Налог на имущество физических лиц. Налогоплательщики. Физические лица – граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, имеющие на территории РФ в собственности имущественные объекты

Установлен Законом РФ от 09.12. 1991 № 2003-1 «О налоге на имущество физических лиц».

Налогоплательщики. Физические лица – граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, имеющие на территории РФ в собственности имущественные объекты, определяемые законом в качестве объектов налогообложения.

Объект налогообложения. Находящиеся в собственности физических лиц строения, помещения и сооружения.

Налоговая ставка. Ставка устанавливается представительными органами власти местного самоуправления в зависимости от инвентаризационной стоимости, а в случае, если таковая не определялась, - от стоимости, определяемой по обязательному страхованию.

Определение КС РФ от 24.11.05 № 493-0. Заявитель оспорил конституционность п. ст.3 Закона РФ «О налоге на имущество физических лиц, так как в нем не раскрыто содержание понятия «инвентаризационная стоимость имущества».

Как указал КС, фактически заявитель просит КС РФ раскрыть в Законе РФ «О налоге на имущество физических лиц» понятие инвентаризационной стоимости, а также изменить стоимостной показатель, на основе которого рассчитывается налоговая база, то есть заменить инвентаризационную стоимость имущества на его рыночную стоимость. Разрешение этих вопросов является исключительным правом законодателя и не входит в компетенцию КС РФ.

ЗНС предусмотрено установление ставок в пределах следующих размеров:

Стоимость имущества Ставка налога

До 300 тыс. руб. До 0,1%

От 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб. От 0,1% до 0,3%

Свыше 500 тыс. руб. От 0,3% до 2,0%

Льготы по налогу. От уплаты налога освобождаются, в частности, следующие категории граждан:

-Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации;

-инвалиды;

-ветераны боевых действий;

-граждане, уволенные с военной службы, имеющие общую продолжительность военной службы не менее 20 лет;

-лица, подвергшиеся ядерному воздействию;

-родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей.

Налогом не облагаются следующие категорий строений, помещений, сооружений:

-расположенные на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан жилые строения жилой площадью до 50кв.м и хозяйственные строения и сооружения общей площадью до 50кв.м;

-специально оборудованные строения, помещения, сооружения (включая жильё) принадлежащие деятелям культуры, искусства, народным мастерам на праве собственности и используемые исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также с жилой площади, используемой для организации открытых для посещения негосударственных организаций культуры, - на период такого их использования.

Постановление КС РФ от 07.02.02 № 13-0. Льгота по налогу на имущество физических лиц должна применяться расширительно и распространяться на имущество, прямо в законе не указанное (квартиры).

Органы государственной власти и местного самоуправления (кроме городов районного подчинения) имеют право уменьшать размеры ставок и устанавливать дополнительные льготы как для категорий налогоплательщиков, так и для отдельных налогоплательщиков.

Городские (городов районного подчинения), поселковые, сельские органы местного самоуправления могут предоставлять льготы только отдельным налогоплательщикам.

Если право на льготу возникает в течение года, налогоплательщики освобождаются от уплаты налога с того месяца, когда возникло право на льготу.

При утрате права на льготу в течение года обложение налогом начинается с месяца, следующего за утратой этого права.

Порядок исчисления и уплаты налога. Налог исчисляется налоговыми органами на основании данных об инвентаризационной стоимости объектов по состоянию на 1 января каждого года, а в случае, если таковая не определялась, - по стоимости, определяемой для расчета суммы по государственному обязательному страхованию.

За объекты, находящиеся в общей долевой собственности нескольких собственников, налог уплачивается каждым из собственников соразмерно его доле.

За объекты, находящиеся в общей совместной собственности без определения долей, налог уплачивается одним из собственников по соглашению между ними.

В случае несогласованности налог уплачивается каждым собственником в равных долях.

За имущество, перешедшее по наследству, налог взимается с наследников с момента открытия наследства.

