Земельная реформа в Республике Беларусь (1990–2012 гг.)

Начиная с 1990 г. в Республике Беларусь стал осуществляться постепенный переход от социалистических земельных отношений, в основе которых лежала исключительная собственность государства на землю, к земельному строю, диктуемому задачами формирования институтов рыночной экономики. С принятием в 1990 г. Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о земле [Ведомости Съезда народн. депутатов СССР и Верховн. Совета СССР. – 1990. –.№ 10. – Ст. 129], а также законов от 26 мая 1988 г. «О кооперации в СССР» [Ведомости Верховн. Совета СССР. – 1988. – № 22. – Ст. 355] и от 6 марта 1990 г. «О собственности в СССР» [Ведомости Съезда народн. депутатов СССР и Верховн. Совета СССР. – 1990. – № 11. – Ст. 164] было положено начало земельным реформам в бывшем СССР и всех союзных республиках.

В отличие от прежних Основ земельного законодательства новый Основной земельный Закон СССР закрепил землю в качестве народного достояния; уточнил состав единого государственного земельного фонда; наряду с правовым титулом хозяйственного использования земли – правом землепользования – предусмотрел титул землевладения; установил возможность аренды земель; урегулировал ряд иных земельных отношений.

Кроме того, в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о земле 1990 г. не предусматривалась частная собственность на землю, но содержались новые дефиниции земельного правопорядка относительно институтов землевладения, передачи земли по наследству, аренды земли, платности за землю.

На базе этих Основ в Белорусской ССР принимаются новый Кодекс о земле [Ведомости Верховн. Совета БССР. – 1991. – № 2(4). – Ст. 11], вступивший в силу 1 января 1991 г., а затем законы «Об аренде» [Ведомости Верховн. Совета БССР. – 1991. – № 1 (3). – Ст. 1], «О собственности» [Ведомости Верховн. Совета БССР. – 1990. – № 2. – Ст. 13] и иные нормативные правовые акты, т.е. была предпринята попытка реализации концепции плюрализма форм хозяйствования на селе.

Кодекс Белорусской ССР о земле 1990 г. впервые за годы Советской власти предусмотрел создание частных индивидуальных хозяйств вне коллективных сельскохозяйственных предприятий (колхозов и совхозов). Такие хозяйства стали называться преимущественно крестьянскими (фермерскими) в отличие от приусадебных участков работников коллективных хозяйств. Одновременно Кодекс предоставил право выхода колхозников и рабочих совхозов с паем земли с целью создания крестьянского хозяйства.

Кроме того, Кодекс заложил правовую базу для внутреннего реформирования коллективных сельскохозяйственных предприятий, предусмотрев создание в них автономных производственных кооперативов.

Вместе с тем Кодекс не предусматривал частной собственности на сельскохозяйственные угодья. В частной собственности могли находиться лишь земли на приусадебных участках, а земли, предназначенные для товарного производства, оставались в государственной собственности.

Одновременно была предусмотрена реорганизация колхозов и совхозов в рыночные структуры хозяйствования – акционерные общества, товарищества, кооперативы и т.д. Реорганизующиеся хозяйства получили право распределять свои неземельные активы среди акционеров – членов новых аграрных формирований. Вместе с тем в процессе реализации установлений указанных нормативных актов возникла необходимость в глубинных преобразованиях как в агропромышленном комплексе страны в целом, так и в земельных правоотношениях, которые бы на деле обеспечили реальный переход к рыночным отношениям и способствовали созданию эффективного, конкурентоспособного сельскохозяйственного производства, обеспечивающего продовольственную безопасность страны.

Начало новому этапу реформирования земельных отношений в Беларуси положило постановление Верховного Совета Белорусской ССР от 18 февраля 1991 г. «О проведении земельной реформы в республике» [Ведомости Верховн. Совета Белорусской ССР. – 1991. – № 10(12). – Ст. 115]. Земельная реформа стала составной частью экономической реформы, осуществляемой в Беларуси в связи с переходом экономики на рыночные рельсы. Политической предпосылкой проведения земельной реформы явилась Декларация Верховного Совета от 27 июля 1990 г. «О государственном суверенитете Республики Беларусь», в которой впервые было установлено право государственной собственности Беларуси на свои природные ресурсы, в том числе и на землю [СЗ БССР. – 1990. – № 22. – Ст. 432; Ведомости Верховн. Совета Респ. Беларусь. –1991. – № 31. – Ст. 536].

