Тема: Субъективная сторона преступления. Субъект преступления.
Вопросы:
1. Понятие и содержание субъективной стороны преступления.
2. Понятие вины в уголовном праве. Формы вины.
3. Преступления с двумя формами вины.
4. Условия невиновного причинения вреда. Отличие невиновного причинения вреда от небрежности.
5. Мотив и цель как факультативные признаки объективной стороны.
6. Понятие ошибки. Юридическая и фактическая ошибки.
Рекомендуемая литература
Нормативные правовые акты
1. Уголовный кодекс Российской Федерации // Российская газета, 1996, 18 июня, ст. 24-28, 61, 63.*
Основная литература
1. Алексеев С.В. Уголовное право Российской Федерации. - Ростов н/Д: Феникс, 2010.*
2. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.Т. Томина, В.В. Сверчкова. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮРАЙТ, 2011.*
3. Сверчков В.В. Уголовное право. Общая и Особенная части: Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИД Юрайт, 2011.*
4. Уголовное право. Общая и Особенная часть: Учебник / Под ред. А.В. Бриллиантова. – М.: Проспект, 2009.*
5. Уголовное право. Т.1. Общая часть: Учеб. для бакалавров / Под ред. И.А. Подройкиной, Е.В. Серегиной, С.И. Улезько. - М.: Юрайт, 2012.*
Дополнительная литература
1. Нерсесян В.А. Ответственность за неосторожные преступления и ее установление. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2002.*
2. Пудовочкин Ю.Е. Учение о составе преступления. – М.: Юрлитинформ, 2009.
3. Рарог А. И. Квалификация преступлений по субъективным признакам. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2003.*
4. Скляров С.В. Вина и мотивы преступного поведения. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2004.*
5. Тяжкова И.М. Неосторожные преступления. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2002.*
6. Энциклопедия уголовного права. Т. 4. Состав преступления. – СПб.: Издание профессора Малинина - СПб ГКА, 2005.*
Интерактивное занятие по теме «Субъект преступления» - 1 час.
Форма занятия – работа в малых группах «Решение задач».
Цель введения активных/интерактивных - обеспечение диалогического взаимодействия в совместной деятельности.
Цель занятия – в результате изучения темы студенты должны уяснить понятие субъекта преступления и его значение; научиться правильно определять возраст уголовной ответственности; уяснить юридические и медицинские критерии вменяемости, невменяемости, «ограниченной вменяемости», «возрастной невменяемости»; изучить понятие специального субъекта преступления и виды специальных субъектов. В ходе занятия у обучаемых целесообразно сформулировать умение определять и анализировать проблемные вопросы относительно понятия и признаков субъекта преступления.
Форма /технология проведения занятия – работа в малых группах. Перед тем как разделить аудиторию на группы, преподаватель объясняет задание: каждая группа получит описание ситуации, необходимо обсудить, как нужно поступить в этой ситуации, подготовить объяснение ответа, а после окончания работы групп – представить свой ответ аудитории.
Преподаватель раздает студентам задачи из задачника. Можно раздать одинаковые задачи всем группам, и сравнить мнения групп. Количество задач для одной группы преподаватель определяет самостоятельно.
По окончании работы групп, представители каждой группы презентуют работу.
Студенты работают в группе. Аудитория делится на малые группы по 3-4 студента в группе. Желательно, чтобы в одной группе оказывались студенты, которые мало общаются друг с другом (это поможет группе избежать разговоров на отвлеченные темы).
Форма представления студентами конечного результата – заключение.
Дидактическое /техническое оснащение:
компьютерное мультимедийное оборудование с целью визуализации учебного материала и внедрения прогрессивных методов обучения с использованием схем: «Критерии невменяемости», «Критерии «ограниченной вменяемости»», «Критерии «возрастной невменяемости»».
Уголовный кодекс Российской Федерации // Российская газета, 1996, 18 июня, ст. 1-13.*
Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.Т. Томина, В.В. Сверчкова. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮРАЙТ, 2011.*
Сверчков В.В. Уголовное право. Общая и Особенная части: Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИД Юрайт, 2011.*
Уголовное право. Общая и Особенная часть: Учебник / Под ред. А.В. Бриллиантова. – М.: Проспект, 2009.*
Уголовное право. Т.1. Общая часть: Учеб. для бакалавров / Под ред. И.А. Подройкиной, Е.В. Серегиной, С.И. Улезько. - М.: Юрайт, 2012.*
Семинар.
Тема: Стадии совершения преступления.