При переходе права собственности на строение, здание, сооружение в течение календарного года налог уплачивается первоначальным собственником с 1 января этого года до начала месяца, в котором он утратил право собственности, а новым собственником – начиная с месяца, в котором у последнего возникло право собственности.

При возникновении права на льготу в течение календарного года перерасчет налога производится с месяца, в котором возникло это право.

Платежные извещения на уплату налога вручаются налогоплательщикам ежегодно не позднее 1 августа.

Налог уплачивается равными долями в два срока – не позднее 15 сентября и 15 ноября.

Тесты для самопроверки:

1. Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются:

А) исключительно индивидуальные предприниматели;

В) исключительно физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями;

С) физические лица, имеющие в собственности имущественные объекты, определяемые законом в качестве объектов налогообложения.

2. Объектами налогообложения налогом на имущество физических лиц признаются находящиеся в собственности физических лиц:

А) строения, помещения, сооружения, транспортные средства;

В) строения, помещения, сооружения;

С) транспортные средства, за исключением автомобилей.

3. Налог на имущество физических лиц исчисляется:

А) налоговыми органами;

В) налогоплательщиками;

С) сборщиками налога.

4. Если право на льготу по налогу на имущество физических лиц возникает в течение года, налогоплательщики освобождаются от уплаты налога

А) с начала следующего квартала;

В) с начала текущего календарного года;

С) с месяца, в котором возникло право на льготу.

5. За объекты, находящиеся в общей долевой собственности нескольких собственников, налог на имущество физических лиц уплачивается:

А) каждым из собственников соразмерно его доле;

В) собственником, назначенным налоговым органом;

С) одним из собственников по соглашению между ними.

6. Ставка налога на имущество физических лиц устанавливается в зависимости:

А) от категории объекта налогообложения;

В) от инвентаризационной стоимости объекта налогообложения;

С) от категории налогоплательщиков.

7. За имущество, перешедшее по наследству, налог на имущество физических лиц взимается с наследников:

А) с момента открытия наследства;

В) с начала года, следующего за годом открытия наследства;

С) с начала года открытия наследства.

8. Платежные извещения на уплату налога на имущество физических лиц вручаются налогоплательщикам:

А) по истечении каждого полугодия;

В) ежеквартально;

С) ежегодно не позднее 1 августа.

9. Иностранные граждане, а также лица без гражданства, имеющие на территории РФ в собственности объекты налогообложения налогом на имущество физических :

А) не признаются налогоплательщиками;

В) признаются налогоплательщиками;

С) не признаются налогоплательщиками лица без гражданства.

Задачи

Задача 1

По наследству, открывшемуся 10.02.2006 г., к гражданину перешло право собственности на жилое помещение.

Инвентаризационная стоимость унаследованного помещения по состоянию на 01.01.2006 определена в сумме 350 тыс. рублей.

Действующая ставка налога на имущество физических лиц составляет 0,2%.

С 07.04.2006 по 16.07.2006 помещение использовалось наследником для организации открытой для посещения негосударственной галереи.

Исчислите сумму налога на имущество физических лиц, подлежащую уплате наследником за 2006 год.

Задача 2

В общей долевой собственности граждан А., В., С., Д. находится гараж, инвентаризационная стоимость которого по состоянию на 01.01.2006 год определена в сумме 400 тыс. рублей.

Доли собственников составляют: А. – 50%, В. – 25%, С. – 15%, Д. – 10%.

Гражданин А. – военнослужащий, уволенный с военной службы по состоянию здоровья, имеющий продолжительность военной службы 21 год, гражданин В. – деятель искусства, гражданин С. - пенсионер по старости с 01.06.2006 г., гражданин Д. - пенсионер по старости с 01.09.2005 г.

Гараж используется собственниками по прямому назначению.

Действующая ставка налога на имущество физических лиц составляет 0,1%.

Исчислите сумму налога на имущество физических лиц, подлежащую уплате каждым собственником за 2006 год при условии представления всех документов, подтверждающих права на льготы..

