Раздел III. Организация и функционирование муниципальной
Раздел III. Организация и функционирование муниципальной
Службы в Российской Федерации
Тема 7. Особенности организации муниципальной
Службы в Российской Федерации
1. Должности муниципальной службы: понятие и классификация.
2. Реестр должностей муниципальной службы.
3. Квалификационные требования к должностям муниципальной службы.
4. Классные чины на муниципальной службе.
5. Правовое положение (статус) муниципальных служащих.
.
Муниципальной службы
Необходимым условием качественного решения вопросов формиро-вания кадрового состава муниципальной службы является учет профессио-нальных и личных качеств кандидатов на должности муниципальной слу-жбы на основе оценки их соответствия квалификационным требованиям, предъявляемым к соответствующим должностям муниципальной службы.
Квалификационные требования (профессиональные стандарты) на муниципальной службе представляют собой правовые нормы, предназна-ченные для:
· подбора, расстановки и использования кадров муниципальной служ-
бы;
· определения должностных обязанностей муниципальных служащих;
· планирования их должностного роста;
· организации профессиональной подготовки и повышения квалифи-
кации муниципальных служащих соответственно развитию требований к эффективности и результативности служебной деятельности аппарата;
· обоснования отзывов руководителей структурных подразделений о
результатах служебной деятельности муниципальных служащих и их соот-
ветствии замещаемой должности муниципальной службы при проведении аттестации кадров в органах местного самоуправления, аппаратах избира-тельных комиссий муниципального образования.[21]
При этом Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О го-
сударственной гражданской службе Российской Федерации» (п. 3 ст.7) и Федеральным законом от 2 марта 2004 г. № 25-ФЗ «О муниципальной слу-жбе в Российской Федерации» (п.1 ст. 5) установлено, что взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы обеспечивается, в том чис-ле, посредством единства основных квалификационных требований к дол-жностям гражданской службы и должностям муниципальной службы.
Частью 1 ст. 9 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» установлено, что для за-мещения должностей муниципальной службы предъявляются квалифика-ционные требования к:
1) уровню профессионального образования;
2) стажу муниципальной службы (государственной службы) или ста-жу работы по специальности;
3) профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для испол-нения должностных обязанностей.
Частью 2 ст. 9 этого же Закона определено, что квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципаль-ной службы (государственной службы) или стажу работы по специально-сти, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовы-ми актами на основе типовых квалификационных требований для замеще-ния должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией долж-ностей муниципальной службы.
При этом отсутствует однозначный подход субъектов РФ к установ-лению квалификационных требований к должностям муниципальной слу-жбы.
Как отмечает Е.С. Шугрина, один из наиболее основательных подхо-дов к описанию типовых квалификационных требований, необходимых для замещения должностей муниципальной службы закреплен в законода-тельстве Новгородской области, регулирующем вопросы муниципальной службы в Новгородской области.[22]
В Законе Новгородской области от 25 декабря 2007 г. № 240-ОЗ «О некоторых вопросах правового регулирования муниципальной службы в Новгородской области» (Приложение 3)[23] определено, в частности, что для замещения должностей муниципальной службы устанавливаются следую-щие требования к уровню профессионального образования:
1) для замещения высших, главных, ведущих и старших должностей муниципальной службы - наличие высшего профессионального образова-ния;
2) для замещения младших должностей муниципальной службы – на-личие среднего профессионального образования.
К стажу муниципальной службы (государственной службы) или ста-жу работы по специальности кандидатов на замещение должностей муни-ципальной службы упомянутым Законом Новгородской области № 240-ОЗ (Приложение 3) установлены следующие требования:
1) для замещения высших должностей муниципальной службы - не менее трех лет стажа муниципальной службы (государственной службы) или не менее пяти лет стажа работы по специальности на руководящих должностях в сфере экономики и финансов;
2) для замещения главных должностей муниципальной службы - не менее двух лет стажа муниципальной службы (государственной службы) или не менее четырех лет стажа работы по специальности;
3) для замещения ведущих должностей муниципальной службы - не менее одного года стажа муниципальной службы (государственной службы) или не менее трех лет стажа работы по специальности;
4) для замещения старших и младших должностей муниципальной службы - без предъявления требований к стажу.
В случае замещения должностей муниципальной службы, отнесенных к группе старших должностей, выпускниками образовательных учрежде-ний высшего профессионального образования очной формы обучения, заключившими в установленном областным законодательством или иными областными нормативными правовыми актами порядке договор на обуче-ние и поступившими на муниципальную службу в срок, определенный до-говором на обучение, требования к стажу работы по специальности не устанавливаются.
К профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для ис-полнения должностных обязанностей, Законом Новгородской области № 240-ОЗ (Приложение 3) установлены следующие требования:
I. Высшие, главные и ведущиедолжности муниципальной службы.
Профессиональные знания: Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Рос-сийской Федерации; Устава Новгородской области; областных норматив-ных правовых актов; устава муниципального образования, иных норма-тивных правовых актов и служебных документов, регулирующих соответ-ствующую сферу деятельности применительно к исполнению конкретных должностных обязанностей; основ управления и организации труда; дело-производства; порядка прохождения муниципальной службы; норм дело-вого общения; форм и методов работы с применением автоматизиро-ванных средств управления; порядка работы со служебной и секретной ин-формацией; правил охраны труда и противопожарной безопасности.
Профессиональные навыки: руководящей работы, оперативного принятия и реализации управленческих решений, ведения деловых пере-говоров, публичного выступления, взаимодействия с другими ведомства-ми, государственными органами, представителями субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, нормотворческой деятельности, планирования работы, контроля, анализа и прогнозирования последствий принимаемых решений, стимулирования достижения результатов, требова-тельности, владения конструктивной критикой, подбора и расстановки кадров, пользования современной оргтехникой и программными продук-тами, систематического повышения профессиональных знаний, редакти-рования документации на высоком стилистическом уровне, своевремен-ного выявления и разрешения проблемных ситуаций, приводящих к кон-фликту интересов.
II. Старшие и младшие должности муниципальной службы.
Профессиональные знания: Конституции Российской Федерации, устава муниципального образования, нормативных актов и служебных до-кументов, регулирующих развитие соответствующей сферы деятельности применительно к исполнению конкретных должностных обязанностей; ос-нов управления и организации труда; норм делового общения; форм и ме-тодов работы с применением автоматизированных средств управления; по-рядка работы со служебной информацией; основ делопроизводства; правил охраны труда и противопожарной безопасности.
Профессиональные навыки: работы в сфере, соответствующей нап-равлению деятельности структурного подразделения, обеспечения выпол-нения поставленных руководством задач, эффективного планирования слу-жебного времени, анализа и прогнозирования деятельности в порученной сфере, использования опыта и мнения коллег, обеспечения выполнения за-дач и функций по организационному, информационному, документацион-ному, финансово-экономическому, хозяйственному и иному обеспечению деятельности, исполнительской дисциплины, пользования современной оргтехникой и программными продуктами, подготовки деловой коррес-понденции.
Неоднозначность правового регулирования законами субъектов РФ квалификационных требований к должностям муниципальной службы со-стоит, прежде всего, в установлении разных требований к уровню образо-вания кандидатов на замещение должностей муниципальной службы стар-шей группы. Установление ими разных требований к стажу муниципаль-ной (государственной) службы или стажу работы по специальности также наиболее ощутимо применительно к старшей группе должностей муници-пальной службы. Во-первых, это наиболее многочисленная часть кадрово-го корпуса муниципальной службы (главные специалисты, ведущие спе-циалисты). Во-вторых, существенно различаются кадровые возможности муниципальных образований (городских и сельских поселений, муници-пальных районов, городских округов). В-третьих, установление требова-ния к стажу существенно ограничивает возможности замещения старшей группы должностей муниципальной службы выпускниками ВУЗов, как правило не имеющих стажа работы по специальности.
Различие подходов некоторых субъектов РФ к установлению квали-
фикационных требований для старшей группы должностей муниципа-льной службы (по уровню образования и стажу) в общем виде представ-лено в табл. 4.1.
Таблица 4.1.
