Понятие и общая характеристика государственного управления
Содержание
1. Земельное право: понятие, предмет и метод правового регулирования 5
2. Система земельного права. Земельное право как отрасль науки
и как учебная дисциплина 5
3. История земельного права 5
4. Принципы земельного законодательства 7
5. Разграничение норм земельного, гражданского и иных отраслей права 7
6. Правовое регулирование земельных отношений в зарубежных странах 7
7. Земельная реформа и ее правовое обеспечение 9
8. Понятие и виды земельных правоотношений 9
9. Возникновение, изменение и прекращение земельных правоотношений 9
10. Земельно-правовые нормы: понятие, виды, особенности 11
11. Источники земельного права: понятие и общая характеристика 11
12. Конституционные основы земельного права России 11
13. Земельный кодекс РФ и другие федеральные законы как источники земельного права 13
14. Подзаконные нормативные акты как источники земельного права 13
15. Нормативные правовые акты субъектов Федерации
и органов местного самоуправления как источники земельного права 13
16. Понятие и общая характеристика права собственности на землю в РФ 15
17. Формы права земельной собственности и ее субъекты 15
18. Государственная собственность на землю в РФ: понятие, виды,
объекты, субъекты, содержание 15
19. Муниципальная собственность на землю: понятие, объекты,
содержание, основание возникновения 17
20. Понятие и содержание права частной собственности на землю 17
21. Виды вещных прав на земельные участки 17
22. Право пожизненного наследуемого владения
земельным участком 19
23. Право постоянного бессрочного пользования земельным участком 19
24. Аренда земельных участков 19
25. Безвозмездное срочное пользование земельным участком 21
26. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут).
Виды сервитута 21
27. Основания возникновения прав на земельные участки 21
28. Приватизация земельных участков 23
29. Сделки с земельными участками. Оборот земельных участков 23
30. Документы о правах на земельные участки 23
31. Правовое регулирование земельных торгов 25
32. Купля-продажа земельных участков 25
33. Ипотека (залог) земельных участков 25
34. Особенности совершения сделок с земельными участками,
являющимися общей собственностью 27
35. Наследование земельных участков 27
36. Ограничения прав на земельные участки 27
37. Прекращения прав на земельные участки.
Изъятия земельных участков 29
38. Порядок изъятия и предоставления земельных участков
для государственных и муниципальных нужд 29
39. Возмещение убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям
и арендаторам при изъятии земель для государственных и муниципальных нужд 29
40. Возмещение потерь сельскохозяйственного производства
и потерь лесного хозяйства 31
41. Права и обязанности собственников земель, землевладельцев,
землепользователей и арендаторов 31
42. Состав земель РФ. Перевод земель из одной категории в другую 31
Понятие и общая характеристика государственного управления
Использованием и охраной земель 33
Полномочия РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления
По регулированию земельных отношений 33
Органы, осуществляющие государственное управление использованием
И охраной земель, и их компетенция 33
Основные функции государственного управления использованием и охраной земель 35
Землеустройство. Виды землеустройства 35
Землеустроительный процесс 35
49. Государственный учет земель ..., 37
50. Понятие и общая характеристика государственного земельного кадастра .....37
51. Содержание государственного земельного кадастра ....37
Порядок ведения государственного земельного кадастра 39
53. Понятие, задачи и виды мониторинга земель ............39
54. Понятие, задачи и содержание охраны земель ....39
55. Экономическое стимулирование охраны и рационального использования земель .............41
Контроль за использованием и охраной земель .41
Государственный контроль за использованием и охраной земель 41
Права должностных лиц, осуществляющих государственный контроль 43
Правовые формы контроля за использованием и охраной земель 43
Муниципальный и общественный контроль 43
Понятие, общая характеристика и порядок разрешения земельных споров 45
Защита и гарантии прав собственности, землевладения, землепользования 45
63. Ответственность за нарушение земельного законодательства: общие положения 45
Виды земельных правонарушений 47
Виды ответственности 47
Дисциплинарная ответственность за нарушения земельного законодательства 49
Земельный налог 53
Нормативная цена земли 53
Оценка земли 55
ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И МЕТОД
ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Земельное право- это совокупность правовых
норм, регулирующих общественные отношения, скла-
дывающиеся по поводу рационального использования
и охраны земли как национального богатства России.