Задача земельной реформы состояла в перераспределении земель для создания условий равноправного развития различных форм хозяйствования на земле, формирования многоукладной экономики в аграрном секторе и достижения на этой основе стабильного наращивания производства сельскохозяйственной продукции. Таким образом, земельная реформа должна была охватить помимо земельных отношений и отношения собственности, организационно-правовые формы участников земельных отношений, взаимоотношения товаропроизводителей сельхозпродукции с государством, экономические взаимоотношения участников земельных отношений с иными субъектами хозяйствования, а также усовершенствовать систему государственных органов по управлению сельским хозяйством и др. В этой связи Верховный Совет БССР 18 февраля 1991 г. объявил земли Белорусской ССР объектом земельной реформы с момента принятия указанного постановления. На период проведения земельной реформы все вопросы регулирования земельных отношений были переданы Советам народных депутатов в соответствии с их компетенцией.

Организационно-правовое осуществление земельной реформы было возложено на областные, районные, городские, поселковые и сельские Советы народных депутатов, Комитет по земельной реформе и землеустройству при Совете Министров БССР, который должен был взаимодействовать с Государственным комитетом БССР по сельскому хозяйству и продовольствию, Министерством лесного хозяйства, другими заинтересованными министерствами, государственными комитетами и ведомствами республики. На Комитет по земельной реформе и землеустройству при Совете Министров БССР были возложены землеустроительная, организационная, контрольная и консультативная функции. Для правового обеспечения земельной реформы и координации работ по её проведению, решения других земельных вопросов местным Советам народных депутатов было рекомендовано создать комиссии из числа депутатов, землеустроителей и других специалистов, а также представителей общественности. Практическое осуществление землеустроительных работ обеспечивалось Республиканским проектным институтом по землеустройству «Белгипрозем» и его филиалами. Первоочередные мероприятия включали инвентаризацию земель колхозов, совхозов, предприятий, организаций, учреждений независимо от их ведомственной принадлежности с целью создания специального фонда земельного запаса местных Советов народных депутатов для наделения земельными участками юридических и физических лиц.

При проведении реформы местным Советам народных депутатов предписывалось:

– организовать регистрацию граждан, желающих создать крестьянское (фермерское) хозяйство, расширить личное подсобное хозяйство, заниматься индивидуальным садоводством, получить в пользование земельные участки для огородничества, сенокошения и выпаса скота, а также учёт и анализ ходатайств предприятий, учреждений и организаций о выделении им земель для ведения подсобного сельского хозяйства, коллективного садоводства и огородничества;

– на основе материалов инвентаризации земель сформировать на территории каждого сельского (поселкового) Совета народных депутатов специальный фонд земельного запаса за счёт нерационально используемых угодий, земель, используемых не по целевому назначению или с нарушением установленных требований, а также за счёт сельскохозяйственных угодий, выбывших из оборота или переведённых в менее ценные земли, земель лесного фонда, не покрытых лесом либо занятых малоценными лесными породами и пригодных по почвенным и другим условиям для использования в качестве сельскохозяйственных угодий, других земель сельскохозяйственного назначения. В первоочередном порядке изыскать и выделить уже весной 1991 г. необходимое количество земель для удовлетворения неотложных потребностей населения;

– с учётом потребностей в земельных участках граждан, предприятий, учреждений и организаций произвести в установленном порядке перераспределение земель между землепользователями;

– оперативно, не позднее чем в месячный срок, рассматривать все возникающие вопросы при выделении земель для производства сельскохозяйственной продукции и принимать исчерпывающие решения.

Верховный Совет БССР поручил областным и районным Советам народных депутатов, Комитету по земельной реформе и землеустройству, Государственному комитету по сельскому хозяйству и продовольствию при осуществлении земельной реформы определить пути и формы преобразования неэффективно работающих колхозов и совхозов в ассоциации крестьянских хозяйств, кооперативов, а также возможности предоставления их земель арендаторам, крестьянским хозяйствам, промышленным и другим предприятиям. Особо подчёркивалось, что принудительное расформирование колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий недопустимо. При отказе колхозом, совхозом в выделении конкретного земельного участка членам колхозов, работникам совхозов, выходящим из их состава для создания крестьянского хозяйства, районный Совет народных депутатов был вправе самостоятельно (по заключению земельной комиссии) определить месторасположение земельного участка, его размеры и принять окончательное решение.

