Основные обязанности муниципальных служащих
Группа обязанно- стей муниципаль-ного служащего | В соответствии с нормами ч.1ст.12 Закона № 25-ФЗ муниципальный служащий обязан: |
Обязанности, выте-кающие из запрети-тельных норм для властных структур в целом | 1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, феде-ральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, консти-туции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устав муниципального обра- |
Продолжение таблицы 4.4.
Группа обязанно- стей муниципаль-ного служащего | В соответствии с нормами ч.1ст.12 Закона № 25-ФЗ муниципальный служащий обязан: |
зования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение; 3) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций; 6) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство; 10) соблюдать ограничения, выполнять обязательства, не нарушать запреты, которые установлены Федеральным законом № 25-ФЗ и другими федеральными законами; | |
Обязанности, свя-занные с осуще-ствлением должно-стных обязанностей | 2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией; 8) представлять в установленном порядке предусмотренные законодательством Российской Федерации сведения о себе и членах своей семьи; |
Обязанности, выте-кающие из опреде-ленных служебно-правовых отноше- ний, в которые вступают муници-пальные служащие | 4) соблюдать установленные в органе местного самоуправ-ления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования правила внутреннего трудового распорядка, долж-ностную инструкцию, порядок работы со служебной информа-цией; 5) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей; 7) беречь государственное и муниципальное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей; 9) сообщать представителю нанимателя (работодателю) о выходе из гражданства Российской Федерации в день выхода из гражданства Российской Федерации или о приобретении граж-данства иностранного государства в день приобретения граж-данства иностранного государства; 11) уведомлять в письменной форме своего непосредствен-ного начальника о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конф-ликту интересов, и принимать меры по предотвращению подоб-ного конфликта. |
Обязанность муниципальных служащих соблюдать и обеспечи-вать исполнение Конституции Российской Федерации, федерального законодательства и законодательства субъектов РФ, устава и иных муни-ципальных правовых актов составляет общее условие надлежащего испол-нения всех иных обязанностей муниципального служащего по замещаемой им должности.
Обязанность соблюдать при исполнении должностных обязанно-стей права и законные интересы граждан и организаций имеет целью обеспечение законности и правопорядка на территории муниципального образования, соблюдение и защиту конституционных прав и законных ин-тересов граждан и организаций. Это требование определяет смысл дея-тельности всех органов местного самоуправления, муниципальных учреж-дений и каждого муниципального служащего, в частности.
Обязанность соблюдать ограничения, выполнять обязательства, не нарушать запреты, которые установлены Федеральным законом № 25-ФЗ и другими федеральными законами соответствует нормам международ-ного права и означает, что муниципальный служащий не должен осуществ-лять действия или операции (возмездно или безвозмездно), несовместимые с надлежащим исполнением его служебных обязанностей или наносящие им вред.
Ограничения и запреты, накладываемые на муниципального служа-щего, предусмотрены ст. 13 и ст. 14 Федерального закона о муниципаль-ной службе № 25-ФЗ. На муниципальной службе обязательства сторон (представителя нанимателя и служащего) возникают из заключенного меж-ду ними трудового договора. На этой основе представитель нанимателя вправе требовать от муниципального служащего соблюдения установлен-ных норм поведения и взятого им добровольно обязательства (обещания) соблюдать эти требования.
Несоблюдение муниципальным служащим обязательств, ограниче-ний и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных статьями 13, 14, 14.1 и 15 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ (в ред. от 21.11.2011) «О муниципальной службе в Российской Федера-ции»[40] признается дисциплинарным правонарушением и влечет за собой прекращение трудового договора по инициативе представителя нанима-теля, освобождение от замещаемой должности муниципальной службы и увольнение виновного с муниципальной службы в соответствии с п. 3 ч.1 ст. 19 этого Федерального закона. Усиление ответственности за указанные правонарушения связано с осуществлением в Российской Федерации мер по противодействию коррупции в соответствии с федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»,[41] иными за-конами и другими нормативными правовыми актами, регулирующими пра-воотношения в этой сфере.
