Из протокола допроса старшей дочери, девятилетней Аманды

Следователь: ... И тогда ты зашла в гостевую?
Аманда: Да. Я хотела включить свет в спальне родителей и посмотреть, что случилось. Но не смогла дойти до выключателя, потому что на полу было очень много осколков.
Следователь:Что ты там увидела?
Аманда: Папа лежал на полу.
Следователь: Где в этот момент была твоя мама?
Аманда: Я думаю она в этот момент была у телефона. Потом какое-то время я была у телефона. А потом видела как напавший на папу человек выпрыгнул из окна.
Следователь:Ты имеешь ввиду окно в двери на террасу?
Аманда: Да.

Из протокола допроса старшей дочери, девятилетней Аманды - student2.ru

Второе декабря. Аманда на допросе у следователя

Из протокола допроса старшей дочери, девятилетней Аманды - student2.ru

Место где стояла Аманда. Преступника в этот момент она не видела и предполагала, что он где-то спрятался. Возможно так, как показано на этом моделировании.

Из протокола допроса старшей дочери, девятилетней Аманды - student2.ru

От позиции "у телефона" была прямая видимость до двери на террасу. Но преступника вылезающего из окна почему-то видела только Аманда. По её словам он был одет в тёмный свитер с капюшоном, а на руках были перчатки. В протоколе разговора со службой спасения Аманда кричит на 03:16, увидев в этот момент преступника. Именно тогда, по её словам, он и выронил нож.


Николас Бюксе, журналист печатного издания "SternCrime": Маленький, «заспанный» Улвила находится приблизительно в десяти минутах езды от Пори. Дороги здесь становятся уже, дома всё сложнее отличать один от другого: красная черепица, белые оконные рамы, безобразные пластиковые стулья на террасах и идеально ровно нарезанные клумбы – словно местные жители принимают участие в каком-то тайном соревновании по садоводству.
Подобное преступление в этом регионе не являются чем-то из ряда вон выходящим. Большинство совершаемых в Финляндии убийств происходят именно здесь. Возможно это связано с тем, что Пори – портовой и рабочий город, где слова не всегда достаточны и люди зачастую пускают в ход кулаки. Естественно, это всё усугубляется алкоголем. Как рассказывал мне ЮхаЙотсенлахти, возглавивший следствие по этому убийству: «я видел множество людей на улицах Пори, которые пьют потому что им грустно. И видел также других, которым грустно потому что они пьют. Так или иначе традиционное финское убийство всегда состоит из трёх составляющих: много алкоголя, два друга, один нож.»

Информация от Следователя ЮхиЙотсенлахти (2006-2008) и результаты криминалистических экспертиз: : В начале декабря я был в отпуске. Когда зазвонил мобильный и на дисплее высветилось имя моего коллеги по работе, у меня моментально возникло предчувствие - отпуск закончился. Мне рассказали, что ночью был убит сотрудник по персоналу местной обогатительной фабрики. В своей собственной спальне, на глазах у жены и девятилетней дочери.
При первых допросах жители близлежащих домов отметили, что в ночь совершения преступления видели недалеко от дома убитого Юкки Лахти, автомобиль «Вольво» красного цвета. Однако ни точной модели, ни номерных знаков никто не запомнил. Около двух часов ночи, то есть приблизительно за сорок минут до звонка в службу спасения, этот автомобиль проехал по улице мимо дома Лахти-Ауэр. По показаниям одного из соседей автомобиль ехал очень медленно, словно водитель искал какой-то номер дома. Нам не оставалось ничего другого, как через средства массовой информации обратиться к водителю этого автомобиля с просьбой прийти в полицию. Однако на наш призыв никто не откликнулся.
Согласно результатам аутопсии, Юкки Лахти было нанесено более семидесяти ножевых ранений. Большинство из которых были весьма поверхностными. Многие из них возможно были вызваны не ударами ножа, а осколками стекла разбросанными на полу. Пятки Юкки были также изрезаны осколками. Одно ножевое ранение в грудную клетку с тяжёлым повреждением лёгкого, было серьёзным. Причиной смерти стали два удара неустановленным орудием, предположительно небольшими топориком. В результате второго удара, Юкка получил прямое повреждения головного мозга и мгновенно скончался. Также судебные медики обратили внимание на то, что порезы в области плеч были более длинными и зачастую перпендикулярными по отношению к друг другу - их можно было характеризовать словом "крестообразные".
За вероятное ДНК преступника был принят мужской генетический отпечаток найденный на одном из поленьев для камина, которое очевидно использовалось в борьбе между Юкки и преступником.
В первые же дни мы провели очень много допросов и просто бесед с местным населением. Многие негативно отзывались о Юкки. Можно сказать, его ненавидели. Причина была только одна – его работа. К примеру, в ходе опросов, мы нашли одного человека, которого при увольнении, Юкка напутствовал словами: «Ты не будешь больше здесь работать потому, что ты разновидность дерьма».
Подозреваемых было много. Очень много. Только за первые месяцы мы отправили в лабораторию для сравнения около 700 образцов ДНК.
Ещё на одном из первых допросов, мужчина живший в соседнем от семьи Лахти-Ауэр доме, неожиданно заявил, что скорее всего действительной целью преступника был он, а не Юкка. Он рассказал нам о своём длительном конфликте по личным причинам с неким мужчиной по фамилии Таннер, проживавшем в городе Пори. По этой наводке, мы навели справки об этом человеке. Он был профессиональным актёром и преподавал актёрское мастерство в театральной студии города. Большинство людей действительно описали его как агрессивного и вспыльчивого человека, способного на убийство. В итоге, версия о том, что преступник просто ошибся перепутав дома, показалась нам вполне состоятельной. Дома находились буквально на расстоянии десяти метров друг от друга и были очень похожи. Я отправил фотографию подозреваемого, для Анели Ауэр по электронной почте. У нас были десятки, если не сотни подозреваемых! Мы не могли каждый раз ездить к ней лично, уточняя приметы. Она ответила: «Да, он похож». После этого мы организовали процедуру опознания. Из ряда подобранных нами людей, одетых в чёрную одежду с капюшоном, Анели Ауэр опять указала на подозреваемого Кая Таннера. После этого он был задержан, а затем прокуратура продлила срок его задержания ещё на неделю. Однако мы не смогли найти улик подтверждающих его вину. В доме не было его генетических отпечатков, не было его следов крови, отпечатки обуви не подходили по размеру. Но в любом случае, он был первым задержанным по делу об убийстве Юкки Лахти.





