Тема 10. Религиозные системы. Индусская и иудейская правовые семьи
Исторические и религиозные корни индусского права. Классическое индусское право. Влияние английского общего права на индусское право. Источники индусского права. Особенности методов регулирования. Роль государственного принуждения. Механизмы действия индусского права. Правовая система Индии.
Правовая система Израиля. Особенности и важнейшие характеристики.
Тема 11. Смешанные правовые системы
Понятие смешанных правовых систем. Особенности исторического взаимодействия и сочетания элементов романо-германской и англосаксонской правовой семьи в правовых системах различных стран.
Правовые системы канадской провинции Квебек и американского штата Луизиана.
Правовая система ЮАР.
Таблица 3
Тематический план практических занятий
По «Сравнительному правоведению»
№ п/п | № раздела дисциплины | Темы практических (семинарских) занятий | Трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости | ||
Ауд. занятия | СРС | |||||
1. | 2. | Сравнительное правоведение: наука, метод, учебная дисциплина. | Работа на семинаре/конспект | |||
Система юридического образования и подготовки юристов. Структура юридической профессии | ||||||
Романо-германская правовая семья | Сообщение по особенностям развития романо-германского права в различных государствах | |||||
Социалистическая правовая семья | Сообщение о путях преодоления последствий соц. права | |||||
Религиозные правовые семьи. Мусульманское право | Работа на семинаре/конспект | |||||
Религиозные правовые семьи. Индусское и иудейское право | Работа на семинаре/конспект | |||||
Смешанные правовые системы | Работа на семинаре/конспект | |||||
Таблица 4
Разделы дисциплины «Сравнительное правоведение» и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№ п/п | Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин | № № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин | |||||||||
1. | Международное частное право | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | |||
2. | Международное публичное право | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | |||
Основные судебные системы зарубежных стран | Х | Х | Х | Х | Х | Х | |||||
Территория и население в международном праве | |||||||||||
Гражданское право зарубежных стран | Х | Х | Х | Х | Х | Х | |||||
Актуальные проблемы международного частного права | Х | Х | Х | Х | Х | Х | |||||
Актуальные проблемы международного публичного права | Х | Х | Х | Х | Х | Х | |||||
Механизм европейской интеграции | Х | Х | Х | Х | Х | Х |
5. Образовательные технологии
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусматриваются в учебном процессе активные и интерактивные формы проведения занятий (Занятия в интерактивных формах составляют не менее 30% от аудиторных занятий).
Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 20% аудиторных занятий.
Лекции– одна из традиционных форм учебной работы в вузе, известная с незапамятных времен. Слушатель встретится с лекциями в первую же неделю своего пребывания в вузе.
Некоторые слушатели полагают, что в условиях изобилия учебной литературы, доступности интернета, лекции превратились в пережиток прошлого, глубокий анахронизм. Исходя из этого убеждения, некоторые из них прогуливают лекции или, еще хуже, используют время лекции для отдыха, общения с себе подобными и развлечений.
Лекции, за редким исключением, не простой пересказ учебного материала, а выстраданная, глубоко продуманная и аргументированная позиция преподавателя по предмету. Лекции почти всегда окрашены «субъективным видением», что не мешает, а помогает войти в глубь материала, проникнуть в суть обсуждаемых проблем. На лекциях довольно часто обсуждаются спорные, дискуссионные вопросы, дается материал, который не затрагивается в учебниках. И вообще, живой и непосредственный язык лекции обычно воспринимается и усваивается значительно лучше, чем сухой и официальный язык учебника. Вот почему лекция как форма учебной работы пережила века и сохраняет свое значение в эпоху бурного расцвета информационных технологий.
Не следует пытаться записывать лекции дословно – это невозможно, да и не нужно: вполне достаточно сжатого, конкретного конспекта. Значительно важнее войти в творческую лабораторию преподавателя, вступить с ним в мысленный (а при возможности, и в открытый) диалог. Именно в этом случае лекция станет совместным творчеством преподавателя и слушателя, прочно отложится в памяти, принесет знания и чувство удовлетворения.
