Тема 4. граждане рф, иностранные граждане и лица без гражданства как субъекты административного права

Занятие 1. Общий административно-правовой статус человека

1. Административно-правовой статус человека. Административная правоспособность и дееспособность, основания их ограничения.

2. Основы административно-правового статуса гражданина Российской Федерации.

3. Административно-правовые гарантии защиты прав, свобод и законных интересов граждан.

4. Обращения граждан и их виды.

5. Порядок и особенности обращений граждан в Конституционный Суд Российской Федерации.

6. Порядок подачи и рассмотрения жалобы, адресованной Уполномоченному по правам человека.

Занятие 2. Специальные административно-правовые статусы

1. Специальные административно-правовые статусы граждан Российской Федерации, их виды и порядок приобретения.

2. Административная опека и статус ее субъектов.

3. Особенности административно-правового статуса вынужденных переселенцев.

4. Особенности административно-правового статуса беженцев.

5. Основы административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.

Задания

1. Между студентами Васильевым и Смирновым произошел спор. Васильев высказал мнение, что право стать Президентом РФ возникает у гражданина РФ с момента рождения, однако до достижения им 35 лет гражданин недееспособен осуществить это право. Смирнов не был согласен с таким утверждением. Он полагал, что, поскольку в соответствии со ст. 60 Конституции РФ гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет, нельзя говорить о соответствующей недееспособности гражданина, если только она не ограничена в установленном законом порядке. По мнению Смирнова, право стать Президентом РФ возникает у гражданина только в 35 лет. Возражая Смирнову и аргументируя свою позицию, Васильев сослался на Гражданский кодекс РФ, в соответствии с которым правоспособность гражданина возникает в момент его рождения. Смирнов же утверждал, что гражданская правоспособность человека не совпадает с его административной правоспособностью и что, согласно статье 17 Конституции РФ, только основные права человека принадлежат ему от рождения.

Кого Вы бы поддержали в этом споре?

2.Студент утверждал, что существуют следующие ограничения административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, пребывающих на территории РФ:

а) пребывающим на срок свыше 1 месяца виза на въезд выдается при условии предоставления ими сертификата об отсутствии у них ВИЧ-инфекции и сифилиса;

б) основанием для въезда является приглашение гражданина РФ и виза;

в) они не избираются в государственные органы и не назначаются на государственные должности государственной службы.

Проанализируйте утверждение студента.

3. Граждане Украины Шевченко, Павленко и Кавиденко, прожи­вающие на территории России, решили поступить на государ­ственную службу в РФ. Шевченко прошел конкурс на замещение должности доцента Академии Управления при Президенте РФ и стал преподавателем английского языка. Павленко захотел стать военным и заключить контракт с МО РФ, а Кавиденко предло­жил свои услуги Министерству промышленности и тор­говли РФ и попросил назначить его представителем по экспорт­ным торговым операциям РФ на Украине, так как опыт работы на данной должности он уже имел ранее в Министерстве торгов­ли Украины.

В результате Павленко и Кавиденко было отказано в приеме на государственную службу, хотя они и ссылались на ст. 19 Кон­ституции РФ.

Каково ваше мнение о сложившейся ситуации?

4. Козлова обратилась в суд с жалобой на неправомерные дейст­вия миграционной службы г. Москвы. Она указала на то, что в 1995 г. из-за военных действий она вынуждена была уехать из г. Грозного и прибыть к своим знакомым в г. Москву, но в нарушение ее прав миг­рационная служба г. Москвы отказала ей в предоставлении статуса вынужденного переселенца. Свой отказ миграционная служба обо­сновывала тем, что статус вынужденных переселенцев в Москве могут получить лица, имеющие в Москве близких родственников, за­регистрированных по месту жительства и давших письменное согла­сие на регистрацию по месту пребывания вынужденных переселенцев на срок не менее года.

Каково Ваше мнение относительно отказа миграционной службы?

5. Гражданин Уваров прибыл со своей семьей в Курскую область из Таджикистана и направил в территориальный орган миграционной службы заявление (ходатайство) с просьбой о признании его и членов его семьи беженцами на территории Российской Федерации и выдаче свидетельства о признании его беженцем на территории Российской федерации. Должностное лицо, уполномоченное рассматривать такие заявления, отказало в оформлении и выдаче свидетельства, так как он не имеет решения о выдаче свидетельства, принятого по результатам предварительного рассмотрения ходатайства Уварова о признании его беженцем на территории России.

