеи как чистые понятия разума, неизбежность иллюзии. Анализ попыток опредмечивания идей, их выражения в наличном опыте. Критика рациональной космологии и учение об антиномичности разума. Кант о доказательстве бытия Бога. Природа философского знания, история философии. Негативный характер идей в «Критике чистого разума», «учение о методе» как переход к «Критике практического разума». Понятие «практической» способности разума. Значимость «идей» в «практическом» разуме, свобода разума. Нравственный закон как второй априорный принцип, понятие практического разума. Формулы «нравственного закона». Различие «моральных» и «легальных» поступков, «гетерономная» и «автономная» мораль, ценность самозаконности разума. «Благо» в «практическом» разуме. Учение о «методе практического разума»: разумный закон, моральный интерес, учение о методах воспитания, переход к понятию «цели». Критика способности суждения» как соединение двух предыдущих «критик». Суждения с понятием «цели». Третий априорный принцип. Эстетическая способность суждения. Аналитика понятий «прекрасное» и «возвышенное». Два вида «возвышенного». Подлинная эстетическая оценка, художественное творчество, гений. Диалектика эстетических понятий. Телеологическая способность суждения. Логическое применение понятия «цель». Органические и неорганические системы. Дискурсивное мышление, телеологическое мышление. Целесообразность и нравственный образ жизни. Творческая эволюция И.Г. Фихте: «первое» и «второе» «наукоучение». Цели и задачи «наукоучения». «Первое» наукоучение»: самоопределяющееся «Я» (чистое сознание) как начало учения. Три «безусловных основоположения» «наукоучения». «Основоположение тождества»: акт самосознания, действие «Я». «Основоположение различия»: саморазличение «Я» от «Не Я». «Основоположение ограничения»: две ситуации бесконечного взаимоопределения «Я» и «Не Я». «Я» «абсолютное». Учение о созерцании. Влияние философии Канта на «наукоучение», теоретическая и практическая части «наукоучения», интерпретация «вещи в себе». Две ситуации бесконечного взаимоопределения «Я» и «Не Я». «Я» «абсолютное». «Второе» «наукоучение»: «Я» «абсолютное» как абсолютное бытие. Догматизм, идеализм, реализм. Фихте о соотношении духа и тела. «Ранний» Фихте о религии: христианство и философия. Откровение в пределах нравственного закона. «Поздний» Фихте о религии: Бог как абсолютное бытие. Творческая эволюция Ф.В.И. Шеллинга: натурфилософия, философия абсолютного тождества, философия откровения. Романтизм философии Шеллинга. Материя как совокупность атрибутов Абсолюта, как единство конечного и бесконечного. Единство как реальность Абсолюта. Природа как развивающееся целое. Задачи и принцип «трансцендентальной» философии. Абсолютное тождество «субъекта» и «объекта». Знание и бытие. Сознание и самосознание. Философия истории: свобода и необходимость, правовые отношения, периоды истории. Художественная интуиция как основа философии. Искусство как «документ» и «орган» философии. Гениальность как двустороннее сочетание «субъекта» и «объекта». Философия откровения. Свобода и судьба. Мифология. Саморазличение Абсолюта. Этапы творчества Г.В.Ф. Гегеля. Онтологизм, реализм и креационизм как главные черты его философии. Действительное содержание философского понятия «диалектика» Гегеля. «Феноменология духа» как введение в систему «зрелого» Гегеля. Структура книги «Феноменология духа». Гегель и романтизм: принципиальное расхождение в понимании природы философии, в понимании процесса постижения Абсолюта. Жизнь сознания, ступени его восхождения. Саморазвитие Истины или Абсолюта. Саморазвитие Истины как саморефлексия. «Лекции по истории философии»: история философии как история самопостижения истины. Тождество философии и истории философии, предмет философии. Восхождение от абстрактного к конкретному как закон логического и исторического развития философии. «Энциклопедия философских наук»: философия и логика, понятие и его движение. Объективность мысли, принцип совпадения логического и метафизического. Три отношения мысли к объективности. Три момента логического как три момента реального, как выражение природы Абсолюта. Неискаженное представление о «диалектическом» моменте. «Спекулятивное». Учение о бытии: «нечто» и «ничто» как первые абстракции, скачкообразное становление бытия как результат взаимоопределения первых абстракций: качество, количество, мера. Учение о сущности: рефлексия как самосвечение понятия, рефлексия как отличительный момент учения о сущности от учения о понятии. Тождество и различие как рефлектированные моменты отношения сущности с самой собой. Тождество и различие как внутренняя сторона «нечто» и «ничто». Существование как внешность сущности, явление и действительность. Учение о понятии: «самовоплощение» понятия, суждение, умозаключение, идея. «Философия природы»: «природа» - инобытие идеи. Идеальная сущность природы: природа как процесс становления Духа, аналогия внутренней логики развития «философии природы» с «наукой логики». Механика: механическое собрание «элементов». Предметы, пространство и время, материя, сила и ее центр, система тел. Абстракция. Физика: природная индивидуальность. Свет, небесные тела и стихии, метеорологический процесс. Магнетизм, электричество, химический процесс. Индивидуализация предметов природы. Органика: живая индивидуальность. Геологическая порода, растительный организм и животный организм как высшая ступень инобытия Идеи. Стремление индивида к всеобщему, переход к «философии духа». Место «Философии духа» в «Энциклопедии философских наук». Процесс самопознания духа. Критика «пневматологии» и психологии эмпирической. Три стадии самопознания Духа. Учение о «субъективном духе»: антропология Гегеля, новое появление «Феноменологии духа», спекулятивная психология. Учение об «объективном духе»: «действительно осуществленное» как «инобытие» духа. Государство, «абсолютное право», «всемирная история». Религиозность и нравственность. Учение об «абсолютном духе»: искусство, религия и философия - формы самопознания духа. Формы искусства, исчерпание искусства. Религия. Содержание и форма христианства. Отличие философии от других форм. Философия как высшая форма самопознания духа. Понятие «тотальность». Философия Гегеля как описание реальности и как момент становления реальности. Последователи и критики философии Гегеля.

