Граждане Российской Федерации, лица без гражданства, иностранные граждане, юридические лица как субъекты земельных правоотношений.
Статья 3 ФЗ "О гражданстве" 2002г. дает следующее определение гражданства Российской Федерации: "устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей". Термин "граждане" используется в Земельном кодексе в общеупотребительном значении. В зависимости от контекста речь может идти о правах и свободах человека и гражданина или о гражданах (физических лицах) как субъектах вещных и иных прав на землю.
При этом ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" 2002г. определяет в ст.2 иностранного гражданина как "физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства гражданства (подданства) иностранного государства".
Лицом без гражданства, по смыслу того же закона, признается "физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства иностранного государства".
К иностранным гражданам и лицам без гражданства фактически применяется (без воспроизведения в тексте Земельного кодекса) норма ч.3 ст.62 Конституции РФ, в соответствии с которой, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором.
Права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков в Земельном кодексе определяются в ст.15, 22, 28, 30, 35, 36. При этом российское законодательство (ст.48 ГК РФ) понимает под юридическим лицом организацию, которая имеет в собственности, хозяйственном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может своим имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, иметь самостоятельный баланс или смету.
Развивая положение Земельного кодекса (п.3 ст.15) о том, что иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, "Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения" устанавливает, что иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды (ст.3).
Пункт 5 ст.28 устанавливает, что иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам в соответствии с данной статьей земельные участки предоставляются в собственность только за плату, размер которой устанавливается Земельным кодексом.
Пункт 12 ст.30 предусматривает, что иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам земельные участки для строительства могут предоставляться в порядке, установленном этой статьей, в соответствии с п.2 ст.5, п.3 ст.15, п.1 ст.22 и п.4 и 5 ст.28 Земельного кодекса.
Согласно п.5 ст.35 иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, находящихся на чужом земельном участке, имеют преимущественное право покупки или аренды земельного участка в порядке, установленном данной статьей, и в соответствии с п.2 ст.5., п.3 ст.15, п.1 ст.22 и п.4 и 5 ст.28 Земельного кодекса. Президент РФ может установить перечень видов зданий, строений, сооружений, на которые это правило не распространяется.
Наконец, в соответствии с п.9 ст.36 иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений имеют право на приобретение земельных участков в собственность в порядке, установленном данной статьей, и в соответствии с п.2 ст.5, п.3 ст.15 и п.4 и 5 ст.28 Земельного кодекса.
Длительное время земельно-правовой статус иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц практически не был определен в земельном законодательстве России. Ранее, в начале реформ, было установлено положение, согласно которому перечисленные лица в России могли лишь арендовать земельные участки. Из этого же до недавнего времени исходило и законодательство определенного числа субъектов Российской Федерации. Хотя по этому поводу было указано, что закрепление данных положений на уровне субъекта Федерации противоречит ст.62 Конституции РФ.
Земельный кодекс РСФСР не предусматривал права собственности и права пожизненного наследуемого владения иностранных граждан. Нормы ст.7 ЗК РСФСР, закрепившие порядок, согласно которому иностранные граждане могут выступать лишь арендаторами земельных участков, официально утратили юридическую силу 24 декабря 1993г. Необходимые условия для реализации инвестиционного потенциала земли и развития регулируемого оборота земель заложил Указ Президента РФ от 14 июня 1992г. №631, установивший порядок продажи земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий, а также участков, предоставленных гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности. Нормы п. 3 данного Указа признавали любых юридических и физических лиц, включая иностранных, покупателями земельных участков.
Закон "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" предоставлял право на создание крестьянского хозяйства и на получение земельного участка для этих целей только гражданину РСФСР, достигшему 18-летнеговозраста, имеющему опыт работы в сельском хозяйстве и сельскохозяйственную квалификацию либо прошедшему специальную подготовку. Аналогичные ограничения прав иностранных граждан содержались в Законе "О сельскохозяйственной кооперации", который предусматривал, что членами производственного кооператива могут быть граждане РФ, достигшие 16 лет, признающие устав производственного кооператива и принимающие личное трудовое участие в его деятельности.
Сравнительный анализ приведенных законов с актами земельного законодательства России начала ХХI века позволяет заключить, что в настоящее время государственная земельная политика изменилась в сторону существенного расширения прав иностранных граждан и лиц без гражданства.
Особое правовое положение среди иностранных граждан имеют граждане Республики Беларусь. В соответствии с Договором от 8 декабря 1999г. "О создании Союзного государства", заключенным между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, в Союзном государстве признаются и защищаются равным образом все формы собственности, признаваемые на территориях государств-участников, обеспечиваются равные права граждан на приобретение, владения, пользование и распоряжение имуществом. В Союзном государстве принимаются необходимые законодательные и иные меры по обеспечению равных прав, обязанностей и гарантий субъектам хозяйствования любых организационно-правовых форм, а также гражданам, обладающим статусом предпринимателя, в соответствии с законодательством государств-участников (ст.8).
4.3 Участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в отношениях, регулируемых земельным законодательством.
Наряду с гражданами и юридическими лицами возможными субъектами земельных правоотношений являются также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. Этому посвящены нормы п.1 ст.5 Земельного кодекса, в которых развиваются положения, содержащиеся в ст.124 ГК об участии Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством. При этом имеются в виду земельные отношения, субъектом которых является Российская Федерация. В качестве субъектов земельных отношений выделяются также субъекты РФ: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Поскольку земельное законодательство регулирует отношения в области государственного управления земель. Субъектами земельных отношений помимо указанных в п.1 ст.5 являются также государственной органы исполнительные власти.
К числу субъектов земельных правоотношений относятся также муниципальные образования - городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения или территория, в пределах которой в соответствии с Законом "Об общих принципах местного самоуправления" осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы.