Задача 3

В общей собственности граждан А., В., С., Д., Е., находится сооружение, инвентаризационная стоимость которого по состоянию на 01.01.2006 определена в сумме 500 тыс. рублей. Доли собственников не определены.

Гражданин Е.. – участник боевых действий в Афганистане, подтверждающие документы в налоговый орган представлены.

Действующая ставка налога на имущество физических лиц составляет 0,1%.

Соглашения между собственниками по поводу уплаты налога одним из них нет.

Исчислите сумму налога на имущество физических лиц, подлежащую уплате каждым собственником за 2006 год.

Тема 7. Налоговое планирование

Понятие налогового планирования

Налоговое планирование (оптимизация налогообложения, минимизация налогообложения, налоговая экономия) – организация деятельности налогоплательщика, обеспечивающая минимизацию его налоговых обязательств на определённый налогоплательщиком период времени без нарушения законодательства.

Налоговое планирование означает выбор между различными вариантами деятельности экономического субъекта и размещения его активов для достижения возможно более низкого уровня возникающих при этом налоговых обязательств. В основе налогового планирования лежит максимально полное и правильное использование всех установленных законом льгот, изъятий, оговорок, а также оценка позиции налоговых органов и органов судебной системы.

Законность способов осуществления налогового планирования отличает налоговое планирование от уклонения от уплаты налогов.

Налоговое планирование может включать в себя оптимизацию налогообложения, планирование сумм и видов налогов, подлежащих уплате, проверку правильности исчисления налогов, применения налоговых льгот, обеспечение соблюдения сроков уплаты налогов.

Целью налогового планирования является достижение максимальных финансовых результатов при минимальном выбытии активов, что определяет комплексное налоговое планирование как неотъемлемую часть финансового планирования.

Право налогоплательщика осуществлять деятельность, направленную на правомерное уменьшение своих налоговых обязательств основано на праве каждого защищать свои охраняемые законом права любыми не запрещёнными законом способами. Гражданское законодательство РФ предусматривает право собственника по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие правовым актам и не нарушающие охраняемые законом права и интересы других лиц.

Применение налогового планирования позволяет повысить возможности для дальнейшего развития экономического субъекта. Снижение налогового бремени в результате применения, не противоречащих закону способов снижения налоговых обязательств даёт экономическому субъекту дополнительные возможности для максимального увеличения доходности финансово-хозяйственной деятельности для дальнейшего развития производства.

Составные части налогового планирования:

- определение главных принципов;

- анализ проблем о постановка задач;

- определение основных инструментов, которые может применить экономический субъект;

- разработка и принятие схемы;

- осуществление деятельности в соответствии с разработанной и принятой схемой.

При осуществлении мероприятий по налоговому планированию необходимо иметь в виду, что бремя налогообложения конкретным налогом определяется не только долей данного налога в общей сумме платежей, но и порядком исчисления и уплаты налога.

В частности, ЕСН более обременителен, чем налог на прибыль организаций, хотя сумма платежей по ЕСН за календарный год обычно меньше, чем сумма налога на прибыль.


Этапы налогового планирования

В налоговом планировании условно различают несколько этапов.

Первый этап. На первом этапе определяется совокупная налоговая нагрузка экономического субъекта и сравнивается со средней величиной налоговой нагрузки в сопоставимых условиях. В деловом обороте совокупная налоговая нагрузка определяется как процентное соотношение доходов и совокупных налоговых платежей за определённый налоговый период. При определении совокупной налоговой нагрузки принято не учитывать налоговые платежи, уплачиваемые экономическим субъектом как налоговым агентом, хотя такой подход к определению совокупных налоговых платежей приводит к искажению реального показателя налоговой нагрузки, так как источником исключаемых платежей фактически являются активы налогового агента. Подобное искажение особенно существенно для производителей трудоёмкой и (или) интеллектуально ёмкой продукции со значительной долей выплат физическим лицам в общей сумме расходов, связанных с производством и (или) реализацией. В меньшей мере, но всё же существенным подобное искажение может оказаться для экономических субъектов, выплачивающих доходы иностранным организациям, не ведущим деятельности на территории РФ через постоянное представительство.