Раздел 5. Неклассическая философия 19 века:Творческая эволюция А. Шопенгауэра. Отношение Шопенгауэра к философии Гегеля. Шопенгауэр об объекте и субъекте. Мир как представление и мир как воля. Учение Шопенгауэра о воле. Мировая воля и воля индивидуальная. Тело как явление воли. Воля и интеллект. Иерархия ступеней объективации воли. «Идеи». Постижение идей (искусство, философия). Связь морального учения Шопенгауэра с его метафизическими взглядами. Жизнь как страдание. «Мотив» и «характер», врожденные типы характера. Действительная природа моральности, моральный поступок. Творческая эволюция О. Конта. Представление о философии, задача «позитивной» философии, «позитивное». Современная наука как форма позитивного знания. Универсальный закон трех стадий интеллектуального развития, его истоки. Метафизичное и позитивное. «Условия торжества позитивной школы». Историческое развитие наук и зависимость одной науки от другой. Естественная неорганическая и органическая философия. Социальная философия: закона трех стадий, социальная динамика. Позитивное понимание этики: инстинкт к совместному проживанию, формирование представления о нравственном. Религия человечества. Д.С. Милль: классификация наук, значение социологии, свобода индивида. «Система логики»: первоначальные и выводимые истины. Логика как учение об обоснованности истин. Логика и психология, принцип ассоциативного мышления. Различие ощущения и его причины, предмета и мысли о нем. Различие тела и его качеств, духа и его содержания. «Дух» как ряд «сознательных состояний». Принцип единообразия природы, «тродукция». Законы природы: единственное сходство, единственное различие, сходство и различие, закон сопутствующих изменений, закон остающейся части причины. Науки о духе и науки о природе. Утилитаризм в этике: развитие нравственных понятий. Новая этика, взаимодействие личного и общественного. Философия как объединенное знание, основания философского знания. Закон непрерывного распределения материи и движения (закон постоянства силы). Эволюция: концентрация и рассеивание материи и движения, переход от однородности к разнородности, общее состояние равновесия. Уровни действия закона эволюции. Общество как живой организм. Религия, философия и наука. Непознаваемость Абсолюта. Социальная эволюция: социальные институты, состояния общества, мораль. С. Кьеркегор. Критика философии Гегеля: существование и сущность, действительность и понятие, противоречие и жизнь. Действительные задачи философии. «Повторение»: повторение и воспоминание. Счастье. Жизнь как повторение. Обретение целостного Я. «Гармоническое развитие в человеческой личности эстетических и этических начал»: Я и выбор. Эстетический тип существования: физическая непосредственность, наслаждение жизнью. Скука, отчаяние. Этический тип существования: выбор, долг, всеобщие нормы. «Стадии жизненного пути»: переход к религиозному типу существования. Вера в невозможное. Свобода человека. Различие этапов творчества Ф. Ницше. «Рождение трагедии из духа музыки»: «Аполлоновское» и «Дионисийское» начало в греческой культуре, пересмотр традиционного отношения к греческой культуре. «Проблема Сократа». Влияние учения о «воле» Шопенгауэра на формирование философии Ницше. Учение о познании и о действительности, представление о жизни, «миф о вечном возвращении». Воля и интеллект. Критика научного познания. «Так говорил Заратустра»: два типа поведения, «аморализм» философии Ницше и ее моральные ценности, критика догматизма в этических взглядах. Жизнь и поступок. «По ту сторону добра и зла»: анализ и критика европейского философствования и христианской морали. Философские истины и природа философии. Метафорическое и образное мышление, досократическая философия. Понятие «аристократичного», учение о сверхчеловеке. Основная задача философии будущего. «Антихрист»: Ницше о любви к человечеству. Преемственность тематик философии Ницше, поэтапное формирование идеи критики современной западной культуры и традиционных ценностей. Отражение идей Ницше в других философских учениях 19-20 вв. Ч.