Совету Министров Белорусской ССР было поручено обеспечить выделение соответствующих денежных средств и материально-технических ресурсов, необходимых для проведения земельной реформы, а также подготовку в высших и средних специальных учебных заведениях республики необходимого количества специалистов-землеустроителей для укомплектования ими землеустроительных и природоохранных служб [Ведомости Верховн. Совета Белорусской ССР. – 1991. – № 10(12). – Ст. 115].

В соответствии с постановлением Верховного Совета Республики Беларусь 11-го созыва от 1 октября 1991 г. «О признании права частной собственности на землю на территории Республики Беларусь» [Ведомости Верховн. Совета Белорусской ССР. – 1991. – № 30. – Ст. 526] был разработан и принят 16 июня 1993 г. Закон «О праве собственности на землю» [Ведомости Верховн. Совета Респ. Беларусь. – 1993. – № 23. – Ст. 285], согласно которому в собственности граждан могли находиться земельные участки, приобретённые для ведения личного подсобного хозяйства; строительства и обслуживания жилого дома; садоводства; дачного строительства. Однако другим участникам земельных отношений – владельцам фермерских хозяйств и сельскохозяйственным предприятиям (колхозам и совхозам) – такое право не было предоставлено. Все сельскохозяйственные земли вне приусадебных участков, т.е. земли коммерческого назначения, оставались в государственной собственности.

Таким образом, с принятием вышеуказанных нормативных правовых актов по существу была ликвидирована монополия государства на землю, а в конечном итоге разрушены основы колхозно-совхозной системы ведения сельскохозяйственного производства. Реально были созданы условия для развития аграрного предпринимательства, крестьянских (фермерских) хозяйств, коллективных предприятий и других принципиально новых организационно-правовых форм ведения сельскохозяйственного производства.

В принятой 15 марта 1994 г. Конституции Республики Беларусь – первой Конституции суверенного белорусского государства – закреплялось две формы собственности – государственная и частная. Устанавливалось право государственной собственности на земли сельскохозяйственного назначения, утверждалось положение о равных возможностях свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной экономической деятельности, не запрещённой законом, гарантировались со стороны государства равная защита и равные условия для развития всех форм собственности.

Новым этапом в развитии земельной реформы в Республике Беларусь, совершенствовании правовой базы для её обеспечения, реформировании сельскохозяйственных предприятий стал принятый 7 декабря 1998 г. Гражданский кодекс Республики Беларусь, в котором был установлен перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций, не предусматривающий таких форм, как колхоз, совхоз, межхозяйственное предприятие, агропромышленное объединение. В этой связи необходимо было привести учредительные документы сельхозпредприятий в соответствие с требованиями нового гражданского законодательства.

Вступивший в действие с 1 января 1999 г. новый Кодеке Республики Беларусь о земле закрепил две формы собственности на землю – государственную и частную. Вместе с тем все земли сельскохозяйственного назначения находятся исключительно в собственности государства. Для сельскохозяйственных организаций было предусмотрено, как и прежде, лишь право постоянного пользования и аренды. В то же время существенно расширились права граждан в области земельных правоотношений, в том числе права частной собственности на землю [См., например, статью 34 Кодекса о земле от 4 января 1999 г.]. Кодексом существенно увеличены размеры земельных участков, предоставляемых гражданам для строительства и обслуживания жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства. Так, в соответствии со статьёй 70 размеры земельных участков, предоставляемых в пожизненное наследуемое владение или передаваемых по желанию граждан в частную собственность, в сельских населённых пунктах, посёлках городского типа составляют до 0,25 га, а дополнительные земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства – до 1 га с учётом площади земельного участка, предоставленного для строительства и обслуживания жилого дома. Кроме того, Кодекс о земле закрепил право наследования земельных участков, находящихся в частной собственности (статья 58) и в пожизненном наследуемом владении (статья 59), а также предусмотрел сделки по отчуждению земельных участков, включая куплю-продажу, дарение, залог, обмен, аренду (статья 87).