Наконец, нельзя не учитывать, что лекции обычно тесно состыкованы с семинарскими и практическими занятиями. Слушатель, который пропускает лекции, не работает на них, рискует оказаться неготовым и на семинарском, практическом занятии.
Наряду с лекциями, семинарские и практические занятия – одна из традиционных вузовских форм учебной работы. Семинары проводятся для академической группы.
Любой семинар начинается со знакомства преподавателя с обучающимися. А вот дальше – возможны варианты. В сильных, хорошо подготовленных группах решаются задачи, обсуждаются ситуации и проблемные вопросы, проводятся деловые игры, анализируются результаты выполнения творческих заданий. В слабых, плохо подготовленных группах слушатели пишут контрольные работы и обсуждают вопросы плана семинарских занятий на уровне учебника. Как говорится, выбирайте сами.
В любом случае, обучающийся должен поинтересоваться планом семинарского, практического занятия и подготовиться к нему. В противном случае, он будет выглядеть на занятии бледно, попадет в число «вечных молчунов», и может быть приглашен преподавателем для дополнительной отработки темы на консультацию.
Юрист – профессия разговорная. По роду профессиональной деятельности юрист должен хорошо владеть речью, уметь выстроить аргументацию, завоевать сторонников, победить в честном споре противников. Семинары и практические занятия – именно та площадка, на которой отрабатываются навыки публичного выступления. Надо использовать эту возможность, чтобы «накачать профессиональные мускулы» для выступления на любой юридической сцене.
Реферат (от лат. refero - докладываю, сообщаю) - краткое изложение в письменном виде содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы; доклад на определённую тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Цель написания реферата – осмысленное систематическое изложение крупной научной проблемы, темы, приобретение навыка «сжатия» информации, выделения в ней главного, а также освоение приемов работы с научной и учебной литературой, приобретение практики правильного оформления текстов научно-информационного характера.
Рекомендуемый объем реферата – 10-12 страниц (за исключением библиографического списка литературы).
Культура оформления текста – неотъемлемая составная часть учебной работы, поэтому следует обратить внимание на правильное оформление текста реферата, ссылок, цитат, списка литературы и нормативных правовых актов.
Слушатель вправе выполнить вместо реферата творческую работу. Сданная преподавателю и принятая им творческая работа заменяет написание реферата.
Реферат или заменяющая его творческая работа должны быть представлены в сроки, предусмотренные учебным графиком. Непредставление реферата (творческой работы) расценивается как невыполнение учебного плана и может явиться основанием для недопуска к экзамену по данной дисциплине
Курсовая работа – самостоятельная, достаточно крупная, учебная и научно-методическая работа, выполняемая под руководством преподавателя по общенаучным и специальным предметам учебного плана. Курсовая работа имеет целью развитие у обучающихся навыков самостоятельной творческой деятельности, овладение методами современных научных исследований, углублённое изучение какого-либо вопроса, темы, раздела учебной теоретико-исторической дисциплины (включая изучение литературы и источников).
Программой обучения предусмотрено выполнение курсовых работ по выбору обучающегося, в том числе – по теоретико-историческим дисциплинам.
Темы курсовых работ разработаны кафедрой государства и права и рекомендованы в программах по конкретным дисциплинам. По согласованию с преподавателем слушатель может взять и другую тему, не предусмотренную в списке. Достаточно часто тема курсовой работы берется с расчетом на то, чтобы затем использовать ее материал при написании доклада или дипломной работы.
При подготовке курсовой работы слушатель вправе пользоваться советами и консультациями своего научного руководителя.
Рекомендуемый объем курсовой работы – 1 печатный лист (имеется в виду не машинописный печатный лист, а большой типографский печатный лист – это примерно 18-20 страниц текста или 40 тыс. знаков).
Необходимо обратить внимание слушателей на правильное оформление курсовой работы.
При написании курсовой работы весьма желательно использование баз данных иностранной и отечественной литературы.
