Общая характеристика специальных налоговых режимов.
Характерной особенностью налоговой системы России является наличие специальных налоговых режимов, представляющих собой особый установленный Налоговым кодексом порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени и применяемый в оговоренных Кодексом случаях.
Налоговым кодексом предусмотрены четыре таких налоговых режима.
Указанные налоговые режимы нацелены на создание более благоприятных экономических и финансовых условий функционирования организаций, относящихся к сфере малого предпринимательства, а также индивидуальных предпринимателей.
Действовавшие еще до принятия Кодекса единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности и упрощенная система налогообложения начиная с 2003 г., с принятием двух новых глав Кодекса, стали функционировать в обновленной редакции в виде специальных налоговых режимов.
В качестве нового элемента налоговой системы с 2002 г. введен специальный режим налогообложения в виде единого налога для сельскохозяйственных товаропроизводителей, в котором учтены особенности сельского хозяйства как отрасли, привязанной к конкретным участкам земли.
Цель введения особого режима налогообложения - увеличение налоговых поступлений в бюджетную систему страны. Механизмы, заложенные в указанном Федеральном законе, направленные в первую очередь на усложнение процесса уклонения отдельных налогоплательщиков от уплаты налогов, впервые затронули налогообложением слабо контролируемый другими налогами налично-денежный оборот, в рамках которого, по различным оценкам, реализовывалось в то время от 30 до 80% отражаемых в отчетах товаров и услуг предприятий малого и среднего бизнеса.
Одновременно с этим введение системы налогообложения по методу вмененного дохода преследовало и другую не менее важную цель - упрощение процедур расчета и сбора налогов. Эта система в решающей степени упрощала для субъектов малого предпринимательства процесс ведения бухгалтерского учета и отчетности, а также налогового учета.
Принципиальным отличием особого режима налогообложения с помощью налога на вмененный доход от традиционных схем налогообложения частных предприятий (в том числе от упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства) является то, что база налогообложения по каждому налогоплательщику и объекту обложения определяется не по их отчетности, а на основе определенной расчетным путем доходности различных видов бизнеса в соответствующих местных и других условиях. При этом расчет потенциального дохода привязан к исчерпывающему перечню формальных и легко проверяемых, в первую очередь физических, показателей деятельности отдельных категорий налогоплательщиков.
Введение единого налога на вмененный доход позволило также более полно определять налоговые поступления при утверждении бюджетов разных уровней на очередной финансовый год. Вместе с тем для законопослушных налогоплательщиков эта форма налогообложения создает дополнительные стимулы по развитию производства и увеличению объемов реализации, поскольку размер единого налога в основном определяется не по отчету, а по косвенным натуральным показателям, характеризующим условия осуществления хозяйственной деятельности.
2. Система налогообложения для сельскохозяйственных производителей
(единый сельскохозяйственный налог)
Система налогообложения для сельскохозяйственных производителей (ЕСХН) – это специальный налоговый режим, которым признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных законодательством о налогах и сборах.
Система ЕСХН представляет собой юридическую форму проявления государственной политики, направленной на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей в части создания для них особого порядка исчисления и уплаты налогов, уменьшающего совокупную фискальную нагрузку и позволяющего в большем объеме реинвестировать полученные доходы в осуществляемую предпринимательскую деятельность.
По ДАННЫМ Минсельхоза России после введения в действие главы 26 НК РФ всего по России на уплату ЕСХН перешли 51 процент сельскохозяйственных производителей.
Редакции главы 26 НК РФ 2001 года и 2003 года значительно отличались друг от друга. С введением в действие Федерального закона от 11 ноября 2003 года № 147-ФЗ произошли настолько принципиальные изменения в элементах налогообложения ЕСХН, что фактически можно сказать, что у налога осталось только одно название.
ЕСХН, действующий с 1 января 2004 года имеет схожее правовое регулирование с упрощенной системой налогообложения.
Прежде чем перейти к условиям установления налога следует отметить, что применение системы ЕСХН имеет некоторые особенности, закрепленные нормами главы 261 НК РФ.
- во - первых налогоплательщиками ЕСХН могут быть организации и индивидуальные предприниматели, крестьянские и фермерские хозяйства;
- во – вторых система ЕСХН предназначена только для тех товаропроизводителей, которые производят сельскохозяйственную продукцию или выращивающих рыбу и осуществляющих первичную и последующую ее переработку. Причем, доля дохода от указанной деятельности должна составлять не менее 70 процентов в общем доходе от реализации товаров (работ и услуг).