Понятие и значение уголовного закона.

Число: 2139

Уголовный закон является разновидностью юридических законов, которые в отличие от объективных законов природы и общества устанавливаются людьми, а потому выступают в виде принимаемых правомочными органами государственной власти нормативных актов, содержащих правовые нормы. В РФ поведение людей регулируется нормами гражданского, трудового, семейного, жилищного, административного, уголовного и других отраслей законодательства. Особенность уголовного закона состоит в том, что его принятие находится в компетенции федеральных органов государственной власти РФ. [1]Исходя из федеративного характера государственного устройства России, принятие действующих на ее территории законов может находиться, как в ведении федеральных органов государственной власти, так и в совместном ведении федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов РФ. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст.71) принятие уголовного законодательства относится к ведению федеральных органов государственной власти РФ. Таким органом согласно ст.105 Конституции Российской Федерации является Государственная Дума Федерального Собрания РФ.

Принимаемые Государственной Думой уголовные законы характеризуются специфическим содержанием уголовно-правовых норм. В них устанавливаются принципы и основание уголовной ответственности, определяются признаки общественно опасных деяний, признаваемых преступлениями, и наказания, подлежащие применению за совершение преступлений. Нормы уголовного закона определяют также условия освобождения от уголовной ответственности и наказания.

Следовательно, уголовный закон представляет собой принятый феде-ральным органом законодательной власти нормативный правовой акт, со-держащий нормы, которые устанавливают принципы и основание уголовной ответственности, определяют, какие деяния являются преступлениями и какие наказания подлежат применению к лицам, совершившим преступления, а также условия освобождения от уголовной ответственности и наказания.

Уголовный закон может выступать в виде отдельной нормы или не-скольких норм, содержащихся в отдельном законодательном акте либо в виде систематизированного свода законов (кодекса). Характерной особенностью российского уголовного законодательства является его кодифицированность.

Действующее российское уголовное законодательство полностью ко-дифицировано. Единственным уголовным законом является Уголовный ко-декс, который был принят Государственной Думой 24 мая 1996 г., одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 г., подписан Президентом Российской Федерации 13 июня 1996 г. и вступил в действие с 1 января 1997 г., заменив действовавший прежде УК РСФСР 1960 г. [2]

Нормы, определяющие преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия, могут содержаться и в других законодательных актах (комплексных межотраслевых или уголовных, принимаемых в целях совершенствования действующего уголовного законодательства).[3] Однако в соответствии с ч.1 ст.1 УК новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в УК, а потому не могут применяться самостоятельно.

Как нормативный правовой акт уголовный закон является формой выражения уголовного права и, кроме того, его единственным источником. Перечень преступных деяний, виды наказания и иные уголовно-правовые последствия (например, судимость) устанавливаются исключительно уголовным законом. Никакой правовой акт, кроме уголовного закона, не может определять преступность и наказуемость деяний.Определяя преступность и наказуемость деяний, а также иные уголовно-правовые последствия, уголовный закон, как гласит ч.2 ст.1 УК, основывается на Конституции Российской Федерации и общепризнанных принципах и нормах международного права. Это означает, что принимаемые в РФ уголовные законы не должны противоречить Конституции, которая имеет высшую юридическую силу и прямое действие. Принимаемые в РФ уголовные законы должны соответствовать общепризнанным принципам и нормам международного права, являющимся согласно ч.4 ст.15 Конституции Российской Федерации составной частью ее правовой системы. Однако, как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 10 октября 2003 г. № 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации", "международные договоры, нормы которых предусматривают признаки составов уголовно наказуемых деяний, не могут применяться судами непосредственно, поскольку такими договорами прямо устанавливается обязанность государств обеспечить выполнение предусмотренных договором обязательств путем установления наказуемости определенных преступлений внутренним (национальным) законом[4] (например, Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года, Международная конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 года, Конвенция о борьбе с незаконным захватом воз-душных судов 1970 года).

Исходя из статьи 54 и пункта "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации, а также статьи 8 Уголовного кодекса Российской Федерации уголовной ответственности в Российской Федерации подлежит лицо, совер-шившее деяние, содержащее все признаки состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации.

В связи с этим международно-правовые нормы, предусматривающие признаки составов преступлений, должны применяться судами Российской Федерации в тех случаях, когда норма Уголовным кодексом Российской Федерации прямо устанавливает необходимость применения международного договора Российской Федерации (например, статьи 355 и 356 Уголовного кодекса Российской Федерации)".

Уголовный закон является юридической базой для осуществления правосудия по уголовным делам, реализации уголовной политики государства в сфере борьбы с преступностью. Деятельность органов предварительного расследования, а также суда по осуществлению правосудия основана на строгом и неукоснительном соблюдении уголовного законодательства. Никто не может быть привлечен к уголовной ответственности и осужден за деяния, которые не признаны в качестве преступлений уголовным законом.

Уголовный закон имеет также большое предупредительное и воспитательное значение. Уже самим фактом своего существования уголовный закон оказывает сдерживающее влияние на неустойчивых лиц (склонных к совершению преступлений), а также воспитательное воздействие на граждан, формируя у них отрицательное отношение к общественно опасным действиям, которые признаются преступлениями.