Уваров направил в суд жалобу на действия должностного лица миграционной службы.

Каково Ваше мнение по данному вопросу?

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ К ТЕМЕ 4

1. Конституция Российской Федерации.

2. Конвенция о статусе беженцев (Женева, 28 июля 1951 г.).

3. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I) от 8 июня 1977 г.

4. Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам (Москва, 24 сентября 1993 г.).

5. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев (Москва, 2 июня 1993 г.).

6. Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении».

7. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».

8. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».

9. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».

10. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

11. Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»

12. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

13. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

14. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

15. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

16. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»

17. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

18. Федеральный закон от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».

19. Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-I «О государственной тайне».

20. Закон РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

21. Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

22. Закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 «О вынужденных переселенцах»

23. Закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О беженцах».

24. Закон РФ от 14 июля 1992 г. № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании».

25. Закон РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции».

26. Указ Президента РФ от 21 июля 1997 г. № 746 «Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища».

27. Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 1325.

28. Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 713 «О порядке оказания содействия лицам, получившим свидетельство о регистрации ходатайства о признании их вынужденными переселенцами, и вынужденным переселенцам в обеспечении проезда и провоза багажа, а также выплаты соответствующей компенсации малообеспеченным лицам из числа указанных граждан».

29. Постановление Правительства РФ от 24 марта 2003 г. № 167 «О порядке представления гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранных граждан и лиц без гражданства на период их пребывания в Российской Федерации».

30. Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на работу, утв. постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2002 г. № 941.

31. Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство, утв. постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2002 г. № 794.

32. Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание, утв. постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2002 г. № 789.

33. Постановление Правительства РФ от 8 ноября 2000 г. № 845 «Об утверждении Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации».

34. Постановление Правительства РФ от 28 мая 1998 г. № 523 «О свидетельстве о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу».

35. Постановление Правительства РФ от 22 февраля 1997 г. № 199 «Об утверждении порядка выдачи и формы свидетельства о регистрации ходатайства о признании лица вынужденным переселенцем и удостоверения вынужденного переселенца».

36. Положение о порядке оформления, выдачи и обмена удостоверения беженца, утв. постановлением Правительства РФ от 12 декабря 1995 г. № 1227.

37. Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713.

38. Перечень территорий Российской Федерации с регламентированным посещением для иностранных граждан, утв. Постановлением Правительства РФ от 4 июля 1992 г. № 470.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ 4

1. Бойцова В.В., Бойцова Л.В. Комментарий к Федеральному конституционному закону «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». М.: Норма, 1997.

2. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М.: МГУ, 1997.

3. Витрук, Кестьо, Фролов и др. Граждане и органы исполнительной власти. Доступ, информирование, обжалование. М.: Юристъ, 2001.

4. Буров В.С., Емельянов М.В., Ломидзе О.Г. и др. Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Комментарий, справочные материалы, образцы документов. Ростов-н/Д: Феникс; М.: Зевс, 1997.

5. Васильева Т.А., Карташкин В.А., Салищева Н.Г. и др. Права человека / Под ред. Е.А. Лукашевой. М.: Норма - ИНФРА-М, 1999.

6. Жуйков В.М. Судебная защита прав граждан и юридических лиц. М.: Городец, 1997.

7. Зубенко В.М. Уполномоченный по правам человека как институт конституционного и административного права // Административное право: теория и практика. Укрепление государства и динамика социально-экономического развития. ВНИИСЗ. М., 2002.

8. Кондрашов Б.П., Соловей Ю.П., Черников В.В. Комментарий к Закону Российской Федерации «О милиции». М.: Проспект, 2003.

9. Лучин В.О., Доронина О.Н. Жалобы в Конституционный Суд Российской Федерации. М.: Закон и право, 1998.

10. Осинцев Д.В. Проблемы справедливой судебной защиты прав граждан и организаций во взаимоотношениях с исполнительной властью // Российский юридический журнал. 1998. № 4.

11. Хаманева Н.Ю. Защита прав граждан в сфере исполнительной власти. М.: ИГПРАН, 1997.

12. Хаманева Н.Ю. Уполномоченный по правам человека – защитник прав граждан. М.: ИГПРАН, 1998.

Наши рекомендации