Правовое положение иностранных юридических лиц
В России и за рубежом
Если так или иначе определено, что юридическое лицо является иностранным, возникает вопрос: в какой мере оно может быть допущено к хозяйственной деятельности в данной стране и какими правами и обязанностями оно может обладать? Ответ на этот вопрос следует прежде всего искать в национальном праве той страны, где иностранная компания осуществляет свою деятельность.
Иными словами, хотя правоспособность иностранного юридического лица изначально определяется законодательством страны его национальности, возможный объем ее проявления на территории другого государства зависит в первую очередь от внутреннего права последнего. Так, в частности, в ч. 2 ст. 10 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 г. указывается, что «любые российские лица и иностранные лица обладают правом осуществления внешнеторговой деятельности. Это право может быть ограничено в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами».
В большинстве стран мира признание иностранного юридического лица в качестве субъекта права и допуск его к осуществлению предполагаемой хозяйственной деятельности происходит без издания какого-либо акта со стороны соответствующего государства (например, в Англии). В то же время во Франции, например, для того чтобы юридическое лицо имело право осуществлять на территории этой страны какие-либо юридические действия, ему необходимо открыть здесь свое агентство или филиал, а в Германии для признания иностранного юридического лица правоспособным требуется издание специального административного акта.
Таким образом, именно внутреннее законодательство устанавливает правила, соблюдение которых обязательно для всех иностранных юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории данного государства. Общий режим, касающийся правового положения иностранного юридического лица, определяется, как правило, в специальном законодательном акте (инвестиционный закон, закон о концессиях, закон о специальных экономических зонах и т. д.).
Кроме того, нормы о правовом положении иностранных юридических лиц можно встретить в международных (главным образом двусторонних) соглашениях, заключаемых государствами в различных областях. В них могут регламентироваться вопросы взаимного признания правосубъектности юридических лиц, определяться правовые режимы их функционирования, устанавливаться (реже) критерии определения национальности юридических лиц. Речь в данном случае идет прежде всего о торговых договорах.
Наиболее распространенными режимами, предоставляемыми этими соглашениями иностранным юридическим лицам, являются (как и в случае с иностранными физическими лицами) режим наибольшего благоприятствования и национальный режим.
Тем не менее положения международных договоров сами по себе, как правило, ничего не говорят о конкретном объеме дееспособности иностранных юридических лиц на территории соответствующих государств. Как уже было указано выше, эти вопросы регулируются их внутренним правом.
В законодательстве и правовой доктрине большинства зарубежных государств все юридические лица подразделяются на юридические лица публичного права и юридические лица частного права. В основе данной классификации лежат такие критерии, как природа акта, явившегося основанием для создания соответствующего субъекта права, характер преследуемых им целей деятельности и правомочий, а также членства в юридическом лице.
Так, юридические лица публичного права возникают, как правило, на основании публично-правового акта (закона, административного акта). Преследуемые ими цели также имеют публичный характер. Эти субъекты наделяются властными полномочиями и имеют особый характер членства. К их числу относятся, в частности, государства, административно-территориальные единицы, государственные учреждения. В отдельных странах в форме юридических лиц публичного права действуют также некоторые государственные предприятия.
Юридические лица частного права, напротив, возникают на основе акта частноправового характера. Эти образования создаются путем заключения соглашения между частными лицами, которые, в рамках, предусмотренных действующим законодательством соответствующего государства, образуют материальную основу юридического лица, определяют цели его деятельности, структуру и формируют органы управления.
Организационно-правовые формы юридических лиц частного права в зарубежных государствах отличаются большим разнообразием. Но общим для них является то, что при создании соответствующего юридического лица обычно происходит объединение капиталов, осуществляется совместное управление ими с целью получения прибыли (в коммерческих предприятиях) или достижения других результатов (в некоммерческих предприятиях), а также имеет место совместное несение рисков и убытков его учредителями.
Среди организационно-правовых форм предприятий особое место занимают торговые товарищества и акционерные общества, которые известны законодательству подавляющего большинства государств мира. Остановимся кратко на характеристике их основных разновидностей.