Обязанность не разглашать сведения, составляющие государст-венную и иную охраняемую федеральными законами тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здо-ровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство связана с необ-ходимостью обеспечения безопасности общества и государства, а также установленных ч. 1 ст. 23 Конституции России прав граждан на неприкос-новенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Неразглашение такой информации и не использование ее вне служебной деятельности является гарантией защиты интересов лиц, предоставляющих муниципальным служащим такую информацию, а также служебных интересов.
Нормы ч. 8 ст. 14 Федерального закона о муниципальной службе № 25-ФЗ содержат запрет на разглашение муниципальным служащим или ис-пользование в целях, не связанных с муниципальной службой, сведений, отнесенных в соответствии с федеральными законами к сведениям конфи-денциального характера, или служебную информацию, ставшие ему изве-стными в связи с исполнением должностных обязанностей.
Обязанность муниципального служащего исполнять должност-ные обязанности в соответствии с должностной инструкцией обуслов-лена тем, что именно должностной инструкцией, утвержденной представи-телем нанимателя, определены его конкретные обязанности по замеща-емой должности муниципальной службы. Таким образом, соблюдение му-ниципальным служащим требований должностной инструкции является необходимым и важным условием эффективного и результативного реше-ния, в рамках его полномочий, задач, предусмотренных законодательст-вом, уставом муниципального образования, муниципальными правовыми актами.
Обязанность муниципального служащего представлять в уста-новленном порядке предусмотренные законодательством Российской Федерации сведения о себе и членах своей семьиобусловлена, с одной стороны, требованиями трудового законодательства, а с другой - специ-фикой муниципальной службы как вида профессиональной публичной деятельности. В частности ст. 65 ТК РФ определен порядок предостав-ления гражданами сведений о себе и членах семьи при поступлении на работу.
Гражданин при поступлении на муниципальную службу, а также му-ниципальный служащий (по утвержденному представителем нанимателя перечню должностей) ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, обязан представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Указанные сведения представляются в порядке и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, об имуществе и обя-зательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации (ст.15Закона № 25-ФЗ). Это, несомненно, связано с публичным характером муниципальной службы, яв-ляющейся объектом общественного контроля, а также с осуществлением мер профилактического характера по противодействию коррупции в систе-ме муниципальной службы,
Обязанность соблюдать установленные в органе местного само-управления, аппарате избирательной комиссии муниципального обра-зования правила внутреннего трудового распорядка, должностную ин-струкцию, порядок работы со служебной информациейобусловлена тем, что эти локальные нормативные правовые акты обеспечивают регла-ментацию важнейших вопросов деятельности органов местного самоуп-равления, избирательной комиссии муниципального образования, в том числе путем упорядочения совместной деятельности их работников. В частности, правила внутреннего трудового распорядка имеют целью обес-печить рациональное использование каждым сотрудником рабочего вре-мени, повышение эффективности и результативности управленческого труда.
Должностная инструкция регламентирует содержание служебной деятельности сотрудника аппарата, закрепляет правовой статус муниципа-льного служащего, его функциональную роль и место в структуре органа местного самоуправления (избирательной комиссии муниципального обра-зования) и т.д. Соблюдение установленного порядка обращения со служеб-ной информацией, являющееся обязанностью муниципального служащего, также имеет целью обеспечение сохранности государственной, служебной и иной охраняемой законом тайны, в том числе после прекращения им муниципальной службы.
Обязанность поддерживать уровень квалификации, необходи-мый для надлежащего исполнения должностных обязанностей, обус-ловлена тем, что уровень эффективного осуществления полномочий муни-ципальными служащими в решающей степени определяется степенью их
профессионализма и компетентности, характеризующейся уровнем их зна-ний, умений и практических навыков. В условиях сложившегося разрыва между растущими профессиональными требованиями и уровнем компе-тентности служащих, важнейшей обязанностью каждого муниципального служащего является повышение квалификации и профессиональная пере-подготовка в течения всего периода нахождения его на муниципальной службе.