Затем выполняются анализ проблем и постановка задач налогового планирования. Данная часть налогового планирования основывается на рассмотрении законодательства стран, в которых осуществляется деятельность экономического субъекта, оценивается сумма налоговых обязательств за определённый период времени, определяются направления налоговой оптимизации – конкретные налоги, отчисления по которым можно уменьшить за счёт проведения законных операций. Тщательному анализу подвергаются доли уплачиваемых налогов. При этом анализируются доли каждого из налогов в совокупной сумме уплаченных налоговых платежей. По данным проведенного анализа становится возможным выявить налоги, составляющие наибольшую долю, и при дальнейшем осуществлении налогового планирования уделить больше внимания именно этим налогам. Например, если выяснится значительность доли НДС в совокупной налоговой нагрузке, то целесообразно избрать приоритетным направлением налогового планирования правоотношения, связанные с исчислением и уплатой НДС. При этом необходимо убедиться в том, что действующее законодательство допускает возможность осуществления предполагаемых мероприятий.

Российское законодательство о налогах и сборах развивается в направлении всестороннего ограничения возможности осуществления законных мероприятий налогового планирования. Диспозитивные нормы законодательства о налогах и сборах, имеющие существенное значение для целей налогового планирования заменяются императивными нормами.

Второй этап.На втором этапе выбираются инструменты налогового планирования, позволяющие воспользоваться не противоречащими законодательству наиболее выгодными с позиций возникающих налоговых последствий условиями ведения деятельности. К наиболее распространённым инструментам налогового планирования относятся:

- предусмотренные законодательством налоговые льготы;

- оптимальная с позиций налоговых последствий форма договорных отношений применительно к осуществляемым видам деятельности;

- цены сделок;

- дифференциация налоговых ставок по видам налогов;

- специальные налоговые режимы;

- правила, предусмотренные международными соглашениями по вопросам налогообложения;

- методы определения налоговой базы по конкретным налогам.

Третий этап. На третьем этапе для организации системы своевременного и правильного налогового планирования как индивидуального, так и взаимосвязанного, создаётся схема налогового планирования. Предполагается, что созданная схема будет применяться экономическим субъектом в течение календарного года. Схема налогового планирования представляет собой оптимальную структуру организации деятельности экономического субъекта, выработанную с учётом соответствующих требований законодательства в качестве варианта оптимизации налогообложения. При осуществлении налогового планирования необходимо учитывать вероятность изменений в законодательстве: расширение круга налогоплательщиков, изменение состава объектов налогообложения, изменение ставок, отмену льгот.

В частности, определение срока применения схемы одним календарным годом обусловлено тем обстоятельством, что акты законодательства о налогах и сбора, вносящие изменения и дополнения в правила исчисления и уплаты федеральных налогов, по большей части вводятся в действие с начала календарного года

Четвёртый этап. Четвёртым, заключительным этапом является осуществление деятельности экономического субъекта в соответствии с разработанной и принятой схемой. Экономическому субъекту необходимо придерживаться принятой схемы, а при существенных изменениях внешних условий разработать новую схему, вернувшись к первому этапу налогового планирования.


Способы налогового планирования

Налоговое планирование основывается на максимальном использовании установленных законом налоговых льгот, а также на учёте основных направлений налоговой, бюджетной, инвестиционной политики государства.

Налоговое планирование не может быть поводом для применения к налогоплательщику санкций со стороны государства. Тем не менее, правоприменительная практика свидетельствует об изменении налоговыми органами и судами юридической квалификации действий, связанных с применением инструментов налогового планирования, на действия, преследующие целью уклонение от уплаты налогов.

В условиях действующего законодательство о налогах и сборах РФ, существенно ограничивающего возможности налогового планирования, применимы следующие способы налогового планирования:

- использование пробелов законодательства;

- применение налоговых льгот;

- выбор формы деятельности;

- правильное формирование учётной политики для целей налогообложения;

- применение оффшоров;

- применение льготных предприятий;

- изменение срока уплаты налогов;

- правильная организация сделок.

