Тайна переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

Тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений закреплена в Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Положения, гарантирующие тайну переписки, закреплены также в ст. 13 УПК, в федеральном законе "О почтовой связи".

Охраняется тайна связи в любых формах (переписки, телефонных переговоров и т.д.). Согласно ФЗ "О почтовой связи" информация об адресных данных пользователей услуг почтовой связи, о почтовых отправлениях, почтовых переводах денежных средств, телеграфных и иных сообщениях, входящих в сферу деятельности операторов почтовой связи, а также сами эти почтовые отправления, переводимые денежные средства, телеграфные и иные сообщения являются тайной связи и могут выдаваться только отправителям (адресатам) или их представителям.

Информация, полученная кем-либо с нарушением тайны корреспонденции, признаётся недопустимым доказательством и не может использоваться в уголовном судопроизводстве.

Тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений как принцип уголовного процесса гарантирует не только неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, но и конфиденциальность сведений, распространяемых в служебных и иных общественных отношениях.

Ограничение права гражданина на неприкосновенность частной жизни допускается только на основании судебного решения, вынесенного в порядке, предусмотренном УПК и Законом "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации". Обыск, наложение ареста на почтовые и телеграфные отправления, их выемка в учреждениях связи, контроль и запись телефонных и иных переговоров могут производиться только при наличии достаточных доказательств, подтверждающих основания для производства указанных следственных действий, что устанавливается судом при рассмотрении ходатайства следователя или дознавателя о производстве этих следственных действий.

Защита прав пользователей услугами связи, охрана тайны связи, обязанности операторов связи и ограничение прав пользователей услугами связи при проведении оперативно-розыскных мероприятий и осуществлении следственных действий подробно регламентированы в Федеральном законе "О связи".

Следует отметить, что тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений как принцип уголовного судопроизводства не перестаёт действовать с момента ограничения этого права на основании судебного решения в указанных выше случаях. Уголовно-процессуальный закон обеспечивает сохранение в тайне полученных сведений на протяжении всего производства по уголовному делу.

В открытом судебном заседании переписка, запись телефонных и иных переговоров, телеграфные, почтовые и иные отправления могут оглашаться только с согласия лиц, являющихся адресатами (отправителями или получателями) этой корреспонденции. В противном случае указанные материалы оглашаются только при удалении публики из зала суда.
12. Принцип неприкосновенности личности. Охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве.

Принцип неприкосновенности личности определяет основания и условия ограничения свободы человека в уголовном судопроизводстве, а также круг процессуальных гарантий от произвольного нарушения права на личную неприкосновенность.

Конституция, УПК и международно-правовые акты исчерпывающе определяют круг лиц, в отношении которых может допускаться ограничение свободы и личной неприкосновенности при производстве по уголовному делу. В УПК обозначено, что такими лицами, прежде всего, могут быть подозреваемый и обвиняемый в совершении преступления. Кроме того, такими лицами могут быть потерпевший и свидетель, например, в случае помещения в медицинский или психиатрический стационар.

Принцип неприкосновенности личности определяет и основания ограничения свободы лиц в уголовном судопроизводстве. К таким основаниям следует отнести: задержание, лишение свободы, помещение в медицинский или психиатрический стационар.

Применение каждой из названных мер уголовно-процессуального принуждения возможно только при наличии надлежаще доказанного фактического основания и соблюдения условий, предусмотренных уголовно-процессуальным законом.

Принцип неприкосновенности личности устанавливает, что ограничение свободы в уголовном судопроизводстве допускается только на строго определённый срок, по истечении которого лицо должно быть немедленно освобождено.

Важнейшей гарантией неприкосновенности личности в уголовном судопроизводстве является предоставление права ограничения свободы гражданина только суду. Лишь для кратковременного задержания подозреваемого (на срок не более 48 часов) судебное решение не требуется.

Этот принципобеспечивает также и надлежащие условия содержания лица под стражей. В УПК говорится, что лица, задержанные по подозрению в совершении преступления, а также заключённые под стражу, должны содержаться в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью, иное противоречит международным нормам.

Посвящённая принципу охраны прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве ст. 11 УПК гласит, что суд, прокурор, следователь, дознаватель обязаны разъяснять участникам уголовного судопроизводства их права, обязанности и ответственность и обеспечивать возможность осуществления этих прав. При наличии достаточных данных о том, что потерпевшему, свидетелю или иным участникам уголовного судопроизводства, а также их близким лицам угрожают противоправными деяниями, суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель принимают в пределах своей компетенции в отношении указанных лиц меры безопасности.

Вред, причинённый лицу в результате нарушения его прав и свобод судом, а также должностными лицами, осуществляющими уголовное преследование, подлежит возмещению по основаниям и в порядке, которые установлены УПК.


Наши рекомендации