Вопрос 2. Действие уголовного закона во времени.
Наиболее острой формой реагирования на противоправное поведение человека является применение уголовного закона и связанное с этим ограничение прав и свобод виновного. Вследствие этого к уголовному закону имеет самое непосредственное отношение Конституция РБ, согласно которой "любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения".
В соответствии с ч.5 ст.104 Конституции Республики Беларусь и ст.65 Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 г. «О нормативно правовых актах Республики Беларусь»1, уголовные законы вступают в силу на всей территории Республики Беларусь одновременно по истечении десяти дней после их официального опубликования. В случае разновременного опубликования в нескольких официальных изданиях десятидневный срок исчисляется с даты первоначального опубликования. Моментом истечения срока и вступления закона в силу будет наступление 24-00 часов десятого дня (день опубликования не считается).
Иной порядок вступления уголовного в силу может определить сам законодатель. Так, УК БССР 1960 г. был принят 29 декабря 1960 г., а введен в действие с 1 апреля 1961 г., УК Беларуси 1999 г. был подписан Президентом республики 9 июля 1999 г., а введен в действие с 1 января 2001 г.
Значительные сроки, устанавливаемые для введения в действие крупных уголовных законов, обусловлены необходимостью приведения в соответствие с новым законом законодательства в иных отраслях права, а также проведением подготовительной работы по переходу на практическое использование нового уголовного закона2.
Практика введения уголовных законов в действие со дня их опубликования нежелательна, особенно, когда новый закон устанавливает преступность деяния или усиливает его наказуемость. Граждане должны иметь возможность ознакомиться с содержанием уголовно-правового запрета и если, они занимались запрещенной деятельностью, если они ею занимались. В этом заключается общепредупредительная роль уголовного закона.
Уголовные законы прекращают свое действие в результате их отмены или замены иными законами. Возможны ситуации, когда уголовный закон утрачивает силу в связи с истечением срока действия или в связи с отпадением обстоятельств, вызвавших его принятие (в настоящее время таких законов нет).
Таким образом, вопрос о том, какой закон подлежит применению, решается путем сопоставления момента вступления уголовного закона в силу и времени совершения преступления. Если преступление совершено после вступления в силу нового уголовного закона, то применяется этот закон, если преступление совершено ранее, то применяется прежний уголовный закон. Таково общее правило.
Между совершением общественно опасного действия (фактом бездействия) и наступлением последствий иногда проходит значительное время. В связи с этим при принятии уголовного закона для правильного решения вопроса о том, какой - новый или прежний закон следует применять, важное значение имеет определение времени совершения преступления. Согласно ч. 1 ст. 9 УК РБ преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого преступления. В юридической литературе были высказаны различные мнения по вопросу о том, что следует считать временем совершения преступления: одни авторы считали временем совершения преступления время совершения общественно опасных действий, другие - время наступления последствий. УК РБ 1999 г. впервые совершенно определенно высказался по этому вопросу: "Временем совершения преступления признается время совершения общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления по следствий. Юридическим основанием такого решения является то, что субъективное отношение виновного к своим поступкам связано с законом, существовавшим во время совершения действия (бездействия).
Положение о том, что временем совершения преступления признается время совершения действия, отличается универсальностью. Не все составы преступления включают в себя в качестве обязательного признака наступление последствий. Подобный признак отсутствует в формальных составах, объективная сторона которых заключается лишь в совершении действий или в бездействии (например, ст. 159 УК - оставление в опасности), в усеченных составах, момент окончания преступления в которых перенесен на более раннюю, чем наступление последствий, стадию (например, ст. 207 УК - разбой). Между тем никакое преступление невозможно без совершения определенных действий или без факта бездействия.
Некоторые сложности вызывает определение времени совершения преступлений, объективная сторона которых заключается в совершении нескольких или множества действий. Общим правилом определения времени совершения преступления в таких случаях является время совершения последнего действия или последний факт бездействия. Это относится ко всем, в том числе к продолжаемым преступлениям, объективная сторона которых заключается в совершении ряда тождественных преступных действий, направленных к общей цели и составляющих в своей совокупности единое преступление (например, ст. 154 УК - истязание), а также к длящимся преступлениям, заключающимся в действии или бездействии, сопряженном с последующим длительным невыполнением возложенных законом на виновного обязанностей (например, ст. 175 УК - уклонение от детей от содержания родителей).