Использование пробелов законодательства. .Применение способа использования пробелов законодательства возможно только на относительно короткий срок. Постоянное внесение изменений и дополнений в НК РФ и некоторые законодательные акты о налогах устраняет имеющиеся пробелы.

Примеры устранения пробелов законодательства в отношении НДС:

-включение в состав объектов налогообложения НДС операций по реализации имущественных прав;

- включение в состав налоговой базы выплат по договорам страхования рисков неисполнения обязательств покупателями товаров, операции по реализации которых облагаются НДС;

-лишение права на вычет по НДС налогоплательщиков, использующих в расчётах за приобретённые товары вексель третьего лица, полученный в обмен на собственный вексель.

Прежде, чем начать применять указанный способ, необходимо определить, действительно ли существует пробел в законодательстве. Распространённой ошибкой является рассмотрение правоотношений, регулируемых законодательство о налогах и сборах РФ, с позиции актов, регулирующих ведение бухгалтерского учёта.

Сообщение секретариата КС РФ от 11.10.04. Использование пробелов законодательства для минимизации налогов недопустимо, поскольку является злоупотребительным вариантом осуществления субъективных прав.

Применение налоговых льгот. В соответствии с НК РФ имеет право использовать льготы при наличии оснований. Иначе говоря, применение налоговой льготы осуществляется на основании волеизъявления налогоплательщика, которое опирается на восприятие налогоплательщиком норм НК РФ. Таким образом, от компетенции налогоплательщика зависит вероятность неправомерного применения льготы, имеющего следствием начисление пени.

Положительный эффект от применения налоговой льготы может быть ниже ожидаемого или полностью сведён на нет необходимостью соблюдения условий применения льготы, требующих трудовых или имущественных затрат, как например лицензирование, аккредитация, ограничение правоспособности.

Например, ведение лицензируемого вида деятельности распространяет на экономический субъект подконтрольность органу, выдавшему лицензию.

В отдельных случаях неприменение льготы может быть экономически более оправданным, нежели её использование.

Например, если использование льготы по имущественному налогу сопряжено с использованием имущественного объекта для низкодоходного вида деятельности.

Распространённым заблуждением участников налоговых правоотношений является отождествление налоговых льгот с изъятиями из общих правил налогообложения. Льготы представляются отдельным категориям налогоплательщиков, а изъятия из общих правил устанавливаются в отношении тех или иных элементов налогообложения.

Например, льготы по ЕСН установлены исключительно для работодателей, использующих труд инвалидов при соблюдении условий, установленных НК РФ, а перечень сумм, не подлежащих налогообложению ЕСН, предназначен для применения всеми категориями налогоплательщиков.

Одно из направлений налоговой политики России, связанное с развитием принципа всеобщности и равенства налогообложения, находит отражение в сокращении количества льгот по конкретному налогу или же в полной отмене льгот.

Например, из федеральных налогов льготы предусмотрены только в отношении ЕСН, при этом сам перечень льгот существенно сокращён по сравнению с установленным ранее.

Выбор формы деятельности. Выбор формы деятельностиосновывается на особенностях налогообложения различных форм деятельности. В условиях действующего законодательства о налогах и сборах возможности применения данного способа крайне ограничены ввиду применения при исчислении конкретных налогов единых налоговых ставок и единых правил определения налоговой базы для всех категорий налогоплательщиков.

Например, ставка налога на прибыль одинакова вне зависимости от видов деятельности, налоговая база по НДС определяется одинаково как для оптовой, так и для розничной торговли.

Существенно ограничила возможности данного способа налогового планирования постепенная отмена льгот и иных преимуществ для НКО.