Из протокола допроса старшей дочери, девятилетней Аманды - student2.ru

Актёр Кай Таннер


В состав следовательской бригады был включён профайлер национальной криминальной полиции. После изучения материалов с места преступления и первых свидетельских показаний, мы пришли к выводу, что убийца скорее всего молод, находится в отличной физической форме и был знаком с убитым Юкки Лахти. Убийство было спланированным и убийца получал наслаждение в момент мучений жертвы.
Кроме того следовательской бригаде удалось установить, что осенью, меньше чем за месяц до смерти, Юкка Лахти несколько раз звонил на рабочий телефон одного из сотрудников полиции города Порвоо. Примечательно, что звонки происходили в нерабочее время и по словам этого полицейского в это время его уже не было в кабинете. Однако на все три звонка которые Юкка Лахти осуществлял со своего мобильного, кто-то отвечал. Одна из таких бесед продлилась около семи минут. Во время одного из этих звонков Юкка Лахти был совсем недалеко от Порвоо, несмотря на то, что город находился в трёхстах километрах от Улвила. Никаких протоколов о том, что кто-то из полицейских Порвоо контактировал с Юкки Лахти найти не удалось.
Двадцать восьмого октября 2008-го года, полицейский на телефон которого звонил Юкки Лахти, а также его супруга, были найден мёртвыми в своей квартире. Рядом с ними лежали два пистолета зарегистрированных на имя этого полицейского. По версии полиции произошло групповое самоубийство. Причина - затяжные депрессии.
В 2008-ом году дело было передано другому следователю. Начальство было несогласно с моими версиями и методами работы.

Из протокола допроса старшей дочери, девятилетней Аманды - student2.ru

Путь от Улвила до Порвоо

Из протокола допроса старшей дочери, девятилетней Аманды - student2.ru

ЮхаЙотсенлахти

Ярмо Валкама, прокурор: Раскрывать убийства это легко. Если у одного дырка в голове, а у второго дымящийся пистолет в руках – можете считать убийство раскрыто. Но если, образно говоря, «дымящийся пистолет» не найден, тогда начинаются трудности. Тогда не остаётся ничего другого как из множества осколков кропотливо пытаться сложить картину преступления.

Следователь Пауль Куусиранти(2008-2010): В случае необходимости полиция имеет право прибегнуть к определённым методам расследования, которые будут затрагивать личную жизнь подозреваемого и при этом оставаться секретными. Допустим прослушивание телефонных разговоров, установку прослушивающей техники в доме подозреваемого и некоторые другие мероприятия...