Кодекс о земле 1999 г. закрепил право выхода физических лиц из коллективного хозяйства с предоставлением земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Так, в соответствии со статьёй 80 членам колхозов и других сельскохозяйственных кооперативов, работникам сельскохозяйственных предприятий (кроме сельскохозяйственных предприятий, на землях которых проводятся долголетние опыты), пожелавшим выйти из их состава (уволиться) и вести крестьянское (фермерское) хозяйство, по решению районного исполнительного и распорядительного органа с учётом необходимости создания равных условий хозяйствования предоставляются земельные участки, изымаемые из земель указанных предприятий.

Кодекс снял некоторые прежние ограничения и на индивидуальное землепользование. Так, в соответствии со статьёй 71 земельные участки для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства стали предоставляться гражданам Республики Беларусь в пожизненное наследуемое владение в размере до 100 га сельскохозяйственных земель, или на 50 га больше, чем было установлено Кодексом о земле 1990 г. Кроме того, граждане, ведущие крестьянское (фермерское) хозяйство, могли для производственных целей дополнительно арендовать земельные участки.

Изменения и дополнения в Кодекс о земле 1999 г., которые внесены Законом Республики Беларусь от 8 мая 2002 г. [Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2002. – № 55. – 2/848], коснулись регламентации мониторинга земель (статья 141), структуры государственного земельного кадастра. Кодекс был дополнен новыми статьями 1431–1434 «Государственный кадастровый учёт земельных участков, государственная регистрация прав на земельные участки и сделок с ними», «Земельно-кадастровая документация», «Сведения государственного земельного кадастра», «Исправление ошибок, допущенных при ведении государственного земельного кадастра». Изменился порядок землеустроительных обязательных мероприятий (статья 1471), а также оценки и инвентаризации земель (статьи 1472–1473). Законом от 20 октября 2006 г. [Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. – № 179. – 2/1267] в Кодекс внесены изменения и дополнения, направленные на совершенствование порядка предоставления сведений государственного земельного кадастра.

Вступивший в силу с 1 января 2009 г. новый Кодекс о земле установил для землепользователей следующие права: право государственной и частной собственности на землю, право пожизненного наследуемого владения, постоянного пользования, временного пользования и аренды (субаренды). В нём сохраняется вариант получения земельных участков в пожизненное наследуемое владение для граждан Республики Беларусь, чётко урегулированы вопросы по вступлению в наследство: установлен предельный срок для оформления документов на земельный участок при его наследовании – не позднее 18 месяцев со дня открытия наследства. Сохраняется право временного и постоянного пользования участком. Земельные участки, находящиеся в государственной собственности, предоставляются по результатам аукционов. За право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности и предоставляемых в аренду без проведения аукциона, взимается плата. Без проведения аукциона земельные участки могут предоставляться в частную собственность негосударственным юридическим лицам Республики Беларусь, если они используются для обслуживания принадлежащих этим лицам на праве собственности капитальных строений (зданий, сооружений), либо в иных случаях, определённых Президентом Республики Беларусь. В целом для негосударственных юридических лиц Республики Беларусь право частной собственности на землю становится реальным.

Таким образом, земельные отношения в Республике Беларусь после 1991 г. стали строиться на принципиально новой правовой и идеологической основе. В земельные отношения стали закладываться элементы рыночной экономики.

Правовой основой проводимой после 1991 г. земельной реформы в Республике Беларусь явились Кодексы о земле 1990 г., 1999 г., 2008 г., законы: от 12 декабря 1990 г. «Об аренде»; от 11 декабря 1990 г. «О собственности в Республике Беларусь»; от 18 декабря 1991 г. «О платежах за землю» [Ведомости Верховн. Совета Респ. Беларусь. – 1992. – № 3. – Ст. 49; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2007. – № 3. – 2/1287]; от 18 февраля 1991 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» [Ведомости Верховн. Совета БССР. – 1991. – № 12. – Ст. 125; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2005. – № 122. – 2/1141; 2007. – № 170. – 2/1344]; от 26 ноября 1992 г. «Об охране окружающей среды» [Ведомости Верховн. Совета Респ. Беларусь. – 1993. – № 1. – Ст. 1; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2002. – № 85. – 2/875; 2011. – № 5. – 2/1780]; от 16 июня 1993 г. «О праве собственности на землю»; от 20 октября 1991 г. «Об особо охраняемых природных территориях» [Ведомости Верховн. Совета Респ. Беларусь. – 1994. – № 35. – Ст. 570; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2000. – № 52. – 2/171; 2010. – № 184. – 2/1721]; от 11 ноября 2002 г. «О личных подсобных хозяйствах граждан» [Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2002. – № 128. – 2/898]; от 15 июля 2010 г. «Об объектах, находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства» [Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2010. – № 184. – 2/1721] и ряд других. В них были закреплены адекватные идеям и целям земельной реформы правовой, организационный и экономический механизмы её осуществления, регламентированы порядок передачи земельных участков, находящихся в государственной собственности, в собственность граждан; аренда земельных участков; порядок передачи земельных участков, находящихся в частной собственности, в залог для получения банковского кредита и многое другое.

