Уголовная политика и основные тенденции ее развития.

В основе формирования и развития правовой системы государ­ства, правовых форм и направлений его деятельности находится политика, отражающая принципы, стратегию, основные направле­ния и формы достижения социальных целей, которые ставит перед собой общество и государство. Цели этой политики в общей форме закреплены в ст. 7 Конституции Российской Федерации, согласно которой «Российская Федерация — социальное государство, поли­тика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Политика государства, в частности, представляет собой фунда­мент права. Одно из ее направлений — политика в сфере борьбы с преступ­ностью. В ней в концентрированном виде выражены цели, прин­ципы, стратегия, основные направления, формы и методы контро­ля государства за преступностью. Она должна выражать интересы граждан России и общества в целом, обеспечивать их защиту от преступных посягательств.

Политика в сфере борьбы с преступностью — это целенаправ­ленная деятельность государства по определению целей, принци­пов, задач и направлений противодействия преступности и адек­ватных способов, средств и форм их осуществления. Политика в сфере борьбы с преступностью определяет деятельность государст­ва, его органов по профилактике преступлений и иных правонару­шений, предупреждению их совершения, своевременному пресечению, реализации ответственности лиц, совершивших преступле­ния, исполнению наказания в отношении осужденных и достиже­нию его целей.

Внутреннее содержание политики в сфере борьбы с преступностью слагается из следующих ее направлений (элементов):

· уголовно-правовая политика,

· уголовно-процессуальная (судебная) политика,

· уголовно-исполнительная политика,

· криминологическая (относящаяся к сфере предупреждения пре­ступности) политика.

Такое разделение единой по своей цели, принципам и стратегии политики контроля за преступностью достаточно условно; отдель­ные ее направления могут объединиться между собой, например уголовная политика и политика в сфере исполнения наказания, или, напротив, расчленяться. В любом случае все направления этой по­литики едины с точки зрения целей, принципов и стратегии и тес­но связаны между собой.

Исполнение наказания — одна из составляющих борьбы с пре­ступностью, следовательно, уголовно-исполнительная политика в какой-то мере является частью уголовной политики. Уголовная по­литика формирует законодательство в сфере борьбы с преступнос­тью, в том числе уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное, определяет уголовно-правовые меры воздействия на преступность, процессуальные и исполнительные формы их осуществления и деятельность государственных органов в борьбе с преступностью.

Уголовно-исполнительная политика — это деятельность государства по определению целей уголовного наказания, государственно-правового механизма их ре­ализации, организации процесса исполнения уголовных наказа­ний и применения к осужденным мер исправительного воздейст­вия.

Цель, задачи, содержание и стратегия уголовно-исполнительной политики

Цели и принципы уголовно-исполнительной политики определяются Конституцией РФ (признание человека, его прав и свобод высшей ценностью нашего государства).

Цель уголовно-исполнительной политики - создание эффективной исправительной системы России путем

1.

1. защиты граждан от преступных посягательств посредством ис­полнения уголовных наказаний,

2. создания условий для исправления осужденных, а также

3. обеспечения прав, свобод и законных интересов самих осужденных.

Принципы уголовно-исполнительной политики:

·

· законности,

· равенства граждан перед законом,

· гума­низма,

· демократизма,

· соблюдения прав, свобод и законных инте­ресов личности.

Задачами уголовно-исполнительной политики являются разработка и определение:

1.

1. приемов и методов обращения с виновными в преступлениях лицами;

2. основных направлений порядка деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания;

3. порядка участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений и отдельных граждан в исправлении осужденных;

4. характера применяемых средств исправления и мероприятий, направленных на оказание помощи лицам, освобожденным из мест лишения свободы, в бытовом и трудовом устройстве.

Содержание уголовно-исполнительной политики государства составляет теоретическая разработка способов и методов практической деятельности государства по реализации ответственности лиц, совершивших преступление, исполнению наказания в отношении осужденных и достижению его целей.

Реализация положений политики представляет собой сложный процесс, проявляющийся во взаимодействии различных областей (социальной, пра­воохранительной, уголовной и уголовно-исполнительной), находящихся в постоянном взаимном влиянии.

Подробнее

Правовая сфера уголовно-исполнительной политики определяет цели, принципы, стратегию, направление деятельности государства, ее основные формы и методы при исполнении наказания.

Политика в сфере исполнения наказания вместе с тем оказыва­ет влияние на уголовную политику. Это прежде всего относится к определению системы наказаний и отдельных его видов, к практи­ке назначения наказаний. В конечном итоге политика в рассматри­ваемой сфере влияет на политику в области борьбы с преступнос­тью в целом, в частности на принятие решений по профилактике рецидивной преступности, адаптации лиц, отбывших наказание, и оказание им помощи.