Полное товарищество, или товарищество с полной ответственностью. Характеризуется неограниченной и солидарной имущественной ответственностью всех его участников (вплоть до их личного имущества) по обязательствам товарищества. В большинстве стран мира оно не признается юридическим лицом, что на практике оборачивается налоговыми льготами. Управление делами товарищества осуществляется самими участниками на основе соглашения между ними. Форма полного товарищества используется, как правило, мелкими фирмами в области профессиональных услуг.
Коммандитное товарищество, или товарищество со смешанной ответственностью. Объединяет две категории участников — полных товарищей, отвечающих неограниченно и солидарно по обязательствам товарищества, и коммандитистов (членов-вкладчиков), отвечающих перед кредиторами лишь в размере своего вклада в уставный фонд, но не имеющих прав на ведение дел товарищества. Является переходной формой от полного товарищества к товариществу с ограниченной ответственностью.
Товарищество (общество) с ограниченной ответственностью, или ограниченное общество. Имеет капитал, разделенный на паи, которые не могут быть переданы другим лицам без разрешения товарищества. Учредители несут ответственность, ограниченную размером их вклада в уставный фонд. При регулировании процедуры создания и деятельности товариществ с ограниченной ответственностью большинство государств мира предусматривает некоторые льготы, которые наиболее важны для предприятий мелкого и среднего бизнеса. В числе таких льгот можно назвать: упрощенную (по сравнению с акционерным обществом) процедуру образования; незначительный минимальный размер уставного капитала; менее жесткие требования в отношении публичной отчетности; финансовые и налоговые послабления.
Акционерное общество. Имеет капитал, разбитый на части (акции), которые размещаются путем публичной подписки (открытое акционерное общество) или путем распределения акций между учредителями (закрытое акционерное общество). Как правило, эта организационно-правовая форма используется для создания крупных финансовых, промышленных и торговых предприятий. Она позволяет в кратчайшие сроки достичь мобилизации значительного объема капиталов и других материальных средств, при одновременном ограничении ответственности акционеров общества стоимостью принадлежащих им акций. Создание и деятельность акционерных обществ подробно регламентируется законодательством зарубежных государств. При этом подавляющее большинство соответствующих правовых норм носит императивный характер. Минимальное число учредителей, необходимое для создания акционерного общества, как правило, больше, чем в обществе с ограниченной ответственностью.
В Российской Федерации правовому положению иностранных юридических лиц посвящены статьи многих законов и подзаконных актов. Среди них, в числе наиболее значимых, можно назвать: абз. 4 п. 1 ст. 2 ГК РФ, распространяющей правила гражданского законодательства на отношения с участием иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом; ст. 398 и 400 ГПК РФ, а также ст. 247 и 254 АПК РФ, предоставляющие иностранным предприятиям возможность обращаться в суды России и пользоваться процессуальными правами для защиты своих интересов.
Что же касается инвестиционной деятельности иностранных юридических лиц, осуществляемой на территории России, то правовые и экономические основы ее проведения определяются Федеральным законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 г. (далее — Закон об иностранных инвестициях). При этом, однако, следует иметь в виду, что Закон не распространяет свое действие на отношения, связанные с вложением иностранного капитала в банки и иные кредитные организации, а также в страховые и некоммерческие организации. Регулирование таких отношений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности, о страховании и о некоммерческих организациях.
В соответствии с Законом об иностранных инвестициях (ст. 2) в качестве инвесторов на территории России могут выступать иностранные юридические лица и организации, ими не являющиеся, и иностранные физические лица. При этом Закон определяет, что все перечисленные выше субъекты должны иметь право на основе законодательства государства своего учреждения, гражданства или постоянного места жительства осуществлять инвестиции на территории РФ. В соответствии с Законом статус иностранных инвесторов в определенных случаях могут иметь в России также международные организации и иностранные государства.