Квалификационные требования к должностям
муниципальной службы старшей группы
Субъект РФ | Источник | Квалификационные требования |
Волгоградская область | Закон Волгоградской области от 11.02.2008 № 1626-ОД «О муниципальной службе в Волгоград-ской области» (Волгоградская правда, 2008, 20 февраля) | - высшее или среднее профессиональ-ное образование при наличии стажа; - стаж – 3 года. |
Ростовская область | Закон Ростовской области от 09.10.2007 № 786-ЗС «О муниципальной службе в Ростовской области» (Наше время, 2007, 17 октября) | - высшее образование (для замещения должностей в поселениях допускается наличие среднего профессионального образования); - стаж – не менее 2-х лет (для поселе-ний – не менее 1 года). |
Республика Татарстан | Закон Республики Татарстан от 17.01.2008 № 5-ЗРТ «О муниципальной службе в Республике Татарстан» (Республика Татар-стан, 2008, 22 января) | - среднее профессиональное образова-ние (для старшей и младшей групп должностей); - стаж – не менее 6 мес. на младшей должности или стаж работы по специ-альности не менее 1 года). |
Ульяновская область | Закон Ульяновской области от 07.11.2007 № 163-ЗО «О муниципальной службе в Ульяновской области» (Ульяновская правда, 2007, 9 ноября) | - среднее профессиональное образова- ние; - без предъявления требования к стажу муниципальной службы. |
Анализ квалификационных требований к старшей группе должно-стей муниципальной службы представленных в табл. 4.1 и иных субъектов Российской Федерации показывает, что актуальной проблемой является оптимизация квалификационных требований для этой группы должно-стей, исходя из необходимости более полного и объективного учета как специфики субъектов РФ, так и специфики соответствующих видов муни-ципальных образований, прежде всего городских и сельских поселений. При этом представляется целесообразным повсеместное установление за-конами субъектов РФ гибких требований к уровню образования по стар-шей группе должностей муниципальной службы (высшее или среднее про-фессиональное образование) применительно к городским и сельским посе-лениям, предусматривая обязательность установления конкретного уровня
профессионального образования по этой группе должностей уставом кон-кретного муниципального образования (городского, сельского поселения).
Что касается требования к стажу муниципальной службы или работы по специальности для старшей группы должностей муниципальной служ-бы, то, исходя из установленного Федеральными законами № 79-ФЗ и № 25-ФЗ принципа взаимосвязи гражданской службы и муниципальной службы, представляется обоснованной отмена вообще такого требования, поскольку Указом Президента России от 27 сентября 2005 г. № 1131 (ред. от 26.07.2008) в настоящее время не предъявляется требование к стажу для старшей группы должностей федеральной государственной гражданской службы.[24]
Законом о муниципальной службе № 25-ФЗ (ч.3 ст. 9) установлено, что в случае, если лицо назначается на должность главы местной админи-страции по контракту, уставом поселения, а в отношении должности главы местной администрации муниципального района (городского округа) – ус-тавом муниципального района (городского округа) и законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требова-ния к кандидатам на должность главы местной администрации.
Исходя из этого, например, Законом Республики Марий Эл от 31 мая 2007 г. № 25-З «О реализации полномочий Республики Марий Эл в обла-сти муниципальной службы» (Приложение 2)[25] установлено, что если лицо назначается на должность главы администрации муниципального района, городского округа, то могут быть установлены следующие дополнитель-ные требования к кандидатам на замещение этих должностей:
1) наличие высшего профессионального образования по направлениям подготовки «экономика и управление», «гуманитарные науки» или по спе-циальности «юриспруденция», или прохождение профессиональной пере-подготовки по указанным выше направлениям подготовки;
2) наличие стажа работы на высших, главных, ведущих должностях государственной гражданской службы Российской Федерации или на выс-ших, главных должностях муниципальной службы не менее трех лет, или наличие стажа работы на руководящих должностях в организациях незави-мсимо от организационно-правовой формы не менее пяти лет.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2004 г. № 608 были установлены квалификационные требования, предъяв-ляемые к руководителю финансового органа субъекта Российской Федера-ции и к руководителю финансового органа местной администрации.[26] Упомянутым законом Республики Марий Эл № 25-З были, в связи с этим, определены также квалификационные требования к муниципальным слу-жащим, замещающим должность руководителя финансового органа муни-ципального района, городского округа, в том числе:
1) наличие высшего профессионального образования по направлению подготовки «бухгалтерский учет и аудит», или «финансы и кредит», или «экономика», или по специальности «экономика и управление», удостове-ренного дипломом государственного образца, либо наличие ученых степе-ней кандидата или доктора экономических наук;
2) наличие опыта профессиональной деятельности в области государ-ственного или муниципального управления, экономики, финансов и кре-дита не менее трех лет, в том числе стажа работы на руководящих долж-ностях в органах государственной власти Российской Федерации либо в органах государственной власти субъектов Российской Федерации, в орга-нах местного самоуправления или организациях, деятельность которых связана с экономикой, управлением, осуществлением финансово-кредит-ных операций, организацией бюджетного процесса бюджетов всех уров-ней, налогообложением, банковским делом, бухгалтерским учетом, ана-лизом, аудитом и статистикой, не менее двух лет.
Таким образом, квалификационные требования к должностям муници-пальной службы взаимоувязаны: право замещать должность муниципаль-ной службы увязывается с уровнем образования и стажем муниципальной службы (опытом работы по специальности), а также с уровнем профессио-нальных знаний и практических навыков кандидатов на замещение соот-ветствующих должностей.
Раздел III. Организация и функционирование муниципальной