И уголовная, и уголовно-исполнительная политики связаны с социальной политикой, прежде всего, целями. Цель социальной политики государства — создание условий, обеспечивающих до­стойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции РФ). Уголовная политика, выражая интересы социальной полити­ки государства, обеспечивает охрану прав и свобод человека, граж­данина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя, мира и безопасности человечества от преступных посягательств (ст. 2 УК РФ). Уголовно-исполнительная политика, конкретизируя уголовную политику, имеет своими целями исправление осужден­ных и предупреждение совершения новых преступлений как ими, так и иными лицами (ст. 1 УИК РФ). Исправление преступников и предупреждение новых преступлений в итоге создают условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие всех лю­дей (а это есть цель социальной политики). Кроме того, социаль­ная политика выражена в средствах материально-бытового и меди­цинского обеспечения осужденных.

Являясь частью политики в области борьбы с преступностью, уголовно-исполнительная политика определяет цели, принципы, стратегию, основные направления, формы и методы деятельности государства по обеспечению исполнения наказания, исправлению осужденных, предупреждению совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. Цели и принципы поли­тики в указанной области наиболее стабильны, так как базируются на выработанных международным сообществом положениях об обращении с осужденными, соответствующих международных ак­тах, достижениях науки.

На стратегию, формы и методы уголовно-исполнительной по­литики оказывает влияние комплекс социальных факторов, в том числе

·

· социально-политическое состояние и структура общества, господствующие в нем нравственные ценности и правовые пред­ставления,

· здоровье людей, их материальное благополучие,

· работа системы социальных служб;

· обеспечение людей пенсиями, посо­биями и иными гарантиями социальной защиты,

· создание условий для деятельности общественных формирований,

· состояние и дина­мика правонарушений в стране, меры по их предупреждению,

· про­филактика пьянства, взяточничества, бюрократизма и др.

Стратегия политики в сфере исполнения наказания заключается

·

· в демократизации деятельности исправительных учреждений,

· в определении новых видов уголовных наказаний альтернативных лишению свободы,

· в привлечении общества в исправлении осужденных.

Хотя она до­статочно стабильна, но может меняться в связи с коренными пре­образованиями в экономике, политике, идеологии. Изменение стратегии политики государства может быть обусловлено:

1.

1. новыми политическими позициями в отношении прав человека, в том числе осужденных;

2. новыми экономическими отношениями, возникши­ми в обществе;

3. существенными преобразованиями в производст­венной деятельности исправительных учреждений и иными уста­новками на роль труда осужденных;

4. деполитизацией (политизацией) воспитательной работы с ними;

5. изменением организационных основ уголовно-ис­полнительной системы.

Существенное влияние на состояние уголовно-исполнительной политики оказывает экономическое положение общества. Благо­приятное в экономическом отношении государство может ставить более высокие цели, делать стратегию фундаментальной, а основные формы и методы ее реализации не зависящими от политических факторов.

Субъекты формирования и реализации политики в сфере испол­нения уголовных наказаний:

1.

1. Президент РФ,

2. Федеральное Собрание РФ,

3. Правительство РФ,

4. Минюст России и

5. другие госу­дарственные органы и негосударственные организации.

В соответствии с ч. 3 ст. 80 Конституции Президент определяет основные направления внутренней политики государства. Политика в сфере борьбы с преступностью (частью которой является полити­ка в области исполнения наказания) представляет собой составную часть внутренней политики государства.

Федеральное Собрание России, принимая соответствующие за­коны, в том числе уголовные и уголовно-исполнительные, акты амнистии, рассматривая различные вопросы борьбы с преступнос­тью, оказывает влияние на формирование политики в сфере ис­полнения уголовных наказаний.

Уголовно-исполнительная политика закрепляется в различных формах и прежде всего — в уголовно-исполнительном законода­тельстве. В настоящее время она закреплена в Уголовно-исполни­тельном кодексе, а также в иных законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ по вопросам, связанным с ис­полнением наказания (питание осужденных, их медицинское и бытовое обеспечение и т.д.).

Уголовно-исполнительная политика одновременно реализуется в деятельности соответствующих государственных органов — цен­тральных и территориальных органов уголовно-исполнительной системы ФСИН России, судебных приставов-исполнителей, орга­нов управления военными пенитенциарными учреждениями, а также непосредственно в деятельности учреждений и органов, на которые законом возложено исполнение уголовных наказаний и иных уголовно-правовых мер.

Минюст России в соответствии с Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» осуществляет выработку, реализацию государствен­ной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере исполнения уголовных наказаний. Основными субъектами реали­зации уголовно-исполнительной политики являются государст­венные органы, специально созданные для исполнения уголовных наказаний. Так, ФСИН России осуществляет эту деятельность не­посредственно и (или) через свои территориальные органы, учреж­дения, исполняющие уголовные наказания, следственные изоля­торы.

Учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания, ре­ализуя уголовно-исполнительную политику, осуществляют свою деятельность во взаимодействии с различными федеральными ор­ганами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественны­ми объединениями и организациями.

В настоящее время основные положения отечественной уголов­но-исполнительной политики заложены в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, закрепляющей направления реформирования деятель­ности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.

Наши рекомендации