С. Пирс: прагматическая установка, представление о реальности. Научный метод и прагматические цели. Путь ученого и путь философа. Научное воображение, наука и поведение человека. Теоретические науки и наука практическая. Задачи философии, разделы философии, независимая объективная истина. «Феноменология» Пирса: описание «знака» и производимого им действия. Совокупность знаков. «Фанерон» как знак. «Фанерон» как объект наблюдения. «Фанерон» как содержание сознания. «Категории» как общие черты «фанерона». «Качество», «отношение», «репрезентация». Классификация знаков: типы триадических отношений, основание логики научного исследования. Феноменологическая установка «фанероскопии» Пирса: выход к «самим вещам». Движение к реальности как процесс порождения знаков. «Знакопорождение» и человеческий опыт. Прагматизм в семиотике: отношение субъекта к знаковой системе. Творческая эволюция У. Джемса. Теория эмоций. Радикальный эмпиризм. Джемс о сознании. Прагматизм как метод улаживания философских споров. Монизм и плюрализм, рационализм и эмпиризм. Джемс об истине. Природа философского постижения бытия, мир как «целое» и мир как «части». Многообразие мира, мир как бесконечное появление «нового». Джемс о вселенной с плюралистической точки зрения. Учение Джемса о многообразии религиозноо опыта. Прагматическое отношение к религии. Творческая эволюция В. Дильтея. Дильтей об общих задачах философии. Проблема основания общего убеждения в существовании внешнего мира. Понятие «жизнь». Отличие «наук о духе» от «наук о природе». Идея описательной психологии как фундамента наук о духе. Дильтей о характере исторического познания. Критика исторического разума: связность духовного мира, его структура и раскрытие. Принципы гуманитарно-научного постижения. Понимание, переживание. Категории формальные и реальные. Время, настоящее, наблюдение жизненного процесса. Акты мысли. Категории жизни. Герменевтика. Понятие «мировоззрение». «Мировоззрение» и «жизнь». Типы мировоззрений. Философия как учение о мировоззрениях. Возможные подходы к определению сущности философии. «Творческая эволюция» А. Бергсона: «жизненный порыв» как основа всего сущего, как причина «эволюции». Эволюция как непрерывная скачкообразная деятельность. Сопряженность проблемы жизни и проблемы познания. Эволюция и организм. «Инстинкт» - прямое выражение «жизненного порыва». «Интеллект» как дополнение «инстинкта». Взаимововлечение «интеллекта» и «инстинкта». Время и жизнь. Жизнь – неулавливаемая интеллектом длительность. «Длительность» и сознание, «поток сознания». Переживание «длительности». Кинематографичность понятий «интеллекта». Геометричность, рассудочность интеллекта. «Интуиция» как способность ухватывать «длительность», проникать в сущность предмета. Творчество. Открытое общество, религия и мораль. «Второй позитивизм». Э. Мах. Представление о науке. Принцип экономии мышления. Учение об элементах мира. Роль памяти в организации временной непрерывности опыта. Р. Авенариус: общий закон экономии. Понятие «опыт», координация индивида и его окружения, жизнь. Жизненный максимум сохранения. Принцип наименьшей меры силы, учение об элементах мира. Гипотеза о тождестве внутреннего мира людей, интроекция. Отказ от представления о единой мыслящей субстанции. Познавательный процесс, предпосылочность знания, соотношение представления и понятия.