Иностранные юридические и физические лица имеют право осуществлять хозяйственную деятельность на территории нашей страны как путем создания предприятий и открытия своих филиалов, так и путем совершения иных действий, не запрещенных действующим законодательством.
В первом случае могут создаваться и предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам, и предприятия, организуемые совместно с юридическими лицами и гражданами России (совместные предприятия). Учредители вправе самостоятельно решать, в рамках какой организационно-правовой формы будет организовано предприятие. Перечень таких форм (а это, прежде всего: полное товарищество, товарищество на вере, акционерное общество, общество с ограниченной или дополнительной ответственностью), особенности их правового статуса, а также основные требования к учредительным документам соответствующего предприятия определяются частью первой ГК РФ от 30 ноября 1994 г. и положениями ряда специальных законов. В числе последних можно назвать федеральные законы «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 г. (в редакции от 8 апреля 2008 г.), «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. (в редакции от 13 октября 2008 г.), «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995 г. (в редакции от 30 декабря 2006 г.), «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. (в редакции от 24 июля 2008 г.), «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 г. (в редакции от 29 апреля 2008 г.), «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 августа 2001 г. (в редакции от 1 декабря 2007 г.) и др.
Все предприятия с иностранными инвестициями с момента регистрации становятся российскими юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством России.
В соответствии с п. 2 ст. 20 Закона об иностранных инвестициях «юридические лица, являющиеся коммерческими организациями с иностранными инвестициями, подлежат государственной регистрации в порядке, определяемом Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Этот Закон, в свою очередь, предусматривает, что государственная регистрация юридического лица осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (в настоящее время функции этого органа выполняет Федеральная налоговая служба Министерства финансов РФ) в срок не более чем пять рабочих дней со дня предоставления документов по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа предприятия, а в случае отсутствия такого исполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (ст. 2 и 8).
При этом в соответствии со ст. 12 Закона при государственной регистрации вновь создаваемого юридического лица в соответствующий регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации;
б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица — учредителя;
д) документ об уплате государственной пошлины.
Выписка из реестра страны происхождения иностранного юридического лица должна быть, как правило, надлежащим образом легализована и переведена на русский язык. Легализация такого документа осуществляется посредством его заверения консульским учреждением России в соответствующем государстве или в соответствующем структурном подразделении МИД России. Его перевод на русский язык должен быть заверен нотариально. Отказ в государственной регистрации может быть обжалован в судебном порядке.
В соответствии со ст. 21 и 22 Закона об иностранных инвестициях иностранные юридические лица могут открывать на территории России свои филиалы. Пункт 3 ст. 4 этого нормативно-правового документа устанавливает, что «филиал иностранного юридического лица, созданный на территории Российской Федерации, выполняет часть функций или все функции, включая функции представительства, от имени создавшего его иностранного юридического лица (головной организации), при условии, что цели создания и деятельность головной организации имеют коммерческий характер и головная организация несет непосредственную имущественную ответственность по принятым ею в связи с ведением указанной деятельности на территории Российской Федерации обязательствам».
Филиал иностранного юридического лица создается в целях осуществления на территории РФ той деятельности, которую осуществляет за пределами России головная организация, и ликвидируется на основании решения иностранного юридического лица.
Государственный контроль за созданием, деятельностью и ликвидацией филиала иностранного юридического лица осуществляется посредством его аккредитации в порядке, определяемом Правительством РФ. Аккредитация производится федеральным органом исполнительной власти, ответственным за координацию привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику России. Этот орган также определяется Правительством России[72]. Филиал иностранного юридического лица имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность со дня его аккредитации, а прекращает ее со дня лишения его аккредитации. Как и предприятию с иностранными инвестициями, филиалу может быть отказано в аккредитации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Закон об иностранных инвестициях не оговаривает перечень и требования к содержанию документов, необходимых для аккредитации филиала иностранного юридического лица, относя их определение к компетенции Правительства России. Вместе с тем п. 1 ст. 22 этого нормативно-правового документа устанавливает, что в числе таких документов должно быть положение о филиале, в котором в обязательном порядке должны быть отражены следующие сведения (п. 2 ст. 22): наименование филиала и его головной организации; организационно-правовая форма головной организации; местонахождение филиала на территории России и юридический адрес его головной организации; цели создания и виды деятельности филиала; состав, объем и сроки вложения капитала в основные фонды филиала; порядок управления филиалом. В положение о филиале иностранного юридического лица могут быть также включены иные сведения, отражающие особенности его деятельности на территории России и не противоречащие законодательству РФ.