Указом Президента Республики Беларусь от 2 сентября 1998 г. № 427 утверждено Положение о порядке передачи земельных участков в собственность юридическим лицам (их собственникам) и формах государственных актов на право собственности на землю юридического лица (его собственника) и иностранного государства [Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Респ. Беларусь. – 1998. - № 25. – Ст. 648], а Указом от 22 февраля 2000 г. № 81 – Положение о порядке передачи земельных участков в собственность юридических лиц (их собственников) [Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2000. – № 23. - 1/1034; 2007. – № 16. – 1/8265], в том числе предприятиям с иностранными инвестициями. В августе 2002 г. Глава государства подписал Указ № 422, утверждающий Положение о порядке изъятия и предоставления земельных участков [Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2002. – № 91. – 1/3937; 2004. – 142. – 1/5827], в соответствии с которым устанавливался порядок изъятия и предоставления земельных участков из всех категорий земель, независимо от того, в чьём пользовании, пожизненном наследуемом владении или частной собственности, аренде они находились. Данный порядок не распространялся на изъятие и предоставление земельных участков из земель, на которых размещаются особо важные оборонные и военные объекты.

Указом Президента Республики Беларусь от 25 марта 2005 г. № 150 утверждена новая Программа возрождения белорусского села, основными целями которой являются возрождение и развитие агропромышленного комплекса страны на основе укрепления аграрной экономики, повышения доходов сельского населения, уровня социально-бытового и инженерного обустройства сельских населённых пунктов с учётом экологии и рационального использования государственных и иных инвестиций [Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2005. – № 52. – 1/6339; 2010 – № 28. – 1/11353].

Для сохранения земель сельскохозяйственного, природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения, земель лесного фонда Указом Президента Республики Беларусь от 28 января 2006 г. № 58 «О некоторых вопросах изъятия и предоставления земельных участков» [Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. – № 20. – 1/7212; 2006. – № 188. – 1/8080; 2007. – № 70. – 1/8422] было утверждено новое Положение, в соответствии с которым изъятие и предоставление земельных участков стало осуществляться (до вступления в силу Указа Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков»):

– Президентом Республики Беларусь – из сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения, земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения, земель лесного фонда для целей, не связанных с назначением этих земель;

– областными исполнительными комитетами – из земель в границах области, за исключением земель, решение по которым принимается Президентом Республики Беларусь, Минским городским исполнительным комитетом;

– Минским городским исполнительным комитетом и городскими (города областного подчинения) исполнительными комитетами – соответственно из земель г. Минска, городов областного подчинения, за исключением земель, решение по которым принимается Президентом Республики Беларусь;

– районными исполнительными комитетами – из земель в границах районов для целей, связанных с ведением сельского или лесного хозяйства, традиционных народных промыслов, а также из земель городов районного подчинения, сельских населённых пунктов, посёлков городского типа, дачных кооперативов, садоводческих товариществ, за исключением земель, решение по которым принимается Президентом Республики Беларусь, сельскими, поселковыми исполнительными комитетами;

– сельскими, поселковыми исполнительными комитетами – из земель сельских населённых пунктов, посёлков городского типа для строительства и (или) обслуживания жилого дома, ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных.

Для совершенствования регулирования отношений в области охраны и использования земель на территории Республики Беларусь, в том числе порядка предоставления земельных участков при продаже недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности, расширения полномочий местных исполнительных комитетов в решении вопросов изъятия и предоставления земельных участков, Указом Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков» установлено, что земельные участки предоставляются:

– гражданам на праве временного пользования, пожизненного наследуемого владения, частной собственности или аренды;

– индивидуальным предпринимателям на праве аренды;

– юридическим лицам Республики Беларусь на праве постоянного или временного пользования, частной собственности или аренды;

– юридическим лицам, не являющимся резидентами Республики Беларусь, на праве аренды.