Курсовая работа подлежит защите. Оценка за курсовую работу проставляется в ведомость и в зачетную книжку обучающегося.
В дисциплине «Сравнительное правоведение» используются следующие интерактивные формы проведения занятий:
Интерактивная лекция, представляющая собой выступление преподавателя перед аудиторий в течение 1-4 часов с применением следующих активных форм обучения:
Ведомая (управляемая) дискуссия или беседа
Демонстрация слайдов или учебных фильмов
Мозговой штурм
Компьютерная презентация (самостоятельная подготовка слушателем презентации). Каждый слушатель должен выполнить одну презентацию по любой теме дисциплины.
Кейс-метод (анализ конкретной ситуации, казуса). Испытуемым предлагается обширная информация о конкретной ситуации (например, правовой казус). Требуется провести анализ ситуации, при этом испытуемый должен учитывать, что часть информации лишняя, но есть возможность добыть дополнительную информацию (воспользовавшись справочником или задав вопрос). После анализа принимается мотивированное решение. Работа проводится как в группе, так и индивидуально.
Цели указанного анализа:
- активизация обучающихся, что, в свою очередь, повышает эффективность профессионального обучения;
- повышение мотивации к учебному процессу;
- приобретение навыков обращения с источниками и иными документами международного права;
- приобретение навыков анализа различных профессиональных ситуаций;
- отработка умений работы с информацией, в том числе умения затребовать дополнительную информацию, необходимую для уточнения ситуации;
- моделирование решений, представление различных планов действий;
- приобретение навыков принятия наиболее эффективного решения на основе коллективного анализа ситуации;
- приобретение навыков четкого и точного изложения собственной позиции в устной и письменной форме, защиты собственной точки зрения;
- приобретение навыков критического оценивания различных точек зрения, самоанализа, самоконтроля и самооценки.
Блиц-опрос, призванный определить степень овладение слушателями понятийным аппаратом дисциплины.
Контрольный тест.
Написание эссе, рефератов по предложенным темам.
Диалог Сократа.
Дискуссии и др.
В рамках учебных курсов предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Самостоятельная внеаудиторная работа по курсу включает самостоятельное изучение учебной и научной литературы, повторение лекционного материала, подготовку к практическим занятиям, подготовку презентации (рефератов), а также к текущему и итоговому контролю.
Практические занятия предусматривают совершенствование навыков работы с первоисточниками и историко-правовым материалом, методологии изучения предметной специфики курса.
Уровень требований и критерии оценок
Текущий контроль осуществляется в ходе учебного процесса и консультирования слушателей, по результатам выполнения самостоятельных работ. Основными формами текущего контроля знаний являются:
• обсуждение вынесенных в планах семинарских занятий вопросов тем и контрольных вопросов;
• решение тестов, практических ситуаций (кейсов) и их обсуждение с точки зрения умения формулировать выводы, вносить рекомендации и принимать адекватные управленческие решения;
• выполнение контрольных заданий и обсуждение результатов;
• участие в дискуссии по проблемным темам дисциплины и оценка качества анализа проведенной научно-исследовательской работы;
• подготовка реферата (презентации).
Итоговый контроль (экзамен) проводится в устной форме по представленным вопросам. Слушатель берет билет с 2 вопросами по учебной дисциплине у преподавателя, на которые необходимо дать четкий, полный ответ. Оценка знаний студентов осуществляется в баллах с учетом:
• оценки за работу в семестре (оценки за выполнение контрольных
заданий, написание эссе, решения тестов, участия в дискуссии на
семинарских занятиях и др.);
•оценки итоговых знаний в ходе экзамена.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема 2. Сравнительное правоведение: метод, наука, учебная дисциплина
1. Сравнительное правоведение как метод и как учебная дисциплина.
2. Предмет сравнительного правоведения: его сущность и содержание.
3. Значение сравнительного правоведения.
4. Принципы сравнительного правоведения.
Литература:
· Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. – М.: Междунар. отношения, 1997.
· Захарова М.В. Сравнительное правоведение: вопросы теории и практики: монография. – М.: Проспект, 2012 – 160 с.
