Государственный контроль за использованием и охраной земель, мониторинг как вид технического контроля.

В соответствии с Кодексом о земле государственный контроль за использованием и охраной земель – деятельность специально уполномоченных государственных органов и их должностных лиц, направленная на предотвращение, выявление и устранение нарушений законодательства об охране и использовании земель

Госкон­троль за использованием и охраной земель является всеоб­щим и постоянным.

Задачей государственного контроляза использованием и охраной земель является обеспечение соблюдения всеми юридическими лицами и гражданами требований земель­ного законодательства в целях эффективного использования и охраны земель, надлежащего выполнения органами управления землей своих обязанностей по обеспечению ее рационального использо­вания и т.д.

Государственный контроль за использованием и охраной земель осуществляется Государственным комитетом по имуществу Республики Беларусь, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и их территориальными органами, иными государственными органами, должностными лицами посредством:

1) проведения государственной экологической экспер­тизы проектных решений планируемой хозяйственной и иной деятельности;

2) обследования состояния земель;

3) проведения проверок соблюдения законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды и т. д.

Порядок осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель должностными лицами Государственного комитета по имуществу и областных (Минской городской) землеустроительных и геодезических служб определяетсяПоложением о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель, утвержденным Советом Министров 31 декабря 2008г № 2053

Полномочиями на осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель в Республике Беларусь наделяются Председатель Госкомимущества, заместитель Председателя Госкомимущества, начальник структурного подразделения Госкомимущества, на которого должностными инструкциями возложены обязанности по осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель, заместитель начальника структурного подразделения Госкомимущества, должностные лица структурного подразделения Госкомимущества, на которых должностными инструкциями возложены обязанности по осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель;

В ст. 91 Кодекса о земле, а также вышеуказанным Положением определены полномочия должностных лиц, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель.

Действия (бездействие) должностных лиц, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель, могут быть обжалованы в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу этого органа и (или) в суд.

В процессе осуществления контроля землеустроитель­ные органы могут проверять качество работ по созданию защитных лесонасаждений, строительству противоэрозионых гидротехнических сооружений и т. д. Землеустроитель­ные органы могут вносить в установленном порядке пред­ложения о выводе из сельскохозяйственного оборота зе­мель, загрязненных химическими и радиоактивными ве­ществами.

Должностные лица при осуществлении государственного контроля за использованием и охраной земель взаимодействуют с республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами и другими государственными органами; вносят предложения об улучшении осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель, а также предупреждении нарушений законодательства об охране и использовании земель.

Основной формой осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель является проведение проверок должностными лицами. В результате осуществления контроля могут осуществляться плановые, внеплановые и целевые проверки.

При проведении проверок должностные лица сообщают землепользователю о дате и сроках ее проведения уведомлением о проведении проверки. Как правило, такие проверки проводятся в присутствии проверяемых лиц. Если установить их местонахождение не представляется возможным, проверка использования земельного участка, принадлежащего землепользователю, может проводиться с привлечением представителя местного исполнительного и распорядительного органа.

По результатам проверки, в ходе которой выявлены нарушения законодательства об охране и использовании земель, составляется акт о проверке в двух экземплярах. В случае, если не выявлены нарушения законодательства об охране и использовании земель, оформляется справка о проверке в двух экземплярах.

По результатам проверки при выявлении нарушений законодательства об охране и использовании земель землепользователю уполномоченным должностным лицом выносится предписание о выявленных нарушениях. По фактам самовольного занятия земельных участков предписание не выносится.

При наличии состава административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, уполномоченным должностным лицом составляется протокол об административном правонарушении в области охраны и использования земель.

Справки о выполнении предписаний о выявленных нарушениях землепользователями представляются должностными лицами вышестоящему должностному лицу вместе с отчетом о государственном контроле за использованием и охраной земель.

Местный исполнительный орган обязан письменно информировать должностное лицо, направившее материалы о принятии решения об устранении нарушения, в течение 3 рабочих дней со дня принятия такого решения и (или) обращения в суд.

При нерассмотрении или непринятии решения местным исполнительным и распорядительным органом и (или) необращении в суд должностное лицо обязано в течение месяца сообщить о непринятии мер в вышестоящий исполнительный и распорядительный орган либо, если неправомерное решение принято облисполкомом или Минским горисполкомом, подготовить информацию Председателю Госкомимущества о необходимости принятия решения и (или) обращения в суд.

Отчет по государственному контролю за использованием и охраной земель составляется по форме, утверждаемой Госкомимуществом.

Должностные лица за совершенные землепользователями правонарушения в области охраны и использования земель в пределах своей компетенции принимают меры по привлечению нарушителей к административной ответственности.

В случае выявления факта самовольного занятия земельного участка, совершенного в течение года после наложения административного взыскания за это правонарушение, или факта иного нарушения законодательства, ответственность за которое предусмотрена Уголовным кодексом Республики Беларусь, материалы проверки направляются в правоохранительные органы с сопроводительным письмом, в котором указываются фамилия и инициалы руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя и его юридический адрес, фамилии и инициалы иных землепользователей и места их регистрации или пребывания на территории Республики Беларусь, действия (бездействие) которых повлекли указанные правонарушения.