4.4. Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение:

Раздел 1. Античная философия:

1. Когда зародилась античная философия?

2. Какие философские проблемы были поставлены первыми?

3. Что такое космос?

4. Первооснова всего сущего в философии Древней Греции.

5. Что такое античная диалектика?

6. Чему учили софисты?

7. Что такое майевтика?

8. Почему Платона считают основателем «объективного идеализма»?

9. Телеология в античной философии периода высокой классики.

10. Демиург в «Тиме» Платона.

11. Платон и пифагорейцы.

12. Отношение Аристотеля к «теории идей» Платона.

13. Физика стоиков.

14. Эпикуреизм: идеальное душевное состояние.

15. Истина у скептиков.

16. Плотин о пути слияния с Единым.

Раздел 2. Средневековая философия и философия эпохи Возрождения:

  1. Что такое катафатическое Богопознание и с чего оно начинается?
  2. Что такое апофатическое Богопознание и с чего оно начинается?
  3. Фома Аквинский: теология и наука.
  4. Как Николай Кузанский объясняет становление множества вещей из Божественного единства?
  5. Как Д. Бруно объясняет возникновение Вселенной и происхождение всех вещей?

Раздел 3. Философия Нового Времени:

1. Ф. Бэкон: пути утверждения нового типа знаний.

2. Что есть материя для Р. Декарта?

3. Т. Гоббс: возражение Декарту по вопросу о соотношении материи и духа.

4. Б. Спиноза: почему в основании этики должна быть метафизика?

5. «гносеологический материализм» Д. Локка.

6. Г. Лейбниц: критика картезианского понимания субстанции.

7. Г. Лейбниц: причины обращение к субстанциональным формам Аристотеля и формирование идеи субстанциональных единиц.

8. Д. Беркли: критика понятия «материальной субстанции».

9. Д. Юм: проблема абстрактных идей.

Раздел 4. Философия немецкого идеализма:

1. Принципы практического разума у И. Канта.

2. И. Кант о вере.

3. И. Кант о религии.

4. И. Кант: эстетическая способность суждения.

5. И. Кант: два вида «возвышенного» и его переживание.

6. И. Кант: телеологическая способность суждения.

7. «Пространство» и «время» в «Философии природы» Г. Гегеля.

8. Г. Гегель: индивидуализация предметов природы.