Земля включает всю территорию, на которой Рос-
сийское государство вправе устанавливать свой зе-
мельный порядок - поверхностный слой земной коры
в пределах территории ее субъектов, внутренних вод
и территориального моря.
Основа земельного права - нормы гражданского
права, а также нормы административного и экологи-
ческого права.
Земельное право - самостоятельная отрасль си-
стемы российского законодательства. Она имеет:
1) собственный предмет правового регулирования;
2) собственные, специфические методы регулирова-
ния общественных отношений.
Предмет земельного права - это обществен-
ные отношения, возникающие в связи с распределе-
нием, использованием и охраной земель, т. е. земель-
ные правоотношения.
Земельные правоотношения - это общественные
отношения/которые складываются между органами
влас!и, организациями и частными лицами по поводу
распределения, использования и охраны земель и ко-
торые регулируются нормами земельного права.
Метод правового регулирования - способ воз-
действия юридических норм на общественные отно-
шения. Методы правового регулирования:
1) свойственны только государству в лице его органов;
2) касаются только юридических норм;
3) обеспечиваются государственным принуждением.
СИСТЕМА ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА.
И КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Система земельного права- совокупность право-
вых институтов, каждый из которых состоит из группы
юридических норм, регулирующих однородные земель-
ные отношения, обладающие известным единством.
Земельное право как отрасль, имеющая свою си-
стему, включает:
1) общую часть, содержащую отправные, общие по-
ложения, принципы, действие которых распростра-
няется на все либо большинство регулируемых зе-
мельным правом отношений, правовые;
2) особенную часть, охватывающую нормы, регулирую-
щие отдельные виды земельных отношений.
Правовыми институтами, составляющими общую
часть земельного права, являются:
1) институт права собственности на землю;
2) институт иных видов прав на землю;
3) институт управления в области землепользования;
4) институт землеустройства;
5) институт государственного земельного кадастра;
6) институт контроля за использованием земли;
7) институт правовой охраны земель;
8) институт юридической ответственности за наруше-
ние земельного законодательства.
Правовыми институтами особенной части являют-
ся: группы правовых норм, устанавливающих нали-
чие в государственном земельном фонде отдельных
категорий земель и их правовой режим.
Помимо земельного права как отрасли права, выде-
ляется земельное право как наука.
Как отрасль науки земельное право изучает общест-
венные процессы и проблемы,возникающие в связи
с регулированием земельных отношений.
Как научная отрасль земельное право призвано:
1) обеспечить повышение эффективности земельно-
правовых норм;
ИСТОРИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА
Государство во все времена стремилось закрепить
в правовых нормах определенные правила пользова-
ния землей, предусматривающие также санкции за их
нарушение. Начиная с того момента, когда появилась
собственность на землю и само государство как про-
дукт разложения родового общества в результате ее
появления, возникла потребность в регулировании
отношений между собственниками земли, землевла-
дельцами, государством и защите их прав вплоть до
применения к нарушителю мер ответственности как
разновидности государственного принуждения.
Основные земельные преобразования России на-
чались с реформы 1861 г., в результате проведения
которой произошли следующие изменения в земель-
но-правовом строе:
1) крестьяне вышли из крепостной зависимости;
2) крестьяне получали за определенные повинности
в постоянное пользование усадебные земли и зем-
ли, необходимые для их быта (при сохранении за
помещиком права собственности на землю;
3) крестьяне признавались субъектами права соб-
ственности на землю.
Следующая земельная реформа проводилась П. А. Сто-
лыпиным в 1906 г. Суть проводимой реформы - отмена
выкупных платежей за надельные земли и провозглаше-
ние для крестьян - членов общины права свободного
выхода из нее с закреплением в собственность участка
из мирского надела со всеми вытекающими отсюда юри-
дическими последствиями - правом продавать эту зем-
лю, сдавать ее в аренду и т. д.
Итоги проведения земельной реформы:
1) расслоение крестьянства;
2)дифференциация помещичьего и крестьянского
V землевладения.
Все это послужило причиной революционных пре-
образований земельных отношений,, последовавших
после Октябрьской революции и кардинальным обра-
зом изменивших земельно-правовой строй России.
В 1917 г. в России изменился способ хозяйствова-
ния или образования валового национального про-
дукта. Основные земельные преобразования после-
революционного периода сводились:
1 )к отмене частной собственности на землю;
2) к объявлению земли всенародным достоянием, кото-
рое впоследствии стало отождествляться с исключи-
тельной собственностью на землю государства;
3)к изъятию земли из гражданского оборота и вклю-
чению ее в чисто административный оборот.