Таким образом, вопрос о том, какой закон подлежит применению, решается путем сопоставления момента вступления уголовного закона в силу и времени совершения преступления. Если преступление совершено после вступления в силу нового уголовного закона, то применяется этот закон, если преступление совершено ранее, то применяется прежний уголовный закон. Таково общее правило.
В части 6 ст.104 Конституции Республики Беларусь утверждается: «Закон не имеет обратной силы, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан».
Развивая конституционное положение, ч.2 ст.9 УК Беларуси гласит: «Закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующее деяние до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Со дня вступления в силу закона, устраняющего преступность деяния, соответствующее деяние, совершенное до его вступления в силу, не считается преступным. Если новый уголовный закон смягчает наказуемость деяния, за которое лицо отбывает наказание, суд назначает наказание в соответствии с санкцией нового уголовного закона ...».
Обратная сила закона — это распространение положений нового, более мягкого уголовного закона на деяния, совершенные до вступления его в силу.
Требования ч.2 ст.9 УК Беларуси являются проявлением принципов справедливости и гуманизма, исключающих ответственность лица по уголовному закону, действовавшему во время совершения деяния, поскольку новый закон устраняет преступность и наказуемость данного деяния вообще либо смягчает наказание за его совершение.
При решении вопроса о том, является новый уголовный закон более мягким, необходимо всесторонне сравнить новый и прежний законы по всем параметрам. В частности, закон будет более мягким, если:
а) уменьшает максимальный или минимальный пределы наказания;
б) при неизменном основном наказании обязательное дополнительное наказание заменяет факультативным;
в) уменьшает верхнюю или нижнюю границу дополнительного наказания, либо вводит более мягкий вид дополнительного наказания;
г) вообще отказывается от дополнительного наказания;
д) вводит альтернативную санкцию, позволяющую применить более мягкий вид наказания, чем прежний закон.
Более мягким признается закон, предусматривающий уголовную ответственность при наличии смягчающих обстоятельств.
Конкретизируя положения об обратной силе уголовного закона, ч.3 ст.9 УК Беларусь указывает: «Закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, совершившего это деяние, обратной силы не имеет».
Все рассмотренные нами положения ст.9 УК Беларуси согласуются с требованиями ч.1 ст.15 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., где сказано: «Никто не может быть признан виновным в совершении какого-либо уголовного преступления вследствие какого-либо действия или упущения, которое, согласно действовавшему в момент его совершения внутригосударственному законодательству или международному праву, не являлось уголовным преступлением. Равным образом не может назначаться более тяжкое наказание, чем то, которое подлежало применению в момент совершения уголовного преступления. Если после совершения преступления законом устанавливается более легкое наказание, действие этого закона распространяется на данного преступника».
В тех случаях, когда со времени совершения преступления до дня рассмотрения дела в суде уголовное законодательство изменялось неоднократно, возникает вопрос о возможности применения «промежуточного уголовного закона». Особенность «промежуточного закона» в том, что он вступил в силу после совершения преступления и устранил преступность деяния или смягчил наказание за него, но до момента рассмотрения дела в суде был заменен новым – более строгим законом. Долгое время в юридической литературе велись споры о том, как должен разрешаться вопрос в подобной ситуации. Часть 4 ст.9 УК Беларуси 1999 г. устанавливает следующее правило: «Если действующий во время совершения преступления уголовной закон был отменен или изменен уголовным законом, устраняющим преступность деяния, смягчающим наказание или иным образом улучшающим положение лица, совершившего преступления, но ко времени расследования уголовного дела или рассмотрения дела в суде вступил в силу иной более строгий уголовный закон, применению подлежит наиболее мягкий промежуточный закон».
Часть 2 ст.15 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. гласит: «Правила настоящей статьи не препятствуют привлечению к уголовной ответственности любого лица за общественно опасное деяние, которое во время совершения являлось уголовным преступлением согласно общим принципам права, признанным международным сообществом». Это означает, что как бы ни менялось национальное уголовное законодательство Республики Беларусь, преступность и наказуемость таких деяний, как преступления против мира, человечности и военные преступления, остаются неизменными.