9. Г. Гегель: «род» и «индивидуум» как переходный момент от «Философии природы» к «Философии духа».

10. Соотношение человека и Духа в «Философии духа» Гегеля.

11. Г. Гегель: Дух как «мир объективного содержания мышления».

12. Спекулятивная философия и самопостижение Абсолюта в философии Г. Гегеля.

Раздел 5. Неклассическая философия 19 века:

  1. Л. Фейербах о сущности религии.
  2. Л. Фейербах: критика идеализма с антропологической точки зрения.
  3. Л. Фейербах: определяющая роль чувственности в человеческом восприятии.
  4. Л. Фейербах о целостности человека.
  5. Л. Фейербах: коммуникативный характер человеческого созерцания.
  6. Марбургская школа неокантианства: интерпретация кантовской вещи-в-себе.
  7. Требования трансцендентального метода марбургской школы неокантианства.
  8. Г. Риккерт о субъекте и трансцендентальном долженствовании.
  9. Баденская школа неокантианства: действительность, ценность, смысл.
  10. Индивидуализирующий метод в науках о культуре баденской школы.
  11. Э. Кассирер: проблема человека.
  12. Философия культуры Э. Кассирера.

V. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Для реализации целей освоения дисциплины используются следующие формы организации учебного процесса:

Метод проблемного изложения (постановка проблемы, формулирование познавательной задачи, раскрытие системы доказательств, сравнение точек зрения, различных подходов);

Метод проектов («развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления»);

В качестве основных форм самостоятельной работы бакалавров предполагается подготовка к докладу на семинарском занятии, к коллоквиуму и самостоятельной работе.

VII. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

7.1. Основная литература.

  1. Антология античной философии. – М., 2001.
  2. Антология кинизма. Фрагменты сочинений кинических мыслителей. – М., 1984.
  3. Антология мировой философии в четырех томах. – М., 1969-1972.

4. Аристотель. Сочинения. В 4-х т. – М.: Мысль, 1975-1983.

  1. Аристотель. Афинская полития. Государственное устройство афинян. – М.: Флинта, МПСИ, 2007.
  2. Бергсон А. Творческая эволюция. – М., 2001.
  3. Боэций С. «Утешение философией» и другие трактаты. М.: Наука, 1990.
  4. Бэкон Ф. Сочинения. В 2 т. – М.: Мысль, 1977-1978.
  5. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии: В 3 кн. - СПб.: Наука, 2001.
  6. Гегель Г.В.Ф. Система наук. Ч 1. Феноменология духа. – СПб., 2002.
  7. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: В 3 т. – М.: Мысль, 1974-1977.
  8. Гераклит Эфесский. Все наследие/С.Н. Муравьев – М.: ООО Ад Маргинем Пресс, 2012.
  9. Гностики. – Киев, 1997.
  10. Декарт Р. Сочинения в 2 т. М.: Мысль, 1989-1994.
  11. Джемс У. Введение в философию // Джемс У. Введение в философию. Рассел Б. Проблемы философии. – М., 2000.
  12. Дильтей В. Описательная психология. – СПб., 1996.
  13. Дильтей В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах // Культурология. ХХ век. Антология. – М., 1995.
  14. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.: ЁЁ-Медиа, 2012.
  15. Древнеримские мыслители. Свидетельства. Тексты. Фрагменты. – Киев, 1958.
  16. Кант И. Критика способности суждения. – М., 1994. – 367с. – ISBN 5-210-02324-9.
  17. Кант И. Критика чистого разума. – М.: Наука, 1999.
  18. Кант И. Лекции по этике. – М.: Республика, 2005.
  19. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться в смысле науки; Религия в пределах только разума; Логика: пособие к лекциям. – СПб., 1996.
  20. Конт О. Дух позитивной философии. – М.: Либроком, 2012.
  21. Ксенофонт. Сократические сочинения. Киропедия. – М., 2003.
  22. Кьеркегор С. Или – или. Фрагмент из жизни. – М.: Академический проект, 2014.
  23. Марк Аврелий. Наедине с собой. Размышления. – М., 1914.
  24. Мах Э.Анализ ощущений и отношение физического к психическому. – М., 2005.