Действующее законодательство о налогах и сборах сводит выбор формы деятельности к использованию организациями в своих схемах налогового планирования взаимозависимых лиц, налогообложение которых осуществляется по более низким ставкам. В частности, во всевозможных рекомендациях по оптимизации налогообложения предлагается использовать индивидуальных предпринимателей, доходы которых облагаются по ставке 13%, в отличие от ставки налога на прибыль организаций, составляющей 24%, переводя на них часть доходов организации через расходы по сделкам с подобными лицами. При этом не учитывается, что вовлечение индивидуального предпринимателя в схему налогового планирования организации может оказаться бессмысленным из-за необходимости организации возмещать индивидуальному предпринимателю возникающие у него налоговые потери по ЕСН.

Получившее распространение оформление сотрудников организации как индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, в целях минимизации налогообложения сопряжено с риском признания судами договоров с индивидуальными предпринимателями трудовыми соглашениями с вытекающими налоговыми последствиями.

Постановление ФАС ВСО от 01.04.03 № А33-2391/02-СЗа-Ф02-792/03-С1. При повременных расчетах с индивидуальным предпринимателем соглашение между ним и организацией признается трудовым.

Постановление ФАС ПО от 20.07.04 № А12-4849/04-С51. Наличие заявления о приеме на работу от индивидуального предпринимателя является основанием для признания соглашения между ним и организацией трудовым.

Правильное формирование учётной политики. Введение в НК РФ качестве самостоятельного понятия учётной политики для целей налогообложения, а также наличие в нём элементов налоговой политики, по которым возможно применение одного из установленных вариантов, существенно повысили значение данного способа налогового планирования. Суть формирования учётной политики состоит в том, чтобы из возможных вариантов выбрать наиболее выгодный для налогоплательщика.

Вместе с тем, сфера воздействия учётной политики на налоговые правоотношения ограничена. В наибольшей мере учётная политика связана с учётом доходов и расходов для цели исчисления налога на прибыль организаций. При этом принципиальный вопрос, связанный с выбором метода признания доходов и расходов решается вне зависимости от положений учётной политики.

Например, положение учетной политики, предусматривающее учет выручки от реализации работ с длительным производственным циклом (капитальное строительство, НИОКР) по факту сдачи заказчику готовой продукции не освобождает от учета в составе объекта налогообложения по НДС и налогу на прибыль завершенных этапов выполненных работ.

Введение с 01.01.2006 обязательного определения налоговой базы по НДС по дате отгрузки снизило роль учётной политики, поскольку НДС является наиболее обременительным налогом из действующих в России.

Применение оффшоров. Суть данного способа состоит в том, что налогооблагаемые активы выводятся в организации, зарегистрированные в зонах с льготным налогообложением (оффшорных зонах). Оффшорные зоны устанавливают для созданных в их рамках образований низкие налоги или вовсе не устанавливают налогов.

Использование оффшорных компаний основывается на следующих методах:

-перераспределение прибыли – накопление прибыли в странах с низкими налогами (экспорт, строительство);

- занижение прибыли – увеличение расходов за счёт включения в них издержек от сотрудничества с оффшорными образованиями (кредитование, лизинг).

Поскольку оффшоры расположены за пределами РФ, применение оффшоров не только требует существенных затрат, но и сопряжено с риском юридической квалификации действий налогоплательщика как противоправных.

Существенным обстоятельством для цели применения данного способа налогового планирования является направленность политики государства на пресечение вывоза капитала за рубеж и контроль за ввозом капитала из-за рубежа.

Распространённым заблуждением является отождествление с оффшорами низконалоговых зон, действующих на территории России. Ведение деятельности в подобных зонах сопряжено с выполнением тех или иных обязательных условий, установленных на уровне нормативного правового акта, учреждающего конкретную зону.

Постановление ФАС УО от 17.02.05 № Ф09-303/05-АК. Налоговый орган оспорил правомерность применения налоговых льгот, предусмотренных Положением о зоне экономического благоприятствования «Агидель», так как налогоплательщик не осуществлял деятельность непосредственно на территории г. Агидель.

Суд признал позицию налогового органа неправомерной, сославшись на решение Европейского суда по делу «Centro», в соответствии с которой факт того, что организация не осуществляет никакой деятельности по месту регистрации и всю деятельность осуществляет в стране места нахождения филиала, сам по себе не является злоупотреблением свободой места выбора.