Изменилась роль природы в историческом процес-
се. Охрана природы, и земли в частности, в первые
годы существования советской власти не рассмат-
ривалась как необходимая деятельность, и связано
это было прежде всего с достаточно низким культур-
ным уровнем как населения в целом, так и самих ор-
ганов власти и управления. Однако стремление че-
ловека к власти над землей противоестественно
сущности человека. Попытка властвовать над землей
ведет человека к агрессии, разрушению земли как
сущности бытия.
Поэтому земельное право, развиваясь, всегда че-
рез свои регулятивные нормы выражает интересы
общества в потреблении природных ресурсов, что
ведет в свою очередь к закреплению мероприятий
по рациональному использованию, охране от загряз-
нения земельных ресурсов, установлению составов
земельных правонарушений и видов ответственно-
сти, наступающих за их совершение. Право частной
собственности было предусмотрено впервые в 1990 г.
в ст. 12 Конституции РСФСР.
2) способствовать совершенствованию земельного
законодательства в целях организации более ра-
ционального использования и охраны земель.
Наука земельного права:
1) выявляет проблемы, противоречия, пробелы и тен-
денции в регулировании земельных отношений пра-
вовыми нормами;
2) высказывает меры по совершенствованию действую-
щего законодательства;
3) разрабатывает научные основы его классификации
и систематизации;
4} исследует закономерности развития действующего
российского законодательства;
5} исследует земельное законодательство досовет-
ского периода;
6) проводит сравнительный анализ правового регу-
лирования земельных отношений и выявление тен-
денций развития его в зарубежных странах.
Методы науки земельного права:
1}исторический;
2)сравнительно-правовой;
3) системный;
4)статистический;
5) конкретно-социологический и др.
Земельное право как учебная дисциплина - систе-
ма знаний, сведений и информации об основныхпо-
ложениях и содержании земельного права, излагае-
мых в целях подготовки профессиональных кадров.
Она может отличаться от системы отрасли земельно-
го права по объему излагаемых сведений исходя из
плановых учебных часов.
Учебная дисциплина рассматривает:
1) основные положения общей части земельного пра-
ва (предмет, метод, система земельного права,
понятие и особенности земельных правоотноше-
ний, история земельного права и его источники, ме-
тодологические и теоретические основы земель-
ного права в его становлении и развитии);
2)положения специальной части (законодательные
основы и особенности правового регулирования зе-
мельных отношений в зарубежных странах).
Методы земельногоправа - это способы и при-
емы воздействия на поведение людей, которые соот-
ветствуют характеру и природе земли как природного
достояния, жизненно необходимого всем гражданам.
В юридической литературе различают:
1) метод административно-правового, организаци-
онного воздействия посредством обязательных
к исполнению предписаний и запретов. Для ад-
министративно-правового метода регулирования
общественных отношений характерно проявление
«власти и подчинения»;
2) диспозитивный метод. Он определяет пределы по-
ведения участников земельных отношений, предо-
ставляет им возможности свободно и самостоятель-
но регулировать свои взаимоотношения в рамках
установленных пределов - метод дозволения.
Земельное право дает правомочие землепользова-
телю (или управомочивает) свободно действовать,
тогда как орган государственного управления обязан
воздерживаться от каких-либо решений, ограничиваю-
щих хозяйственную свободу землепользователя.
И если закон допускает административно-правовое
вмешательство во внутрихозяйственные дела земле-
пользователей, то это возможно лишь в строго ука-
занных в законе случаях: при угрозе порчи земли, при
непринятии мер по борьбе с сорной растительностью,
эрозией почв.
Таким образом, если в одних случаях допускается
метод администрирования, то в процессе внутрихо-
зяйственного использования земли - смешанный
метод, т. е. в основном свободное дозволение и в огра-
ниченныхзаконом случаях - администрирование.
В учебной литературе также выделяются разновид-
ности административно-правового и диспозитивного
методов.