Теория зафиксировала целый ряд особенностей, которыми обладают Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования как участники земельных правоотношений. При этом они вправе участвовать в земельных отношениях на равных началах с другими субъектами таких отношений - гражданами и юридическими лицами. В таком качестве государство и муниципальные образования отказываются от своей властной роли и принимают на себя обязательство, вступая в земельные отношения, подчиняться публичным и частным принципам и правилам земельного права. В земельных правоотношениях с гражданами и юридическими лицами Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования - участники земельного оборота выступают как равная сторона.
Развивая положения ст.ст.71, 72, 73 и 76 Конституции РФ Земельный кодекс в ст.9, 10 и 11 разграничил компетенцию и полномочия Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. Так, к ведению Российской Федерации Кодекс отнес:
установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений;
установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков;
государственное управление в области осуществления мониторинга земель, государственного земельного контроля, землеустройства и ведения государственного земельного кадастра;
установление порядка изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд;
изъятие для нужд Российской Федерации земельных участков, в том числе путем выкупа;
разработку и реализация федеральных программ использования и охраны земель;
управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности);
иные полномочия, отнесенные к полномочиям Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом, федеральными законами.
Упоминаемые в ст.9 иные полномочия, отнесенные к ведению Российской Федерации другими федеральными законами, закреплены, в частности, в Водном кодексе 1995 г., Лесном кодексе 1997 г., Законах об охране окружающей среды 2002 г., о плате за землю 1991 г., об основах градостроительства в Российской Федерации 1992 г., о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах 1995 г., об особо охраняемых природных территориях 1995 г., о мелиорации земель 1996 г., о государственном регулировании агропромышленного комплекса 1997 г., о безопасном обращении с пестицидами и ядохимикатами 1997 г.
В качестве примера таких полномочий, которые закреплены в других федеральных законах, можно сослаться на Водных кодекс РФ, которым предусматриваются основные сферы государственного управления и полномочия РФ в области использования и охраны водных объектов, существенно влияющие на земельные отношения:
водохозяйственные балансы - расчетные материалы, сопоставляющие потребность в воде с имеющимися на данной территории водными ресурсами (ст.75);
схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов (ст.76);
государственные программы по использованию, восстановлению и охране водных объектов - федеральные государственные, в том числе бассейновые, и территориальные государственные (ст.77);
государственный мониторинг водных объектов, государственный учет поверхностных и подземных вод и государственный водный кадастр (ст.78 79);
государственный контроль за использованием и охраной водных объектов (ст.81);
нормирование и лицензирование в области использования и охраны водных объектов (ст.82 и 83).
Субъектам РФ на основании ст.10 Земельного кодекса предоставляется следующая компетенция:
изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъекта Российской Федерации;
разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации;
управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.
В качестве примеров можно назвать: Закон Республики Калмыкия от 14 февраля 1992г. №293-1Х "О статусе региона "Черные земли"; Закон республики Адыгея от 27 апреля 1999г. №122 "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения в республике Адыгея"; Закон Ставропольского края от 7 апреля 1995г. № 4-КЗ "Об охране почв и земель, предотвращении их деградации".
Так, решением нижегородского областного представительного органа "Об утверждении программы приватизации земли и реорганизации сельскохозяйственных предприятий нижегородской области" было начато реформирование сельского хозяйства по нижегородской модели. По этому пути пошли многие хозяйства Ростовской, Рязанской, Орловской и ряда других областей, отразивших эту модель в своем законодательстве.
В соответствии со ст.11 Земельного кодекса к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся:
изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд;
установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований;
разработка и реализация местных программ использования и охраны земель;
управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности;
иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Законодательную основу деятельности органов местного самоуправления, наряду с Конституцией РФ, составляют Закон "О местном самоуправлении", Закон "об общих принципах местного самоуправлении", Федеральный закон от 25 сентября 1997г . "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" (СЗ РФ. 1997. №39. Ст.44640), уставы и конституции субъектов РФ, их законодательные акты, например, Закон Ставропольского края от 1 августа 2000 г. №34-КЗ "О порядке наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Ставропольского края и порядке контроля за их реализацией", Закон Республики Дагестан от 9 декабря 1996 г. №14 "О разграничении предметом ведения муниципальных образований", Закон Республики Адыгея от 8октября 1997 г. №58 "О местном самоуправлении", уставы муниципальных образований, отраслевые законодательные акты, в частности, ГК, градостроительный кодекс, Закон "О разграничении государственной собственности на землю", Водный кодекс.
Если ранее в Союзе ССР местные Советы составляли одну систему с вышестоящими звеньями Советов народных депутатов, то в настоящее время согласно ст.12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление - в пределах своих полномочий оно самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
В соответствии со ст.6 Федерального закона от 28 августа 1995г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, к которым относятся:
владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;
комплексное социально-экономическое развитие муниципального образованию (предполагающее сбалансированное развитие экономики и экологии);
регулирование и планирования и застройки территории муниципального образования (включающих использование природных ресурсов местного значения для обеспечения пожарной безопасности, рекреации и т.д.).
участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования;
обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании.
Содержание земельных правоотношений.
Содержание земельного правоотношения - это составляющие его субъективные права (правомочия) и обязанности. Название "субъективные" они получили потому, что принадлежат конкретным участникам правоотношений.
Содержание земельных правоотношений определяется наличием зафиксированных в законодательных нормах конкретных прав и обязанностей субъектов таких правоотношений. При этом право землепользователя нередко корреспондируется с их обязанностью. Например, праву собственности на землю корреспондирует обязанность охраны земли как объекта права собственности; праву целевого использования - обязанность использовать землю строго по целевому назначению; праву свободы хозяйствования - обязанность рационально хозяйствовать на предоставленном земельном участке.