Для правильного применения уголовного закона на практике имеет определение времени совершения преступления. В любом государстве законы изменяются, принимаются новые и отменяются устаревшие. Международные и конституционные нормы устанавливают правило о том, что судом и правоохранительными органами применяется тот уголовный закон, который действовал во время совершения преступления (ч.1 ст.9 УК РФ). Это значит, что к лицу, совершившему преступление, применяется только тот закон, который действовал во время его совершения. Действующим считается такой уголовный закон, который вступил в силу и не утратил силы.

В соответствии с ч.3 ст.15 Конституции РФ законы подлежа официальному опубликованию; неопубликованные законы не применяются.

В соответствии с этим на территории Российской Федераций применяются только федеральные законы, которые официально опубликованы. Датой принятия федерального закона считается день принятия его в окончательной редакции Государственной Думой, а федерального конституционного закона - когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией РФ. Указанные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней со дня их подписания Президентом РФ. Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее 10 дней после их принятия. Международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральным законом об их ратификации. Официальным опубликованием считается первая публикация полного текста в "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации". Федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если в самом законе не установлен другой порядок его вступления в силу.

Утрачивает силу уголовный закон в результате его отмены, замены другим законом, по истечении указанного в нем срока или в связи с изменением условий или обстоятельств, в соответствии с которыми он был принят.

В ч.2 ст.9 УК РФ указано, что временем совершения преступления признается время совершения общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий. Такое положение направлено к деяниям с отдаленными последствиями, когда между совершением самого действия (бездействия) и общественно опасными последствиями такого поведения проходит время, подчас довольно значительное. Время совершения преступления определяется по моменту деяния, а не наступления последствий. При применении уголовного закона в каждом конкретном случае возникает необходимость установить, действовал ли уголовный закон в момент совершения преступления.

Однако есть некоторые исключения из этого правила, зафиксированные в ст.10 УК РФ. Руководствуясь гуманистическими принципами, законодатель формулирует положение об обратной силе закона, устраняющего преступность деяния, смягчающего наказание или иным образом улучшающего положение лица, совершившего преступление. В ч.1 данной статьи говорится, что уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу. Т.е. распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в т. ч. на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Нормы, указанные в ст.10 УК РФ, относятся к любой стадии уголовного процесса. Уголовный закон, усиливающий или устанавливающий ответственность, обратной силы не имеет. Согласно ч.2 ст.10 УК РФ, закон имеет обратную силу в тех случаях, когда тем или иным образом улучшает положение лица, отбывающего наказание.

Говоря о действии уголовного закона в пространстве, необходимо придерживаться следующих принципов: территориальность (ч.1 ст.11 УК РФ), гражданство (ч.1 ст.12 УК РФ), реальность и универсальность (ч.3 ст.12 УК РФ), а также экстрадиция - принцип выдачи преступников (ст.13 УК РФ).[5]

Территориальный принцип действия уголовного закона означает, что лицо, совершившее преступление на территории Российской Федерации, подлежит ответственности по УК РФ независимо от того, является это лицо гражданином России или какого-либо другого государства или лицом без гражданства; за исключением лиц, пользующихся правом экстерриториальности, т.е. неприкосновенностью: послов, поверенных в делах, членов их семей, членов парламентских делегаций и т.д., это право распространяется на их служебные и жилые помещения, транспорт. Под территорией Российской Федерации понимаются находящиеся в пределах государственной границы суша (земельная территория), воды (внутренние и территориальные прибрежные морские воды шириной 12 морских миль), континентальный шельф (поверхность и недра морского дна за территориальными водами до глубины 200 м и глубже, пока глубина позволяет разработку естественных богатств), исключительная экономическая зона (в пределах 200 морских миль, считая от линии наибольшего отлива), недра (пространство под сухопутной и водной территорией без ограничения глубины), воздушное пространство (воздушное пространство над сухопутной и водной территорией). К территории Российской Федерации приравниваются гражданские речные, морские, воздушные суда, приписанные к определенному порту России и находящиеся в открытом море или воздушном пространстве вне ее территории, военные суда независимо от места их нахождения, космические корабли, спутники. [6]

Принцип гражданства означает, что граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства, совершившие преступления вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по УК РФ, если совершенное ими деяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено и если эти лица не были осуждены в иностранном государстве. При осуждении указанных лиц наказание не может превышать верхнего предела санкций, предусмотренного законом иностранного государства, на территории которого преступление было совершено. Военнослужащие воинских частей Российской Федерации, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по УК РФ, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации (т. н. оккупационный принцип).[7]

Реальный принцип означает, что иностранные граждане, а также лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по УК РФ за преступления, совершенные вне пределов Российской Федерации, только в случаях, когда это преступление направлено против интересов Российской Федерации, и в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации (например, за изготовление поддельных российских денег в каком-либо другом государстве).

Универсальный принцип означает, что иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, со-вершившие преступления вне ее пределов, подлежат уголовной ответствен-ности по УК РФ в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к ответственности на территории Российской Федерации.

Выдача лиц, совершивших преступление (принцип экстрадиции), со-стоит в том, что граждане России, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству (ч.1 ст.13 УК РФ). Уголовная ответственность таких лиц наступает по правилам ст.12 УК РФ. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступления вне пределов Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором (ч.2 ст.13 УК РФ). Вместе с тем не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением (ч.2 ст.63 Конституции РФ).

Наши рекомендации