Помимо создания коммерческих и некоммерческих предприятий, а также открытия своих филиалов, иностранные юридические лица могут осуществлять на территории Российской Федерации деятельность, не связанную с образованием предпринимательских структур, в том числе через свои представительства. Под ними в соответствии с п. 1 ст. 55 части первой ГК РФ понимаются «обособленные подразделения юридического лица, расположенные вне места его нахождения, которые представляют интересы юридического лица и осуществляют их защиту».
Как уже указывалось выше, абз. 4 п. 1 ст. 2 ГК РФ предоставляет иностранным предприятиям в гражданско-правовой сфере национальный режим. Вместе с тем, сфера действия национального режима, предоставляемого иностранным юридическим лицам в России, может выходить за рамки отношений, подпадающих под действие гражданского законодательства, если это основывается на федеральном законе или международном договоре РФ. В качестве примера здесь можно привести положения п. 1 ст. 4 Закона об иностранных инвестициях, который устанавливает, что «правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами».
Иностранные компании обладают правом приобретения уже действующих на территории России предприятий, долей участия в них, паев, акций, облигаций и других ценных бумаг, могут участвовать в приватизации. Кроме того, юридические лица иностранных государств в соответствии с законодательством нашей страны могут приобретать права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и прочее недвижимое имущество. На тех же условиях они могут выступать в качестве пользователей недр, вести промысел ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ, заниматься внешнеторговой, биржевой, рекламной, архитектурной, градостроительной, геодезической, картографической и иными видами деятельности.
С принятием в июле 2005 г. в России новых федеральных законов о концессиях и особых экономических зонах достаточно четкую регламентацию получила процедура заключения иностранными юридическими лицами концессионных соглашений с российскими государственными и муниципальными структурами, а также процедура участия коммерческих предприятий с иностранными инвестициями в деятельности на территории РФ особых экономических зон промышленно-производственного, технико-внедренческого, туристско-рекреационного и портового профиля.
Вместе с тем Федеральным законом от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства в Российской Федерации установлены изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов и для группы лиц, в которую входит иностранный инвестор, при их участии в уставных капиталах хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для государства, и (или) совершении ими сделок, влекущих за собой установление контроля над такими хозяйственными обществами. Такого рода участие или сделки в соответствии с Законом подлежат обязательному предварительному согласованию с уполномоченными государственными органами России.
В заключение также отметим, что предоставление иностранным юридическим лицам и организациям в иной правовой форме национального режима в сфере международного гражданского процесса позволяет им защищать в российских судах свои права и законные интересы, а также отвечать по предъявляемым к ним требованиям на общих основаниях.
5.4. Транснациональные корпорации
и международные организации
в международном частном праве
В современных условиях хозяйственная деятельность большого количества юридических лиц не ограничена пределами одного государства. Экспорт капитала приводит к тому, что предприятия, созданные в одном государстве, могут принадлежать полностью или частично компаниям другого государства. Основная деятельность многих крупных монополий вообще осуществляется одновременно в нескольких странах. Наиболее известные из них — транснациональные корпорации, действующие на долговременной основе в течение десятилетий в каждом регионе мира.
С правовой точки зрения такого рода предприятия не являются международными юридическими лицами, хотя в официальном названии некоторых из них применяется термин «международный»[73]. ТНК, как правило, имеют форму предприятия с простой организационной структурой товарищества, акционерного общества или совместного предприятия. Они организуются по закону определенной страны и имеют соответствующий личный статут. В то же время основное отличие ТНК от «обычных» юридических лиц состоит в том, что они через широкую сеть зарубежных агентств, отделений, филиалов или дочерних предприятий ведут активную хозяйственную деятельность, прежде всего и главным образом в зарубежных государствах. Так, например, ТНК может одновременно создать полностью принадлежащую ей дочернюю компанию в одной стране, филиал материнской компании во второй и вести дела путем участия в совместном предприятии в третьей.