ПРИНЦИПЫ ЗЕМЕЛЬНОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Земельному праву как самостоятельной отрасли
права присущи следующие принципы:
1) учет значения земли как основы жизни и деятель-
ности человека, согласно которому регулирование
отношений по использованию и охране земли осу-
ществляется исходя из представлений о земле как
о природном объекте, охраняемом в качестве важ-
нейшей составной части природы, природном ре-
сурсе, используемом в качестве средства произ-
водства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве
и основы осуществления хозяйственной и иной
деятельности на территории РФ, и одновременно
как о недвижимом имуществе, об объекте права
собственности и иных прав на землю;
2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента
окружающей среды и средства производства в сель-
ском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использо-
ванием земли в качестве недвижимого имущества;
3) приоритет охраны жизни и здоровья человека, со-
гласно которому при осуществлении деятельности
по использованию и охране земель должны быть
приняты такие решения и осуществлены такие виды
деятельности, которые позволили бы обеспечить
сохранение жизни человека или предотвратить не-
гативное (вредное) воздействие на здоровье че-
ловека;
4) участие граждан и общественных организаций в ре-
шении вопросов, касающихся их прав на землю;
5) единство судьбы земельных участков и прочно свя-
занных с ними объектов, согласно которому все
прочно связанные с земельными участками объек-
ты следуют судьбе земельных участков, за исклю-
чением случаев, установленных федеральными
законами;
ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕФОРМА
И ЕЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Осуществление земельной реформыв РФ началось
в 1990 г.
Земельная реформа - это коренное изменение того
земельного строя, который существовал до 1990 г.
з бывшем Союзе ССР и России и основывался на исклю-
чительной собственности государства на землю, воз-
никшей в результате национализации земли в 1917 г.
Цель и суть земельной реформы заключались в сле-
дующих основных направлениях:
1) переход от национализации земли к ее денациона-
лизации (разгосударствлению);
2) приватизация земель;
3) децентрализация права собственности на землю;
4} обеспечение рационального использования земли.
Достичь поставленных целей предполагалось пу-
тем перераспределения земельных участков, введе-
ния множества форм их использования и форм хозяй-
ствования.
Основным нормативным актом, регулирующим про-
ведение земельной реформы, был Закон РСФСР «О зе-
мельной реформе», вступивший в силу с 1.01.1991 г.
В ст. 16 вышеназванного Закона определялись этапы
проведения земельной реформы.
На I этапе осуществлялась инвентаризация земель-
ных участков, при проведении которой уточнялись
границы используемых земель и выявлялись неис-
пользуемые земли.
На II этапе предполагалось произвести переоформ-
ление прав на землю. Для выполнения этих меро-
приятий был. установлен ерск 2 года. Устанавлива-
лась гакже ответственность за нарушение сроков,
а именно: пицз, не переоформившие право на землю
в течение 2 лет, утрачивали его.
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ
ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
Земельные правоотношения- это общественные
отношения, которые складываются между органами
власти, организациями и частными лицами по поводу
распределения, использования и охраны земель и ко-
торые регулируются нормами земельного права.
Особенности земельных правоотношений:
1) особое содержание и предмет;
2) особый субъектный состав;
3) значительное число видов.
Российская Федерация, ее субъекты и муниципаль-
ные образования могут выступать в земельных пра-
воотношениях в двух качествах.
Во-первых, как регуляторы этих отношений приме-
нительно к земельным участкам, находящимся под их
юрисдикцией на их территории. В этих случаях их акты
имеют властный характер, иллюстрацией чего могут
служить обязательные предписания при ведении го-
сударственного земельного кадастра, зонирование
земель, санитарные и ветеринарные правила, требо-
вания по охране природы, сервитуты и др.
Во-вторых, как собственники земельных участков.
В этом случае они выступают на равных началах с иными
участниками отношений: гражданами и юридическими
лицами (ч. 2 ст. 9, ст. 10 и 11 Земельного кодекса).
Как и иным правоотношениям, земельным присуще
наличие следующих элементов:
1) норма права, которой необходимо руководствовать-
ся при решении тех или иных земельно-правовых
вопросов;
2) субъекты права, т. е. участники земельных отношений;
3) объект права - индивидуально-определенный зе-
мельный участок, по поводу которого возникают
земельные отношения:
ВОЗНИКНОВЕНИЕ,
ПРАВООТНОШЕНИЙ
Земельные правоотношения необходимо восприни-
мать не только в статике, но и в динамике.
Основанием возникновения, изменения и прекра-
щения земельных правоотношений являются юриди-
ческие факты.