29. Милль Д.С. Огюст Конт и позитивизм. - М.: «Издательство ЛКИ», 2007.

  1. Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. – М.: Мысль, 1990.

31. Лурье С. Я. Демокрит. – Л., 1970.

32. Пирс Ч. Начала прагматизма. – СПб., 2000.

  1. Платон. Собрание сочинений в четырех томах. – М, 1990-1994.
  2. Плотин. Избранные трактаты в 2-х томах. – М., 1994.
  3. Плотин. Сочинения. – С.-Пб., 1995.
  4. Плотин. Третья эннеада. – С.-Пб., 2004.
  5. Плотин. Эннеады. – Киев, 1995.
  6. Прокл. Комментарии к «Тимею». Книга 1/С.В. Месяц. – М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2012.
  7. Прокл. Платоновская теология. – С.-Пб., 2001.
  8. Пуанкаре А. Наука и гипотеза. – М., 2010.
  9. Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. – М., 1990.
  10. Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. – М.: «Республика», 1995.
  11. Секст Эмпирик. Сочинения в двух томах. – М., 1976.
  12. Спенсер Г. Основные начала. – М.: ЁЁ Медиа, 2012.
  13. Фихте И.Г. Сочинения. – СПб.: Наука, 2008.
  14. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. – М., 1989.
  15. Фрагменты ранних стоиков. Том 3. Часть 2. Ученики и приемники Хрисиппа/А.А. Столяров. – М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2010.
  16. Шеллинг Ф.В.И. Сочинения: В 2 т. - М.: Мысль, 1987-1989.
  17. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Т II. – М., 1993.
  18. Шопенгауэр А. О четверояком корне…Мир как воля и представление. Т. I. Критика кантовской философии. – М., 1993.

7.2. Дополнительная литература.

  1. Адо И. Свободные искусства и философия в античной мысли. – М.: «Греко–латинский кабинет» Ю.А. Шичалина, 2002.
  2. Адо П. Что такое античная философия? – М.: «Издательство гуманитарной литературы», 1999.
  3. Алексеев П.В. История философии: учебник. – М.: Проспект, 2015.
  4. Аль–Фараби. Об общности взглядов двух философов – божественного Платона и Аристотеля// Аль–Фараби. Философские трактаты. – Алма–Ата: «Наука», 1970.
  5. Античная философия в интерпретации буржуазных философов. – М.: ИФАН, 1981.
  6. Арним Г. История античной философии. – М.: Изд-во ЛКИ, 2007.
  7. Асмус В.Ф. Античная философия. – М.: Высшая школа, 2003.
  8. Асмус В.Ф. Иммануил Кант// Асмус В.Ф. Собрание сочинений. Т. 4. – М.: Ленанд, 2015.
  9. Басов Р.А. История древнегреческой философии от Фалеса до Аристотеля. – М.: «Издательский Дом «летопись XXI», 2002.
  10. Бессонов Б.И. История философии. Учебное пособие для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2014.
  11. Бибихин В.В. История современной философии. – СПб.: «Владимир Даль», 2014.
  12. Блауберг И.И. Анри Бергсон. – М., 2003.

13. Богомолов А. С. Античная философия. – М., 2006.

14. Бородай Ю. «Воображение и теория познания». Критический очерк кантовского учения о продуктивной способности воображения. - М., 1966.

  1. Брамбо Р. Философы Древней Греции. – М.: «Центрполиграф», 2002.
  2. Брэдшоу Д. Аристотель на востоке и на западе. Метафизика и разделение христианского мира. – М.: Языки славянских культур, 2012.
  3. Васильев В.В., Кротов А.А., Бугай Д.В. История философии. От философии Древнего Востока до философ

Наши рекомендации