ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕФОРМА: 1990–2002.

Принципы земельного права

  1. Принцип учета земельных отношений.
  2. Принцип целевого использования земельных участков: участки земли имеют целевое назначение, в соответствии с которыми собственники, землепользователи, землевладельцы обязаны их использовать.
  3. Принцип рационального использования земли. Требование рационального использования земли распространяется на все категории и независит от формы собственности, установленной в отношении конкретного земельного участка.
  4. Принцип сочетания частных и публичных интересов. Правовое регулирование, использование и охрана земель осуществляется в интересах всего общества в целом при обеспечении гарантий каждого гражданина и юридического лица на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участкoм.
  5. Принцип управления земельными ресурсами независимо от формы собственности. Управление земельными ресурсами осуществляется в отношении всех категорий земель независимо от того используются они или нет, поскольку государство реализует свое право территориального верховенства.
  6. Принцип приоритета особо охраняемых земель. Суть: изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения; земель, занятых защитными лесами; земель особо охраняемых природных территорий; земель, занятых объектами культурного значения ограничивается или запрещается в порядке, установленном Федеральным законом.
  7. Принцип приоритета интересов народа, проживающих на определенной территории.
  8. Следующий принцип выражается в том, что собственники, землевладельцы, землепользователи, арендаторы в зависимости от основания пользования земельными участками обязаны платить земельный налог и арендную плату.

Государственная собственность на землю

Право государственной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения государству. Государство как субъект права государственной собственности представлено не одним ведомством, а целым рядом различных органов государственной власти, между которыми распределяются правомочия собственности.

право государственной собственности существует в виде:

· федеральной собственности:

· собственности субъектов РФ (т.н. субъектной или региональной).

Объектом права государственной собственности выступают индивидуально обособленные земельные участки, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований (ст. 214 ГК РФ).

Статьи 16—18 ЗК РФ указывают на три вида государственной собственности в составе: собственности РФ (федеральная собственность); собственности субъектов РФ (региональная собственность) и собственности муниципальных образований (муниципальная собственность).

Муниципальная собственность на землю

Право муниципальной собственности на землю — правомочия владения, пользования, распоряжения земельными участками, принадлежащие муниципальному образованию. Объектами права муниципальной собственности являются земельные участки, переданные РФ или субъектами РФ в муниципальную собственность, либо на основании законов РФ и субъектов РФ, при разграничении государственной собственности на землю..

Территорию муниципального образования составляют:

· земли городских и сельских населенных пунктов (ранее — поселений);

· прилегающие к ним земли общего пользования;

· рекреационные зоны;

· земли, необходимые для развития поселений;

· другие земли в границах муниципального образования, независимо от форм собственности и целевого назначения.

В собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности, в том числе за пределами границ муниципальных образований (ч. 3 ст. 19 ЗК РФ) Порядок установления и изменения границ муниципальных образований определяется законами соответствующих субъектов РФ. Особый порядок формирования муниципальной собственности установлен для городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга.Основное назначение муниципальных земель — обеспечение проживания, работы и отдыха населения.

Принципы земельного права

  1. Принцип учета земельных отношений.
  2. Принцип целевого использования земельных участков: участки земли имеют целевое назначение, в соответствии с которыми собственники, землепользователи, землевладельцы обязаны их использовать.
  3. Принцип рационального использования земли. Требование рационального использования земли распространяется на все категории и независит от формы собственности, установленной в отношении конкретного земельного участка.
  4. Принцип сочетания частных и публичных интересов. Правовое регулирование, использование и охрана земель осуществляется в интересах всего общества в целом при обеспечении гарантий каждого гражданина и юридического лица на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участкoм.
  5. Принцип управления земельными ресурсами независимо от формы собственности. Управление земельными ресурсами осуществляется в отношении всех категорий земель независимо от того используются они или нет, поскольку государство реализует свое право территориального верховенства.
  6. Принцип приоритета особо охраняемых земель. Суть: изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения; земель, занятых защитными лесами; земель особо охраняемых природных территорий; земель, занятых объектами культурного значения ограничивается или запрещается в порядке, установленном Федеральным законом.
  7. Принцип приоритета интересов народа, проживающих на определенной территории.
  8. Следующий принцип выражается в том, что собственники, землевладельцы, землепользователи, арендаторы в зависимости от основания пользования земельными участками обязаны платить земельный налог и арендную плату.

ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕФОРМА: 1990–2002.

Земельная реформа - важнейшая часть экономической реформы, проводимой в настоящее время в России и имеющей целью формирование социально ориентированной рыночной экономики. Одно из основных ее направлений - установление частной собственности на землю и создание механизма земельного рынка. Это обусловливает радикальное изменение земельного строя России, который был основан на исключительной собственности государства на землю. Первостепенным компонентом земельной реформы, необходимым средством решения стоящих перед нею задач являются право, юридическое закрепление и развитие реформируемых земельных отношений.Процесс реформирования земельных отношений развивается постепенно. Вначале была законодательно отменена монополия государственной собственности на землю. Право частной собственности на землю в первую очередь было введено в сельском хозяйстве и лишь для граждан. Позже право собственности на землю было установлено также для юридических лиц ( Указы Президента РФ от 25 марта и 14 июня 1992 года).При проведении земельной реформы в соответствии с законодательными и иными правовыми актами земельные участки передавались в собственность граждан бесплатно и за плату.

3 Источники земельного права - это различные способы выражения госуд. воли, содержащейся в правовых велениях, рассчитанных на неоднократное применение.
Все источники земельного права можно классифицировать на следующие группы:
1. правовой обычай;
2. нормативный акт
3. судебный прецедент (Англия)
4. договор
5. идеи (Китай, КНДР)
6. общие принципы
7. доктрины
8. религиозные тексты ( Арабские государства)
Источник земельного права должен обладать тремя отличительным чертами:

  • документированная форма закрепления
  • соответствие органа/лица принятому документу
  • особая форма документа

Для России наиболее характерен нормативно-правовой акт (НПА). НПА содержит нормы права, т.е. правила проведения по данному вопросу, обязательно для всех физических и юридических лиц. Все НПА классифицируются по трем критериям:
1. по территории действия :
а) НПА для всей страны - ЗК, ФЗ
б) НПА для одного субъекта - Законы КК
в) НПА для одного МО
2. по времени. НПА не имеют обратной силы действия
3. по кругу объектов. Подразумевает что все документы могут делиться на 2 части:
а) для общих субъектов
б) для специальных субъектов ( для субъектов обладающих специальными признаками)
Виды основных источников земельного права :
1. Междунар. Договор
2. Конституция РФ
3. ФЗ РФ
4. Указы Президента
5. Постановления Правительства
6. НПА субъектов РФ
7. НПА органов МСУ
вспомогательные:
1. Постановления верховного и арбитражного судов страны
2. Вспомогательные НПА (разъясняют отдельные вопросы)
3. Ведомственные акты

6 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
Земельные правоотношения - это общественные отношения, которые складываются между органами власти, организациями и частными лицами по поводу распределения, использования и охраны земель и которые регулируются нормами земельного права. Особенности земельных правоотношений:
1) особое содержание и предмет;
2) особый субъектный состав;
3) значительное число видов. Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования могут выступать в земельных правоотношениях в двух качествах. Во-первых, как регуляторы этих отношений применительно к земельным участкам, находящимся под их юрисдикцией на их территории. В этих случаях их акты имеют властный характер, иллюстрацией чего могут служить обязательные предписания при ведении государственного земельного кадастра, зонирование земель, санитарные и ветеринарные правила, требования по охране природы, сервитуты и др. Во-вторых, как собственники земельных участков. В этом случае они выступают на равных началах с иными участниками отношений: гражданами и юридическими лицами (ч. 2 СТ. 9, СТ. 10 и 11 Земельного кодекса).
Как и иным правоотношениям, земельным присуще наличие следующих элементов: 1) норма права, которой необходимо руководствоваться при решении тех или иных земельно-правовых вопросов;
2) субъекты права, т. е. участники земельных отношений;
3) объект права - индивидуально-определенный земельный участок, по поводу которого возникают земельные отношения;
4) содержание земельных правоотношений, то есть права и обязанности их участников, совершающих свои действия в точном соответствии с нормами права, преследуя цель, ради которой складываются данные земельные отношения.
Виды земельных правоотношений: по основному хозяйственному назначению земельные отношения могут складываться:
а) в процессе сельскохозяйственного производства;
б) при использовании земли в промышленности и строительстве;
в) при использовании земли в лесном хозяйстве и т. д. по функциональному назначению земельные правоотношения могут быть регулятивными и право- охранительными. Регулятивные правоотношения - отношения, которые урегулированы нормами земельного права и которые выражаются в совершении участниками данных отношений позитивных действий. Правоохранительные земельные отношения, в отличие от регулятивных, вызываются отклонением в поведении участника земельных отношений от нормы закона. Они, как правило, возникают по поводу правонарушений, когда наступает необходимость юридического воздействия на нарушителя земельного законодательства. Названные отношения могут складываться и при отсутствии право- нарушения, когда есть угроза его наступления. Земельные правоотношения могут быть классифицированы и по иным основаниям, широко используемым в гражданском праве:
по критерию содержания - на имущественные и не имущественные;
по критерию определенности состава субъектов - на абсолютные и относительные;
по степени взаимной обязанности их участников - на отношения равноправия (партнерские отношения) и отношения подчиненности одной стороны другой и т. д.