Стратегия деятельности ТНК разрабатывается головным предприятием, которое координирует деятельность всех входящих в его состав звеньев — иностранных предприятий и филиалов, разбросанных по разным странам. Поэтому, как отмечает М. М. Богуславский, «наиболее характерной особенностью ТНК является несоответствие между экономическим содержанием, экономической сущностью и юридической формой; экономическое единство оформляется юридической множественностью (юридические лица местного права, филиалы и т. д.), что служит интересам собственников ТНК»[74].
Обычно ТНК являются международными предприятиями не только по сфере деятельности, но и по капиталу. В связи с этим в последние годы в зарубежной литературе все чаще высказываются предложения о необходимости денационализации ТНК, о превращении их в «глобальные в юридическом отношении путем заключения международного договора о «международных компаниях». Управление такими предприятиями, по мнению сторонников этой точки зрения, должно быть сосредоточено в «наднациональных органах»[75]. Подобный международный договор, однако, до сих пор не принят.
Сегодня большинство ТНК создаются в качестве юридических лиц конкретного государства, и на них распространяют свое действие нормы его правовой системы. В свою очередь деятельность филиалов и иных подразделений ТНК, учреждаемых в других государствах, подпадает под действие национального законодательства соответствующих принимающих стран. (-)
Интересно отметить, что во многих случаях ТНК специально используют для полностью принадлежащих им зарубежных компаний форму самостоятельного юридического лица страны местонахождения для того, чтобы распространить на них действие местного законодательства в тех случаях, когда его требования являются более благоприятными для отечественных компаний, чем для иностранных.
Правовой статус и деятельность ТНК в конкретном государстве, как правило, дополнительно регулируются специальными соглашениями, заключаемыми между соответствующими транснациональными корпорациями и страной — реципиентом капитала. Такие договоры имеют не международный, а гражданско-правовой характер и определяют режим инвестиций в принимающем государстве. ТНК довольно часто используют подобные соглашения в своих собственных интересах. Так, например, в целях обеспечения свободы от контроля со стороны какой-либо правовой системы, в особенности принимающей стороны, ТНК добиваются включения в эти договоры пунктов о выборе места суда или вынуждают дать согласие на экстерриториальное действие норм права одного государства (как правило, страны материнской компании) в ущерб принимающей стране, чьи правовые нормы применялись бы в ином случае.
Зачастую деятельность ТНК оказывает негативное влияние на экономическое развитие государства, в котором располагаются их подразделения. Они способны, например, произвольно сменить страну пребывания на регион с более дешевой рабочей силой, сократив соответственно в первом государстве число рабочих мест и уменьшив уровень инвестиций. ТНК обычно не стараются повышать уровень квалификации местных рабочих, а объем общих ресурсов ТНК позволяет им вытеснять местных предпринимателей с внутригосударственного рынка товаров и услуг. ТНК часто «нарушают суверенитет принимающей страны прямым участием в местной политике... передачей разведданных правительству другой страны (обычно страны, где находится материнская компания) и сотрудничеством с другой страной при проведении политически обусловленной торговой политики в отношении принимающей страны»[76].
Вполне понятно поэтому, что деятельность некоторых транснациональных корпораций вызывает серьезную озабоченность как отдельных государств мира, так и всего международного сообщества в целом. Многие страны на сегодняшний день приняли специальные законы о регулировании иностранных инвестиций, главными целями которых являются, в частности, недопущение подчинения иностранному контролю важнейших национальных отраслей промышленности и услуг, открытие доступа к информации о деятельности предприятий с иностранными инвестициями на своей территории, регулирование процессов движения продукции и технологий, производимых в результате осуществления иностранных капиталовложений. Контроль за деятельностью иностранных предприятий довольно часто устанавливается также посредством заключения двусторонних и многосторонних инвестиционных соглашений между заинтересованными государствами.