Обязанность муниципального служащего беречь государствен-ное и муниципальное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей, означает, прежде всего, не-обходимость эффективного использования находящихся в ведении как отдельного муниципального служащего, так органа местного самоуправ-ления в целом материальных, финансовых и иных ресурсов в ходе решения стоящих перед ними задач по решению вопросов местного значения либо переданных им на исполнение отдельных государственных полномочий.
В узком смысле слова это означает требование обеспечения сохран-ности вверенного муниципальным служащим государственного и муници-пального имущества, его рациональное и эффективное использование, а также предупреждение его нецелевого использования или хищения. В слу-чае выявления материального вреда, вызванного нарушением действую-щего законодательства, деятельность муниципальных служащих и руково-дителя органа местного самоуправления или его структурного подразде-ления (представителя нанимателя) сводится к своевременному и объек-тивному определению его размера, установлению лиц, виновных в его при-чинении, а также принятию мер по его реальному возмещению в соответ-ствии с действующим законодательством.
Осуществление постоянного и действенного контроля является необ-ходимым условием своевременного пресечения и выявления фактов зло-употребления и хищений со стороны соответствующих должностных лиц и рядовых работников, недостач, утраты или гибели материальных ценно-стей. При этом даже однократное грубое нарушение муниципальным слу-жащим трудовых обязанностей, выразившееся в совершении по месту ра-боты хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умыш-ленного его уничтожения или повреждения, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением уполномоченного должностного лица, можетповлечь за собой прекращение трудового дого-вора по инициативе представителя нанимателя, освобождение от замещае-мой должности муниципальной службы и увольнение виновного с муници-пальной службы в соответствии с п. «г» ч. 6 ст. 81 Трудового кодекса РФ (в ред. от 15.12.2011).[42]
Обязанность муниципального служащего сообщать представите-лю нанимателя (работодателю) о выходе из гражданства Российской Федерации в день выхода из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства иностранного государства в день приобре-тения гражданства иностранного государства обусловлена тем, что п.п. 6 и 7 ст. 13 Федерального закона о муниципальной службе № 25-ФЗ установ-лены ограничения для граждан и муниципальных служащих соответствен-но для поступления и нахождения на муниципальной службе.
Обязанность муниципального служащего уведомлять в письмен-ной форме своего непосредственного начальника о личной заинтересо-ванности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта обусловлена тем, что при конфликте интересов стра-дают интересы муниципальной службы. При этом возможность причине-ния вреда законным интересам граждан, организаций, муниципального образования, субъекта РФ или Российской Федерации находится в прямой зависимости от необъективного исполнения муниципальным служащим должностных обязанностей, произошедшего вследствие влияния на их добросовестное исполнение личной заинтересованности.
В соответствие с частью 2.3 ст. 14.1 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (введена Федеральным законом от 21.11.2011 № 329-ФЗ) непринятие му-ниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.
Вместе с тем ч. 2 ст. 12 Федерального закона № 25-ФЗ установ-лено, что муниципальный служащий не вправе исполнять данное ему не-правомерное поручение. При получении от соответствующего руководи-теля поручения, являющегося, по мнению муниципального служащего, не-правомерным, муниципальный служащий должен представить руководите-лю, давшему поручение, в письменной форме обоснование неправомер-ности данного поручения с указанием положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, му-ниципальных правовых актов, которые могут быть нарушены при испол-нении данного поручения. В случае подтверждения руководителем данно-го поручения в письменной форме муниципальный служащий обязан отка-заться от его исполнения. В случае исполнения неправомерного поручения муниципальный служащий и давший это поручение руководитель несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федера-ции.