Высшие государственные органы Московской Руси.

1. Боярская Дума. Возникла в 16 веке, но ее заседания стали регулярными с середины 15 века (Иван 3)

В нее входили 4 категории участников:

1) представители княжеских фамилий

2) представители Московского боярства

3) лица, занимавшие высокие должности во дворце великого князя (царя)

4) с начала 16 века в Боярскую Думу приглашались представители богатых дворянских фамилий

На заседаниях Боярской Думы каждый сидел в строго отведенном ему месте в зависимости от знатности происхождения. Эта система занятия должности по знатности происхождения стала называться системой местничества. Она была распространена затем на всю государеву службу и была отменена в России только в 1612 г.

Боярская Дума помогала Великому князю (царю) в выполнении всех его функций, но авторитет Боярской Думы резко упал в период Смуты, когда бояре стали сотрудничать с поляками.

Алексей Михайлович пытался максимально снизить политическую значимость Боярской Думы и для этого стал резко увеличивать состав Боярской Думы и ее численность перевалила за 100 человек.

2. Земские Соборы. 27 февраля 1549 г. Иван 4 собрал представителей боярства и произнес пере ними речь, в которой упрякнул бояр за узурпацию власти в период его малолетства и призвал из к совместной работе. В этот же день Иван собрал представителей богатого дворянства и детей боярских (особая категория, представители обедневших боярских родов, которые лишились земли) и собрал богатых дворян.

Это событие позже было названо первым Земским Собором в истории России, то есть совещанием царя с представителями различных сословий. Земские соборы стали созываться регулярно. Иван 4 сделал участникам Земских Соборов письменные вопросы с возможными вариантами ответов. Члены Земских Соборов заседали строго по сословиям. Иван предпочтение отдавал дворянам. После Ивана 4 у Земских Соборов появилась новая функция - избрания царей (Федор Иоанович, Борис Годунов). Земские Соборы были популярным органом и поэтому в первом и втором ополчениях были созданы свои Земские Соборы, которые назывались Советы всей земли. Вершиной развития Земских Соборов был Земский Собор 1613 г, избравший Михаила Романова. На нем были представлены представители всех сословий, кроме зависимых крестьян.

С 1613 – 1622 гг Земские Соборы функционировали непрерывно, так как ситуация в стране была критической.

С 1623 – 1634 гг Земские Соборы вообще не созывались.

Однако в 1634 г Россия решила участвовать в Смоленской войне, направленной на возвращение Смоленских и Черниговских земель, потерянных в период Смуты. Тогда был созван Земский Собор, на котором решался вопрос об увеличении налогов и повинностей.

Важный Земский Собор состоялся в 1648-49 гг и на нем было принято Соборное уложение 1649 г. В этом Земском Соборе участвовало 315 человек из 116 городов. Созыву этого Собора предшествовали восстания в Москве и других городах, причиной которых было недовольство царской администрацией во главе с боярином Борисом Морозовым. Алексей Михайлович решил не применять силу, а созвать Земский Собор.

Текст Соборного уложения был разработан комиссией бояр во главе с князем Одоевским, текст обсуждался по сословиям и был принят в начале 1649 г. Впервые русский законодательный источник был отпечатан и впервые разослан по всем гос.органам и землям России.

Последний крупный Земский Собор состоялся в 1653 г и принял решение о присоединении Украины к России, которое состоялось в 1654 г.

С 80-х гг Земские Соборы не созывались. Время существования Земских Соборов в России называется периодом сословно-представительной монархии, то есть с Ивана 4 до царевны Софьи.

3. Русский митрополит (патриарх). В 15 веке, когда Византия была почти полностью завоевана турками, 4 православных патриарха обратились за помощью к католическому миру. Патриархи обещали за помощь признать католическое вероучение, но при сохранении православных обрядов.

В 1439 г во Флоренции была подписана Флорентийская уния, которую в том числе, подписал русский митрополит Исидор. 2 года он ехал обратно в Москву.

В 1441 г великий князь Московский Василий 2 Темный созвал Собор русских епископов, осудил Исидора и заявил, что Русь унию не принимает и становится главной православной страной.

С 1448 г русские митрополиты избирались Собором русских епископов и утверждались великим князем Московским

При Федоре Иоановиче Борис Годунов стал использовать церковь для укрепления своей власти. В 1558 г он пригласил в Москву 4 греческих патриарха. Их фактически посадили под арест.

В январе 1589 г ( через 6 месяцев), греческие патриархи согласились на учреждение патриаршества в России и первым русским патриархом стал Иов ( друг Бориса Годунова).

В период Смуты церковь поддерживала борьбу против поляков; и поляки захватили в плен русского патриарха Гермогена ( умер голодной смертью) – 1612 г.

С 1612 – 1619 гг патриарха на Руси не было. Михаил хранил это место для своего отца Федора Никитича Романова, который в период Смуты был насильственно пострижен в монахи и находился в польскому плену.

С 1619 г Филарет (Федор) стал патриархом. Сложилась система двух государей, то есть все вопросы отец и сын решали совместно.

После Филарета патриархи уже не использовались такой властью. Но при Алексее Михайловиче возродилась идея византийского наследства, препятствием которой явились различия в церковных обрядах.

Тогда Алексей Михайлович поручил патриарху Иосифу разработать проект церковной реформы, но параллельно был создан «кружок ревнителей благочестия» во главе с Стефаном Внифатьевым. Членами этого кружка стали: сам царь Алексей, будущий патриарх Никон, протопоп Аввакум, глава Боярской Думы Милославский и др.

В 1652 г Иосиф умер и Алексей Михайлович предложил патриаршество Никону. Никон начал проведение той церковной реформы, которую ждал от него Алексей Михайлович:

А) двухперстье при крещении заменено трехперстием. Это вызвало недовольство народа.

Б) Все двухперстники преданы анафеме и объявлены еретиками.

Взрыв возмущения. Возникло движение старообрядчества, идеологом которого стал протопоп Аввакум.

В) Запрещено многоголосие, то есть совершение нескольких служб одновременно в церкви.

Г) русские богослужебные книги были исправлены по греческим образцам.

Затем отношения царя и патриарха испортились

В 1658 г Никон самовольно оставил патриарший престол и уехал из Москвы. Алексей Михайлович хотел осудить Никона, но русские епископы заявили, что не могут судить патриарха.

Только в 1666-1667 гг состоялся Больной Московский собор, на который приехало 2 греческих патриарха. Решение собора:

1. Собор осудил Никона и лишил его патриаршества

2. Собор одобрил все реформы Никона

3. Введена формула взаимоотношений государства и церкви в России – « в светских делах патриарх подчиняется царю, в церковных делах царь и патриарх равны»

Наши рекомендации