Юридические факты: события (они не зависят от
воли субъекта, а изменение или прекращение право-
отношений в этом случае происходит в силу объек-
тивных причин) и действия (они являются следствием
волеизъявления человека, т. е. изменение, возникно-
вение и прекращение отношений происходит по воле
сторон).
Возникновение земельных правоотношений:
Основания приобретения прав на земельные участ-
ки (ст. 8 ГК РФ):
1) договоры и иные сделки, хотя и не предусмотрен-
ные законом, но не противоречащие ему;
2) акты государственных органов и органов местного
самоуправления, которые предусмотрены законом
в качестве оснований возникновения права част-
ной собственности на землю;
3) судебное решение;
4) в результате приобретения имущества по основа-
ниям, допускаемым законом;
5) вследствие иных действий граждан и юридических
лиц; вследствие событий, с которыми закон или иной
правовой акт связывает наступление гражданско-
правовых последствий. Например: при купле-про-
даже земельного участка юридическим фактом, по-
рождающим отношения продавца и покупателя,
служит договор о совершении этой сделки.
Основанием возникновения иных прав на землю, на
V основании которых лица - не собственники вправе
Условий договора аренды.
Прекращение земельных правоотношений:
Ных или общественных нужд.
4) содержание земельных правоотношений, то есть
Охранительными.
Другой и т. д.
Шений.
10. ЗЕМЕЛЬНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ:
ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ОСОБЕННОСТИ
Земельно-правовая норма- это правило поведе-
ния субъектов земельных отношений, которым они
должны руководствоваться, совершая свои действия
и поступки, принимая ответственные решения.
Земельно-правовая норма, как и всякая иная пра-
вовая норма, имеет свою внутреннюю структуру, т. е.
составные части, связанные между собой определен-
ным логическим содержанием.
Структура земельно-правовой нормы:
1) гипотеза, т. е. описание условий действия право-
вой нормы. Условие не обязательно должно быть
подробным описанием. В земельном законодатель-
стве содержится немало статей, в которых описы-
ваются очень краткие фактические обстоятельства,
необходимые для применения данной правовой
нормы. Этим фактическим обстоятельством может
быть, например, то, что пользователем земельно-
го участка является гражданин или государствен-
ная, общественная организация. Юридический ста-
тус субъекта земельного права служит здесь
необходимым условием (фактом) для применения
определенной земельно-правовой нормы. В гипо-
тезе не обязательно присутствие слова «если», ука-
зывающего на условие, но оно всегда подразуме-
вается;
2) диспозиция, которая указывает, каким должно быть
поведение людей, организаций, предприятий,
учреждений при наличии предусмотренных гипотезой
фактических обстоятельств или условий;
3) санкция, которая указывает на юридические послед-
ствия совершенного правонарушения (штраф, при-
нудительное изъятие земельного участка и др.).
Санкция может быть не только наказагельной
(штрафной), но и просто правовосстановительной, V
Г
11. ИСТОЧНИКИ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА:
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ
ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА РОССИИ
Источники земельного права - это законодатель-
ные и иные нормативные правовые акты, принятые
и изданные компетентным государственным органом
и содержащие правовые нормы, регулирующие зе-
мельные правотношения.
Основной Закон РФ - Конституция Российской Фе-
дерации - предусматривает основы конституционно-
го строя, права и свободы человека и гражданина,
федеративное устройство, полномочия главы госу-
дарства, законодательных, исполнительных и судеб-
ных органов власти, являющихся самостоятельными,
и органов местного самоуправления.
Конституция РФ и федеральные законы имеют верхо-
венство на всей территории РФ (п. 2 ст. 4 Конституции РФ).
Положения и нормы Конституции России имеют
высшую юридическую силу, им должны соответство-
вать и не противоречить все законодательные и иные
правовые нормативные акты, которые принимаются
всеми государственными органами в области земель-
ных отношений.
Конституцией РФ земельное, водное, лесное зако-
нодательство, законодательство о недрах, об охране
окружающей среды отнесено к совместному ведению
РФ и субъектов РФ (п. 1 ст. 72).
Конституция РФ подразделяет земельное законода-
тельство на федеральные правовые акты и правовые
акты субъектов РФ. В этом проявляется их наиболее
общая классификация.
Основной Закон РФ - Конституция - содержит ряд
положений, которые являются отправными, осново-
полагающими для земельного законодательства.