Вид вещного права, по которому может быть предоставлен земельный участок, определяется в соответствии с законодательными актами в зависимости от целей его использования и с учётом требований данного Указа.

Изъятие и предоставление земельных участков, как правило, осуществляются:

– сельскими, поселковыми исполнительными комитетами – из земель сельских населённых пунктов, посёлков городского типа гражданам для строительства и (или) обслуживания одноквартирного, блокированного жилого дома, для строительства (установки) временных индивидуальных гаражей (отдельным категориям граждан Республики Беларусь в соответствии с законодательством), ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных;

– районными исполнительными комитетами – из земель в границах районов для целей, связанных с ведением лесного, сельского, подсобного сельского хозяйства, традиционных народных промыслов, коллективного садоводства, дачного строительства, а также из земель городов районного подчинения, сельских населённых пунктов, посёлков городского типа, дачных кооперативов, садоводческих товариществ, за исключением земель, решение по которым принимается сельскими, поселковыми исполнительными комитетами;

– Минским городским исполнительным комитетом и городскими (города областного подчинения) исполнительными комитетами – соответственно из земель г. Минска и городов областного подчинения;

– областными исполнительными комитетами – из земель в границах области, за исключением земель, решение по которым принимается Минским городским, городскими (города областного подчинения), районными, сельскими, поселковыми исполнительными комитетами;

– администрациями свободных экономических зон – резидентам соответствующих свободных экономических зон в границах данных зон (если это право делегировано соответствующими областными, Минским городским и городскими (города областного подчинения) исполнительными комитетами).

Кроме того, Указом Президента Республики Беларусь № 667 установлено, что одновременно с принятием решения об изъятии и предоставлении земельных участков областные, Минский городской, городские (города областного подчинения), районные исполнительные комитеты, администрации свободных экономических зон в соответствии с их компетенцией по изъятию и предоставлению земельных участков при необходимости осуществляют перевод земельных участков из одних категорий в другие.

Указом Президента Республики Беларусь от 1 августа 2011 г. № 342 утверждена Государственная программа устойчивого развития села на 2011–2015 гг. [Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2011. – № 88. – 1/12739]. Её целью является обеспечение устойчивости социально-экономического развития села и улучшение его демографической ситуации на основе повышения экономической эффективности агропромышленного комплекса, развития предпринимательской инициативы, обеспечения сбалансированности внутреннего продовольственного рынка, наращивания экспортного потенциала, повышения доходов сельского населения, уровня социально-бытового и инженерного обустройства сельских населённых пунктов, сохранения и оздоровления экологии в них, привлечения и рационального использования инвестиций. Государственная программа включает 19 целевых программ, которые направлены на реализацию конкретных мероприятий в различных отраслях АПК (мелиорация земель, техническое обеспечение, молочная отрасль, птицеводство, свиноводство, картофелеводство, овощеводство, плодоводство, производство и переработка льна, племенное дело, селекция и семеноводство и другие). К 2015 г. планируется довести объёмы производства зерна до 12 млн т, сахарной свёклы – 5,5 млн, льноволокна – 60 тыс., семян рапса – 1,06 млн, картофеля – 7,75 млн, других овощей – 2,16 млн, молока – 10,7 млн, мяса скота и птицы (в живом весе) – 2 млн т. Экспортные поставки сельскохозяйственной продукции и продовольствия в 2015 г. составят 7,2 млрд долларов США. В социальной сфере села предусматриваются дальнейшее развитие инфраструктуры агрогородков в целях выполнения стандартов социально-бытовых услуг на селе и создание благоприятного режима для развития малого бизнеса, индивидуального предпринимательства, личных подсобных хозяйств граждан. Среднемесячная заработная плата работников АПК будет приближена к средней зарплате по стране. На реализацию Программы планируется выделить 29,7 трлн рублей бюджетных средств, в том числе на развитие производственной сферы – 27 трлн рублей, социальной – 2,7 трлн рублей. Кроме того, согласно Указу, на выполнение мероприятий целевых программ будет дополнительно направлено 15,3 трлн рублей бюджетных средств, в том числе на развитие АПК – 12,4 трлн, социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры – 2,9 трлн рублей, а также 67,8 трлн рублей кредитных средств. На строительство жилья на селе предусматривается выделить 6,2 трлн рублей.