Анели: В один из дней марта 2009-го года, я как обычно отводила свою младшую дочку в детский сад. Неожиданно на тротуаре я заметила мобильный телефон. Он звонил, и после некоторого раздумья, я подняла его и ответила на звонок. Звонивший мужчина рассказал мне, что это телефон его друга, который он случайно обронил. Он попросил меня забрать телефон с собой и сообщить ему моё место жительства. Спустя несколько часов он приехал ко мне за телефоном и передал мне в качестве благодарности купон со скидкой для одного из магазинов и плитку дорогого шоколада в почтовом конверте. На конверте был написан его адрес и e-mail. Через несколько дней после этого мы встретились опять, на этот раз случайно на улице. Он делал утреннюю пробежку. Поздоровавшись, он сказал, что все эти дни надеялся получить от меня сообщение. Так мы стали общаться в интернете, посредством электронной почты. Иногда он заходил ко мне под каким-либо предлогом. Однажды он попросил топор, рассказав, что у него заклинило дверь на террасу. Через некоторое время он вызвался поменять зимние шины на моём автомобиле. В этот же день он предложил поехать в бассейн вместе с детьми. Там у нас впервые возник некий романтический контакт и он заявил, что испытывает чувства ко мне. Мы встречались с ним не очень часто. Но всё-таки это можно было назвать любовными отношениями. Он был мне симпатичен и как человек, и как мужчина. Можно сказать, что мне было хорошо с ним. Чуть позднее он рассказал, что пять лет назад развёлся и с той поры я первая женщина в его жизни, с которой он хотел бы иметь длительные отношения. Мы действительно начали строить планы совместной жизни...
Но однажды кто-то из школы позвонил мне на мобильный и сообщил что Аманду забрали в полицию на допрос.

Из протокола допроса Аманды (2009 год):

Следователь: Аманда, мы прослушивали ваш дом. Мы знаем, всё о чём вы говорили.
Аманда: Именно это мы и подозревали.
Следователь: Расскажи пожалуйста, подробней, что ты сейчас имела ввиду?
Аманда:(начинает плакать) Поскольку вы подозревали нашу маму, мы конечно думали, что и наши разговоры прослушиваются, и новый мамин друг только изображает влюблённость, а на самом деле он полицейский!
Следователь: твоя мама разговаривала с тобой об этом?
Аманда: Да.
Следователь: Твоя мама подозревала, что её новый друг полицейский?!
Аманда: Он задавал нам странные вопросы. Я не могу их сейчас точно вспомнить, но они были очень странными.

Из протокола допроса старшей дочери, девятилетней Аманды - student2.ru

Момент когда следователь сообщает Аманде о "прослушке"


Следователь Пауль Куусиранти: Некоторые же мероприятия проводятся и в открытую. Например тест на детекторе лжи. Смысл теста на полиграфе очень прост: если подозреваемый лжёт, датчики фиксируют кратковременное изменение его физиологических данных и на графике теста отображается ярко выраженный экстримум.
Мы предложили пройти этот тест Анели Ауэр...

Из протокола допроса старшей дочери, девятилетней Аманды - student2.ru Из протокола допроса старшей дочери, девятилетней Аманды - student2.ru


ПеккаСантилла, психолог, позже в команде адвокатов АнелиАуэр:В 2008-ом году полиция обратилась ко мне с просьбой оценить перспективу использования детектора лжи в деле об убийстве Юкки Лахти. Я разъяснил им, что использование теста с такой задержкой, спустя два года после убийства - некорректно и лишено всяческого смысла. И очень удивился когда узнал, что они всё равно провели эту процедуру.

Следователь Пауль Куусиранти: Тест однозначно показал, что Анели Ауэр, знает гораздо больше об убийстве своего мужа, чем рассказывает полиции. Сразу же после проведения теста на полиграфе, Анели Ауэр была задержана и впервые допрошена в качестве подозреваемой.

Анелли: В заключительной части этого допроса, они рассказали мне о так называемых «фактах»: о том, что на записи звонка в службу спасения нет никаких признаков присутствия в доме посторонних людей, нет ярко выраженных звуков борьбы между моим мужем и нападавшим. И после всего этого они неожиданно сказали: «Вы свободны! Вы свободны, но ваши дети, которые на момент вашего задержания были доставлены в приют, пока останутся там.» Кроме того, они сразу же назначили время следующего допроса. Уже на завтра. По их словам, за ночь я должна была «вспомнить» некоторые моменты и обстоятельства гибели мужа. Они разъяснили мне, что я очевидно страдаю кратковременной потерей памяти, поэтому не помню серьёзной ссоры, случившейся между мной и Юкки, вечером, непосредственно перед его убийством. Они так и сказали: «вы должны нам рассказать больше...» Мне никто не угрожал, но я поняла это однозначно - я увижу своих детей только в том случае, если "что-то" расскажу на допросе...
После всех раздумий на эту тему, я уже сама была неуверенна – где правда, а где нет.

Наши рекомендации