В целях установления контроля над ТНК, подчинения их деятельности международным стандартам, учитывающим интересы всех стран, в рамках органов и организаций системы ООН в течение двух последних десятилетий было разработано несколько важных нормативных документов по конкретным вопросам деятельности ТНК. В числе этих актов можно назвать, например: Трехстороннюю декларацию о принципах, относящихся к многонациональным предприятиям и социальной политике 1977 г. (принята Международной организацией труда); Набор многосторонне согласованных справедливых принципов и прав по контролю за ограничительной деловой практикой 1980 г. (принят Конференцией ООН по торговле и развитию); Международные руководящие принципы по защите прав потребителей 1985 г. (приняты Генеральной Ассамблеей ООН) и др.
С 1977 г. в рамках Комиссии Экономического и Социального Совета ООН по транснациональным корпорациям ведутся интенсивные переговоры по выработке всеобъемлющего Кодекса поведения ТНК, охватывающего все стороны их деятельности. В разработанном проекте этого документа содержатся, в частности, предписания ТНК не препятствовать притоку финансовых средств и содействовать развитию научно-технического потенциала принимающей страны, воздерживаться от вмешательства во внутренние дела государства, не принимать дискриминационных мер в отношении партнеров. В определенные законом сроки ТНК обязаны предоставлять отчеты о своей деятельности, а также соблюдать требования финансового и налогового характера, предусмотренные национальным законодательством. Жесткий императивный характер норм указанного проекта, предусматривающего в своей основе односторонние обязательства ТНК, является главной причиной его непринятия до настоящего времени.
Большая работа по нормативной регламентации деятельности ТНК ведется сегодня и на региональном уровне. Так, например, в рамках Организации экономического сотрудничества и развития, объединяющей в настоящее время около 30 промышленно развитых государств мира, в 1976 г. был одобрен Кодекс поведения многонациональных корпораций, закрепляющий на добровольной основе нормы их надлежащего поведения. В Европейском Союзе деятельность ТНК регулируется по отраслевому принципу, и соответствующие акты принимаются в области акционерного права, налогообложения, вопросов занятости и т. д. Значительное внимание работе транснациональных корпораций уделяется также в документах экономических форумов и организаций стран Латинской Америки.
Вместе с тем если говорить в целом об эффективности и реальном воплощении в жизнь международного нормативного регулирования деятельности ТНК, то необходимо признать, что решение этой проблемы еще далеко от завершения. Сегодня оно во многом ограничивается лишь теоретическими разработками и принятием нормативных положений рекомендательного характера.
Рассматривая вопрос о правовом статусе международных (прежде всего межправительственных) организаций в международном частном праве, следует отметить, что в основе их деятельности, в отличие от транснациональных корпораций, лежит не соглашение частных субъектов, а международный договор. Данный документ, указывает Л. П. Ануфриева, «конституирует учредительный акт международной организации, которая существует и действует в области международного публичного права. Вместе с тем, международная организация не может осуществлять своей международно-правовой деятельности без того, чтобы не быть субъектом хозяйственного оборота — она должна получать от государства пребывания и находящихся под его суверенитетом субъектов услуги связи, энергоснабжения, пользоваться почтовыми, телеграфными, телефонными, железнодорожными, космическими и прочими объектами и предприятиями»[77]. Поэтому определенные направления деятельности ММПО подпадают под действие норм МЧП.
В процессе своего функционирования международные организации заключают различного рода договоры, которые опосредуют их существование и исполнение уставных целей. В числе таких документов можно назвать контракты об аренде помещения, купли-продажи товаров и оборудования, договоры подряда, маркетинга и др. Следует, однако, иметь в виду, что участие ММПО в подобных сделках, точно так же, как и участие государства в отношениях, регулируемых МЧП, возможно лишь при условии участия с другой стороны физического или юридического лица.