Так, непосредственно на регулирование земельных
отношений направлены следующие статьи Конституции:
1) ст. 9 - о земле и иных природных ресурсах, находя-
V щихся в различных формах собственности;
2) ст. З б - о праве частной собственности на землю
и регулировании условий и порядка пользования ею
на основе федерального закона;
3) ст. 42 - о праве каждого на благоприятную окружаю-
щую среду;
4) ст. 58 - об обязанности каждого сохранять приро-
ду, бережно относиться к ее богатствам;
5) ст. 72 - об отнесении к совместному ведению Фе-
дерации и ее субъектов земельного, водного, лес-
ного законодательства, законодательства о недрах,
об охране окружающей среды.
Статья 36 {ч. 2) устанавливает, что владение,
пользование и распоряжение землей и другими при-
родными ресурсами осуществляются их собственни-
ками свободно, если при этом не наносится ущерб
окружающей среде и не нарушаются права и закон-
ные интересы иных лиц.
Статья 72 определяет, что в совместном ведении
РФ и ее субъектов находится земельное законодатель-
ство (п. «к»), а также вопросы владения, пользования
и распоряжения земельным участком (п. «в»).
Несомненную значимость для регулирования зе-
мельных правоотношений представляют собой также
положения Конституции РФ:
1)о гарантировании единства экономического про-
странства, поддержки конкуренции, свободы эко-
номической деятельности (ст. 8); о равенстве всех
перед законом и судом (ст. 19);
2) об обязанности каждого платить законно установ-
ленные налоги и сборы (ст. 57) и некоторые другие.
к) Федеральный закон от .7 мая 2001 г. 49-ФЗ «О тер-
риториях традиционного природопользования ко-
ренных малочисленных народов Севера, Сибири
и Дальнего Востока РФ»;
л)Федеральный закон от 16 июля 1998 г. 101 -ФЗ
«О государственном регулировании обеспече-
ния плодородия земель сельскохозяйственно-
го назначения»;
5) законы РФ, например Закон РФ от 11 октября 1991 г.
1738-1 «О плате за землю»;
6) указы Президента РФ:
а) Указ Президента РФ *О государственном земель-
ном кадастре и регистрации документов о пра-
вах на недвижимость» от 11 декабря 1993 г. 2130;
б)Указ Президента РФ «О праве собственности
граждан и юридических лиц на земельные участ-
ки под объектами недвижимости в сельской мест-
ности» от 14 февраля 1996 г. 198;
7) постановления Правительства РФ:
а)постановление Правительства РФ «О поряд-
ке определения нормативной цены земли» от
15 марта 1997 г. 1319;
б)постановление Правительства РФ от 2 октяб-
ря 2002 г. 830 «Об утверждении Положения
о порядке консервации земель с изъятием их
из оборота»;
в)постановление Правительства РФ от 19 нояб-
ря 2002 г. 833 «О государственном земельном
контроле»;
8) нормативные правовые акты субъектов Федерации
и органов местного самоуправления;
9) общие принципы права;
t) нормативные договоры;
11) международные договоры, заключенные с иностран-
ными государствами;
12)некоторые обладающие юридической силой обычаи.
рассчитанной лишь на восстановление нарушен-
ного права.
Структурные части земельно-правовой нормы (ги-
потеза, диспозиция, санкция) излагаются в статьях,
пунктах, подпунктах того или иного нормативного акта
по-разному.
Особенности земельно-правовых норм. Поскольку нормы
земельного права действуют в определенной логи-
ческой взаимосвязи, т. е. одни из них регулируют пози-
тивные (положительные) действия людей, другие -
правоохранительные - охраняют их от нарушений, то
в законодательной практике допускается раздельное их
формулирование. Во избежание нежелательных повторе-
ний в земельном законодательстве имеются также от-
сылочные статьи - нормы, которые не излагают полностью
их содержания, а отсылают к другим статьям данного или
иного нормативного акта. Применяется и прямой способ
изложения тех или иных элементов правовой нормы - без
отсылки к другим статьям нормативного акта. C\J
Виды земельно-правовых норм:1"
1) обязывающая (императивная) норма провозглаша-
ет обязанность совершить определенное активное
действие. Например, ст. 42 ЗК РФ обязывает соб-
ственников земельных участков и лиц, не являю-
щихся собственниками, своевременно производить
платежи за землю;
2) запрещающая норма устанавливает обязанность не
совершать действий, запрещенных этой нормой.