На дальнейшее усиление защиты прав землепользователей, развитие предпринимательской инициативы и стимулирование деловой активности в Республике Беларусь был направлен Указ Президента Республики Беларусь от 23 сентября 2011 г. № 431 «О некоторых мерах по совершенствованию отношений в области изъятия, предоставления и использования земельных участков» [Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2011. – № 109. – 1/12955], которым внесены существенные изменения и дополнения в действующее земельное законодательство, упрощён порядок предоставления земель для реализации инвестиционных проектов, строительства и обслуживания объектов придорожного сервиса и др. В частности, землепользователи земельных участков, предоставленных для строительства и обслуживания жилого дома, квартиры, ведения личного подсобного хозяйства, получили право на основании решения местного исполнительного комитета одновременно использовать эти участки как по установленному целевому назначению, так и для ремесленной деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, предпринимательской деятельности. В целях дальнейшего вовлечения земельных участков в гражданский оборот гражданам Республики Беларусь предоставлено право приобретать у негосударственных юридических лиц земельные участки для строительства и обслуживания жилого дома, квартиры, которые находятся у них на праве частной собственности, а негосударственным юридическим лицам – у граждан, являющихся собственниками земельных участков, предоставленных для названных целей. В соответствии с нормами данного Указа граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица имеют право передавать в залог капитальные строения (здания, сооружения), незавершённые законсервированные капитальные строения, расположенные на арендованном земельном участке, независимо от внесения платы за право заключения договора аренды земельного участка. В целях предотвращения возможных случаев перепродажи земли, полученной на льготных условиях, Указом введены ограничения права граждан, получивших земельные участки как нуждающиеся в улучшении жилищных условий, отчуждать такие участки до истечения восьми лет со дня государственной регистрации возведённых на них жилых домов (за исключением отчуждения местным исполнительным комитетом).

В целях развития индивидуального жилищного строительства, сокращения количества не завершенных строительством жилых домов и дач, совершенствования регулирования отношений в области охраны и использования земель Указом Президента Республики Беларусь от 11 ноября 2011 г. № 520 «О некоторых мерах по совершенствованию отношений в области строительства, изъятия и предоставления земельных участков» [Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2011. – № 128. – 1/13071] с 1 марта 2012 г. возобновлено действие Указа от 7 февраля 2006 г. № 87 «О некоторых мерах по сокращению не завершённых строительством незаконсервированных жилых домов, дач» [Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. – № 124. – 1/7258; 2009. – № 41. – 1/10450; 2011. – № 128. – 1/13071] и закреплённого в данном Указе трёхлетнего срока строительства жилых домов и дач. При этом устанавлено, что с учётом материального положения гражданина и других уважительных причин указанный срок строительства может быть продлён местным исполкомом, но не более чем на два года. В Указе № 520 предусмотрена обязанность землепользователей, не имеющих возможности для завершения строительства жилого дома, дачи в течение установленного срока, осуществить консервацию не завершённых строительством объектов и благоустройство земельных участков. Однако срок такой консервации не может превышать трёх лет. На местные исполнительные органы возложена обязанность по выявлению жилых домов, дач, строительство которых не завершено в установленные сроки, и принятию мер по изъятию соответствующих земельных участков. Кроме того, в целях сохранения сельскохозяйственных земель, бережного к ним отношения и целевого использования, недопущения неоправданного изъятия из сельскохозяйственного оборота, согласно данному Указу, процедуры изъятия и предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для целей, не связанных с назначением этих земель, перевода таких земель в другие категории будут осуществляться облисполкомами только после согласования с Президентом Республики Беларусь места размещения соответствующих земельных участков.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 11 июля 2012 г. № 312 «О некоторых вопросах налогообложения и взимания арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности» был увеличен размер ежегодной арендной платы за земельные участки, занятые объектами сверхнормативного незавершённого строительства (за исключением законсервированных), с применением коэффициента, равного 2. Кроме того, администрациям свободных экономических зон было предоставлено право увеличивать (уменьшать), но не более чем в два раза, размер ежегодной арендной платы за земельные участки, расположенные в границах СЭЗ и предоставленные данными администрациями отдельным резидентам. При этом данная норма не распространяется на резидентов СЭЗ в течение всего срока реализации ими инвестиционных проектов [Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. – 17.07.2012. – 1/13622].

Наши рекомендации