В современных условиях достаточно активное участие в отношениях, регулируемых МЧП, принимают международные межправительственные организации системы ООН. В связи с этим Секретариатом ООН были даже разработаны специальные правила по заключению контрактов и подготовлены типовые договоры, предусматривающие определенную процедуру оформления таких сделок.
В рамках системы ООН пристального внимания с точки зрения интересующего нас вопроса заслуживает группа ее специализированных финансовых организаций. В нее в настоящее время входят пять ММПО. Наиболее важные из них — Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития — были созданы на Конференции Объединенных Наций по валютно-финансовым вопросам в г. Бреттон-Вудс (США, 1944 г.). Позднее в качестве филиалов МБРР были образованы соответственно в 1956, 1960 и 1980 гг. Международная финансовая корпорация, Международная ассоциация развития и Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций. МБРР называют также Всемирным банком, а вместе с тремя филиалами — Группой Всемирного банка. Все пять организаций обладают юридической и финансовой независимостью и входят в систему ООН в качестве ее специализированных учреждений. Их местонахождение — г. Вашингтон (США).
Центральное место в системе финансовых организаций занимает Международный валютный фонд, число членов которого — более 180. Его целями являются координация валютно-финансовой политики государств-членов и предоставление им кредитов для урегулирования платежных балансов и поддерживания валютных курсов.
Общей целью деятельности институтов, входящих в Группу Всемирного банка, является поощрение экономического и социального развития менее развитых членов ООН путем оказания финансовой и консультативной помощи и помощи в подготовке кадров. В рамках достижения этой общей цели каждая организация выполняет свои функции. Так, к задачам МБРР относятся: содействие реконструкции и развитию экономики государств — членов Банка, поощрение частных иностранных капиталовложений, предоставление займов для развития производства и др. В свою очередь, три дочерние организации Банка — МАР, МФК и МАГИ — созданы главным образом для того, чтобы способствовать развитию экономики развивающихся стран посредством предоставления кредитов, поощрения частных предприятий в производственном секторе и стимулирования иностранных инвестиций[78].
Для того чтобы реально существовать в гражданско-правовых отношениях, международные организации наделяются правами юридического лица. Его образование во многих случаях санкционируется соответствующим правопорядком. Например, ООН — юридическое лицо штата Нью-Йорк (США); ЮНЕСКО — французское юридическое лицо; Международная организация труда, Международный союз электросвязи, Международный почтовый союз — юридические лица кантона Женева Швейцарской Конфедерации; МВФ — юридическое лицо федерального округа Колумбия (США).
Международная организация, как правило, становится правомочным в юридическом смысле образованием с момента регистрации ее устава (инкорпорации) либо включения в реестр юридических лиц государства местонахождения, которое в большинстве случаев указывается в ее учредительных документах. Поэтому правовой статус подобного юридического лица чаще всего определяется по закону того государства, в котором находится штаб-квартира соответствующей ММПО.
Указанное правило, однако, не является универсальным. В связи с этим можно, например, отметить, что правовой статус организаций Группы Всемирного банка и МВФ определяется прежде всего самими соглашениями об их создании. Так, в разд. 1 ст. VI Соглашения о создании Международной финансовой корпорации 1956 г. прямо оговаривается, что для того «чтобы предоставить Корпорации возможность выполнять возложенные на нее функции, на территории каждого ее члена ей предоставляются статус, иммунитеты и привилегии, изложенные в настоящей статье». Раздел второй этой же статьи устанавливает, что «Корпорация является полным юридическим лицом и, в частности, имеет право: (i) заключать договоры; (ii) приобретать и продавать движимое и недвижимое имущество; (iii) возбуждать судебные дела». Последующие разделы рассматриваемой статьи регламентируют такие не менее важные вопросы, как положение Корпорации в отношении судопроизводства, иммунитеты ее имущества, активов и архивов, иммунитет Корпорации от налогообложения, иммунитеты и привилегии должностных лиц и служащих МФК и др.
В то же время, по мнению В.А. Канашевского, «положение о юридической личности международной организации не имеет определяющего характера для д<