Тема: Субъективная сторона преступления. Субъект преступления.

Вопросы:

1. Понятие и содержание субъективной стороны преступления.

2. Понятие вины в уголовном праве. Формы вины.

3. Преступления с двумя формами вины.

4. Условия невиновного причинения вреда. Отличие невиновного причинения вреда от небрежности.

5. Мотив и цель как факультативные признаки объективной стороны.

6. Понятие ошибки. Юридическая и фактическая ошибки.

Рекомендуемая литература

Нормативные правовые акты

1. Уголовный кодекс Российской Федерации // Российская газета, 1996, 18 июня, ст. 24-28, 61, 63.*

Основная литература

1. Алексеев С.В. Уголовное право Российской Федерации. - Ростов н/Д: Феникс, 2010.*

2. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.Т. Томина, В.В. Сверчкова. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮРАЙТ, 2011.*

3. Сверчков В.В. Уголовное право. Общая и Особенная части: Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИД Юрайт, 2011.*

4. Уголовное право. Общая и Особенная часть: Учебник / Под ред. А.В. Бриллиантова. – М.: Проспект, 2009.*

5. Уголовное право. Т.1. Общая часть: Учеб. для бакалавров / Под ред. И.А. Подройкиной, Е.В. Серегиной, С.И. Улезько. - М.: Юрайт, 2012.*

Дополнительная литература

1. Нерсесян В.А. Ответственность за неосторожные преступления и ее установление. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2002.*

2. Пудовочкин Ю.Е. Учение о составе преступления. – М.: Юрлитинформ, 2009.

3. Рарог А. И. Квалификация преступлений по субъективным признакам. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2003.*

4. Скляров С.В. Вина и мотивы преступного поведения. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2004.*

5. Тяжкова И.М. Неосторожные преступления. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2002.*

6. Энциклопедия уголовного права. Т. 4. Состав преступления. – СПб.: Издание профессора Малинина - СПб ГКА, 2005.*

Интерактивное занятие по теме «Субъект преступления» - 1 час.

Форма занятия – работа в малых группах «Решение задач».

Цель введения активных/интерактивных - обеспечение диалогического взаимодействия в совместной деятельности.

Цель занятия – в результате изучения темы студенты должны уяснить понятие субъекта преступления и его значение; научиться правильно определять возраст уголовной ответственности; уяснить юридические и медицинские критерии вменяемости, невменяемости, «ограниченной вменяемости», «возрастной невменяемости»; изучить понятие специального субъекта преступления и виды специальных субъектов. В ходе занятия у обучаемых целесообразно сформулировать умение определять и анализировать проблемные вопросы относительно понятия и признаков субъекта преступления.

Форма /технология проведения занятия – работа в малых группах. Перед тем как разделить аудиторию на группы, преподаватель объясняет задание: каждая группа получит описание ситуации, необходимо обсудить, как нужно поступить в этой ситуации, подготовить объяснение ответа, а после окончания работы групп – представить свой ответ аудитории.

Преподаватель раздает студентам задачи из задачника. Можно раздать одинаковые задачи всем группам, и сравнить мнения групп. Количество задач для одной группы преподаватель определяет самостоятельно.

По окончании работы групп, представители каждой группы презентуют работу.

Студенты работают в группе. Аудитория делится на малые группы по 3-4 студента в группе. Желательно, чтобы в одной группе оказывались студенты, которые мало общаются друг с другом (это поможет группе избежать разговоров на отвлеченные темы).

Форма представления студентами конечного результата – заключение.

Дидактическое /техническое оснащение:

компьютерное мультимедийное оборудование с целью визуализации учебного материала и внедрения прогрессивных методов обучения с использованием схем: «Критерии невменяемости», «Критерии «ограниченной вменяемости»», «Критерии «возрастной невменяемости»».

Уголовный кодекс Российской Федерации // Российская газета, 1996, 18 июня, ст. 1-13.*

Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.Т. Томина, В.В. Сверчкова. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮРАЙТ, 2011.*

Сверчков В.В. Уголовное право. Общая и Особенная части: Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИД Юрайт, 2011.*

Уголовное право. Общая и Особенная часть: Учебник / Под ред. А.В. Бриллиантова. – М.: Проспект, 2009.*

Уголовное право. Т.1. Общая часть: Учеб. для бакалавров / Под ред. И.А. Подройкиной, Е.В. Серегиной, С.И. Улезько. - М.: Юрайт, 2012.*

Семинар.

Тема: Стадии совершения преступления.

Наши рекомендации