Например, ст. 42 ЗК РФ запрещает допускать за-
грязнение, захламление, деградацию и ухудшение
плодородия почв на землях соответствующих тер-
риторий;
3)управомочивающая норма дает право участникам
земельных отношений совершать определенные
действия, указанные в данной норме (например,
производить посевы и насаждения, сдавать земель-
ный участок в аренду и т. д.).
ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РФ
И ДРУГИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ
НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
ФОРМЫ ПРАВА ЗЕМЕЛЬНОЙ
СОБСТВЕННОСТИ И ЕЕ СУБЪЕКТЫ
ОБЪЕКТЫ, СУБЪЕКТЫ, СОДЕРЖАНИЕ
Государственной собственностьюявляются зем-
ли, не находящиеся в собственности граждан, юридиче-
ских лиц или муниципальных образовании (ст. 16 ЗК РФ).
Федеральным законом от 17 июля 2001 г. «О разгра-
ничении государственной собственности на землю»
закрепляется разграничение государственной соб-
ственности на землю на:
1)собственность РФ (федеральную собственность);
2) собственность субъектов РФ;
3) собственность муниципальных образований (муни-
ципальную собственность).
Согласно ст. 214 ГК РФ государственной собствен-
ностью в России является имущество, принадлежа-
щее на праве собственности Российской Федерации
(федеральная собственность),и имущество, при-
надлежащее на праве собственности ее субъектам
(собственность субъекта Федерации).
От имени РФ и ее субъектов права собственника
реализуют органы государственной власти в преде-
лах их компетенции, установленной актами, опреде-
ляющими статус этих органов.
В случаях и в порядке, предусмотренных федераль-
ными законами, указами Президента РФ и постанов-
лениями Правительства РФ, нормативными актами
субъектов РФ, по их специальному поручению от их
имени могут выступать государственные органы, орга-
ны местного самоуправления, а также юридические
лица и граждане (ст. 125 ГК РФ). Государство (в лице
РФ и ее субъектов)в земельных отношениях может
выступать в одной из двух ролей:
1)в качестве суверена, устанавливающего нормы
земельного законодательства, осуществляющего
государственный контроль за использованием зе-
мель и другие функции, названные в ст. 9, 10 Зе-
мельного кодекса;
2) в качестве собственника земельных участков. В по-
следнем случае оно пользуется теми же правами и не-
сет те же обязанности, что и другие собственники
земельных участков.
Процедура проведения разграничения государ-
ственной собственности на землю установлена Фе-
деральным законом от 17 июля 2001 г. 101 -ФЗ «О раз-
граничении государственной собственности на
землю».
Момент возникновения права собственности на зе-
мельные участки у РФ, субъектов Федерации и муни-
ципальных образований связан с моментом государ-
ственной регистрации права собственности на
земельные участки.
Основанием государственной регистрации права
собственности являются акты Правительства РФ об
утверждении перечней земельных участков, на кото-
рые, соответственно, у РФ, ее субъектов и муниципаль-
ных образований возникает право собственности при
разграничении государственной собственности на
землю, а также вступившие^ законную силу судебные
решения по спорам, связанным с разграничением
государственной собственности на землю. В ст. 17 ЗК РФ
установлены основания возникновения феде-
ральной собственности на землю.Помимо разгра-
ничения в соответствии с вышеуказанным законом,
к таковым относятся:
1) приобретение Российской Федерацией земельных
участков по основаниям, предусмотренным граж-
данским законодательством;
2) признание федеральными законами нахождения
отдельных земельных участков в федеральной соб-
ственности.
пускается по специальному разрешению), должны
быть прямо указаны в законе.
Согласно ст. 209 Гражданского кодекса РФ владе-
ние, пользование и распоряжение землей и другими
природными ресурсами в той мере, в какой их оборот
допускается законом, осуществляется их собствен-
никами свободно, если это не наносит ущерба окру-
жающей среде и не нарушает прав и законных интере-
сов других лиц.
ЗК РФ в ст. 27 установлены ограничения оборото-
способности земельныхучастков, в ст. 37 - особенно-
сти порядка заключения договоров купли-продажи зе-
мельных участков; особенности оборота земель
сельскохозяйственного назначения закреплены Феде-
ральным законом от 24 июля 2002 г. 101 -ФЗ «Об оборо-
те земель сельскохозяйственного назначения».
Федеральным законом от 17 июля 2001 г. «О разгра-
ничении государственной собственности на землю»
определены правовые о