Признание судом нарушения налогоплательщиком условий деятельности в такой зоне не только сводит на нет всю налоговую экономию, но и влечёт дополнительные финансовые потери за счёт штрафов и пени.

Постановления Президиума ВАС РФ от 25.01.05 № 10750/04, от 25.01.05 № 19767/04. Налогоплательщик акциза сдал в аренду мощности для производства нефтепродуктов арендатором, зарегистрированным в оффшорной территории г. Байконур. Арендатор производил на этих мощностях нефтепродукты, но акциза не уплачивал. Налоговый орган обратился в суд о признании сделок недействительными, так как сделки были совершены с целью, противной основам правопорядка, поскольку весь цикл производства нефтепродуктов осуществлялся силами арендодателя. Суд удовлетворил иск налогового органа.

ВАС указал, что признание сделок недействительными означает отсутствие между сторонами хозяйственных связей. Довод о том, что признание договора недействительным само по себе не предрешает вопроса о фактическом производителе подакцизной продукции, неправомерен. Несмотря на заключенные договоры, ВАС ввел категорию фактического собственника продукции.

Применение льготных предприятий. Суть данного способа состоит в том, что основная налоговая база выводится в предприятия, которым законодательство о налогах и сборах РФ предоставляет льготные условия налогообложения. Место данного способа в системе налогового планирования незначительна, так как льготные условия налогообложения ЕСН, а также отдельными региональными и местными налогами предусмотрены только для предприятий, созданных общественными объединениями инвалидов и использующих труд инвалидов.

Изменение срока уплаты налогов. Возможность использования данного способа налогового планирования ограничивается НДС .и налогом на прибыль организаций.

По налогу на прибыль организаций предусмотрена возможность перехода при определенных условиях на кассовый метода учёта доходов и расходов, дающий возможность уплачивать налог после реального поступления денег.

Установление с 01.01.2007 года единого для всех налогоплательщиков НДС налогового периода продолжительностью в один квартал ставит всех налогоплательщиков в равные условия, что соответствует основным началам законодательства о налогах и сборах..

Правильная организация сделок. Данный способ налогового планирования основывается на применении норм законодательства, обеспечивающих соблюдение интересов налогоплательщика в налоговых правоотношениях.

Например, в зависимости от квалификации сделки с иностранным контрагентом как оказания услуг или агентирования к российскому участнику будут применяться разные нормы налогообложения НДС.

Существенным достоинством данного способа является возможность снижения налоговой нагрузки без каких-либо дополнительных затрат.

Вместе с тем, организация сделок, направленных на снижение налоговой нагрузки, может привести к выбытию активов в размере, превосходящем экономическую выгоду от снижения или полного предотвращения налоговых платежей.
Например, в целях экономии на уплате того или иного имущественного налога предприятие может отказаться от приобретения основного средства в собственность, взяв его в аренду. Если арендодатель является субъектом предпринимательской деятельности, он также является налогоплательщиком того же имущественного налога и установит размер арендной платы с учётом этого налога.

Возможности применения данного способа резко ограничились из-за введения в НК РФ норм, регулирующих налогообложение целевых поступлений (целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций, грантов, пожертвований, благотворительной помощи).

Например, выплаты грантополучателем физическому лицу в рамках условий перечисления гранта признаются доходом физического лица для целей налогообложению НДФЛ, выплаты получателем безвозмездной помощи организации за выполнение работ, предусмотренных международным соглашением о безвозмездной помощи облагаются НДС. .

Судебная практика по налоговым спорам свидетельствует о том, что сделка, не противоречащая законодательству, но направленная исключительно на минимизацию налоговых платежей, может квалифицироваться судом как фиктивная.

Как следствие, участие в такой сделке может квалифицироваться как попытка уклонения от уплаты налогов.