· Марченко М.Н. Сравнительное правоведение. Общая часть. Учебник для юридических вузов. – М.: Издательство «Зерцало», 2001.
· Осакве. К. Сравнительное правоведение в схемах: Общая и Особенная части. – М.: Дело, 2002.
· Правовые системы современности. Энциклопедический справочник/Отв.ред. А.Я.Сухарев. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА М), 2000.
· Тилле А.А., Швеков Г.В. Сравнительный метод в юридических дисциплинах. – М.,1978.
· Черноков А.Э. Введение в сравнительное правоведение. – СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2004
· К.Цвайгерт, Х. Кетц. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права: В 2-х тт. – М.: Международные отношения, 2000.
· Х.Кох, У.Магнус, П.Винклер фон Морефельс. Международное частное право и сравнительное правоведение / Пер. с нем. Д-ра юр. наук Ю.М.Юмашева. – М.: Междунар. Отношения, 2001.
Тема 4. Система юридического образования и подготовки юристов. Структура юридической профессии
1. Правовое образование в школьных и внешкольных учреждениях образования.
2. Правовые олимпиады среди школьников.
3. Программа юридического образования (обязательные и факультативные предметы).
4. Методика преподавания.
5. Постдипломная подготовка юристов (отраслевая стажировка, аспирантура, соискательство, докторантура).
6. Ветви профессии юриста: общий сравнительный обзор.
7. Национальные особенности структуры юридической профессии в Англии, Франции, Германии, США и России.
8. Профессиональная этика юриста.
Литература:
1. Берман Г.Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. – М.: Изд-во МГУ: Издательская группа ИНФРА М – Норма, 1998.
2. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. – М.: Междунар. отношения, 1997.
3. Европейское право. Учебник для вузов/Под общ. ред. Л.М. Энтина. – М.: Изд-во НОРМА, 2000.
4. Ежегодник сравнительного правоведения. 2001. – М.: Издательство НОРМА, 2002.
5. Ежегодник сравнительного правоведения. 2002. – М.: Издательство НОРМА, 2003.
6. Жалинский А.Э. Профессиональная деятельность юриста. Введение в специальность. – М.:БЕК, 1997.
7. Иванов В.Н. Профессия – юрист. – М.: «Ось – 89», 1998.
8. Марченко М.Н. Сравнительное правоведение. Общая часть. Учебник для юридических вузов. – М.: Издательство «Зерцало», 2001.
9. Марченко М.Н. Курс сравнительного правоведения. – М.: ООО «Городец-издат»,2002.
10. Осакве. К. Сравнительное правоведение в схемах: Общая и Особенная части. – М.: Дело, 2002.
11. Правовые системы современности. Энциклопедический справочник/Отв.ред. А.Я.Сухарев. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА М), 2000.
12. Пугинский Б.И., Неверов О.Г. Правовая работа. – М.: «Зерцало – М», 2004;
13. Профессиональные навыки юриста: Опыт практического обучения. – М.: Дело, 2001;
14. Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира: Справочник. – М., 1993.
15. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности): Учебник/Под ред. В.А.Туманова. – М.: Юристъ, 2000.
16. Тилле А.А., Швеков Г.В. Сравнительный метод в юридических дисциплинах. – М.,1978.
17. Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. – М.: Изд-во «Норма», 1996.
18. Топорнин Б.Н. Европейское право: Учебник. – М.: Юристъ, 1998.
19. Хартли Т.К. Основы права Европейского сообщества. – М., 1998.
20. К.Цвайгерт, Х. Кетц. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права: В 2-х тт. – М.: Международные отношения, 2000.
21. Х.Кох, У.Магнус, П.Винклер фон Морефельс. Международное частное право и сравнительное правоведение / Пер. с нем. Д-ра юр. наук Ю.М.Юмашева. – М.: Междунар. Отношения, 2001.
22. Юридическая клиника и современное юридическое образование в России. / Отв. ред. – С.Л. Дегтярев. – М., 2004.