Должностные и иные физические лица, препятствующие осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель, применяющие угрозы насилия или насильственные действия по отношению к должностным лицам, проводящим проверку, несут ответственность, установленную законодательством.

К техническому контролю относится мониторинг земель.

Мониторинг земель – система наблюдений за состоянием земель, оценки и прогноза изменений состояния земель под воздействием антропогенных и (или) природных факторов (ст.1 кодекса о земле). Мониторинг земель можно определить также как систему постоянных наблюдений за состоянием земель и их изменением под влиянием природных и антропогенных факторов, а также за изменением состава, структуры, состояния земельных ресурсов, распределением земель по категориям, землепользователям и видам земель в целях сбора, передачи и обработки полученной информации для своевременного выявления, оценки и прогнозирования изменений, предупреждения и устранения последствий негативных процессов, определения степени эффективности мероприятий, направленных на сохранение и воспроизводство плодородия почв, защиту земель от негативных последствий.

Наблюдения за состоянием земель и их изменением осуществляются:

на землях сельскохозяйственного назначения – в части наблюдений за изменением компонентного состава почвенного покрова и его состоянием, строением, составом и свойствами почв, за агрохимическими показателями почв и их загрязнением, состоянием мелиорированных земель – Государственным комитетом по имуществу, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерством образования, Министерством сельского хозяйства и продовольствия, Национальной академией наук Беларуси и подчиненными им организациями;

на землях населенных пунктов, промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны, запаса – в части наблюдений за процессами деградации земель, связанными, прежде всего, с их эрозией, за состоянием и изменением почв в результате воздействия химических и иных загрязнителей – Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды, Национальной академией наук Беларуси и подчиненными им организациями;

на землях лесного фонда – в части наблюдений за изменением компонентного состава почвенного покрова, строением, составом и свойствами почв лесных земель – Министерством лесного хозяйства, Министерством образования, Национальной академией наук Беларуси и подчиненными им организациями.

Земли, расположенные в районе выявленных или потенциальных источников загрязнения, независимо от их категории являются объектами наблюдений локального мониторинга окружающей среды, осуществляемого юридическими лицами, а земли, подвергшиеся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, – объектами наблюдений радиационного мониторинга.

Наблюдения за состоянием земель проводятся на пунктах наблюдений мониторинга земель, а также на всей территории путем периодических аэрофотогеодезических, геодезических, почвенных, агрохимических, ландшафтно-геохимических, других работ, обследований и изысканий организациями, подчиненными Государственному комитету по имуществу, Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерству образования, Министерству сельского хозяйства и продовольствия, Министерству лесного хозяйства и Национальной академии наук Беларуси.

Пункты наблюдений мониторинга земель включаются в государственный реестр пунктов наблюдений Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь.

Информация, полученная в результате проведения мониторинга земель, должна включать:

данные о процессах деградации, загрязнении земель, состоянии мелиорированных земель;

данные о компонентном составе почвенного покрова, состоянии, строении, составе и свойствах почв;

обобщенную информацию о состоянии земельных ресурсов и почв, включая их количественные и качественные характеристики;

оценку, тенденции изменения и прогноз распределения и состояния земель в целях своевременного выявления негативных воздействий природных и антропогенных факторов, в результате которых происходит деградация земель и ухудшение экологической обстановки.

Сбор, хранение, обработку и анализ данных, получаемых в результате проведения мониторинга земель от организаций, его осуществляющих, обеспечивает Государственный комитет по имуществу. В этих целях Государственный комитет по имуществу определяет информационно-аналитический центр мониторинга земель. Положение об информационно-аналитическом центре мониторинга земель утверждается Государственным комитетом по имуществу по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Информационно-аналитический центр мониторинга земель безвозмездно передает в главный информационно-аналитический центр Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь обобщенную информацию, полученную в результате проведения мониторинга земель, а также осуществляет информационный обмен с информационно-аналитическими центрами других видов мониторинга Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь.

Данные мониторинга земель, подлежащие длительному хранению, включаются в установленном законодательством порядке в Государственный фонд данных о состоянии окружающей среды и вредных воздействиях на нее.

Государственные органы, юридические лица и граждане вправе запрашивать и безвозмездно получать в информационно-аналитическом центре мониторинга земель и главном информационно-аналитическом центре Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь информацию, полученную в результате проведения мониторинга земель, за исключением сведений, доступ к которым ограничен законодательством Республики Беларусь.

Данные, полученные в результате проведения мониторинга земель, предоставляются Государственным комитетом по имуществу в установленном порядке республиканским органам государственного управления, местным исполнительным и распорядительным органам, юридическим лицам и должны учитываться при подготовке проектов государственных программ рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, программ использования земельных ресурсов, прогнозов и программ социально-экономического развития, территориальных комплексных схем рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, схем землеустройства административно-территориальных единиц, территориального планирования, проектов землеустройства, градостроительных проектов, а также использоваться для информирования граждан о состоянии земель, мерах по их охране и других целей.

Наши рекомендации