Сообщение секретариата КС РФ от 11.10.04. Субъекты предпринимательской деятельности вправе применять в рамках свободы экономической деятельности различные гражданско-правовые средства (вексель, договор займа, уступку права требования, реорганизацию юридического лица и т.д.). Однако, осуществляя субъективные права, они должны учитывать, что при этом они могут выйти за рамки собственно частных отношений затронуть сферу публичных (фискальных) интересов. И когда имеет место очевидное игнорирование этих интересов, может иметь место злоупотребление предоставленными субъективными правами.

Российское законодательство о налогах и сборах развивается в направлении всестороннего ограничения возможности осуществления законных мероприятий налогового планирования. Диспозитивные нормы законодательство о налогах и сборах, имеющие существенное значение для целей налогового планирования заменяются императивными нормами.

Например, обязательность учёта момента определения налоговой базы по НДС по отгрузке лишает налогоплательщиков наиболее существенно влиять на оптимизацию расчётов по НДС. Вместе с тем, право на применение налогового вычета вне зависимости от завершения расчётов с поставщиком улучшает положение налогоплательщиков.

Таким образом, цель налогового планирования может быть достигнута лишь при неукоснительном следовании правилам, установленным законодательством о налогах и сборах с учётом судебной практики по налоговым спорам.

Литература

Конституция Российской Федерации

Бюджетный кодекс Российской Федерации

Гражданский кодекс Российской Федерации
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

Налоговый кодекс РФ (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 г. № 137-ФЗ)

Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 144-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части создания благоприятных условий налогообложения для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, а также внесения других изменений, направленных на повышение эффективности налоговой системы»

Закон РФ от 09.12. 1991 г. № 2003-1 «О налоге на имущество физических лиц»

Трудовой кодекс Российской Федерации

Уголовный кодекс Российской Федерации

Федеральный закон от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»

Федеральный закон от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»

Федеральный закон от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»

Федеральный закон от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью »

Федеральный закон от 12.01.1996 г. «О некоммерческих организациях»

Федеральный закон от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»

Федеральный закон от 06.06.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»

Федеральный закон от 23.08.1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»

Федеральный закон от 18.07. 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе»

Балакирева Н.М., Гущина И.Э. Учетная политика: Практическое руководство. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2004.

Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Судебная практика по налоговым спорам. 2005 год. / Под ред. к.ю.н. А.В. Брызгалина.- Екб.: Издательство «Налоги и финансовое право», 2006.

Документооборот в бухгалтерском и налоговом учете. - М.: Информцентр ХХ1 века, 2004.

Карпова Г.Н. Налоговое планирование в интегрированных формированиях АПК.-М.: ФГОУ «Российская академия кадрового обеспечения АПК», 2003.

Налоги и налогообложение: учебное пособие / под общей редакцией Д.И. Ряховского. – М.: Эксмо, 2006.

Корнева Г.В., Танков В.А. Учебно-методический комплекс по курсу «АУДИТ». – М.: Издательско-информационный центр Академии труда и социальных отношений, 2006.

Налогообложение малого предпринимательства (законодательная и правоприменительная практика в России и регионах, реформа налогообложения малого бизнеса) / М.: Информационно-консультационный центр «Бизнес-Тезаурус», 2002.

Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник для вузов.-6-е изд., доп. и перераб. - М.: МЦФЭР, 2004.

Родионов А.А. Налоговые схемы, за которые посадили Ходорковского / А. Родионов. – М.: Вершина, 2005.

Судебная практика по хозяйственным делам. Сост. И.В. Ершова.-2-е изд., доп. - М.: ИД «Юриспруденция», 2006.

Танков В.А. 65 решений спорных налоговых ситуаций. Серия «Практика бухучета и аудита».- М.: ИД «Юриспруденция», 2003.

Трофимова Н.Б. Роль социальной политики государства в регулировании учета доходов и их влияние на жизненный уровень населения: Дис. Канд. Экон. Наук: 08.00.05, 08.00.12. Защищена 03.11.2004. М.

Щекин Д.М. Судебная практика по налоговым спорам. - М.: МЦФЭР, 2003.

Наши рекомендации