Вопрос 4. Принцип гражданства. Реальный и универсальный принципы действия уголовного закона в пространстве.
Принцип гражданства сформулирован в ч.1 ст.6 УК: «Гражданин Республики Беларусь или постоянно проживающее в республике лицо без гражданства, совершившие преступления вне пределов Республики Беларусь, подлежат ответственности по настоящему Кодексу, если совершенные ими деяния признаны преступлениями в государстве, на территории которого они были совершены, и если они не понесли уголовную ответственность в этом государстве».
Из указанной нормы следует, что за общественно опасное деяние, совершенное вне пределов Беларуси, гражданин республики будет отвечать по УК Беларуси при наличии трех условий:
а) данное деяние признается преступлением по УК Беларуси;
б) это деяние признается преступлением по уголовному закону страны, на территории которой оно совершено;
в) гражданин Республики Беларусь не привлекался к уголовной ответственности за это преступление иностранным государством.
Данные правила кроме граждан республики распространяются на апатридов — лиц без гражданства, но при условии, что они постоянно проживают в Республике Беларусь, то есть официально проживают в республике не менее 183 дней в году.
В части 1 ст.6 УК Беларуси формулируется гуманное правило: «При осуждении указанных лиц наказание назначается в пределах санкции статьи настоящего Кодекса, но не должно превышать верхнего предела санкции, предусмотренной законом государства, на территории которого было совершено преступление».
Следовательно, даже самое суровое наказание, избранное судом, не будет строже максимума установленного уголовным законом иностранного государства. Если же этот максимум превосходит верхний предел санкции статьи УК Беларуси, то суд обязан руководствоваться только нормой национального кодекса.
Согласно ст. 62 Конституции РФ гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства - двойное гражданство. При совершении таким гражданином преступления в каком-либо третьем государстве возникает вопрос о том, по законам какого государства он должен нести ответственность, если он не был привлечен к ней в этом третьем государстве. В таком случае следует исходить из международного принципа "эффективного гражданства", установленного в международном праве, согласно которому применяется закон того государства, на территории которого гражданин и его семья постоянно проживают, имеют работу, жилье, имущество, пользуются всеми гражданскими и политическими правами.
Реальный принцип действия уголовного закона в пространстве сформулирован в ч.2 ст.6 УК Беларуси, из которой следует, что иностранный гражданин или не проживающее постоянно в Республике Беларусь лицо без гражданства подлежат ответственности по УК Беларуси в случаях совершения вне пределов республики особо тяжкого преступления, направленного против интересов Республики Беларусь, если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к ответственности на территории Республики Беларусь. В соответствии с этим правилом иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в нашей республике, будут отвечать по УК Беларуси за преступление, совершенное на территории иностранного государства, при наличии следующих условий:
а) совершенное общественно опасное деяние относится к категории особо тяжких преступлений по критериям ч.5 ст.12 УК;
б) это преступление направлено против интересов Республики Беларусь, то есть посягает на гражданина Республики Беларусь, на интересы юридических лиц, зарегистрированных в Республике Беларусь, на государственные интересы Республики Беларусь (например, убийство гражданина Республики Беларусь (ст.139 УК), умышленное уничтожение имущества коммерческой организации Республики Беларусь, повлекшее тяжкие последствия (ч.3 ст.218 УК), посягательство на жизнь государственного деятеля Республики Беларусь, совершенное из мести за политическую деятельность (ст.359 УК) и другие особо тяжкие преступления);
в) лицо, совершившее преступление, не было осуждено за него в иностранном государстве.
Универсальный принцип действия уголовного закона в пространстве вытекает из необходимости борьбы с международными преступлениями и преступлениями международного характера. Государства мира объединяют свои усилия в борьбе с определенными категориями преступлений, участвуя в международных конвенциях по борьбе с этими преступлениями. Присоединившись к конвенции, государство обязано привлекать к уголовной ответственности преступников даже тогда, когда преступление совершено вне пределов страны иностранными гражданами и не причинило данному государству реального вреда, то есть тогда, когда ситуация не охватывается иными принципами действия уголовного закона в пространстве.
В части 3 ст.6 УК Беларуси дается перечень преступлений, которые могут караться по УК Беларуси независимо от уголовного законодательства места совершения преступления на основании обязательного для Республики Беларусь международного договора. В частности, Республика Беларусь является участницей международных конвенций «По борьбе с подделкой денежных знаков» (1929 г.), «О предупреждении преступления геноцида и наказаний за него» (1948 г.), «О борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами» (1949 г.), «О борьбе с незаконным захватом воздушных судов» (1970 г.) и др.
В соответствии с универсальным принципом УК Беларуси может применяться лишь тогда, когда иностранные граждане или лица без гражданства не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Республики Беларусь.
При расследовании уголовных дел и рассмотрении их в суде возникают проблемы уголовно-правовой оценки фактов осуждения судами других государств лиц, привлекаемых к уголовной ответственности в Республике Беларусь. О преюдициальном значении совершения преступления на территории иностранного государства говорится в ст.8 УК Беларуси: «Судимость и иные уголовно-правовые последствия совершения лицом преступления на территории иностранного государства имеют уголовно-правовое значение для решения вопроса об уголовной ответственности этого лица за преступление, совершенное на территории Республики Беларусь, в соответствии с международными договорами Республики Беларусь».
Примером практической реализации этого правила являются нормы Минской конвенции 1993 г. о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Так, ст.761 Конвенции гласит: «При решении вопросов о признании лица особо опасным рецидивистом, об установлении фактов совершения преступления повторно и нарушения обязанностей, связанных с условным осуждением, отсрочкой исполнения приговора или условно-досрочным освобождением, учреждения юстиции Договаривающихся Сторон могут признавать и учитывать приговоры, вынесенные судами (трибуналами) бывшего Союза ССР и входивших в его состав союзных республик, а также судами Договаривающихся Сторон».
Осуществление принципа неотвратимости уголовной ответственности каждого, кто совершил преступление, в ряде случаев было бы не возможно без института выдачи преступника.