7 Под земельным правовым отношением понимается общественное отношение в области управления, использования и охраны земель, урегулированное нормами земельного права, состоящее во взаимной связи субъективных прав и юридических обязанностей его участников.
В состав правового отношения включаются: субъект, объект, содержание.
К субъектам земельных правоотношений относятся физические и юридические лица, органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также государственные и муниципальные образования.
Объект правоотношения зависит от вида земельного отношения: объектом отношений по использованию земли являются индивидуально-определенный земельный участок, часть земельного участка и земельная доля; объектом отношений в сфере управления, охраны является земельный фонд (в целом или его отдельная часть) или конкретный земельный участок. Объектом охранительных отношений является земельный правопорядок.
Под содержанием земельного правового отношения следует понимать права и обязанности, в соответствии с которыми должны действовать его участники. Возникновению, изменению и прекращению земельных правоотношений предшествуют юридические факты — события или действия (бездействия), с которыми право связывает определенные юридические последствия. Эти юридические факты называются основаниями возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений. Общим основанием возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений являются наличие правовой нормы и действия граждан, совершаемые по собственном волевому изъявлению в соответствии с данной нормой. В большинстве случаев возникновение, изменение и прекращение земельных правоотношений требует соблюдения дополнительных условий, одним из которых является необходимость получения заинтересованными субъектами специальных документов, издаваемых госорганами и, по сути, удостоверяющими право на совершение определенного рода действий, связанных с землями.

Земельным законодательством предусматриваются и условия, при которых происходит изменение земельных правоотношений, основанием для этого являются решения соответствующих государственных органов.

Земельные правоотношения прекращаются при наличии различных случаев и условий, предусмотренных законодательством.

В обобщенном виде в число оснований прекращения прав на земельные участки входят добровольный отказ от земельного участка, отчуждение собственником своего земельного участка, использование земли не по целевому назначению, истечение срока пользования, ликвидация юридического лица, смерть гражданина-землепользователя, нерациональное использование земель, использование земель способами, приводящими к ухудшению их состояния, неуплата земельного налога, изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд, изъятие земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в государственную или муниципальную собственность в порядке обязательного отчуждения, прекращение трудовых отношений, когда субъектом является служебный земельный надел и некоторые другие.

8 Под собственностью понимают ту или иную форму (способ) присвоения различных вещей, созданных человеком или имеющих естественное происхождение. Если эти отношения закреплены и охраняются силой государства, то возникает право собственности.Содержание права собственности на землю составляют правомочия владения, пользования, распоряжения (ст. 209 ГК РФ). Ст. 209 ГК РФ в частности определяет следующие права собственника:

· отчуждать свое имущество в собственность других лиц;

· передавать другим лицам права пользования и распоряжения ими имуществом, оставаясь при этом его собственником;

· отдавать имущество в залог и т.д.

формы собственности на землю:

· государственная,

· муниципальная,

· частная.

Наши рекомендации